Система уроков по пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Масловская Лариса Алексеевна

Содержит серию уроков по теме: 1. А.С. Грибоедов «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». (История создания, особенности конфликта) 2. «А судьи кто?» Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества. 3. Драма Чацкого. 4.Художественное своеобразие комедии «Горе от ума». Особенности прочтения и толкования комедии в XIX веке.Краткосрочное планирование серии уроков по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov_po_pese_a.s._griboedova.docx54.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Анализ I действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

«К вам Александр Андреич Чацкий».

Цели урока: 1) Повторить теоретический материал по теме «Комедия классицизма»;

2) Приступить к анализу комедии по действиям;

3) Заинтересовать комедией, пробудить интерес к чтению;

4) Продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Эпиграф к уроку: «Характеры «Горя от ума» были настолько живы и убедительны, что современники стали сразу же узнавать в них живых людей»

Д.И.Завалишин «Записки декабриста»

Задачи урока:

Повторить черты классической комедии.

Начать исследование комедии с точки зрения теории классицизма и реализма.

Начать исследование сюжета комедии.

Знакомство с героями комедии и анализ 1 действия.


Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А теперь послушаем историю создания комедии.

- Предполагают, что план комедии начал складываться уже в 1816 году, тогда же были написаны и отдельные сцены. Существует версия рождения замысла комедии во сне.

1821 год. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты.

1823 год. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Комедия распространялась в рукописях. Было сделано около 40 тысяч рукописей. Одну из таких копий получил от приехавшего в Михайловское Пущина А.С.Пушкин.

При жизни Грибоедова, в 1825 году, была опубликована только небольшая часть комедии. Впервые без цензурных искажений комедия была напечатана в России в 1862 году.

3. Целеполагание.

Чтение, изучение драматического произведения требует от вас определённой подготовки. Чтобы вам легче было приступить к изучению комедии «Горе от ума», повторим особенности комедии как литературного жанра.


Особенности комедии как жанра литературного произведения


комедия

Отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и авторские ремарки существуют)

Ограничение действия пространственными и временными рамками.

Раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)

Организация речи в форме диалогов и монологов

Этапы развития конфликта

Наличие сюжета


4. Изучение нового материала.

Комедия была написана во времена господствования классицизма. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода создания произведения.

Вспомним черты классической комедии.

- комедия относится к низшему стилю;

- одна из особенностей сюжета – любовный треугольник: борьба двух молодых людей за руку одной девушки;

- соблюдение правила трёх единств: места, времени, действия;

- говорящие фамилии;

- литературное произведение должно воспитывать верность государству, Отечеству;

- в конце порок наказан, добродетель торжествует.


- "Горе от ума"- одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.

Парадоксы его судьбы начались до его официального "рождения": комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца" (Из письма Грибоедова Бегичеву). В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес "Горе от ума-2", в которых "вычислялась" дальнейшая судьба ее героев.

Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают "миллион терзаний".

Парадоксально и то, что "Горе от ума"- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.

Наконец, парадокс заключен в самом названии "Горе от ума". Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счастье:". Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. (Значение слова "парадокс" выписано на доске. Парадокс - это суждение, противоречащее здравому смыслу)

Учитель: Наряду с традиционными для того времени чертами, комедия имеет черты и реализма и романтизма. О них мы будем говорить и на следующих уроках и записывать в таблицу №1:


Традиции

Новаторство


Учитель: Некоторые традиционные черты классицизма вы сможете записать уже сегодня.

Учитель: Система образов драматического произведения отличается от других жанров. (презентация №2).

Учитель: Я несколько упростила эту схему и предлагаю вам заполнять в виде таблицы:


Классификация героев драматургических произведений: (табл. №2)


Главные герои

Второстепенные герои

Внесценические персонажи


Учитель: Наконец, обратимся к героям комедии «Горе от ума». Среди них есть герои с говорящими фамилиями. Эти фамилии Грибоедова отражают не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их «слышать» и «говорить».

Учитель: По-вашему, какие фамилии «говорящие»?

- П.А.Фамусов – (от лат. Fama – молва.) Фамусов опасается людской молвы.

- Репетилов – (от франц. Repeter – повторять)

- Молчалин – однокоренной глагол – молчать. В первом действии он молчаливый, немногословный.

В описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь он главное в его образе, а потом лишь добавляется – Сергей Сергеич.

Князь Тугоуховский – тугоухий.

Старуха Хлёстова – однокоренной глагол – хлестать, бить чем-нибудь гибким. Есть выражение «хлёстко говорить».

Учитель: Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский, сократив фамилию Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России.

Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева (Чацкий тоже объявлен сумасшедшим).

Учитель: А теперь послушаем, о чём эта комедия? Какой исторический период отражается в ней. Расскажет профессор Скатов. (Просмотр фрагмента видеосюжета).

Учитель: Представим себе дом богатого московского барина I половины XIX века. Входим в гостиную. (просмотр фрагмента начала спектакля)

Учитель: так представил себе гостиную режиссёр Петербургского академического театра драмы имени Пушкина.

- С какими героями познакомились?

- Как относится Фамусов к окружающим? Ваши первые впечатления?

Павел Афанасьевич Фамусов – богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он управляющий в казённом месте. Действие пьесы происходит в его доме.

В этой сцене мы видим его как хозяина дома. Он властный барин. Я представил его добродушным и в то же время ворчливым, вспыльчивым человеком. В обращении к Молчалину проявляется его высокомерный тон.


5. Физминутка.


6. Закрепление материала.

- Ещё какую черту Фамусова заметили?

Фамусов – любящий отец. Он один воспитал Софью. Вот как он говорит об этом: (явление 4, стр. 108)

- Какой вам показалась Софья?

Софья умная, гордая, с сильным и независимым характером, мечтательная. Ей 17 лет. Она рано осталась без матери, поэтому чувствует себя хозяйкой дома. Отсюда её властный тон.

- В кого она влюблена? Почему?

Софья влюблена в Молчалина. По ночам она читает французскую сентиментальную литературу. Они воспитали в ней мечтательность и чувствительность. Эти романы могли заставить её обратить внимание на Молчалина – человека незнатного, бедного, скромного, не смеющего поднять на неё глаза. Вот как она говорит о Молчалине: (явление 5, стр. 113)

- Что узнали о Молчалине?

Цель жизни Молчалина – медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью. За 3 года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём Фамусова, получил 3 награждения, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи, незаменимым человеком в доме Фамусова.

- Какова атмосфера в доме Фамусова?

Главное, что я заметил, - это обман и лицемерие. Софья обманывает отца, Молчалин – своего начальника Фамусова и Софью. Лиза, вынужденная прикрывать Софью и Молчалина, обманывает Фамусова.

- Чем является 1-5 явления в плане развития сюжета?

Экспозицией. В ней Грибоедов знакомит с местом действия, с главными действующими лицами.

- С какого события начинается завязка?

- С появления в доме Фамусова Чацкого.

- Какой характер носит завязка?

Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер. Главный герой Чацкий приезжает в Москву из–за своей любимой девушки Софьи.

В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплён красотой Софьи, что даже не замечает её холодности, отчуждения.

Заметив холодность Софьи, Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья.

- Как появляется в пьесе Чацкий?

(Явление 5, стр 112)

- Что в поведении Чацкого сразу же бросается в глаза?

-Чацкий любит Софью. Его любовь искренна, как и 3 года назад. Он ждал встречи с нетерпением. В первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа.

- Как встречает его Софья?

Она встречает его холодно и отчуждённо, хотя они росли вместе в доме Фамусова. Чацкий воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров.

Учитель: Так возникает конфликт между Софьей и Чацким. А что такое конфликт?

Конфликт – столкновение, противоречие между характерами или характерами и обстоятельствами. (запись в словари)

Учитель: Бывает ещё внутренний конфликт, когда человек переживает внутренние противоречия. Каков характер конфликта между Софьей и Чацким?

Любовный.

Учитель: Но уже в 1 действии кроме личного, любовного конфликта намечается и общественный конфликт. Он угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах. Прочитайте эту сцену. (Явление 6,стр115)

Учитель: За развитием общественного конфликта будем следить, опираясь на таблицу №3: (показ через проектор). Вам нужно будет выписывать цитаты из комедии.

Отношение к:

Чацкий

Фамусовское общество

Народу и у крепостному праву;

Просвещению;

Службе;

Иностранному;

Богатству, чинам;

Любви, браку;

Смыслу слова «ум»


(подбор нескольких цитат)

В 1 действии есть выражения, которые стали крылатыми. Их называют афоризмами. Запись в словарях: афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (подбор нескольких афоризмов из 1 действия).

7. Итог урока.

Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии "Горе от ума"- в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для "просветительской" философии понятия "ум" и "счастье" синонимичны, так как "овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом". "Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает", - писал Гельвеций.

Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, "мильон терзаний".

Рефлексия. Заполнение листов оценивания.

Сегодня на уроке я:

Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?

8. Домашнее задание. Прочитать 2 действие. Определить размер стиха. Выписывать афоризмы.













Тема : Анализ 2 действия комедии Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.

Ход урока.

I. Повторение. Проверка домашнего задания.

— С каких событий начинается комедия?

— Как ведут себя герои до появления Чацкого?

(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)

— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?

(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)

— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?

(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)

— Каковы эти взаимоотношения?

II. Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума».

— Что такое конфликт в драматическом произведении?

(Конфликт — столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)

— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?

(Любовный конфликт.),

— Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)

— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)

— Определите, когда завязывается любовный конфликт?

(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек— змея»)

— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?

(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)

— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится с произведением реализма?

(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени.)

— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители «фамусовского общества».)

Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы, которое произойдет в следующем действии.

Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.

Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой...» (читаем).

Явление 1

Фамусов, Слуга.

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодранным локтем. Достань-ка календарь:
     Читай не так, как пономарь;
     А с чувством, с толком, с расстановкой.
Постой же. — На листе черкни на записном,
     Противу будущей недели:
     
К Прасковье Федоровне в дом
     
Во вторник зван я на форели.
     Куда как чуден создан свет!
     Пофилософствуй, ум вскружится;
     То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!
     Отметь-ка, в тот же день... Нет, нет.
     
В четверг я зван на погребенье.
     Ох, род людской! пришло в забвенье,
Что всякий сам туда же должен лезть,
     В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставить
     Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
     Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
     Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают! —
     Пиши в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
     Она не родила, но по расчету
        По моему: должна родить. —

— Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?

(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)

— Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?

(От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)

— Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?

(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него — священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в самое благодушное настроение.)

— Чем же заполнен день в Фамусова?

(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича (превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни — рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)

Просмотр фрагмента из спектакля.

— Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?

(Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова, спрятанное за благодушным гостеприимством)

— Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?

— Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.

(Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен служить, а главное — перестать быть «гордецом».)

— Почему Чацкий отказывается служить?

(«Служить бы рад — прислуживаться тошно»)

Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.

— В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.

Чтение монологов и их обсуждение.

Монолог Фамусова.


Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!
     Спросили бы, как делали отцы?
     Учились бы, на старших глядя:
     Мы, например, или покойник дядя,
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
     Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
     Век при дворе, да при каком дворе!
             Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
     А в те поры все важны! в сорок пуд...
     Раскланяйся — тупеем не кивнут.
        Вельможа в случае — тем паче,
     Не как другой, и пил и ел иначе.
        А дядя! что твой князь? что граф?
        Сурьезный взгляд, надменный нрав.
        Когда же надо подслужиться,
        И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
        Старик заохал, голос хрипкий;
Был высочайшею пожалован улыбкой;
        Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
     Упал вдруго́рядь — уж нарочно, —
А хохот пуще, он и в третий так же точно.
     А? как по вашему? по нашему — смышлен.
        Упал он больно, встал здорово.
     Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?
     Кто слышит при дворе приветливое слово?
     Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?
        Максим Петрович! Шутка!
     В чины выводит кто и пенсии дает?
Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — ну-тка!


— Каково мировоззрение Фамусова?

(В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович, карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной выгоды.)

— Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?

(Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.)

— Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?

(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть...». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова,— это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может.)

Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть...».

Чацкий

И точно начал свет глупеть,
     Сказать вы можете вздохнувши;
     Как посравнить, да посмотреть
     Век нынешний и век минувший:
     Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
     Как не в войне, а в мире брали лбом;
        Стучали об пол не жалея!
Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
     Прямой был век покорности и страха,
Всё под личиною усердия к царю.
Я не об дядюшке об вашем говорю;
     Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
     Хоть в раболепстве самом пылком,
     Теперь, чтобы смешить народ,
     Отважно жертвовать затылком?
     А сверстничек, а старичок
     Иной, глядя на тот скачок,
     И разрушаясь в ветхой коже,
Чай приговаривал: ах! если бы мне тоже!
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.

- Что сравнивает Чацкий? (век нынешний и век минувший)

— Каковы же взгляды Чацкого? (Он не приемлет мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)

— Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы говорили ранее). В чем суть его?

(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов — такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович — образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства.)

— Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?

— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного

поединка?

— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?

(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

— Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только углубляется? Покажите это на примерах из текста.

Важный момент — появление Скалозуба.

— Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе? Докажите свою точку зрения.

(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре Фамусова и Чацкого.)

— Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.

(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)

— Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто?..»?

(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.

Монолог «А судьи кто?..» рождён протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба!)

Чтение монолога «А судьи кто?..»

Чацкий

А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
     Всегда готовые к журьбе,
     Поют всё песнь одну и ту же,
     Не замечая об себе:
        Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
     Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
        Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
     Для замыслов каких-то непонятных,
        Дитёй возили на поклон?
     Тот Нестор негодяев знатных,
     Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
     Но должников не согласил к отсрочке:
        Амуры и Зефиры все
        Распроданы по одиночке!!
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
        Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
        Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
        И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
        Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
        Сюда на время приезжали, —
        Кричали женщины: ура!
        И в воздух чепчики бросали!


— Как произносит этот монолог Чацкий?

(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ вызывают лишь раздражение и испуг.)

— Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?

(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)

СЛАЙД «Общественный конфликт»

— Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о любовном конфликте. Развивается ли он?

(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий забывает о Молчалине — он занят лишь заботами о Софье.)

— Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?

(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)

Подведение итогов.

— Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия?

Домашнее задание.

  1. Прочитать III действие комедии «Горе от ума»
  2. Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого? (письменно)
  3. Учить «А судьи кто?...» (монолог Чацкого) – через урок
















«Безумный по всему…» Анализ III действия комедии «Горе от ума»

Цели: проанализировать третье действие, вспомнить понятие кульминация, работать над выразительным чтением.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Расскажите об отношении Века Нынешнего и Века минувшего:

к чинам, богатству, карьере,

отношение к иностранному,

отношение к московским нравам,

отношение к уму.

  1. Работа над текстом комедии.

- Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во втором действии?(«Пусть я посватаюсь»)

В третьем действии Чацкий снова оказывается в доме у Фамусова.

-Какова его цель на этот раз?(добиться признания Софии)

-Как его встречает София? Что ее отталкивает от Чацкого?

В разговоре Чацкий упоминает оМолчалине.

-Какую характеристику дает Чацкий Молчалину? Найдите в тексте.

-За что София ценит Молчалина?

-Почему Чацкий думает, что София смеется над ним, говоря, что любит Молчалина?

У Чацкого единая форма оценок для всех. По его мнению, Молчалин «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно Софья не может его любить, а лишь смеется над ними обоими.Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина , а выдуманного.

-Действительно ли София любит «выдуманного» героя или видит все недостатки перечисленные Чацким?

-Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях предпочитает Молчалина? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще больше возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, ханжество, сентиментальность – приближают ее к Веку Минувшему).

- Проследите диалог Чацкого и Молчалина, права ли Софья в оценке Молчалина?

-Что сам в себе ценит Молчалин? (умеренность и аккуратность, его тоже интересует мнение окружающих – Татьяны Юрьевны, Фомы Фомича).

-Каким вы видите Молчалина?

Молчалин – деловой, по выражению Фамусова человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой жизненной ситуации, угодить всем. Для Чацкого, Молчалин – жалок, не хочет и не может сделать карьеру, заслуживает презрения. Чацкий не принимает Молчалина всерьез, а напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.

С 5 явления в доме Фамусова появляются гости.

-Кто приезжает первым? (Горичи)

-Почему Чацкий едва узнал бывшего сослуживца? Что с ним произошло? (Горич попал под каблук жены,которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды. Превратила его в дряхлую развалины. Чацкому не о чем с ним поговорить).

-Появляются Тугоуховские. Что важно для родителей и их дочерей?

-Что из себя представляет графиня – внучка Хрюмина?

-Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?

-Кто такой Загорецкий? Что о нем говорят?

С 13 явления продолжает развиваться любовная линия. Чацкий высказывает свое мнение о Молчалине, София злится.

-Кто автор сплетни о сумасшествии Чацкого?

-Нарочно ли Софья это сделала?

-Что происходит на сцене в 15-22 явления, до приезда Чацкого?

-Почему все подхватывают сплетню? (сплетня связывает любовный и социальный конфликт. С одной стороны, герой ведет себя как с ума сошедший от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие).

- Где, по-вашему мнению, кульминационный момент произведения?(Столкновение Чацкого с «больным обществом». Сам того не подозревая, герой настроил против себя всех. Он произносит страстный монолог, клеймит все общество, касается очень серьезных тем).

Чтение монолога.

-Каких тем он касается в своем монологе? (культуры, морали, воспитания, судьбы России).

-В чем заключается комизм данной ситуации?

Чацкий одновременно в комической и в трагической ситуации. Трагизм в том, что он поднимает столь важные вопросы, пытается открыть глаза московскому обществу. Комизм – никто его не слушал, «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря потратил весь пыл своего красноречия.

  1. Итог урока.

Есть ли победители в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе?

  1. Домашнее задание.

Чтение 4 действия, выписать крылатые выражения .








Урок «ПОЙДУ ИСКАТЬ ПО СВЕТУ, ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…»

(анализ IV действия)

Цели: совершенствовать навыки анализа произведения; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение крылатых выражений.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

…И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Но тут появляется запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

2. Чтение по ролям 10–13-го явлений.

– Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

3. Комментированное чтение 14, 15-го явлений.

– Как вы считаете, имеет ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)

– Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

– Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?

– Что больше беспокоит московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи Алексевны?

– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

4. Слово учителя.

Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

III. Итог урока. Подведение итогов изучения комедии.

1. Слово учителя.

Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.

– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)

2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».

Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.

Домашнее задание:

1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);

2) сбор материала к сочинению:

• «Век нынешний и век минувший»;

• «А судьи кто?»;

• Чацкий и Молчалин;

• Образ Софьи Фамусовой.

Урок 26ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Цель: учить определять объем и содержание темы.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Слово учителя об объеме и содержании темы.

Любое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать.

Записать в тетрадь:

Объем темы – это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается.

Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.

II. Практическая часть.

Задание 1. Определить объем следующих тем:

1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

2) «Молчалин и Скалозуб»; «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Объем темы 1: Молчалин.

Объем темы 2: Молчалин и Скалозуб.

Объем темы 3: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Хлестова, Софья и т. д.

Задание 2. Определить содержание темы № 1.

Формулировка темы не заключает в себе ни утверждения, ни отрицания относительно Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, т. е. поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса.

1) Определим задачу первой темы (каждый определяет ее по-своему, поэтому возможны и другие вопросы):

а) Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

б) Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

в) Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии?

2) Дадим точные ответы на поставленные вопросы:

а) Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому.

б) Характер Молчалина Грибоедов раскрывает главным образом в его отношениях с другими героями.

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

3) Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения:

а) «Молчалины блаженствуют на свете».

б) Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии.

4) Подберем аргументы для обоснования каждого из этих тезисов.

Чтобы легче было подобрать аргументы, надо найти в основном тезисе слово или словосочетание, выражающее мысль, которую и требуется доказать. Как найти такое слово или словосочетание? Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим и сказуемым), то это слово или словосочетание всегда будет находиться в группе сказуемого, так как сказуемое как раз и обозначает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения.

К тезису 1:

1) Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить».

2) Он убежден, что связь с влиятельными лицами – лучший способ продвижения по служебной лестнице.

3) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

К тезису 2:

1) В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина? С Фамусовым? С Чацким? С Софьей? С Лизой?

2) Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с этими героями:

а) карьеризм;

б) исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры;

в) умственная ограниченность, узость интересов;

г) трусость, лицемерие, подлость, цинизм.

К тезису 3:

1) Молчалин играет главную роль в сцене, изображающей обстоятельства, при которых завязался драматический узел;

2) Молчалин – главная фигура в борьбе между Софьей и Чацким;

3) Молчалин – главное лицо в сцене катастрофы.

Вывод. Разобрав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по-разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы.

Домашнее задание: написать сочинение по одной из ранее предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями; подготовиться к защите литературных газет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" ( 11 класс)

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 11 классе при работе над пьесой А.Чехова "Вишневый сад". В РАБОТЕ СОДЕРЖИТСЯ ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАМЫСЛЕ ПИСАТЕЛЯ ПРИ НАПИСАНИИ ...

Урок по пьесе "На дне" ( философский смысл пьесы)

Урок литературы в 11 классе  в форме проблемного семинара, рассчитан на 1 час, рекомендуется как один из последних уроков (обобщение), сопровождается презентацией....

Урок по пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад"

А.П.Чехов «Вишнёвый сад»: история  создания, жанр, герои: вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произв...

Система уроков по пьесе М.А.Булгакова "Кабала святош"

Конспекты трёх уроков по пьесе Булгакова "Кабала святош" с применением технологии проблемного обучения....

Презентация к уроку по пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Прошлое и настоящее бессмертной драмы. Для 10 класса...

Поэтика художественного пространства и система символов в пьесе А. Вампилова «Утиная охота»

Статья посвящена исследованию системы знаков и символов главной пьесы А. Вампилова «Утиная охота». Акцентируется внимание на значении вещного мира пьесы, функционирующего в сценическо...