Образ кавказского пленника в русской литературе
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Образ кавказского пленника в русской литературе.
Для исследования я выбрала следующие произведения: поэма «Кавказский пленник» А.С. Пушкина и рассказ - быль «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого.
На сегодняшний день тема очень актуальна. Поэтому она мне показалась интересной. Я решила выяснить, как в произведениях Пушкина и Толстого толкуется образ кавказского пленника.
Цель исследования:
раскрыть образ кавказского пленника на примере произведений русских писателей
Задачи исследования:
1) прочитать произведения по данной тематике;
2) провести анализ описания образа кавказского пленника в каждом из произведений;
3) выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений;
4) сделать сравнительную характеристику образа кавказского пленника на примере произведений трёх русских писателей.
Кавказский пленник» А.С. Пушкина.
Герой поэмы – «отступник света». Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой и составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. С целью обретения свободы путешественник отправляется в область диких и естественных нравов, но там оказывается в положении раба.
Пленник холоден и предан другой – навсегда единственной возлюбленной свободе.Он – не может любить, сердце его навсегда остыло. В диалогах пленника с черкешенкой читатель видит лишь душевную пустоту героя. Пленнику нечем ответить на глубокое чувство молодой черкешенки, ведь он потерял способность любить.
Пушкинский герой остаётся жив и обретает свободу благодаря молодой
черкешенки. Она, понимая то, что её любовь к пленнику безответна, бросается в воду и тонет. Герой же проявляет поразительное равнодушие.
Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в его чёрством сердце. Позже, отводя упрёки в излишнем трагизме развязки, Пушкин иронично заметит: «Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать мою черкешенку – да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблён в черкешенку – он прав, что не утопился» (Письмо П.А. Вяземскому от 6 февраля 1823 года).
«Кавказский пленник» М.Ю. Лермонтова.
На первых страницах поэмы Лермонтова «Кавказский пленник» читатель видит образ пленников. Но, в конечном счёте, нас привлекает образ одного русского пленника, который и является главным героем поэмы.
Как и у А.С. Пушкина, лермонтовский герой безымянный. Перед нами морально подавленный молодой человек, который не может смириться с тем, что потерял свободу. Пленник не мог сдерживать слёзы, он нуждался в поддержке. Лермонтовского героя мучают сомнения: то были моменты, когда он смирялся со своим положением, то возникало огромное желание убежать. Пленник не верит в своё спасение, он тоскует по родине и свободе. Лермонтовский герой не может взаимностью ответить на любовь своей спасительницы черкешенки. Пленник ждал её именно как спасительницу, но никак не в роли возлюбленной. У черкешенки Лермонтова более решительный характер, нежели у пушкинской, она требует любви пленника. Лермонтов усилил также и драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня. Но пленник не то, что не способен любить, он не хочет любви. Пленник гибнет от выстрела старого черкеса.
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого.
Л.Н. Толстой всю жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе: «Кавказский пленник».
Жилин (главный герой этого произведения) смелый человек, понимая то, что в любой момент он может оказаться в плену или быть убитым, он всё же решается ехать к матери. Вместе с Жилиным Толстой отправляет героя, совершенно противоположного по своим качествам. Костылин неуклюж, пуглив, труслив, и с помощью создаваемого контраста Толстому более ярко удаётся показать фигуру Жилина. Жилин и Костылин попадают в засаду. Сцена противостояния Жилина татарам показывает, что наш герой не паникует, не боится, готов бороться до последнего.
В плену Жилин держится достойно. Он не падает духом, очень внимателен ко всему, что его окружает. Читатель чувствует, что Жилин не со злобой относится к врагу, а с интересом. Особо затрагивает момент, когда Жилину удаётся найти контакт с детьми татарчатами. Жилин проявляет смекалку: мастерит, чинит, лечит, чтобы найти подход к местному населению. Все его умения и способности ярко выражаются и спасают его от уныния, тоски и грусти. Костылина татары тоже ловят и сажают его вместе с Жилиным в сарай. И опять читатель видит, насколько подавлен, напуган Костылин, и насколько силён духом и спокоен Жилин.
Побег пленников не удачен. Ожесточаются условия их существования. Мастеря куклы, Жилин завоёвывает симпатию татарской девочки, дочери своего хозяина. Чисто из - за жалости Дина помогает выбраться нашему герою из плена. Помощь татарской девочки ещё раз даёт Жилину шанс обрести свободу. Он бежит один, так и не сумев уговорить Костылина бежать вместе.
В плену Жилин проявил силу характера, силу воли, огромную веру в спасение. Ему удалось выбраться из плена. Остался Жилин служить дальше на Кавказе. Рассказ написан как своеобразное опровержение поэмы Пушкина «Кавказский пленник». Б.М. Эйхенбаум писал: «По своему заглавию и сюжету рассказ кажется демонстрацией против пушкинской поэмы; романтический пленник превратился в простого офицера Жилина, мечтающего вернуться к матери в Россию, романтическая черкешенка, пылающая страстью, заменена девочкой - татаркой, которая не питает к пленнику никаких чувств, кроме обыкновенной жалости; вместо взволнованного поэтического стихотворного повествования – спокойная сжатая речь простого рассказчика».Заключение.
В своей работе я проанализировала и сравнила образ кавказского пленника в творчестве трёх русских писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Задачи, которые я ставила перед собой, последовательно выполняла и тем самым достигла поставленной цели: раскрыла образ кавказского пленника. Образ кавказского пленника многопланов, философски глубок, интересен, неоднозначен, побуждает к размышлению.
Мне более понятен и близок по своим поступкам, рассуждениям пленник Толстого Л.Н. Активная жизненная позиция его героя меня впечатляет и воодушевляет. На сегодняшний день именно такой человек с такими волевыми качествами жизнеспособен.
Работать над темой было интересно, так как пришлось читать и произведения, которые мы еще не проходили. У меня появилась возможность сравнить свои нынешние впечатления с впечатлениями прошлых лет.
Результатом моего исследования стала таблица, в которой я даю сравнительную характеристику образа кавказского пленника каждого рассмотренного мною произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_v_5_klasse_na_temu_obraz_kavkazskogo_plennika.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ кавказского пленника в русской литературе.
Для исследования я выбрала следующие произведения: поэма «Кавказский пленник» А.С. Пушкина и рассказ - быль «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого.
На сегодняшний день тема очень актуальна. Поэтому она мне показалась интересной. Я решила выяснить, как в произведениях Пушкина и Толстого толкуется образ кавказского пленника.
Цель исследования:
раскрыть образ кавказского пленника на примере произведений русских писателей
Задачи исследования:
1) прочитать произведения по данной тематике;
2) провести анализ описания образа кавказского пленника в каждом из произведений;
3) выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений;
4) сделать сравнительную характеристику образа кавказского пленника на примере произведений трёх русских писателей.
Кавказский пленник» А.С. Пушкина.
Герой поэмы – «отступник света». Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой и составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. С целью обретения свободы путешественник отправляется в область диких и естественных нравов, но там оказывается в положении раба.
Пленник холоден и предан другой – навсегда единственной возлюбленной свободе.Он – не может любить, сердце его навсегда остыло. В диалогах пленника с черкешенкой читатель видит лишь душевную пустоту героя. Пленнику нечем ответить на глубокое чувство молодой черкешенки, ведь он потерял способность любить.
Пушкинский герой остаётся жив и обретает свободу благодаря молодой
черкешенки. Она, понимая то, что её любовь к пленнику безответна, бросается в воду и тонет. Герой же проявляет поразительное равнодушие.
Гибель любящей его спасительницы никак не отражается в его чёрством сердце. Позже, отводя упрёки в излишнем трагизме развязки, Пушкин иронично заметит: «Другим досадно, что пленник не кинулся в реку вытаскивать мою черкешенку – да, сунься-ка; я плавал в кавказских реках, тут утонешь сам, а ни черта не сыщешь; мой пленник умный человек, рассудительный, он не влюблён в черкешенку – он прав, что не утопился» (Письмо П.А. Вяземскому от 6 февраля 1823 года).
«Кавказский пленник» М.Ю. Лермонтова.
На первых страницах поэмы Лермонтова «Кавказский пленник» читатель видит образ пленников. Но, в конечном счёте, нас привлекает образ одного русского пленника, который и является главным героем поэмы.
Как и у А.С. Пушкина, лермонтовский герой безымянный. Перед нами морально подавленный молодой человек, который не может смириться с тем, что потерял свободу. Пленник не мог сдерживать слёзы, он нуждался в поддержке. Лермонтовского героя мучают сомнения: то были моменты, когда он смирялся со своим положением, то возникало огромное желание убежать. Пленник не верит в своё спасение, он тоскует по родине и свободе. Лермонтовский герой не может взаимностью ответить на любовь своей спасительницы черкешенки. Пленник ждал её именно как спасительницу, но никак не в роли возлюбленной. У черкешенки Лермонтова более решительный характер, нежели у пушкинской, она требует любви пленника. Лермонтов усилил также и драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня. Но пленник не то, что не способен любить, он не хочет любви. Пленник гибнет от выстрела старого черкеса.
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого.
Л.Н. Толстой всю жизнь мечтал о мире между людьми, о согласии между народами. Веру в возможность взаимного понимания и взаимной поддержки между людьми разных национальностей он выразил в рассказе: «Кавказский пленник».
Жилин (главный герой этого произведения) смелый человек, понимая то, что в любой момент он может оказаться в плену или быть убитым, он всё же решается ехать к матери. Вместе с Жилиным Толстой отправляет героя, совершенно противоположного по своим качествам. Костылин неуклюж, пуглив, труслив, и с помощью создаваемого контраста Толстому более ярко удаётся показать фигуру Жилина. Жилин и Костылин попадают в засаду. Сцена противостояния Жилина татарам показывает, что наш герой не паникует, не боится, готов бороться до последнего.
В плену Жилин держится достойно. Он не падает духом, очень внимателен ко всему, что его окружает. Читатель чувствует, что Жилин не со злобой относится к врагу, а с интересом. Особо затрагивает момент, когда Жилину удаётся найти контакт с детьми татарчатами. Жилин проявляет смекалку: мастерит, чинит, лечит, чтобы найти подход к местному населению. Все его умения и способности ярко выражаются и спасают его от уныния, тоски и грусти. Костылина татары тоже ловят и сажают его вместе с Жилиным в сарай. И опять читатель видит, насколько подавлен, напуган Костылин, и насколько силён духом и спокоен Жилин.
Побег пленников не удачен. Ожесточаются условия их существования. Мастеря куклы, Жилин завоёвывает симпатию татарской девочки, дочери своего хозяина. Чисто из - за жалости Дина помогает выбраться нашему герою из плена. Помощь татарской девочки ещё раз даёт Жилину шанс обрести свободу. Он бежит один, так и не сумев уговорить Костылина бежать вместе.
В плену Жилин проявил силу характера, силу воли, огромную веру в спасение. Ему удалось выбраться из плена. Остался Жилин служить дальше на Кавказе. Рассказ написан как своеобразное опровержение поэмы Пушкина «Кавказский пленник». Б.М. Эйхенбаум писал: «По своему заглавию и сюжету рассказ кажется демонстрацией против пушкинской поэмы; романтический пленник превратился в простого офицера Жилина, мечтающего вернуться к матери в Россию, романтическая черкешенка, пылающая страстью, заменена девочкой - татаркой, которая не питает к пленнику никаких чувств, кроме обыкновенной жалости; вместо взволнованного поэтического стихотворного повествования – спокойная сжатая речь простого рассказчика».Заключение.
В своей работе я проанализировала и сравнила образ кавказского пленника в творчестве трёх русских писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Задачи, которые я ставила перед собой, последовательно выполняла и тем самым достигла поставленной цели: раскрыла образ кавказского пленника. Образ кавказского пленника многопланов, философски глубок, интересен, неоднозначен, побуждает к размышлению.
Мне более понятен и близок по своим поступкам, рассуждениям пленник Толстого Л.Н. Активная жизненная позиция его героя меня впечатляет и воодушевляет. На сегодняшний день именно такой человек с такими волевыми качествами жизнеспособен.
Работать над темой было интересно, так как пришлось читать и произведения, которые мы еще не проходили. У меня появилась возможность сравнить свои нынешние впечатления с впечатлениями прошлых лет.
Результатом моего исследования стала таблица, в которой я даю сравнительную характеристику образа кавказского пленника каждого рассмотренного мною произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кавказский пленник в русской литературе
обрах кавказского пленника в литературе...
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»
Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...
Методический комментарий к проведению урока литературы (или урока внеклассного чтения) на тему «Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материале пьесы Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»)»
В статье дан методический комментарий к проведению урока внеклассного чтения по творчеству Л.С.Петрушевской....
Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе
Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....
Использование проблемного метода обучения на уроках литературы (на примере урока по теме: Евгений Базаров - образ "нового человека" в русской литературе второй половины XIX века).
Разработка урока литературы в 10 классе....
Образ кавказского пленника в русской литературе
Раскрыть образ кавказского пленника на примере произведений русских писателей....
Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."
Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...