Конспект открытого интегрированного урока химии в 9 классе "Химия крови"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Открытый интегрированный урок повторения в 9 классе "Химия крови"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по химии | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Изучение химического состава крови
Задачи урока:
- Образовательная: познакомиться с основными компонентами состава крови, рассмотреть роль химических соединений (солей) в жизнедеятельности живых организмов.
- Развивающая: способствовать развитию умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, применять знания и умения по химии и биологии при изучении химического состава крови, развивать навыки экспериментально – исследовательской деятельности, развивать умения решать расчетные задачи, развивать умения давать биологические обоснования физиологическим потребностям своего организма
- Воспитательная: формировать надпредметные и метапредметные компетенции, положительную мотивацию учения, адекватную самооценку, чувство ответственности к своему здоровью.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, презентация к уроку в программе Smart Notebook, учебники физика 8 класс, автор Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман, биология “Человек”, автор Н. И. Сонин, рабочие тетради к авторским учебникам.
Реактивы: растворы хлоридов натрия, калия, магния, кальция, нитрат серебра, серная кислота, желтая и красная кровяная соль, роданид калия, сульфат и хлорид железа, соляная кислота, кусочки свежего говяжьего мяса.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель биологии:
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды человека, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы ,
ее приносили в жертву, ее одушевляли и боготворили, ею клялись в братстве, дружбе и любви, смывали позор и оскорбление
- Так о чем мы будем говорить сегодня? ( о крови)
.
- Почему ее считают «Зеркалом здоровья», «Носительницей жизни»? (Вероятно она состоит из каких-то компонентов, обеспечивающих жизнь и здоровье)
-А как определить, что вы здоровы? (По анализу)
Стадия вызова: (7 мин).
Целеполагание:
Учитель биологии: - А теперь подумайте, что объединяют между собой эти изображения? (слайд 1).
Рисунки: на слайде.
- Значит, какая тема нашего с вами учебного занятия?
- Как мы можем объединить ваши мысли в два – три слова? – Химия крови (слайд 2).Определить цель.
Цель (слайд 3). Изучение химического состава крови
Задачи:
Учитель биологии: Ребята, нам известен биологический состав крови. Из чего она состоит?
- Из форменных элементов.
- Из каких?
- Лейкоциты, тромбоциты, эритроциты, плазма крови, давайте проверим: (слайд 4). Говорит ли это о том, что нам известен ее химический состав? Определим первую задачу.
- Так значит, какая наша первая задача?
1.Познакомиться с химическим составом крови.
Учитель - Правильно, а для чего нам нужны эти знания?
- Чтобы не навредить своему здоровью, организму.
- Значит, мы должны узнать, как химические соединения влияют на жизнедеятельность живых организмов, и таким образом, вторая наша задача будет следующая:
2.Рассмотренть роль химических соединений (солей) в жизнедеятельности живых организмов (слайд 5).
Учитель химии: - Итак, ребята, тема, цель и задачи нашего занятия определены. А для того, чтобы достичь поставленной цели и решить задачи, надо плодотворно потрудиться!
2. Изучение нового материала с элементами повторения
Учитель биологии: - организм человека целостная система, которая состоит из органов и тканей. Кровь – это тоже ткань. Вспомните, разновидностью какой ткани является кровь? (вопрос к классу).
- Действительно, кровь – это разновидность соединительной ткани. Предлагаю вам вспомнить состав крови поработав с текстом(работа с текстом)(2-3 минуты). Слайд 7 (кровь как соединительная ткань)
Работа с текстом (слайд 8)
Кровь подвижная соединительная ткань внутренней среды организма. Состоит из жидкой среды — плазмы — и взвешенных в ней форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела.
У позвоночных кровь имеет красный цвет из-за наличия в эритроцитах гемоглобина, переносящего кислород. У человека насыщенная кислородом кровь (артериальная) ярко-красная, лишённая его (венозная) более тёмная. У некоторых моллюсков и членистоногих кровь - гемолимфа голубая за счёт гемоцианина- ( дыхательный пигмент из группы металлопротеинов, является медьсодержащим функциональным аналогом гемоглобина.)
Изучением крови занимается раздел медицины под названием гематология.
Используя содержание текста и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Почему у человека кровь красного цвета?
2))Как называется раздел медицины, изучающий кровь?
3)Ион какого химического элемента входит в состав гемоглобина?
Учитель биологии:Кровь –жидкость,состоящая из форменных элементов и плазмы.
Учитель химии: - А вы знаете, что представляет собой ПЛАЗМА КРОВИ - жидкая часть крови?
В плазме крови находятся во взвешенном состоянии форменные элементы (клетки крови). Плазма крови составляет 55—60 % от общего объема крови. Она содержит 90—94% воды и 7—10% сухого вещества, в котором 6—8% приходится на долю белковых веществ, а 1,5—4% — на другие органические и минеральные соединения. Вода служит источником воды для клеток и тканей организма, поддерживает кровяное давление и объем крови [1]. В норме концентрации одних растворенных веществ (в плазме крови) все время остаются постоянными, а содержание других может колебаться в определенных пределах в зависимости от скорости их поступления в кровь или удаления из нее. Ребята, мне известно, что в состав крови человека входят такие химические элементы, как Na, K, Mg, Ca (демонстрация металлов) и другие. Как вы считаете, эти элементы входят в чистом виде, или же как–то иначе? (Слайд 9-13).
- А в каком виде?
- В виде соединений химических.
- А каких?
Учитель биологии: - А я даю вам подсказку: В процессе фильтрации крови, которая проходит через почки формируется первичная, а затем вторичная моча [2]. А из крови в мочу, прежде всего, выделяется что, как вы думаете? Затрудняетесь? Тогда вторая подсказка: потовые железы в процессе обмена веществ, при интенсивной физической нагрузке выделяют воду и ненужные для организма вещества. А какой пот на вкус?
- Соленый.
- Так какие же химические соединения входят в состав крови?
- Это соли.
Учитель химии: Соли Na, K, Mg, Ca. А соли - каких кислотных остатков: -Cl, =HPO4, -HCO3.
- Составьте формулы химических солей (хлоридов) с данными элементами металлов. От какой кислоты взят этот кислотный остаток?
- От соляной кислоты.
Какую валентность имеет данный кислотный остаток?( у доски)
- I (Составляют формулы солей) (Слайд 15 ).
Для того чтобы отличить хлориды от других солей, можно провести качественную реакцию на наличие хлора в соляной кислоте и ее солях.
(При проведении эксперимента, ребята, помните о правилах ТБ) Фронтальный эксперимент: качественная реакция на хлориды, выполняют по алгоритму), затем проговаривают вывод (слайд 16).
Вывод: Во всех пробирках образовался белый творожистый осадок, который говорит о том, что все четыре соли образованы от соляной кислоты, т.е. это хлориды.
Физминутка
Учитель биологии: Почему кровь красная?
Учитель химии: - Гемоглобин (Т.е. Гемо – железосодержащий) – это сложное органическое вещество, в состав которого входит Fe(III) и Fe(II).
- А теперь я предлагаю выполнить качественную реакции по определению Fe(III) в составе химических солей. Фронтальный эксперимент выполняется по алгоритму, представленному вам(слайд 19)
Демонстрационный эксперимент с “ранкой” (перед экспериментом: участок на тыльной стороне кисти обрабатывается раствором FeCl 3, имитируя обработку поверхности кожи раствором йода). Затем учитель химии окунает лезвие ножа в раствор KSCN и проводит по “обработанному” участку кожи. Таким образом, получается, что “по коже течёт струйка крови”.
- Что произошло? А ничего страшного: я провела еще одну качественную реакцию на Fe(III).
Учитель биологии: - Ребята, вы услышали, что недостаток железа в крови приводит к заболеванию анемией. Как избежать этого заболевания? Какие продукты мы должны употреблять в пищу (Слайд 20).
- Указать на мясные продукты слайда и развеять миф о яблоке (Слайд 21).
Учитель химии: - Человеческий организм – это сложная химическая лаборатория. Мы с вами выяснили, что в состав крови входят соли NaCl, KCl, MgCl2, CaCl2.
Учитель химии: - Какой соли больше всего в крови?
Учитель : - Подсказка: Наверняка, в вашей жизни были случаи, когда вы отсасывали кровь из пораненного пальчика. Отравление происходило? А почему? Потому что содержится соль, которую мы употребляем в пищу. Поваренная. Формула поваренной соли NaCl.
(Ответ учеников: NaCl)
Учитель биологии: - Правильно. Раствор этой соли имеет определенную концентрацию (W (NaCl) = 0,9 %) (слайд 22) и используется для приготовления физиологических растворов для вливания его при потерях крови. Потому что концентрация солей в клетке равна концентрации солей в плазме, что соответствует ноль девяти процентному раствору NaCl.
Учитель химии: Мы выясним, что кровь имеет солоноватый вкус, морская вода тоже. Обратите внимание на таблицу у вас на столах "Химический состав крови и морской воды".( работа с таблицей)( 2-3минуты)
- Проанализируйте.
Учитель химии: Правильно.
Учитель химии: - А теперь решим задачу: (слайд 23).
Сколько граммов соли необходимо для получения 250 г физиологического раствора? (на столы раздаются карточки с условием задачи).
Учитель химии: - Соли натрия, а также и соли калия содержатся в крови человека, и выполняют они следующие функции: соли натрия удерживают в нашем организме лишнюю воду, а соли калия ее выводят. Для того, чтобы наши организмы не отекали и обменные процессы проходили нормально, мы должны употреблять в пищу продукты, содержащие калий (слайд 24).
Учитель химии: - Решив задачу, мы узнаем, сколько надо съесть кураги, чтобы восполнить суточную потребность организма в калии (Слайд 25).
Задача: Суточная норма калия равна 3,5 г.
В 50 граммах кураги содержится 1,017 г. калия. Сколько грамм кураги надо съесть, чтобы получить суточную норму калия?
Ответ: масса кураги равна 172 г.
Учитель биологии: - Ребята! Нам бы очень хотелось, чтобы вы съедали кураги в день не меньше рассчитанной массы данного питательного продукта.
- А еще, кроме солей натрия и калия, в кровь входят соли кальция и магния и др. химических элементов. Основными источниками магния являются следующие продукты питания: хлеб грубого помола, крупы, бобовые (слайд26).
- Основными источниками кальция являются следующие продукты (слайд 27) и т.д.
- Внимание, вопрос: Попробуйте объяснить, почему врачи - диетологи не рекомендуют пить газированные напитки, особенно цветные и даже на наш взгляд безвредную минеральную воду?
Верный ответ: Потому что, при попадании в кровь этих напитков углекислый газ связывается с кальцием и образуется карбонат кальция CaCO3 в виде осадка, что приводит к выведению кальция из костей, накоплению солей кальция в суставах, образованию наростов в костных тканях, разрушению костей (слайд 28).
3. Закрепление изученного материала
Учитель химии - Подведем итоги урока:
- Мы приготовили для вас следующее задание:
Задание 6
Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором ).
Поясните, почему.
Дайте краткий свободный ответ. Ответ записывайте четко и разборчиво.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Элементы ответа:
- введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления;
- концентрация физиологического раствора (0,9% раствор ) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.
Выставление оценок.
Д/з Решить задачу Определить массу 20%-ного раствора соли, который нужно добавить к 40г 10%-ного раствора той же соли, чтобы получить 17%-ный раствор.
4. Что нового вы узнали? Выберите ,что вы сделаете с полученной информацией.
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»
Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка - информацию переработаю.
Корзина - всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.
Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
План-конспект открытого интегрированного урока по чтению, ИЗО и музыке. Тема: «Что за прелесть эти сказки!»Цель урока: обобщение знаний по творчеству А.С.Пушкина.Задачи урока: развитие набл...
Конспект открытого интегрированного урока "Музыка и движение" для 2 класса "Особый ребенок"
Этот урок был проведен в февралегода на районный уровень. Обучение происходит по "Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" под ред.Баряевой Л.Б. и Яковлевой Н...
План – конспект открытого интегрированного урока по математике и истории в 5 классе «История родного края в цифрах и задачах».
план-коспект интегрированного урока по математике и истории...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....
Конспект открытых интегрированных уроков по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (для учеников 1-4 классов)
Различаем образы в программной музыке ("О чем рассказывает музыка?). Передаем их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей....