А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Чернюк Анастасия Геннадьевна

Цель урока: обучение анализу прозаического произведения на примере рассказа «Тоска».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Цель урока: обучение анализу прозаического произведения на примере рассказа «Тоска».

Задачи:

обучающие: обучать анализу произведения по плану;

развивающие: развивать умения работать с текстом (выборочное чтение, смысловое чтение), анализировать детали, анализировать собственный жизненный опыт и состояние; развивать умение слушать текст, работать в группе;

воспитательные: воспитывать чуткое отношение к окружающим людям.

Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Слово учителя о писателе

А.П. Чехов  в  своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра. Предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, Чехов отрицал существующий порядок.

(слайд 2)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней... Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький). 

 (слайд 3)«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» - говорил К.И.Чуковский.

III  Постановка темы, задач урока

(слайд 3) Эпиграфом к произведению А.П.Чехова, которое вы прочитали дома,  стали слова: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками задает определенную тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым побуждает читателя задуматься о смысле  человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе.

«Кому повем печаль мою,

Кого призову к рыданию?

Токмо Тебе, Владыко мой,

Известна печаль».

( духовный стих «Плач Иосифа и быль»)

Эти слова будут эпиграфом и к нашему уроку.

Исходя из эпиграфа, ребята, определим тему нашего урока, о чём мы будем говорить? (об одиночестве человека, о равнодушии, о тоске по человеческому общению).

(лайд 5) Да, тема нашего урока – одиночество человека  в мире  по рассказу А.П.Чехова «Тоска». И чтобы глубже понять суть рассказа, мы будем работать по следующему плану:

(слайд 5) I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

    II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в произведении А.П. Чехова.

  -Проблематика рассказа.

  -Смысл произведения.

  -Конфликт в рассказе

  -Художественная деталь в рассказе.

    III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»

IV. Анализ рассказа «Тоска»

  1. Словарная работа

Что такое, по-вашему, тоска? Каково лексическое значение этого слова?

(слайд 6) Из «Словаря живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

Прочесть :

А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

  1. История создания рассказа  

(слайд 7 )  Рассказ «Тоска» многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.  Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки» (запись в тетради), где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определенной степени послужил одним из стимулов к написанию . Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы. ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

  1. Работа с текстом

-С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)

-Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями – Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.

-Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)

-О чем думает каждый из них? (чтение)

-Расскажите о главном герое (ответ ученика)

-Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)

-Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)

4. Основная тема рассказа

  Основная тема рассказа – это тоска главного героя, у которого умер сын (запись в тетради). Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами. Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании.

5.Проблематика произведения.

 Основная проблема, поднимаемая автором в данном произведении, – это проблема одиночества «маленького человека» в большом многолюдном городе (запись в тетради). Боль и тоска овладевают Ионой, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего не скажешь об остальных героях произведения, с которыми он взаимодействует. Одиночество бывает страшным внутренним состоянием, и Чехов ярко и выразительно доносит это до умов и сердец читателей.

 Ещё одной проблемой, освещаемой в тексте, является проблема равнодушия (запись в тетради). Никто из встретившихся Ионе за день пассажиров не проявил к нему должного внимания. Что военный, что трое молодых людей, которых он подвозил, что дворник и мужик со двора – все они, хотя знали о горе извозчика, но были заняты сугубо своими мыслями и планами. Более того, седоки грубо обращались с ним, когда старик правил не так умело, как им бы хотелось. Здесь мы можем увидеть и некоторую жестокость горожан по отношению друг к другу.

6. Физминутка «Воспоминание»

Закройте глаза и расслабьтесь. А теперь давайте вспомним, встречались ли вы в жизни с равнодушием людей? Когда это происходило, с кем? Может, ваш знакомый или очень близкий вам человек нуждался в понимании, в поддержке, но не нашёл его? Если бы могли, как помогли ему? А может, с вами происходило что-то подобное?

Откройте глаза. Теперь вы наверняка очень понимаете Иону, героя Чехова, ведь проблема рассказа всегда актуальна, смысл произведения не утрачен.

7. Смысл произведения

 А.П.Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция (запись в тетради)

ВКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

8. Конфликт в рассказе (слайд 12)

Конфликт в худ.произведении - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами (запись в тетради)

Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствЫ, не готовы к состраданию ближнему. Потому-то «печаль моя» (эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ  Ионе на его горькие слова – молчание всего мира.

  1. Роль художественной детали (слайд 12)

Прочитать

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить.

Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема.

В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы. В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. 

  1. В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 13)

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина. То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору.

 Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина».

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа Чехова «Тоска». И он просто рисует жизнь.

  1. Рефлексия – «Проверь себя» (слайд 14)
  2. Итог урока
  3. Домашнее задание: подг.к уроку в/чт ( рассказ Чехова (по выбору), написать сочинение-рассуждение «Что такое тоска?» по рассказу А.П.Чехова.

Самоанализ  урока русского  языка в 9  классе

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Цель урока: обучение анализу прозаического произведения на примере рассказа «Тоска».

Задачи:

обучающие: обучать анализу произведения по плану;

развивающие: развивать умения работать с текстом (выборочное чтение, смысловое чтение), анализировать детали, анализировать собственный жизненный опыт и состояние; развивать умение слушать текст, работать в группе;

воспитательные: воспитывать чуткое отношение к окружающим людям.

Вид урока: комбинированный

Иллюстративные и дидактические материалы: презентация по теме урока.

Развитие речи осуществлялось через монологические ответы

 Развитие  логического  мышления  учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время анализа произведения

    На данном занятии  реализовывались  важные для современного урока русского языка подходы:

  • Коммуникативно-деятельный: работа с текстом.  
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении самостоятельной работы, монологической речи.  
  • Личностно-ориентированный подход  реализовывался через работу в парах, через  внимание к речи других людей, обучение связной речи.  

Организационная структура урока

Этап 1: Орг. момент.

Этап 2: Постановка темы урока

Этап 3: постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

Этап 4: Работа по теме урока. Применение знаний и умений в разных ситуациях

 Этап 5: Физкультминутка

Этап 6: Продолжение работы по теме урока

Этап 7: Итог урока

Этап 8: контроль знаний

Этап 9: Рефлексия.

Этап 10: Домашнее задание

      Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи,  анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали  осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

 Чередовались различные виды самостоятельной деятельности учащихся.

 Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"Программа В.Я.КоровинойТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмо...

Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).

Трагедия одиночества  человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»). Тип урока – урок усвоения навыков и умений.Форма урока – урок-мастерская – позвол...

А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1.     Продолжить знакомство учащихся с творчеством  А.П.Чехова.2.     Продолжить формировать  умение анализировать художественный текст. Развивать тв...

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...

«Тема одиночества человека в мире». Конспект урока по творчеству А.П.Чехова

Не   знаю, как для англичан и чехов, Но он отнюдь для русских не смешон,Сверкающий, как искристый крюшон,Печальным юмором серьёзный Чехов...

Урок литературы в 9 классе «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П. Чехова «Тоска» )

цели:развивать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;  воспитывать чувство доброты, сострадания ,  желание  помочь...