Тема урока: «Читаем А.А. Лиханова: «Фулюган! Это ещё! Не хулиган!» (анализ повести «Фулюган с большой дороги»)
методическая разработка по литературе (7 класс)
Внеклассное зантие по литературе в 7 классе по теме "Читаем А.А. Лиханова: "улюган! Это еще! Не хулиган!" (анализ повести "Фулюган с большой дороги")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl._chtenie_po_lihanovu.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в 7 классе
Тема урока: «Читаем А.А. Лиханова: «Фулюган! Это ещё! Не хулиган!» (анализ повести «Фулюган с большой дороги»)
Учитель: Горбунова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с. Алымовка», Киренский район
Цель: познакомить учащихся с творчеством А.А. Лиханова, раскрыть идейное содержание повести «Фулюган с большой дороги». Развивать умение анализировать художественного произведение: рассуждать о прочитанном, выражать свое отношение к героям и их поступкам.
Воспитать чувства милосердия, доброты, честности, человеческого достоинства; привлекать учащихся к чтению художественной литературы.
Планируемые результаты:
Предметные: показать значение повести А. Лиханова; размышлять о прочитанном; совершенствовать умение анализировать текст.
Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, находить нужную информацию.
Предварительная подготовка: прочитать повесть «Фулюган с большой дороги».
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Этап мотивации к деятельности | Звучит песня «Дети войны» (И. Резник, исполняет Т. Гверцетели) - Какому событию и кому посвящена эта песня? - Что вы знаете об этой войне? - Какие книги о Великой Отечественной войне, героями которых были дети, вы читали? - Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством современного русского писателя, автором произведений, посвященных детям, подросткам. Многие его книги о становлении подрастающего поколения, о нравственных проблемах молодых, о доброте, совести, милосердии, человечности. Это Альберт Анатольевич Лиханов. СЛАЙД 2 | Внимательно слушают песню Отвечают на вопросы Слушают учителя |
II. Этап актуализации |
СЛАЙД 3 Родился Альберт Лиханов 13 сентября 1935 года в городе Киров в простой семье. СЛАЙД 4 Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт. Мама писателя, Милица Алексеевна, медицинский лаборант, сначала работала в железнодорожной поликлинике, затем, в годы войны в военном госпитале, а потом в госпитале для инвалидов войны. СЛАЙД 5 Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых. СЛАЙД 6 В 1958 году Альберт Лиханов окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Потом возвращается домой и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Свой литературный путь А. Лиханов начал с журналистики: в течение 13 лет был главным редактором молодёжного журнала «Смена». Активно стал издавать свои произведения, пришла популярность. СЛАЙД 7 В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд им. В. И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учреждён Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет писатель А. А. Лиханов. В 2005 и 2007 годах Альберт Лиханов признан Человеком года в России, в 2005 в США, в 2006 удостоен мировой медали «Freedom» «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра». Кембриджский университет (Англия) включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. В 2010 году Альберт Лиханов награждён в США International Award Pace (Международной премией мира). За создание семейных детских домов он удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования. Сейчас Альберт Анатольевич проживает в Москве. | Слушают, рассматривают слайды презентации |
III. Анализ произведе ния |
Более 30 лет Альберт Лиханов работал над романом «Русские мальчики», постепенно издавая повесть за повестью, рассказывая о становлении подростка и формировании у него жизненных ценностей. Эти повести не только воспоминание писателя о своем военном детстве, но и протест войне. Ведь война и детство — понятия несовместимые. Повесть Альберта Лиханова "Фулюган с большой дороги" из цикла "Русские мальчики" впервые была напечатана в журнале "Наш современник" №5 за 2015 год. - Ваше первое впечатление об этом произведении? - О чём или о ком эта повесть? Мы вновь встречаемся с главным героем "Русских мальчиков", оказавшись в городе Кирове военной и послевоенной поры. "Фулюган" — это подросток Лёнька, который каждое утро на главной улице небольшого городка оббирает слабых младшеклассников. Что там у них в портфелях-то было? Самое главное — еда. Она-то и была основной добычей. Но иногда и удавалась поживиться чем-то посущественней. Так вот у Кольки, от лица которого ведётся рассказ, этот малолетний бандит отнял альбом с марками. Но всё-таки за всё в жизни надо платить. Вот и Лёньку судьба страшно наказала. Так, что даже обиженный Николай не смог не посочувствовать... Повесть горькая, но, как и все произведения Лиханова, очень добрая и гуманная. О страшных последствиях детских шалостей. О чувствах и отношениях родителей и детей. И самое главное, о сострадании. - Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: мальчишеская горькая обида или взрослое сострадание в душе маленького человека: что сильнее? * беседа по вопросам: 1.Назовите главных героев повести? 2.Найдите описание Лёньки в тексте. Почему автор называет его «чудищем и конца войны, и тяжёлого наступления мира»? Главная черта его характера?
6. Как изменилась жизнь в городе после войны? Каким образом это повлияло на поведение Лёньки? 7. Назовите главную особенность характера Лёньки-железнодорожника? 8. Кто такие «успокоенные дети»? Входил ли Лёнька в их число? 9. При каких обстоятельствах к Лёньке приклеилось прозвище «Фулюган с большой дороги»? И почему учительница сказала, что именно «фулюган», а не «хулиган»? 10. Что значит Лёнька «вовсю мастерился»? 11. Что случилось с «фулюганом»? Куда он пропал? 12. Опишите случайную встречу Коли и Лёньки через 1,5 года. При каких обстоятельствах они встретились? 13. Почему Коля вдруг стал винить себя в происшедшем с Лёнькой, хотя считал его своим заклятым врагом? 14. Почему Лёнька не взял трёшку, поданную ему Колей? Какие чувства он испытывал, по- вашему, при этом? 15. Почему для Лёньки война не закончилась, а для Коли конец войны ясен? 16. Как вы думаете, почему Лёнькин отец зарыдал, когда услышал прозвище своего сына? 17. Какой смысл Колиных слов: «Но вы понимаете! - крикнул я во весь голос. - Что! Фулюган! Это ещё не хулиган! - А большая дорога! У нас одна!»? 18. Оказались ли эти слова пророческими? При каких обстоятельствах произошла новая встреча Коли и Лёньки? Как вы понимаете последние строки повести: «Марки может быть и пропали, как пропадают без вести люди». Относится ли это к Лёньке? Обоснуйте свой ответ. Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Не эти ли качества Коли, увиденные Ленькой по отношению к себе, не превратили его в хулигана? | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, слушают учителя |
IV. Итог | Так все-таки, что сильнее - мальчишеская горькая обида или взрослое сострадание в душе маленького человека? У Альберта Лиханова есть замечательные слова: «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нет у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А это кедр. Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем». - Какое новое открытие вы сделали сегодня на уроке? -Захотелось ли вам прочитать и другие рассказы этого автора? - Дома поразмышляйте в своих читательских дневниках над словами: «Фулюган! Это ещё! Не хулиган!» -Значит, до новых встреч на уроках добра А. Лиханова! | Обмен мнениями, впечатлениями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Урок-игра для учащихся 7 класса "По большой дороге физики"
Необычная форма урока повышает интерес к знаниям, формирует положительную мотивацию к учебе, развивает теоретическое мышление, умение действовать в команде....
презентация по физике к уроку-игре "По большой дороге физики"
Данная презентация является приложением к уроку-игре "По большой дороге физики"...
Урок-анализ повести А. Лиханова "Высшая мера"
Многие поколения великих умов думали о том, как жить: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, М.Горький,… Сходятся все они в одном: нельзя бы...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....
Урок родной русской литературы в 9 классе Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»
Урок родной русской литературы в 9 классе. Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка» . Работа с текстом на уроке ст...