Благородство Гринёва и нравственная сила Мироновой
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Обобщённый урок по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_literatury_v_8_klasse.docx | 14.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе
Благородство Петра Гринёва и нравственная красота Маши Мироновой
( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели: развивать умение понимать не выраженный словами смысл (подтекст); приобщить к урокам нравственности, находя их в поступках героев; развивать связную монологическую речь.
Береги честь смолоду.
Пословица
Ход урока
1.Слово учителя. Мы закрыли последнюю страницу «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. «О чём эта повесть?»- спрашиваем мы себя. Каков её скрытый смысл? О русском бунте, бессмысленном и беспощадном? О дружбе? О товариществе? Об отцах и детях? « Да»,- скажете вы и будете правы.
Но я хочу привлечь ваше внимание к страницам о чести и благородстве, о душевной красоте. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда «создаёте», «делаете» себя. Уроки повести помогут вам в этом.
2.Работа со словарём.
Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.
Чувствительность - повышенная чувственность.
3.Работа по теме урока.
Работа с текстом.
- Перелистаем страницы повести, где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев – Маши Мироновой и Петра Гринёва.
Для построения связного монологического ответа используйте синтаксические конструкции типа: «Я думаю…», «Мне кажется…», «На мой взгляд…».
(Первая встреча с героями и первое проявление духовной красоты. Встреча с Савельичем. Встречи с Пугачёвым. Встреча с Машей. Свидание с Пугачёвым. Визит к императрице.)
Определения для характеристики личности героев
Положительные: Отрицательные:
Сострадание Замкнутый
Благородие Ленивый
Чувствительность Злой
Боязливость Безвольный
Скромность Невозмутимый
Добрый Лицемерный
Волевой Пессимист
Целеустремлённый Самовлюблённый
Ранимый Глупый
Тревожный Выскочка
Искренний
Оптимист
Самокритичный
Умный
Трепетное отношение к родителям
Вывод (записать в тетради): высшая степень благородства Гринёва в словах: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»; «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом».
Маша Миронова – хрупкая, боязливая, застенчивая девушка. Уединённая жизнь развила в ней фантазию, но дошло до дела – она готова на все жертвы ради того, кого она полюбила, не уронив чувства человеческого достоинства.
4. Роль эпиграфа.
5.Составление синквейнов.
-Пётр Гринёв.
- Маша Миронова.
- Роль эпиграфа.
6. Подведение итогов урока.
Слово учителя. Время ограничивает нас в возможности медленного чтения, но вы с поставленной задачей справились. Примите мой ненавязчивый совет. «Капитанскую дочку» Пушкина читала я, читали вы, будут читать, я уверена, ваши дети. Почему? Умная, хорошая книга. В любой хорошей книге столько всего, что этого хватит для размышлений на всю жизнь. Не отказывайтесь от перечитывания.
Домашнее задание. Письменный ответ на темы:
1.От первой встречи до последней.
2. Что есть красота?
3. Маша Миронова и моя современница. (Эпистолярный жанр.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини»
Урок-размышление по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"Цели урока: Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.Развив...
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва
Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина.
Урок литературы в 8 классе....
Открытый урок по литературе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина"
Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина" (урок - размышление)...
Технологическая карта урока в технологии развития критического мышления (ТРКМ) .Тема: "Нравственная сила и человечность героя"
В страстной привязанности к Муму раскрылась простая, непосредственная и сильная душа Герасима. Писатель показал, что крепостные крестьяне, даже такие неразвитые и наивные, как Герасим, способны разноо...
Конспект урока литературы в 7 классе «Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина»
Данный конспект можно применить в системе уроков по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва
Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва....