А.Фадеев «Разгром» Образы героев
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Цель урока по роману Фадеева «Разгром» - рассмотреть особенности образов, созданных автором, выявить положительное и отрицательное в героях с помощью анализа текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - знакомство с романом Фадеева "Разгром" | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы . 11 класс
А.Фадеев «Разгром»
Образы героев
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Роман А.Фадеева «Разгром» — одно из произведений, которые являются летописью гражданской войны. Эпоха эта осталась в истории и в памяти народа как время трудной борьбы рабочего класса за освобождение. Можно по-разному относиться к двадцатым годам, также как ко всему времени существования Советской власти. Но нельзя отрицать, что это время имеет огромное значение для всей Росии, да и для всего мира.
Узнать лучше и достовернее это время нам позволяет художественные произведения, особенно если они написаны непосредственными участниками событий.
Именно таким писателем является А.Фадеев.
II. Образы романа.
Прототипами героев романа стали бойцы «Особого коммунистического» отряда, в который вступил Александр Фадеев.
Красный партизанский отряд, сражавшийся под алым стягом с вышитой шелком надписью «Особый коммунистический», стал коллективным героем романа Фадеева «Разгром».
«Там было много чудесных ребят, — вспоминал Фадеев. — Многие них сложили свои головы в борьбе. Я никогда не забуду человека огромной физической и душевной силы — Федора Куницына. Это был богатырь, похожий на тех сказочных богатырей, образы которых сохранили для нас былины, — бесстрашный, спокойный, добрый, ненавидящий врагов, не знающий устали в борьбе, в походе. Я никогда не забуду братьев Кокорвичей, очень похожих друг на друга, чубатых, рыжих молодцов... И много, много других лиц и фамилий приходит мне на память, лиц и фамилий людей, с которыми мы не расставались в течение года, накрывались одной шинелью, ели из одного котла...»
В качестве домашнего задания ученикам было предложено выбрать по желанию одного из героев: Мечика, Левинсона, Морозку, Метелицу — и подготовить рассказ о нем от первого лица.
Так на уроке образовались четыре рабочих группы.
Одиннадцатиклассники рассказывают о персонажах романа, дополняя и корректируя ответы товарищей. Подобная работа помогает взглянуть на литературного героя, как на живого человека, глубже понять его внутренний мир.
Работающие у доски учащиеся записывают основные черты характера и особенности личности персонажей, выявляемые в процессе обсуждения.
Постепенно появляется следующая запись:
Левинсон | Морозка | Мечик | Метелица |
Идейный коммунист, человек «особой породы», смелый, мудрый, волевой вожак, находчивый, беспредельно предан революции, способен на самоотречение, часто испытывает страхи и сомнения, но подавляет их, имеет свои слабости, но умеет их таить | Шахтер, характер противоречивый, «весь... огонь, движение», храбрый боец, недостаточно дисциплинирован, грубиян, не умеет себя контролировать, неустойчивость, бесшабашность, безотчетность | Слабый, безвольный интеллигент, эгоист, пустой мечтатель, «чистенький», ненадежен, беспринципный, ленивый и безвольный" | Смелый, отважный, честный, «горячая голова», чуткий к людям, обладает душевной теплотой, беззаветно предан делу революции, находчивый, недюжинный ум. |
- Как автор показывает нравственное развитие своих героев?
Левинсон — служение идее заставило Левинсона забыть себя.
Морозка — постепенно меняется и сам радуется победе над своим разгильдяйством. В нем все более растет понимание ответственности за людей (переправа у парома). “Беспечное озорство” Морозки превращается в ответственность, происходит становление личности. Пожертвовал собственной жизнюю, предупредив отряд о засаде.
Мечик — хотел принимать активное участие в революционной борьбе, но не смог понять главные ее цели. Участие его в революции напоминает игру. Он постоянно отделяет себя от других и противопоставляет себя всем окружающим. В конце в нем побеждает чувство самосохранения и приводит его к предательству. Так из-за слабости он постепенно идет к предательству, сначала предает Варю, а потом и весь отряд: не сделав сигнальных выстрелов и сбежав из дозора, Мечик обрекает на гибель и своего спасителя Морозку, и весь отряд.
Метелица — Метелица сформировался сам по себе, в стихии трудовой жизни. Его горячность и непримиримость привели его к благородной цели. Он не просто погибает, а погибает, защищая слабого.
Вывод: Одна из главных проблем — ответственность человека за свою судьбу и за жизнь других.
IV. Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ образов героев одного произведения
Обучение школьников сравнительному анализу образов на примере произведений "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого и "Дубровский" А.С. Пушкина....
«Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина» «Премудрый пескарь «.
В системе школьного литературного образования большую роль играют занятия внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способству...
"Новые образы героев сказки "Золотой ключик"
Данная тематическая подборка представляет собой конспект учебного занятия по образовательной программе художественно-эстетической направленности и материалы учебно-методическог...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."
Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."
Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...
А. А. Фадеев "Разгром"
Материал презентации можно использовать в процессе изучения романа "Разгром". В презентации рассматривается история написания романа "Разгром", проблематика романа, сюж...