Тема урока: «Читаем А.А. Лиханова: «Фулюган! Это ещё! Не хулиган!» (анализ повести «Фулюган с большой дороги»)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Горбунова Надежда Викторовна

Внеклассное зантие по литературе в 7 классе по теме "Читаем А.А. Лиханова: "улюган! Это еще! Не хулиган!" (анализ повести "Фулюган с большой дороги")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._chtenie_po_lihanovu.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ в 7  классе

Тема урока: «Читаем А.А. Лиханова: «Фулюган! Это ещё! Не хулиган!» (анализ повести «Фулюган с большой дороги»)

Учитель: Горбунова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ с. Алымовка», Киренский район

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.А. Лиханова, раскрыть идейное содержание повести «Фулюган с большой дороги». Развивать умение анализировать художественного произведение: рассуждать о прочитанном, выражать свое отношение к героям и  их поступкам.

Воспитать чувства милосердия, доброты, честности, человеческого достоинства; привлекать учащихся к чтению художественной литературы.

Планируемые результаты:

Предметные: показать значение повести А. Лиханова; размышлять о прочитанном; совершенствовать умение анализировать текст.

Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал,  находить нужную информацию.

Предварительная подготовка: прочитать повесть «Фулюган с большой дороги».

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

   I. Этап мотивации к  деятельности

Звучит песня «Дети войны»

 (И. Резник, исполняет Т. Гверцетели)

- Какому событию и кому посвящена эта песня?

- Что вы знаете об этой войне?

- Какие книги о Великой Отечественной войне, героями которых были дети,  вы читали?

- Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством современного русского писателя, автором произведений, посвященных детям, подросткам. Многие его книги о становлении подрастающего поколения, о нравственных проблемах молодых, о доброте, совести, милосердии, человечности. Это Альберт Анатольевич Лиханов.  СЛАЙД 2

Внимательно слушают песню

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

II. Этап актуализации

  • Сообщение о биографии автора (презентация)

СЛАЙД 3 Родился Альберт Лиханов 13 сентября 1935 года в городе Киров в простой семье.  СЛАЙД 4 Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт. Мама писателя, Милица Алексеевна, медицинский лаборант,  сначала работала в железнодорожной поликлинике, затем, в годы войны в военном госпитале, а потом в госпитале для инвалидов войны.  СЛАЙД 5 Вместе со сверстниками он стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьном концерте для раненых.

      СЛАЙД 6 В 1958 году Альберт Лиханов окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Потом возвращается домой и работает литсотрудником газеты «Кировская правда». Свой литературный путь А. Лиханов начал с журналистики: в течение 13 лет был главным редактором молодёжного журнала «Смена». Активно стал издавать свои произведения, пришла популярность.                

    СЛАЙД 7   В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд им. В. И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учреждён Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет писатель А. А. Лиханов. В 2005 и 2007 годах Альберт Лиханов признан Человеком года в России, в 2005 в США, в 2006 удостоен мировой медали «Freedom» «за ежечасный и ежедневный вклад в мировую копилку добра». Кембриджский университет (Англия) включил его в список 1000 выдающихся европейцев XXI века. В 2010 году Альберт Лиханов награждён в США International Award Pace (Международной премией мира).  За создание семейных детских домов он удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.

       Сейчас Альберт Анатольевич проживает в Москве.

Слушают, рассматривают слайды презентации

III. Анализ произведе ния

  • Как видите, ребята, писатель широко признан у нас и за рубежом.  Почему? Чем он заслужил это признание?
  • Главная тема его творчества – судьбы детей, оказавшихся в силу самых разных причин зажатыми в тиски людского равнодушия, идёт ли речь об увечьях и ранениях, о предательстве родителей или о жизни в детском доме…много горя принесла война. А сколько детской печали!

      Более 30 лет Альберт Лиханов работал над романом «Русские мальчики», постепенно издавая повесть за повестью, рассказывая о становлении подростка и формировании у него жизненных ценностей. Эти повести не только воспоминание писателя о своем военном детстве, но и протест войне. Ведь война и детство — понятия несовместимые.

       Повесть Альберта Лиханова "Фулюган с большой дороги" из цикла "Русские мальчики" впервые была напечатана в журнале "Наш современник" №5 за 2015 год.

- Ваше первое впечатление об этом произведении?

- О чём или о ком эта повесть?

       Мы вновь встречаемся с главным героем "Русских мальчиков", оказавшись в городе Кирове военной и послевоенной поры.              

      "Фулюган" — это подросток Лёнька, который каждое утро на главной улице небольшого городка оббирает слабых младшеклассников. Что там у них в портфелях-то было? Самое главное — еда. Она-то и была основной добычей. Но иногда и удавалась поживиться чем-то посущественней. Так вот у Кольки, от лица которого ведётся рассказ, этот малолетний бандит отнял альбом с марками. Но всё-таки за всё в жизни надо платить. Вот и Лёньку судьба страшно наказала. Так, что даже обиженный Николай не смог не посочувствовать... Повесть горькая, но, как и все произведения Лиханова, очень добрая и гуманная. О страшных последствиях детских шалостей. О чувствах и отношениях родителей и детей. И самое главное, о сострадании.

- Сегодня мы попробуем ответить на вопрос: мальчишеская горькая обида или взрослое сострадание в душе маленького человека: что сильнее?

* беседа по вопросам:

1.Назовите главных героев повести?

2.Найдите описание Лёньки в тексте. Почему автор называет его «чудищем и конца войны, и тяжёлого наступления мира»?  Главная черта его характера?

  1. Чем промышлял Лёнька-железнодорожник?
  2. Был ли он одинок? Кто его окружал? Как Лиханов пишет о его окружении? С кем сравнивает этих детей? Найдите ответ в тексте.
  3. При каких обстоятельствах произошла встреча Коли и Лёньки?

6. Как изменилась жизнь в городе после войны? Каким образом это повлияло на поведение Лёньки?

7. Назовите главную особенность характера Лёньки-железнодорожника?

8. Кто такие  «успокоенные дети»? Входил ли Лёнька в их число?

9. При каких обстоятельствах к Лёньке приклеилось прозвище «Фулюган с большой дороги»?  И почему учительница сказала, что именно «фулюган», а не «хулиган»?

10. Что значит Лёнька «вовсю мастерился»?

11. Что случилось с «фулюганом»? Куда он пропал?

12. Опишите  случайную встречу Коли и Лёньки через  1,5 года. При каких обстоятельствах они встретились?

13. Почему Коля вдруг стал винить себя в происшедшем  с Лёнькой, хотя считал его своим заклятым врагом?

14. Почему Лёнька не взял трёшку, поданную ему Колей? Какие чувства он испытывал, по- вашему, при этом?

15. Почему для Лёньки война не закончилась, а для Коли конец войны ясен?

16. Как вы думаете, почему Лёнькин отец зарыдал, когда услышал прозвище своего сына?

17. Какой смысл  Колиных слов: «Но вы понимаете! - крикнул я во весь голос. - Что! Фулюган! Это ещё не хулиган! - А большая дорога! У нас одна!»?

18. Оказались ли эти слова пророческими? При каких обстоятельствах произошла новая встреча Коли и Лёньки?

Как вы понимаете последние строки повести: «Марки может быть и  пропали, как пропадают без вести люди».  Относится ли это к Лёньке? Обоснуйте свой ответ.

       Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность! Не эти ли качества Коли, увиденные Ленькой по отношению к себе, не превратили его в хулигана?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, слушают учителя

IV. Итог

Так все-таки, что сильнее - мальчишеская горькая обида или взрослое сострадание в душе маленького человека?

     У Альберта  Лиханова есть замечательные слова: «Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нет у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А это кедр. Во множестве сложных вещей он узнаёт самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем».

- Какое новое открытие вы сделали сегодня на уроке?

-Захотелось ли вам прочитать и другие  рассказы этого автора?

- Дома поразмышляйте в своих читательских дневниках над словами: «Фулюган! Это ещё! Не хулиган!»

-Значит, до новых встреч на уроках добра А. Лиханова!

Обмен мнениями, впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Урок-игра для учащихся 7 класса "По большой дороге физики"

Необычная форма урока повышает интерес к знаниям, формирует положительную мотивацию к учебе, развивает теоретическое мышление, умение действовать в команде....

презентация по физике к уроку-игре "По большой дороге физики"

Данная презентация является приложением к уроку-игре "По большой дороге физики"...

Урок-анализ повести А. Лиханова "Высшая мера"

         Многие поколения великих умов думали о том, как жить: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, М.Горький,… Сходятся все они в одном: нельзя бы...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Урок родной русской литературы в 9 классе Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе «Далёкая и близкая сказка»

Урок  родной русской литературы в 9 классе.  Тема урока «Читая Астафьева… Думы о рассказе  «Далёкая и близкая сказка» .   Работа с текстом на уроке ст...