А.Фадеев «Разгром» Образы героев
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Полуднякова Наталья Августиновна

 

Цель урока по роману Фадеева «Разгром» - рассмотреть особенности образов, созданных автором, выявить положительное и отрицательное в героях с помощью анализа текста.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы . 11 класс

А.Фадеев «Разгром»

Образы героев

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Роман А.Фадеева «Разгром» — одно из произведений, которые являются летописью гражданской войны. Эпоха эта осталась в истории и в памяти народа как время трудной борьбы рабочего класса за освобождение. Можно по-разному относиться к двадцатым годам, также как ко всему времени существования Советской власти. Но нельзя отрицать, что это время имеет огромное значение для всей Росии, да и для всего мира.

Узнать лучше и достовернее это время нам позволяет художественные произведения, особенно если они написаны непосредственными участниками событий.

Именно таким писателем является А.Фадеев.

II. Образы романа.

Прототипами героев романа стали бойцы «Особого коммунистического» отряда, в который вступил Александр Фадеев.

Красный партизанский отряд, сражавшийся под алым стягом с вышитой шелком надписью «Особый коммунистический», стал коллективным героем романа Фадеева «Разгром».

«Там было много чудесных ребят, — вспоминал Фадеев. — Многие них сложили свои головы в борьбе. Я никогда не забуду человека огромной физической и душевной силы — Федора Куницына. Это был богатырь, похожий на тех сказочных богатырей, образы которых сохранили для нас былины, — бесстрашный, спокойный, добрый, ненавидящий врагов, не знающий устали в борьбе, в походе. Я никогда не забуду братьев Кокорвичей, очень похожих друг на друга, чубатых, рыжих молодцов... И много, много других лиц и фамилий приходит мне на память, лиц и фамилий людей, с которыми мы не расставались в течение года, накрывались одной шинелью, ели из одного котла...»

В качестве домашнего задания ученикам было предложено выбрать по желанию одного из героев: Мечика, Левинсона, Морозку, Метелицу — и подготовить рассказ о нем от первого лица.

Так на уроке образовались четыре рабочих группы.

Одиннадцатиклассники рассказывают о персонажах романа, дополняя и корректируя ответы товарищей. Подобная работа помогает взглянуть на литературного героя, как на живого человека, глубже понять его внутренний мир.

Работающие у доски учащиеся записывают основные черты характера и особенности личности персонажей, выявляемые в процессе обсуждения.

Постепенно появляется следующая запись:

Левинсон

Морозка

Мечик

Метелица

Идейный коммунист,

человек «особой породы»,

смелый, мудрый,

волевой вожак, находчивый, беспредельно предан революции, способен на самоотречение, часто испытывает страхи и сомнения, но подавляет их, имеет свои слабости, но умеет их таить

Шахтер, характер противоречивый, «весь... огонь, движение», храбрый боец, недостаточно дисциплинирован, грубиян, не умеет себя контролировать, неустойчивость, бесшабашность, безотчетность

Слабый, безвольный интеллигент, эгоист, пустой мечтатель, «чистенький», ненадежен, беспринципный, ленивый и  безвольный"

Смелый, отважный, честный, «горячая голова», чуткий к людям, обладает душевной теплотой, беззаветно предан делу революции, находчивый, недюжинный ум.

  • Как автор показывает нравственное развитие своих героев?

Левинсон — служение идее заставило Левинсона забыть себя.

Морозка — постепенно меняется и сам радуется победе над своим разгильдяйством. В нем все более растет понимание ответственности за людей (переправа у парома). “Беспечное озорство” Морозки превращается в ответственность, происходит становление личности. Пожертвовал собственной жизнюю, предупредив отряд о засаде.

Мечик — хотел принимать активное участие в революционной борьбе, но не смог понять главные ее цели. Участие его в революции напоминает игру. Он постоянно отделяет себя от других и противопоставляет себя всем окружающим. В конце в нем побеждает чувство самосохранения и приводит его к предательству. Так из-за слабости он постепенно идет к предательству, сначала предает Варю, а потом и весь отряд: не сделав сигнальных выстрелов и сбежав из дозора, Мечик обрекает на гибель и своего спасителя Морозку, и весь отряд.

Метелица — Метелица сформировался сам по себе, в стихии трудовой жизни. Его горячность и непримиримость привели его к благородной цели. Он не просто погибает, а погибает, защищая слабого.

Вывод: Одна из главных проблем — ответственность человека за свою судьбу и за жизнь других.

IV. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ образов героев одного произведения

Обучение школьников сравнительному анализу образов на примере произведений  "Кавказский пленник"  Л.Н. Толстого и "Дубровский" А.С. Пушкина....

«Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина» «Премудрый пескарь «.

В системе школьного литературного образования большую роль играют занятия внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способству...

"Новые образы героев сказки "Золотой ключик"

Данная тематическая подборка  представляет  собой конспект  учебного занятия по образовательной программе художественно-эстетической направленности и  материалы учебно-методическог...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."

Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...

А. А. Фадеев "Разгром"

Материал презентации можно использовать в процессе изучения романа "Разгром".  В презентации  рассматривается история написания романа "Разгром", проблематика романа, сюж...