Рабочая программа по литературе для 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной
рабочая программа по литературе (8 класс)

Дружинина Марина Борисовна

Программа разработана в соответствии с требованиями нового Федерального  Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl-literatura2022-2023.docx81.05 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

МОУ БОГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Утверждено

Приказ №71 от 31.08.2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Литература»

для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023  учебный год

Составитель: Дружинина Марина Борисовна

учитель русского языка и литературы

             

                                                    2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

        Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других  искусств;  формировать  представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету«Литературное чтение».

В 8 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 8

классе по программе основного общего образования рассчитано на 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Древнерусская литература
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского»,«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».

Литература XVIII века
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман«Капитанская дочка».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри».

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».

Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася»,«Первая любовь».

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору).

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы).

Литература первой половины XX века
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по    выбору).  Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др.

Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.

М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.

Литература второй половины XX века
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата»,«Поединок» и др.).

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений). Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.).

Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского,  К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И.

Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.

Зарубежная литература
У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», №130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору). Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

—  готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

—  активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

—   неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

—   понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

—   представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

—   представление о способах противодействия коррупции;

—   готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

—   активное участие в школьном самоуправлении;

—   готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

—  осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

—  ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

—  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

—  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

—  готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

—  активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

—  восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

—  осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

—  понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

—  стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

—  ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

—  осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

—  способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

—  умение принимать себя и других, не осуждая;

—  умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

—  уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

—  сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

—  установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

—  интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

—  осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

—  готовность адаптироваться в профессиональной среде;

—  уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

—  осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

—  ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—  повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

—  активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

—  осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

—  готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

—  овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

—  овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

—  установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

        Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной

жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

—  изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

—  потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

—  в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

—  в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

—  умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

—  анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

—  оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

—  способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

—  воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

—  оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

—  формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

—  быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

—  устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

—  с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

—  предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

—  выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

—  делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

—  формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

—  самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

—  формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

—  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

—  формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

—  проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

—  оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—  владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

—  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

—  находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

—  оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—  эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

—  распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

—  выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

—  понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

—  использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

—  принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  уметь обобщать мнения нескольких людей;

—  проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

—  выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

—  оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

—  участниками взаимодействия на литературных занятиях;

—  сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

—  выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

—  ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—  самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—  составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

—  делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

—  владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

—  учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

—  объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

—  вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

—  развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

—  выявлять и анализировать причины эмоций;

—  ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

—  регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

—  осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

—  признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

—  проявлять открытость себе и другим;

—  осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        1) Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;         2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
        
3) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях:

—  анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные функции;

—  овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт; система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический

герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;

—  рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

—  выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;

—  сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;

—  сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);

        4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
        
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
        
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;         7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
        
8) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные
художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;         9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и
эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
        
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
        
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;
        
12) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Древнерусская литература

1.1.

Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим
написанное»

2

Воспринимать и выразительно читать произведения древнерусской литературы;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Составлять тезисный план статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы;
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;
Характеризовать героев произведения;
Определять черты жанра жития и их отличия от других жанров древнерусской литературы;
Письменно отвечать на проблемный вопрос;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

Итого по разделу

2

Раздел 2. Литература XVIII века

2.1.

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

3

Воспринимать и выразительно читать драматическое произведение (в том числе по ролям);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Составлять тезисный план статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы;
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности;
Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII века темы, образы и приёмы
изображения человека;
Составлять характеристики главных героев, в том числе речевые;
Определять черты классицизма в произведении с занесением информации в таблицу;
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему;

Устный
опрос;
Письменный контроль;
Устный
опрос;
письменный ответ на
проблемный вопрос.;

2.2.

Развитие речи

1

0

1

Письменный ответ на вопрос, сочинение на литературную тему

Письменный ответ на
проблемный вопрос;
сочинение;

Итого по разделу

4

Раздел 3. Литература первой половины XIX века

3.1.

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву»,«Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору).

Например,«Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская дочка»

8

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть);

Устный
опрос;

3.2.

Развитие речи

1

0

1

Письменный ответ на вопрос, сочинение на литературную тему

Сочинение;

3.3.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…»,«Нищий» и др. Поэма «Мцыри»

5

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Составлять конспект статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать тематику, проблематику,
художественные особенности лирического
произведения;

Письменный контроль;
Устный
опрос;
письменный контроль;

3.4.

Развитие речи

1

0

1

Письменный ответ на вопрос, сочинение на литературную тему

Письменный контроль;

3.5.

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»,
Комедия «Ревизор»

6

Воспринимать и выразительно читать литературные произведения (в том числе по ролям);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Составлять тезисный план статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности;
Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства их создания;
Выявлять в повести признаки реалистического и фантастического, определять роль гротеска;
Обобщать материал об истории создания комедии с использованием статьи учебника;
Формулировать вопросы по тексту произведения; Использовать различные виды пересказа;
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание комедии;
Составлять план характеристики героев
произведения, в том числе сравнительной;
Выявлять способы создания комического;
Определять этапы развития сюжета пьесы,
представлять их в виде схемы;
Анализировать различные формы выражения
авторской позиции;
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему;
Сопоставлять текст драматического произведения с его театральными постановками, обсуждать их и писать отзывы;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

3.6.

Развитие речи

1

0

1

Письменный ответ на вопрос, сочинение на литературную тему

Письменный контроль;

Итого по разделу

22

Раздел 4. Литература второй половины XIX века

4.1.

И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася»,«Первая любовь»

2

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Составлять тезисный план статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные
комментарии;
Анализировать сюжет, тематику, проблематику,
идейно-художественное содержание повести;
Формулировать вопросы по тексту произведения; Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства их
создания;
Анализировать форму выражения авторской позиции; Соотносить содержание произведения с
реалистическими принципами изображения жизни и человека;
Письменно отвечать на проблемный вопрос,
используя произведения литературной критики;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

4.2.

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору)

2

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Составлять тезисный план статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; Формулировать вопросы по тексту;
Характеризовать и сопоставлять основных героев произведения, выявлять художественные средства их создания;
Определять способы выражения внутреннего мира героев;
Различать образ рассказчика и автора;
Анализировать различные формы выражения
авторской позиции;
Соотносить содержание произведения с
реалистическими принципами изображения жизни и человека;
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

4.3.

Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы)

2

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Составлять тезисный план статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; Формулировать вопросы по тексту;
Характеризовать и сопоставлять основных героев произведения, выявлять художественные средства их создания;
Определять роль пейзажа и способы выражения
внутреннего мира героя;
Анализировать различные формы выражения
авторской позиции;
Соотносить содержание произведения с
реалистическими принципами изображения жизни и человека;
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос;

Устный
опрос;
тестирование;

4.4.

Внеклассное чтение

1

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское
отношение к прочитанному. Составлять тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Уча-ствовать в коллективном диалоге

Устный
опрос;

Итого по разделу

7

Раздел 5. Литература первой половины XX века

5.1.

Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др.

2

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Использовать различные виды пересказа;
Участвовать в коллективном диалоге;

Устный
опрос;

5.2.

Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему«Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.

1

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение (в том числе по наизусть);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Подбирать и обобщать материалы о поэте с
использованием статьи учебника, справочной
литературы и ресурсов Интернета;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Анализировать тематику, проблематику,
художественные особенности лирического
произведения;
Характеризовать лирического героя стихотворения; Сопоставлять стихотворения одного и разных
авторов по заданным основаниям;
Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и
сверстников;

Устный
опрос;

5.3.

М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.

3

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные
комментарии;
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета;
Анализировать сюжет, тематику, проблематику,
идейно-художественное содержание повести;
Формулировать вопросы по тексту произведения; Характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства их
создания;
Анализировать форму выражения авторской позиции; Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос;
Сопоставлять текст произведения с его экранизацией, обсуждать и писать рецензии;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

Итого по разделу

6

Раздел 6. Литература второй половины XX века

6.1.

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа»,«Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.)

3

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Составлять тезисный план статьи учебника;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные
комментарии;
Обобщать материал о поэте и истории создания
поэмы с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета;
Анализировать сюжет поэмы, тематику,
проблематику, идейно-художественное содержание; Формулировать вопросы по тексту произведения; Использовать различные виды пересказа;
Характеризовать героя поэмы, выявлять
художественные средства создания художественных образов;
Выявлять фольклорные традиции в поэме,
определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств с занесением информации в таблицу;
Характеризовать способы создания комического в произведении;
Соотносить идейно-художественные особенности поэмы с реалистическими принципами изображения человека и жизни;
Анализировать форму выражения авторской позиции; Выявлять в поэме признаки лирики и эпоса;
Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

6.2.

М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

2

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные
комментарии;
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета;
Анализировать сюжет поэмы, тематику,
проблематику, идейно-художественное содержание; Формулировать вопросы по тексту произведения; Характеризовать и сопоставлять основных героев рассказа, выявлять художественные средства их
создания;
Различать образы рассказчика и автора-
повествователя;
Анализировать форму выражения авторской позиции;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

6.3.

Развитие речи

1

0

1

Письменный ответ на вопрос, сочинение на литературную тему

Письменный контроль;

6.4.

А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

2

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;
Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета; Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание рассказа;
Формулировать вопросы по тексту произведения;

Устный
опрос;

6.5.

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух).

Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.

2

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Использовать различные виды пересказа;
Участвовать в коллективном диалоге;

Устный
опрос;

6.6.

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.).

2

Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения;
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Использовать различные виды пересказа;
Участвовать в коллективном диалоге;

Устный
опрос;
Письменный контроль;

6.7.

Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений).

Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И.

Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.

1

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение (в том числе по наизусть);
Выражать личное читательское отношение к
прочитанному;
Подбирать и обобщать материалы о поэте с
использованием статьи учебника, справочной
литературы и ресурсов Интернета;
Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием цитирования);
Участвовать в коллективном диалоге;

Устный
опрос;

6.8.

Внеклассное чтение

1

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское
отношение к прочитанному. Составлять тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Уча-ствовать в коллективном диалоге

Устный
опрос;

Итого по разделу

14

Раздел 7. Зарубежная литература

7.1.

У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору). Ж.Б. Мольер.

Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору)

5

Воспринимать и выразительно читать произведения с учётом их родо-жанровой специфики; Составлять лексические и историко-культурные комментарии;
Подбирать и обобщать материалы о писателях, а также об истории создания произведений с
использованием статьи учебника, справочной
литературы и ресурсов Интернета;
Соотносить содержание произведений с принципами изображения жизни и человека, характерными для различных исторических эпох;

Устный
опрос;

Итого по разделу

5

Раздел 8. Итоговый контроль

8.1.

Итоговые контрольные работы

2

2

Письменный ответ на проблемный вопрос

Контрольная работа;

Итого по разделу

2

Резервное время

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

2

6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Художественный мир житийной литературы

1

Устный опрос;

2.

«Житие Сергия
Радонежского» (фрагменты)

1

Устный опрос;

3.

Д. И. Фонвизин. Комедия
«Недоросль»: социальная и нравственная проблематика ; особенности конфликта

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

4.

Д. И. Фонвизин. Комедия«Недоросль»: образ Митрофанушки; речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

1

Устный опрос;

5.

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»: cмысл финала

1

Письменный контроль;

6.

Комедия Ж.-Б. Мольера
«Мещанин во дворянстве» как классицистическая комедия.

Мастерство Мольера

1

Устный опрос;

7.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»: особенности конфликта в комедии

1

Устный опрос;

8.

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»: образ господина Журдена

1

Устный опрос;

9.

Лирика А. С. Пушкина
(стихотворения «К Чаадаеву»,«Анчар»)

1

Устный опрос;

10.

А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка». А. С. Пушкин. «История Пугачёва»(отрывки). «Капитанская
дочка» А. С. Пушкина как
реалистический исторический роман

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

11.

А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка»: образ главного героя

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

12.

А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка»: образ главного героя

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

13.

А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка»: образ Е. Пугачёва в романе

1

Устный опрос;

14.

А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка»: сюжет и композиция

1

Устный опрос;

15.

А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка»:
особенности содержания и структуры романа

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

16.

А. С. Пушкин. Роман
«Капитанская дочка»:
историческая правда и
художественный вымысел, выражение авторской
позиции в романе.

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

17.

Итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина. Резервный
урок

1

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

18.

Лирика М. Ю. Лермонтова (стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной
полумаски…», «Нищий»)

1

Устный опрос;

19.

М. Ю. Лермонтов.Поэма«Мцыри». «Мцыри» М. Ю.

Лермонтова как
романтическая поэма

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

20.

М. Ю. Лермонтов. Поэма«Мцыри»: сюжет и
композиция поэмы

1

Устный опрос;

21.

М. Ю. Лермонтов. Поэма
«Мцыри». Сюжет и
композиция литературного произведения форма и
содержание литературного произведения. Тема, идея и проблематика литературного произведения образ главного героя в поэме

1

Устный опрос;

22.

М. Ю. Лермонтов. Поэма
«Мцыри» в русской критике

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

23.

Итоговый урок по творчеству М. Ю. Лермонтова.

Резервный урок

1

Письменный контроль;

24.

Н. В. Гоголь. Комедия
«Ревизор». «Ревизор» Н. В.

Гоголя как социально-историческая комедия.

История создания комедии

1

Устный опрос;

25.

Н. В. Гоголь. Комедия«Ревизор»: сюжет и
композиция комедии

1

Устный опрос;

26.

Н. В. Гоголь. Комедия
«Ревизор»: образ Хлестакова; система образов

1

Письменный контроль;

27.

Н. В. Гоголь. Комедия
«Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. Урок развития речи

1

1

Письменный контроль;

28.

Н. В. Гоголь. Комедия
«Ревизор»: смысл финала комедии

1

Устный опрос;

29.

Н. В. Гоголь. Комедия
«Ревизор»: художественные особенности комедии.

Резервный урок

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

30.

Н. В. Гоголь. Повесть
«Шинель»: тема «маленького человека» в повести

1

Устный опрос;

31.

Н. В. Гоголь. Повесть
«Шинель» как типично«петербургская история»

1

Устный опрос;

32.

И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася»,«Первая любовь». И. С.

Тургенев. «Ася»: тема, идея, проблематика повести

1

Устный опрос;

33.

И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася»,«Первая любовь». И. С.

Тургенев. «Ася»: система образов

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

34.

Итоговая контрольная работа

1

1

Контрольная работа;

35.

Л. Н. Толстой. Повести и
рассказы (одно произведение по выбору). Например,
«Отрочество» (главы). Л. Н.

Толстой. «Хаджи Мурат»: тема, идея, проблематика повести

1

Устный опрос;

36.

Л. Н. Толстой. Повести и
рассказы (одно произведение по выбору). Например,
«Отрочество» (главы). Л. Н.

Толстой. «Хаджи Мурат»: система образов

1

Устный опрос;

37.

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору). Ф.

М. Достоевский. «Белые
ночи»: образ главного героя

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

38.

Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору). Ф.

М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

39.

Произведения писателей
русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В.

Набокова, Н. Тэффи, А. Т.

Аверченко и др. И. А. Бунин.«Подснежник». Н. Тэффи.

«Жизнь и воротник».

Резервный урок

1

Устный опрос;

40.

Произведения писателей
русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В.

Набокова, Н. Тэффи, А. Т.

Аверченко и др. М. А.

Осоргин. «Пенсне»

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

41.

Произведения писателей
русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В.

Набокова, Н. Тэффи, А. Т.

Аверченко и др. Шмелёв.

«Лето Господне» (фрагмент)

1

Устный опрос;

42.

М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например,
«Собачье сердце» и др. М. А. Булгаков. "Собачье сердце": тема, идея, сюжет.

1

Устный опрос;

43.

М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например,
«Собачье сердце» и др. М. А. Булгаков. "Собачье сердце": система образов

1

Устный опрос;

44.

 М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например,
«Собачье сердце» и др. М. А. Булгаков. "Собачье сердце": сатирическая повесть

1

Устный опрос;

45.

Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихо-
творений на тему «Человек и эпоха» по выбору).Например, стихотворения В. В.

Маяковского, М. И.

Цветаевой, О. Э.

Мандельштама, Б. Л.

Пастернака и др. М. И.

Цветаева. «Дон», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый
груздь!...», М. А. Светлов.

«Гренада» О. Э.

Мандельштам. «Ленинград», А. А. Ахматова «Постучись кулачком – я открою…», Н. А.

Заболоцкий. «Где-то в поле возле Магадана». Урок
развития речи

1

1

Письменный контроль;

46.

Поэзия второй половины XX— начала XXI века (не менее трёх стихотворений).

Например, стихотворения Н. А. Заболоцко- го, М. А.

Светлова, М. В. Иса-
ковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш.

Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А.

Евтушенко, Р. И.

Рождественского, И. А.

Бродского, А. С. Кушнера и др. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (М. В. Исаковский.

«Враги сожгли родную
хату…», «Катюша», Б. Ш.

Окуджава «Здесь птицы не
поют», «Песенка о пехоте», Л.

И. Ошанин. «Дороги», А. И. Фатьянов «Соловьи», К. М.

Симонов. «Жди меня», А. А.

Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»)

1

Практическая работа;

47.

Поэзия второй половины XX— начала XXI века (не менее трёх стихотворений).

Например, стихотворения Н. А. Заболоцко- го, М. А.

Светлова, М. В. Иса-
ковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш.

Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И.

Рождественского, И. А.

Бродского, А. С. Кушнера и др. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов Р. Гамзатов.

«Журавли», В. С. Высоцкий«Он не вернулся из боя»)

1

Устный опрос;

48.

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война

1

Устный опрос;

49.

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя поэмы

1

Устный опрос;

50.

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: особенности
композиции и язык поэмы

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

51.

М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы

1

Устный опрос;

52.

М. А. Шолохов. «Судьба
человека»: автор и
рассказчик, сказовая манера повествования. Смысл
названия рассказа

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

53.

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков
второй половины XX—XXI века (не менее двух
произведений на тему
«Человек в ситуации
нравственного выбора»).

Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж.

Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.). В. Л.

Кондратьев. «Сашка»:
проблематика и тематика повести

1

Устный опрос;

54.

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков
второй половины XX—XXI века (не менее двух
произведений на тему
«Человек в ситуации
нравственного выбора»).

Напри- мер, произведения В. П. Астафьева, Ю. В.

Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.). В. Л.

Кондратьев. «Сашка»: образ главного героя в повести.

Урок развития речи

1

1

Устный
опрос;
Письменный контроль;

55.

Обобщаюший урок по теме«Произведения о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Резервный урок

1

Письменный контроль;

56.

А. И. Солженицын.

«Матрёнин двор»:
проблематика, образ рассказчика

1

Устный опрос;

57.

А. И. Солженицын.

«Матрёнин двор»: образ
Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи

1

Устный опрос;

58.

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». как
отражение жизни поколения предвоенного времени

1

Устный опрос;

59.

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

Картины военного детства, образ главного героя. Урок развития речи

1

1

Письменный контроль;

60.

Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя»

1

Устный опрос;

61.

А. В. Жвалевский, Е. Б.

Пастернак. «Шекспиру и не снилось» (фрагмент).

Внеклассное чтение

1

Устный опрос;

62.

У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, №66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза
на звёзды не похожи…» и др.

Трагедия «Ромео и
Джульетта». Ж.-Б. Мольер.

Комедия «Мещанин во
дворянстве». У. Шекспир.

Сонеты: № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», №130 «Её глаза на звёзды не похожи…»

1

Устный опрос;

63.

У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, №66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза
на звёзды не похожи…» и др.

Трагедия «Ромео и
Джульетта». Ж.-Б. Мольер.

Комедия «Мещанин во
дворянстве». У. Шекспир.

Жизнь и творчество. «Ромео и Джульетта»: сюжет и
персонажи

1

Устный опрос;

64.

У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, №66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза
на звёзды не похожи…» и др.

Трагедия «Ромео и
Джульетта». Ж.-Б. Мольер.

Комедия «Мещанин во
дворянстве». У. Шекспир.

«Ромео и Джульетта»:
проблематика. Урок развития речи

1

1

Устный опрос;

65.

Итоговая контрольная работа

1

1

Контрольная работа;

66.

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее
двух). Например,
произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких,
В. Ф. Тендрякова, Б. П.

Екимова и др. М. Парр.

«Вафельное сердце».

Внеклассное чтение

1

Устный опрос;

67.

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков
второй половины XX—XXI века (не менее двух
произведений на тему
«Человек в ситуации
нравственного выбора»).

Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж.

Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.). Дж. Д.

Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (отрывок из романа): нравственно-этическая
проблематика романа

1

Устный опрос;

68.

Произведения отечественных и зарубежных прозаиков
второй половины XX—XXI века (не менее двух
произведений на тему
«Человек в ситуации
нравственного выбора»).

Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж.

Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.). Дж. Д.

Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (отрывок из романа): образ героя-подростка в
романе. Резерв

1

Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

2

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 8 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.; АО «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 2017.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной (Программы общеобразовательных учреждений. ) 1 час в нелелю

Программа предназначена для учителей , работающих с детьми, находящимися на домашнем обучении...

рабочая программа по литературе, 9 класс (» под редакцией В.Я. Коровиной)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Л...

Рабочая_программа_по_литературе_к_УМУ_под_редакцией_В.Я._Коровиной._5-й_класс

Рабочая программа по литературе к УМК под редакцией В.Я.Коровиной.5 класс.         Настоящая  программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра с...

Рабочая программа по литературе 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа соответствует новым ФГОСам....

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной

Программа соответствует требованиям ФГОС, рассчитана на 3 часа в неделю....

Рабочая программа по литературе 9 класс под редакцией Коровина

Содержит пояснительную записку, содержание курса и календарно-тематическое планирование...