Интегрированный урок литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект интегрированного урока литературы и основ православной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_orkse.doc | 34.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка интегрированного урока
Литературы и курса «Основы религиозных культур и светской этики»
учителя русского языка и литературы МБОУ Митяевская средняя школа
Глуховой Аллы Михайловны
Пояснительная записка
Класс: 5
Название модуля: Основы православной культуры
Тема урока: «Актуальность религиозной притчи на протяжении веков»
Количество часов: 1
Цель урока: знать определение и значение притчи, уметь отследить актуальность нравственных законов на протяжении веков;
Задачи урока: 1) умение рассуждать, высказывать и обосновывать мысли;
2) формирование представления об истинной любви в Библии;
3) развитие речи, живого образного мышления, умения находить нужную информацию в тексте, работать в группе.
Используемые методы и технологии обучения: аналитическая беседа, визуализация изучаемого материала, просмотр видео.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и групповая
Необходимые технические средства наглядности: компьютер, экран, акустические колонки.
Ожидаемые учебные результаты
Конспект урока
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания
- Актуализация опорных знаний. Введение понятия «притча», запись в тетрадь (слайды №2,3)
Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ.
Иносказательный – содержащий иной, срытый смысл.
Поучительный – тот, который учит чему-то, советует.
Особенности библейской притчи:
- Воспитывает самые главные качества: доброту, терпение, смирение, мудрость.
- Почти нет назидательных нравоучений
- Необычные, иногда непонятные сюжеты, неожиданные вопросы и ответы, благодаря чему притчи хорошо запоминаются.
- За внешней легкостью повествования скрывается глубокая мудрость.
- Большинство библейских притч требуют пояснений, что связано с отсутствием религиозного воспитания и изменениями в языке.
- Анализ притчи.
А) Просмотр видео «Суд Соломона» (слайд №4)
Б) Аналитическая беседа: (слайд №5)
- Как Соломон определил настоящую мать ребенка?
- Почему мать соглашается отдать своего ребенка другой женщине?
- Чем она жертвует?
В) Вывод (слайд №6): эта маленькая притча показывает нам, как мать, по-настоящему любящая свое дитя, готова жертвовать своим счастьем, готова уступить обманщице, подавить в себе злобу и обиду ради жизни своего ребенка. Истинно любящий человек всегда готов к самопожертвованию.
- Анализ рассказа И.А.Бунина «Лапти».
А) Выразительное чтение рассказа учителем (слайды №7,8).
Б) Аналитическая беседа: (слайд №9)
- Красные лапти могли победить болезнь ребенка, это было лекарство?
- Почему же Нефед идет за этим, казалось бы, бесполезным средством?
В) Вывод: (слайд №10) рассказ И.А.Бунина «Лапти» соотносится с библейской притчей «Суд Соломона». Мы видим, что Нефед жертвует своей жизнью, чтобы хоть чем-то помочь тяжело больному ребенку. Красные лапти – не лекарство, и Нефед это понимает, но он идет в страшную метель, потому что истинно любит ребенка, жалобно бредящего красными лаптями. И еще, наверное, Нефед думает, что если мальчик не выживет, он не простит себя до конца жизни, что не выполнил последнее желание ребенка.
6. Обобщение.
Слово учителя: Мы с вами сегодня изучили притчу, которой несколько тысяч лет, и рассказ, написанный 100 лет назад, и нашли общий, очень важный смысл. В библейской притче «Суд Соломона» мать не задумываясь жертвует своим «я» ради любимого дитя. И Нефед у Бунина идет навстречу опасности, чтобы облегчить страдания чужого ребенка. И в притче, и в рассказе речь идет об одном и том же – самопожертвовании. (слайд № 11)
- Скажите, а в нашей жизни, в 21 веке встречаются ли истории, когда люди жертвуют собой ради того, кого по-настоящему любят?
7. Домашнее задание (слайд №12)
Создать групповую творческую работу «Нравственные уроки библейской притчи на протяжении веков» (группы формируются по усмотрению учителя).
Материал для создания проекта:
- Прочитать притчу «О добром самарянине» и рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».
- Соотнести прочитанные произведения и выявить общие нравственные ценности.
- Сделать выводы по прочитанным произведениям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ. Иносказательный – содержащий иной, скрытый смысл. Поучительный – тот, который учит чему-то, советует.
Особенности библейской притчи Воспитывает самые главные качества: доброту, терпение, смирение, мудрость. Почти нет назидательных нравоучений Необычные, иногда непонятные сюжеты, неожиданные вопросы и ответы, благодаря чему притчи хорошо запоминаются. За внешней легкостью повествования скрывается глубокая мудрость. Большинство библейских притч требуют пояснений, что связано с отсутствием религиозного воспитания и изменениями в языке.
«Суд Соломона»
1. Как Соломон определил настоящую мать ребенка? 2. Почему мать соглашается отдать своего ребенка другой женщине? 3. Чем она жертвует? «Суд Соломона»
Вывод: эта маленькая притча показывает нам, как мать, по-настоящему любящая свое дитя, готова жертвовать своим счастьем, готова уступить обманщице, подавить в себе злобу и обиду ради жизни своего ребенка. Истинно любящий человек всегда готов к самопожертвованию. «Суд Соломона»
И.А. Бунин «Лапти» Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти
И.А. Бунин «Лапти» А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
И.А. Бунин «Лапти» 1. Красные лапти могли победить болезнь ребенка, это было лекарство? 2. Почему же Нефед идет за этим, казалось бы, бесполезным средством?
Вывод: рассказ И.А.Бунина «Лапти» соотносится с библейской притчей «Суд Соломона». Мы видим, что Нефед жертвует своей жизнью, чтобы хоть чем-то помочь тяжело больному ребенку. Красные лапти – не лекарство, и Нефед это понимает, но он идет в страшную метель, потому что истинно любит ребенка, жалобно бредящего красными лаптями. И еще, наверное, Нефед думает, что если мальчик не выживет, он не простит себя до конца жизни, что не выполнил последнее желание ребенка. И.А. Бунин «Лапти»
В библейской притче «Суд Соломона» мать не задумываясь жертвует своим «я» ради любимого дитя. И Нефед у Бунина идет навстречу опасности, чтобы облегчить страдания чужого ребенка. И в притче, и в рассказе речь идет об одном и том же – самопожертвовании. Итоговый вывод
Задание для учащихся Проект «Нравственные уроки библейской притчи на протяжении веков» Материал для создания проекта: Прочитать притчу «О добром самарянине» и рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Соотнести прочитанные произведения и выявить общие нравственные ценности. Сделать выводы по прочитанным произведениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).
Целью этого урока создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...
Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)
Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"
Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...
Интегрированный урок литературы в 6 классе (музыка, литература)
Тема урока: Единство красоты природы и красоты человеческих чувств в стихотворении А.С.Пушкина “Зимнее утро”....