Благородство Гринёва и нравственная сила Мироновой
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Сущенко Людмила Николаевна

Обобщённый урок по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_literatury_v_8_klasse.docx14.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Благородство Петра Гринёва и нравственная красота Маши Мироновой

( по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели: развивать умение понимать не выраженный словами смысл (подтекст); приобщить к урокам нравственности, находя их в поступках героев; развивать связную монологическую речь.

        Береги честь смолоду.

        Пословица

Ход урока

1.Слово учителя.  Мы закрыли последнюю страницу «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. «О чём эта повесть?»- спрашиваем мы себя. Каков её скрытый смысл? О русском бунте, бессмысленном и беспощадном? О дружбе? О товариществе? Об отцах и детях? « Да»,- скажете вы и будете правы.

   Но я хочу привлечь ваше внимание к страницам о чести и благородстве, о душевной красоте. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда «создаёте», «делаете» себя. Уроки повести помогут вам в этом.

 2.Работа со словарём.

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.

Репутация – общественная оценка.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Самоотверженный – жертвующий своими интересами ради других.

Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

Чувствительность -  повышенная чувственность.

   3.Работа по теме урока.

  Работа с текстом.

- Перелистаем страницы повести, где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев – Маши Мироновой и Петра Гринёва.

   Для построения связного монологического ответа используйте синтаксические конструкции типа: «Я думаю…», «Мне кажется…», «На мой взгляд…».

(Первая встреча с героями и первое проявление духовной красоты. Встреча с Савельичем. Встречи с Пугачёвым. Встреча с Машей. Свидание с Пугачёвым. Визит к императрице.)

Определения для характеристики личности героев

Положительные:        Отрицательные:

Сострадание        Замкнутый        

Благородие        Ленивый

Чувствительность        Злой

Боязливость        Безвольный

Скромность        Невозмутимый

Добрый        Лицемерный

Волевой        Пессимист

Целеустремлённый        Самовлюблённый

Ранимый        Глупый

Тревожный        Выскочка

Искренний

Оптимист

Самокритичный

Умный

Трепетное отношение к родителям

    Вывод (записать в тетради):  высшая степень благородства Гринёва в словах: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»;  «Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом».

   Маша Миронова – хрупкая, боязливая, застенчивая девушка. Уединённая жизнь развила в ней фантазию, но дошло до дела – она готова на все жертвы ради того, кого она полюбила, не уронив чувства человеческого достоинства.

4. Роль эпиграфа.

 5.Составление синквейнов.

-Пётр Гринёв.

- Маша Миронова.

- Роль эпиграфа. 

6. Подведение итогов урока.

Слово учителя.  Время ограничивает нас в возможности медленного чтения, но вы с поставленной задачей справились. Примите мой ненавязчивый совет. «Капитанскую дочку» Пушкина читала я, читали вы, будут читать, я уверена, ваши дети. Почему? Умная, хорошая книга. В любой хорошей книге столько всего, что этого хватит для размышлений на всю жизнь. Не отказывайтесь от перечитывания.

    Домашнее задание.   Письменный ответ на темы:

       1.От первой встречи до последней.

       2. Что есть красота?

       3. Маша Миронова и моя современница. (Эпистолярный жанр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини»

Урок-размышление по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"Цели урока: Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.Развив...

Открытый урок по литературе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина"

Конспек открытого урока по литеартуре в 8 классе "Маша Миронова - нравственный идеал А. С. Пушкина" (урок - размышление)...

Технологическая карта урока в технологии развития критического мышления (ТРКМ) .Тема: "Нравственная сила и человечность героя"

В страстной привязанности к Муму раскрылась простая, непосредственная и сильная душа Герасима. Писатель показал, что крепостные крестьяне, даже такие неразвитые и наивные, как Герасим, способны разноо...

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва....