Урок-анализ повести А. Лиханова "Высшая мера"
план-конспект урока по литературе на тему
Многие поколения великих умов думали о том, как жить: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, М.Горький,… Сходятся все они в одном: нельзя быть счастливым, когда ущемляются интересы другого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_a.a.likhanova_vysshaya_mera.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-анализ по повести Альберта Анатольевича Лиханова «Высшая мера»
Цели:
Образовательные:
- познакомить с повестью А.Лиханова «Высшая мера»;
- учить анализировать произведение через работу над главными образами повести.
Развивающие:
- обогащать словарный запас учащихся;
- учить доказывать и опровергать мысли.
Воспитательные:
- способствовать формированию совести, чести, справедливости;
- способствовать обогащению внутреннего мира школьников, их жизненного опыта.
«Правда – она в простоте, ….
Лишь бы не стыдно в конце…»
План урока
1.Целеполагание.
2.Краткое сообщение ученика о творчестве Лиханова.
3.Сообщение ученика: «Какое впечатление произвела на вас повесть?»
4.Слово учителя по письменным ответам на вопросы.
5.Работа над главными образами повести.
6.Работа над эпизодом (Любовь Женечки).
7.Рефлексия.
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья!
Спасите наши души!
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше –
Наш SOS всё глуше, глуше,
И ужас режет души
Напополам…
В.С.Высоцкий
1.Повесть Альберта Лиханова уникальна своей проблематикой. Она актуальна тем, что в ней затронуты проблемы взаимоотношений членов семьи.
Лиханов задаёт вопрос своей повестью и сам же отвечает:
- Как жить, когда выхода нет?
- Как выстоять?
- Как пережить измену?
- Что выведет человека на верную дорогу?
- Как выстояла Софья Сергеевна, простая библиотекарша, главная героиня «Высшей меры» Лиханова? С точки зрения многих, это человек, живущий «за чертой бедности». Но это если смотреть утилитарно. А если посмотреть с другой точки зрения – то это удивительно богатый человек, владеющий несметным богатством – «золотыми россыпями души».
Здесь же, в этой же повести, рассказывается о любви, о которой говорил ещё Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» устами Аносова о любви – единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной, о любви благоуханной и томительной.
Какой, всё же, ответ на эти вопросы даёт А.Лиханов, мы скажем в процессе анализа произведения.
2.Краткое сообщение ученика о творчестве Лиханова.
Все повести Лиханова решают только одну задачу: Как человеку остаться навсегда человеком? Как сохранить в душе своей высокий свет детства и веру во всё святое? Как
Человеку выстоять, если больше жить невозможно?
3. Сообщение ученика: «Какое впечатление произвела на вас повесть?»
4. Ребята писали отзывы. Радует то, что многие заинтересовались повестью и серьёзно отнеслись к работам.
Процитирую некоторые строки.
«Жить надо не только для себя, но и ради других»
«Не желай другим того, чего не желаешь себе»
«Лишь прочитав эту повесть я задумалась над вопросами, о которых раньше и не знала»
«Из повести можно взять уроки на будущее»
«Повесть произвела на меня сильное впечатление. Она написана удивительно просто и понятно»
«Соединять судьбы в браке надо обдуманно. В противном случае может пострадать ни в чём неповинный ребёнок»
«…На самом деле, не уделяем ли мы мало внимания тем, кто в этом нуждается»
«Эта повесть актуальна и сейчас. Часто многие родители, чтобы в семье был достаток, работают на двух работах. Естественно, что на детей у них не остаётся времени. Ведь часто детям не хватает, как и Игорю, душевной теплоты»
«Прочитав строки, где рассказывается о нелепой смерти Игоря , я плакала, не могла удержаться»
5.Работа над главными образами повести.
- Почему Софья Сергеевна, находясь в дороге, в вагоне поезда, не хочет выходить из сна, возвращаться к жизни?
- Каким было прошлое Софьи Сергеевны?
- Почему её поразили слова Ирины: «Мы решили завести ребёнка»? (Детей не заводят. Это не котята. Их дарит судьба.)
- Вспомним сцену отъезда. Как понять слова Софьи Сергеевны: «Жалость унижает, сказал великий. Пусть обсмеют меня просвещённые, только я не согласна: жалость подаёт надежду». (Если бы они пожалели Софью Сергеевну, то значит они изменились бы к лучшему, может быть, можно было надеяться на это, но они остались чёрствыми, глухими к чужой боли.)
- Каким было отношение бабушки к внуку? В чём казнит себя Софья Сергеевна, вспоминая о сыне Саше? (Поздно поняла, что Саша научился приспособляться к сильным, соглашаться с ними всегда и во всём.)
- Почему Игорь не понимал поступка бабушки (взяла Алю и Сашу) и просил объяснить ему этот поступок? (Он воспитывался у мещан и не мог понять эту самоотверженность, самоотречённость).
- Почему Ирина не нравилась Софье Сергеевне?
- Как характеризуют Ирину её слова по отношению к мужу: «теперь займёмся тобой»? (Относится как вещи, в ней всё время проскальзывает мещанство)
- Что можно сказать о чертах характера Ирины? (Неумение любить, чёрствость. Воспринимает жизнь сквозь призму корыстного интереса, как площадку для самоутверждения)
Как понять слова Софьи Сергеевны: «Мгновенный взгляд они увидеть неспособны»?
Обобщая две судьбы, два характера, скажем, что Софья Сергеевна выбрала жизнь для других. В ней нет никакой озлобленности, только мудрая покорность судьбе. И мы знаем, что Софья Сергеевна продолжит жизнь, не потеряет интереса к ней, потому что есть человек, которому она необходима. Об этом говорят последние строки повести.
А для Ирины жизнь – достижение цели любой ценой. Ирина – человек, способный выстроить свою судьбу по чёткой схеме. Если Софья Сергеевна больше даёт, а Ирина только получает от жизни для себя.
Автор убеждён и свидетельствует это судьбами своих героев: человек не может быть счастлив наедине со своими корыстными целями.
Вспомним Марию. Она прожила счастливую жизнь. Она в жизни только отдавала. Те гроши, которые она получала от Софьи Сергеевны, приносила обратно в виде подарков для Алечки.
- Как вы думаете, с какой целью вводит автор в повесть образ добродушной Марии? (Хочет показать, что в жизни есть люди, которые посвящают свою жизнь другим.)
Автор доказывая, что и среди молодёжи есть такие люди, вводит образ голоножки-проводницы.
6.Анализ эпизода. Любовь Женечки.
- Расскажите о любви Жени и Андрея.
- Почему автор вводит в повесть подобное описание любви? (Показывает отношения между молодыми людьми, которые далеки от отношений Ирины и Саши).
-Есть ли желание укорить Женю в её поступке?
7.Рефлексия.
- Почему повесть названа «Высшая мера»?
- Что вы унесёте из этой повести с собой в вашу будущую жизнь?
- В чём заключается истинная ценность человеческой жизни?
Истинная ценность человеческой жизни в том, чтобы прожить её и не стыдиться в конце, не бояться больше отдавать в жизни, чем получать.
Конечно, однозначного ответа на эти вопросы нет. Многие поколения великих умов думали о том, как жить: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, М.Горький,… Сходятся все они в одном: нельзя быть счастливым, когда ущемляются интересы другого.
В заключение послушаем стихотворение Э.Асадова «Доброта»
И чтоб после себя не корить
В том, что делал кому-то больно,-
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно!
Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...
Типология уроков. Современный урок. Анализ и самоанализ урока.
Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объ...
Видео-урок "Анализ на слух как одна их форм работы на уроках сольфеджио"
Видеоурок посвящен одной из важнейших форм работы на уроках сольфеджио – анализу на слух. В этой форме работы объединяются все знания и умения учащихся, получаемые на уроках. Работа над анализом...
презентация к педсовету Современные подходы к уроку (технологическая карта урока, анализ и самоанализ деятельности педагога на уроке, основные приѐмы и технологии, способствующие реализации идеологии новых стандартов)
Презентация к педсовету по теме "Современные подходы к уроку"....
Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» Тип урока : Урок анализа произведения
Баллада М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»Тип урока : Урок анализа произведения...
Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока
Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...
"Что такое урок, этапы подготовки урока, анализ урока"
Что такое урок? Как его построить, какие этапы необходимо соблюдать при этом. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подгото...