Благородство и жестокость в балладе В.А.Жуковского "Кубок"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.ballada_zhukovskogo_kubok.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русской литературе в 5 б классе
на тему:«Благородство и жестокость в балладе В.А.Жуковского «Кубок» » от 20.10.2020 г. учителя русского языка и
литературы МБОУ « СОШ №1 им. Д. Хугаева с. Ногир » Ортабаевой Ф.Х.
Урок литературы в контексте ФГОС.
Предмет | Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема урока | Баллада «Кубок» В.А. Жуковского |
Цели урока | Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека. Задачи: Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу. Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание; Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал. |
Ресурсы | - «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2013. - Презентация «Его стихов пленительная сладость…» - Аудиозапись звуков моря ФОНОГРАММА |
Методы и педагогические технологии | -технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов), -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация), -технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, -групповые технологии (В.К. Дьяченко), -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), - объяснительно-иллюстративный метод, - проблемный метод. |
Планируемые результаты | – предметные – создать условия для интерпретации баллады Жуковского, познакомив с творческой историей баллады как жанра литературы; научить выявлять драматический и исторический смысл баллад; научить приемам анализа литературного произведения; – метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; – личностные – формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях. |
Формировать УУД:
Личностные:
1 формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;
2 познавательный интерес;
3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные:
7 слушать и понимать речь других;
8 оформлять свои мысли в устной форме;
9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.
Познавательные:
10 ориентироваться в своей системе знаний;
11 осуществлять анализ объектов;
12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;
14 составлять ответы на вопросы.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. | - Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов. - Я рада, что вы настроены позитивно. Будем работать. | Приветствуют учителя. Выбирают смайлики, показывают.
| Р 5 |
Слайд 1 (Картина) - Как называется репродукция картины Г.Н. Чернецова? - Как вы думаете, о ком из своих спутников А.С. Пушкин сказал: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль»? | Отвечают на поставленные учителем вопросы | Р 4 К 8 П 11 П 14 | |
Слайд 2 (Портрет В.А. Жуковского) - Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание | Совместно с учителем формулируют тему урока | П 10 П 13 | |
2) Этап актуализации и пробного учебного действия. | -Мы уже знакомы с творчеством поэта. -Пройдите в импровизированную библиотеку -Оформите выставку книг согласно теме урока. | Подходят, выбирают книги, оформляют выставку | Р 5 П 11 |
Слайд 3 (обложки книг) -Итак, сегодня нас интересует баллада «Кубок» -Прочитать статью «Из истории создания баллады «Кубок») | Читают статью учебника на стр 86. | К 7 | |
3) Этап локализации индивидуальных затруднений. | -Вот с каким интересным произведением нам предстоит познакомиться. Я читаю, следите по тексту. ФОНОГРАММА | Воспринимают на слух поэтическое произведение. | Л 2 К 7 |
– Все ли слова и выражения были понятны? Слайд 4 (паж) | Комментируют с помощью сорбонок непонятные слова, выражения, повороты сюжета. | Л 1 | |
ФИЗМИНУТКА | |||
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | -Работая в группе, выполните задание. | Выполняют задания по группам Участвуют в обсуждении содержания произведения | К 9 П 12 |
5) Этап реализации построенного проекта. | Слайд 5 (море) 1 группа: Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря? Слайд 6 (море) 2 группа: С помощью каких эпитетов описывается пучина? Слайд 7 (море) 3 группа: С чего начинается баллада? Что Жуковский называет "бездной"? В чем уверен царь, когда предлагает отыскать кубок? Чем заканчивается баллада? 4 группа: Какое впечатление произвела на вас баллада? Закройте глаза, представьте, что вы стоите на высоте и перед вами глубинная тьма. | Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом. | Л 1 П 14 |
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи. | - Морских чудищ удобнее с помощью сказки описать, а Жуковский выбрал жанр баллады. - Что должно быть в таком произведении, т.е. выявим особенности баллады. Слайд 8 (Что такое баллада? Определение) | Логично и последовательно выражают свою точку зрения. | К 8 П 11 |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Слайд 9 (Соответствует ли «Кубок» жанру?) - А соответствует ли «Кубок» жанру баллады? Ваши доказательства Слайд 10 (Доказательства) | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства. | Р 6 К 9 |
8) Этап включения в систему знаний и повторения. | -В копилку ваших знаний дарю вам памятка | Чтение и запись в тетради определения баллады. | |
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | -Ребята, необходимо выставить за урок отметки. Выставите их друг другу, раздав фишки | Оценивают работу товарищей на уроке. | Л 3 |
Слайд 11 - Я предлагаю вам самим выбрать домашнее задание: Оранжевая карточка: 1 уровень сложности: -Чему нас может научить эта история? Розовая карточка: 2 уровень сложности -Совершил ли паж подвиг ради других? Фиолетовая карточка: 3 уровень сложности - Где вы видите место своего подвига? | Конструируют алгоритм собственной деятельности |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактические карточки с заданиями группам
1 группа: Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря?
2 группа: С помощью каких эпитетов описывается пучина?
3 группа:
-С чего начинается баллада?
-Что Жуковский называет "бездной"?
-В чём уверен царь, когда предлагает отыскать кубок?
-Чем заканчивается баллада?
4 группа: Какое впечатление произвела на вас баллада? Закройте глаза, представьте, что вы стоите на высоте и перед вами глубинная тьма. (Учащимся даются краски и листы, чтобы они изобразили на бумаге свои впечатления от прочитанной баллады)
Сорбонка
Подвижность ударения, инверсия, особенности грамматики диктуются ритмом и рифмой стихотворения.
1 строфа: «В ту бездну прыгнёт с вышины?»
4 строфа Епанча – широкий длинный плащ
6 строфа: «…и к небу летит дымящимся пена столбом»
15 строфа: царь приказывает дочери «дать юноше кубок с струёй винограда», т.е. с виноградным вином;
20 строфа: «клуб» - клубок, «млат водяной» - рыба-молот;
19 строфа: «Как двигались в ней безобразные груды, / Морской глубины несказанные чуды».
Рифмой же обусловлено произношение некоторых слов: «И брызнул поток с оглушительным ревом, / Извергнутый бездны зияющим зевом».
В словах «ревом» и «зевом» первый гласный в обоих случаях [ е ].
21 строфа: произношение определяет написание прилагательного «немого» как «немова»
23 строфа: произношение определяет написание прилагательного «морского» как «морскова»
Памятка
Баллада – лироэпическое произведение, небольшое сюжетное стихотворение фантастического или героического характера с напряжённым сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог; явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О, спорт! Ты - благородство! (спортивный праздник)
Герои спорта… Как нужны они нашим ребятам, воспитанникам спортивной школы-интерната. Нужны, чтобы черпать духовные силы, брать пример, гордиться историей избранного пути. Ведь современный спорт стал о...
Благородство Гринёва и нравственная сила Мироновой
Обобщённый урок по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...
Тема урока: « Баллада И.Гете «Лесной царь» и перевод В.А.Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе»
Литература6 класс (общеобразовательный)Программно-методическое обеспечение: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 6 класс, автор-сост...
Визитная карточка урока литературы по теме "Баллада. Баллада В.А.Жуковского "Кубок" 5 класс
Визитная карточка урока литературы...
Конспект урока в 6 классе по теме «Жанр баллады. Баллада «Робин Гуд и золотая стрела».
Много лет работала по учебнику и программе А.Г.Кутузова. Замечательные и учебник и программа. Исключение учебника из федерального перечня, по моему мнению, безобразие. В 6 классе мы изучали тему...
В.А. Жуковский: Жанр баллады. Чтение и анализ баллады «Кубок»
Разработка урока по литературе 5 класс, программа В.Я.Коровина...
Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады.
Занятие направлено на расширение лексики учащихся, совершенствование использования средств художественной выразительности в письменной речи учащихся....