Коляденко Екатерина Андреевна Методическая разработка интегрированного урока по литературе и музыке
методическая разработка по литературе (7, 8, 9 класс)

Коляденко Екатерина Андреевна

Данная работа была представлена на международном конкурсе методических разработок "Уроки Холокоста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyadenko_e.a._pronzitelnye_noty_holokosta.docx107.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока музыки и литературы по произведениям искусства, посвященным истории Холокоста

 

Проблема национальной нетерпимости в нашем обществе достаточна актуальна. Исследования показывают, что мнение значительной части молодых людей по поводу равенства наций противоречиво, и их сознанием легко могут манипулировать экстремистские организации. Несмотря на то, что ценность человеческой жизни, достоинства личности, готовность выполнять законы в нашем обществе возросла, большая часть молодежи по-прежнему не готова к активной роли в ситуации, требующей выбора, если их точка зрения окажется в меньшинстве.


Холокост − одна из самых трагических и поучительных страниц истории  Второй мировой войны, и ее изучение на уроках литературы и искусства (музыки, ИЗО) может стать наиболее доступным и действенным способом осмысления данной проблемы. Необходимо сохранить историю Катастрофы в коллективной памяти как противоядие от повторения эпидемии деления людей и народов на плохих и хороших по месту рождения, вере или национальности.


Ниже приводится методическая разработка занятия.

Разработчик: Прокопьева Анна Петровна, учитель музыки МАОУ «Каменский лицей им Кожевина В. Е.»; Парфенова Екатерина Андреевна, учитель литературы МАОУ «Каменский лицей им Кожевина В. Е.».

                               Тема: «Пронзительные ноты холокоста»
Цели:

- воспитание патриотизма и толерантности у школьников на примерах трагического прошлого истории Холокоста.

 - способствование профилактики возникновения социокультурных угроз геноцида, антисемитизма в молодёжной среде.

Задачи:

- Вызвать эмоциональный отклик к произведениям искусства,  раскрывающим тему Холокоста.
- Через художественную призму различных видов искусств (музыки, литературы, скульптуры, живописи) глубоко почувствовать и   представить себе картину  геноцида во время Второй мировой войны.

- Сформировать личностное отношение учеников к событиям Холокоста, а также  сочувствие к страданиям еврейского народа, уважение к борцам против фашизма.


Форма работы:

групповая (5)


Оборудование:

Краткие исторические справки памятникам  Холокоста, отрывки из книги В. Шпильмана «Варшавские дневники», презентация трогательных памятников Холокоста. Эпиграф на доске:   «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».  На столах чистые листы бумаги для самостоятельной и групповой работы, карандаши; музыкальные произведения: симфоническая поэма «Боль земли»  И. Левина на стихи И. Хентова, ч. 3 «Хор детских душ», ноктюрн Ф. Шопена до диез минор, картина художника А. В. Адельшина «Реквием Холокосту».  Памятки по правилам учебного сотрудничества.

Предварительная работа  с учащимися:

Класс заранее поделён на пять групп. Представитель от каждой группы выступает в качестве эксперта отдельного вида искусства (литература, живопись, музыка, скульптура, театр). Экспертами был найден и проработан материал (презентация памятников, музыкальные композиции, репродукция картины и история ее создания, книга В. Шпильмана «Варшавские дневники»). Учащимися-экспертами подготовлена презентация «Пронзительные ноты Холокоста». Ученикам было предложено посмотреть исторический  фильм «Пианист» Романа Полански, фильм «Список  Шиндлера» Стивена Спилберга.

 



Правила учебного сотрудничества:


Каждый человек заслуживает, чтобы его слушали, не перебивали. Критикуются идеи, а не личности.
Учащиеся должны говорить понятно, высказываться непосредственно по теме, избегая избыточности в информации.


Правило трех «НЕЛЬЗЯ»:


Нельзя говорить «уже все сказали».
Нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе.
Нельзя прятать за высказыванием свое дурное настроение.


Ход занятия:


1. Организационный момент
Учитель гасит переменное настроение, создает соответствующий рабочий настрой, предлагает учащимся разбиться на небольшие рабочие группы. Затем, прежде чем начать занятие, учитель предлагает просмотр памятников Холокоста без названий городов. (Работает группа, отвечающая за вид искусства скульптура).
Звучит «Адажио» Альбионе

Ученики отвечают на вопросы, заданные первой группой. Какой теме посвящены эти скульптурные композиции? Какому периоду в истории они посвящены? Какие чувства вы испытываете, когда вы смотрите на них? Хочется ли вам выразить свои чувства? Почему?   Какие события легли в основу сюжетов памятников? Где расположены памятники?
2. Мотивация
Учитель предлагает найти описание памятников на столах и зачитать историческую справку, затем дает задания и вопросы, помогающие анализировать увиденное.

Например:

Назовите памятник, который произвел на вас особое впечатление. Скажите, какие чувства испытывали люди? Как вы считаете, кому посвящены эти памятники? Смогли бы вы жить, испытывая эти чувства ежеминутно? Вызывают ли у вас эти памятники негативные эмоции, например, чувство обиды, злости? Что хотели сказать скульпторы своими композициями? К чему они нас призывают? О том, что произошло, важно знать, необходимо помнить? Зачем?

Холокост невозможно понять, его можно только принять. История Второй мировой войны - это не только страницы «доблести и славы», но и трагическая повесть о страданиях миллионов людей, о сломанных жизнях и судьбах.


Истребление нацистами и их пособниками в ходе Второй мировой войны более 6 миллионов еврейского населения получило название - Холокост. От греческого  - всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами в 1933-1945г.г. На русском языке существует эквивалент этому понятию - «Катастрофа».
Знать об этом необходимо. К сожалению, и в наше время тема Холокоста не утратила своей актуальности: социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма - все это вынуждает вспомнить нас о Катастрофе европейского еврейства.


3. Целеполагание
- Мы сегодня познакомимся с произведениями искусства, посвящёнными этой теме, узнаем имена тех, кто выжил в нечеловеческих условиях и оставил свои воспоминания об одной из самых известных трагедий XX века - о попытке уничтожения нацистами еврейского народа. Мы постараемся почувствовать и прожить все ужасы катастрофы через произведения искусства.
- Приблизиться к этой теме нам помогут  фрагменты дневников и воспоминания участников и свидетелей событий, музыка, картинна.


4. Индукция
(Сообщение второй группы, отвечающей за вид искусства «Театр»). Краткий рассказ об
 АлисеХерц-Зоммер. Считается, что Херц-Зоммер была самым пожилым человеком в мире, пережившим Холокост.        Она была талантливой пианисткой. Алиса Херц-Зоммер была одной из 20 тысяч человек, которым удалось выжить в концентрационном лагере. Она отмечала, что в этом ей смогла помочь музыка — узникам лагеря разрешалось устраивать концерты, и пианистка могла в них участвовать. "Эти концерты, люди, сидящие там, старые люди, опустошенные и больные <…> Они приходили на наши концерты, и музыка была для них едой. Музыка была нашей едой. Музыка помогла нам выжить", — сказала Херц-Зоммер.

Учитель 

Холокост как трагедия человечества, отдельного народа нашла свое отражение в киноискусстве. В фильме «Список Шиндлера» есть такой эпизод: узница лагеря смерти играет ноктюрн Шопена на празднике в честь дня рождения коменданта, и тот, покоренный искусством пианистки, соглашается сохранить ей жизнь. Этот эпизод основан на реальных событиях: узницей, обязанной своей жизнью ноктюрну Шопена, была знаменитая еврейская пианистка Наталья Карп.

Литературная музыкальная композиция. Заранее подготовленный учащийся читает воспоминание Натальи Карп (звучит ноктюрн Ф. Шопена).

(Выступление третьей группы, отвечающий за вид искусства «Литература»). Учащиеся зачитывают отрывки из дневника польского пианиста Владислава Шпильмана «Варшавские дневники». Владислав Шпильман находился на волоске от смерти не один раз. Пережил все ужасы гетто и не раз спасительным ангелом его была музыка.

Учитель

Могли ли оказаться в лагерях гетто ваши родственники? В вашей семье были родственники, которые погибли в концлагерях? Если у вас была бы возможность посетить такие концлагеря Бухенвальд, Треблинка, Освенцим вы бы пошли на экскурсию?  Выступление учителя Е.А. Парфёновой и её небольшой рассказ об экскурсии в Польше в концлагеря Треблинка, Освенцим. Ребята задают вопросы.

(Сообщение группы, отвечающий за вид искусства «Музыка»)

Сообщение о современном произведении симфоническая поэма «Боль земли», написанная композитором Игорем Левиным, на стихи Игоря Хента. В основу симфонической поэмы легли события, произошедшие в Ростове на Дону во время Второй мировой войны, когда было загублено 27 тысяч невинных жертв, в основном евреев.   Это произведение прозвучало благодаря международном проекту «Культура без границ». 13 декабря 2014 в ростовской государственной филармонии прошел гала-концерт «Мировые премьеры»,  на котором впервые прозвучала симфоническая поэма для хора и оркестра «Боль земли».  Миша Кац, дирижер оркестра,  в интервью  после премьеры концерта сказал: «Это трагическое событие произошло в Ростове-на-Дону в Змиёвской балке, поэтому боль земли, земля стонет от боли, земля, так же как и вода, она имеет память, и мы имеем память. Мы обладаем также памятью нашего родного города и этой страшной трагедии. Это самый большой Холокост на территории России за всю историю».

Учитель

Мы с вами прослушаем 3 часть  «Хор детских душ». Память воскрешает лики еврейских детей, которым взрослые палачи вынесли смертный приговор. Голоса детей, ушедших из жизни…1,5 миллиона детей уничтожены нацистами.

Прослушивание «Хор детских душ»

(Сообщение группы, отвечающий за вид искусства «Живопись»)

История создания картины «Реквием Холокосту» Вегиза Адизяновича Адельшина петербургского художника. Размер холста 10 на 6 метров. Слева оркестр заключенных. Их заставляли играть в то время, когда пытали и мучили других евреев. Потом всех музыкантов расстреляли. В центре картины – восстание в Варшавском гетто. На заднем плане – поезда, доставлявшие евреев в концлагеря, Анна Франк, тринадцатилетняя девочка, которая вела дневник. Её записи дожили до наших дней, сама Анни погибла.

Какую мысль хотел донести до нас автор, почему вы так думайте?  Дайте свою собственную оценку произведения искусства, аргументируйте ее.  Какие вопросы вы бы задали каждому автору произведения искусства?

5. Рефлексия.

Подведение итогового  обсуждения.
Пример:
 Сегодня вы познакомились с произведениями искусства, которые посвящены Холокосту.  Какие мысли и чувства у вас возникали при прочтении «Варшавских дневников»? Почему?  Кто выступает в качестве героев этих сюжетов? Что помогло им выжить в это страшное время? Как можно сохранить память об этом? Как повлиять на умы и сердца людей разных национальностей, людей разных государств, чтобы не повторилась такая трагедия как Холокост?  Полученную информацию нам поможет осмыслить зажженная свеча памяти. (Учащиеся становятся в круг, передают свечу друг другу, высказывают свои мысли и чувства).

- Я уверена, что никого не оставило равнодушным выступление нашего гостя. Поднимите руки, кого заинтересовала эта тема. А теперь поднимите руки те, кто хочет узнать больше и у кого есть вопросы. Пожалуйста, можете их задать.  
- Какими мы с вами должны быть и что мы можем сделать, чтобы эта страшная и вопиющая страница истории — история Холокоста - никогда не повторилась ни с каким народом?
- Что может сделать каждый из вас?

6. Домашнее задание

Учитель предлагает каждому учащемуся  написать эссе на тему: «Как сохранить память о явлении Холокоста для того, чтобы не повторилась одна из самых страшных трагедий в истории человечества».

 (Пример для написания начала эссе

Начало предложений:


1.если я был журналистом;

2. если бы я был поэтом;

3.если бы я был телеведущим;

4. если бы я был блогером;

5.если бы я был композитором;

6. если бы я был режиссёром;

7. если бы я был главой района.)

- В заключение я бы хотела сказать, что изучение истории Холокоста помогает нам осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения и идем порождают национализм антисемитизм и расизм.


Мы обязательно продолжим изучение этой темы, а наше занятие я бы хотела закончить стихотворением 14-летнего мальчика, которое он написал после посещения концагеря.

 

Мы рождены гораздо позже. 
По счастью нам не довелось 
Быть там, где выжить невозможно, 
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве 
Увековечить и почтить 
Мы можем только лишь молитвой, 
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях, 
И только в полной тишине 
Забыв про все на миг, на время, 
Произнесем ее в душе.http://callofzion.ru/photo/image/300px-Bundesarchiv_Bild_101I-138-1091-07A,_Russland,_Mogilew,_Juden_auf_Dorfstra%C3%9Fe(2).jpg


- Спасибо вам за внимание, вы сегодня хорошо работали, рассуждали, были активны. Я уверена, что никто не уйдет в нашего занятия с холодным сердцем.

 

Приложение 1

 

Технологическая карта работы мастерских

 

№ этапа

название этапа

характеристика этапа

1

индукция (наведение)

Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого участника, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, предмет, фраза, звук, мелодия, картиина, текст, - все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, вопросов, разбудить чувство. Организация учителем проблемной ситуации.

2

самоконструкция (индивидуальная работа)

Индивидуальное создание эссе, решения, текста, рисунка, проекта, оценки ситуации.

3

социоконструкция (работа в парах, группах)

Построение этих элементов группой. Расширение источника опыта за счет увеличения числа участников.

4

социализация

Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения расслышаны, точки зрения рассмотрены.

5

афиширование (экспонирование)

Вывешивание работ участников (текстов, рисунков, проектов) в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, обсуждают.

6

разрыв

Внутреннее осознание участником мастерской неполноты и несоответствия своего старого знания, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетным.

7

рефлексия

Процесс осознания субъектом своей деятельности, фронтальное обсуждение проблемы; отражение чувств, ощущений, возникавших у участников.

Осмысление темы Холокоста в искусстве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вступление  ( слайд -  портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским)         Где он? Где друг? Кого спросить?...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...

Методическая разработка интегрированного урока (физическая культура и музыка) в 5-м классе с использованием музыки к балету "Весна Священная" Игоря Стравинского.

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки по теме: «Острый ритм джаза в искусстве. Проект Музея Джаза»

Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где  все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителям начальных классо...

Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...