Урок по пьесе Островского "Гроза". "Отчего люди не летают?"
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Отчего люди не летают?
( Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» )
Цели: 1. Анализ образа Катерины.
2. Способы раскрытия характера в
драматическом произведении.
3. Богатство внутреннего мира че-
ловека в единении с окруж.
миром.
- Коммуникативная атака – начало урока.
Чтение наизусть монолога Катерины «Отчего люди не летают?...» (Кабанцова О.)
(детали – белая шаль – распахнутые крылья)
Подберите по одному прилагательному, характеризующему Катерину. Назовите его.
- Постановка проблемного вопроса.
А ОТЧЕГО ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ?
Комментарий учащимися опорных слов вопроса.
НЕ ЛЕТАЮТ – что значит для вас летать?
( мечтать, любить, верить, жить свободно, сочувствовать, сострадать, жить по своим интересам, в любви и согласии с окружающими)
ЛЮДИ – о каких людях говорится в драме?
Лагерь Кабановой и Дикого Катерина, Кулигин
Феклуша, полусумашедшая
барыня (идеологи)
Дайте краткую характеристику им.
Куда можно отнести Бориса, Варвару, Кудряша, Тихона? Почему?
КТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ГЕРОЕВ СПОСОБЕН ЛЕТАТЬ?
- Анализ образа Катерины.
Ключевые положения: 1. Все мы родом из детства… (Что заложено в Катерине в родительском доме?) «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. … что хочу, бывало, то и делаю»
ЧУДЕСНЫЕ СНЫ, ПОЛЕТ (параллель со снами Обломова)
СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ЦВЕТЫ, ВОДА (ПРИРОДА)
МОЛИТВА, ВЕРА, СТРАННИЦЫ, АНГЕЛЫ (Языческое с христианским)
В образе Катерины сплетается языческая вера в силы природы с христианской верой. Божественные силы неотделимы у нее от сил природы. Язык героини изобилует народными выражениями: ветры буйные, грусть-печаль…
Но уже в детстве мы видим в ней возможность протеста ( случай с лодкой), это не безропотная, слабая натура, она терпелива до поры до времени.
2. «У вас я завяла совсем…» (Жизнь в доме Кабановых)
Борис: «Здесь что вышла замуж, что схоронили – все равно…»
Мотив СМЕРТИ: «Я умру скоро…» «Точно я стою над пропастью и меня туда кто-то толкает…» - Мотив запретной любви, греха, невозможности уйти от него, избежать его.
Настойчивое повторение образов: омут, пропасть, помыслы лукавого, гроза.
Резкий контраст между ЖИЗНЬЮ ДОМА и ЖИЗНЬЮ В ДОМЕ КАБАНОВОЙ.
3. «Да какой же в этом грех… А как же я мужу-то! Да ведь он сам не захотел…»
Встреча с Борисом. Деталь КЛЮЧ. Ключ от калитки ли предлагает «по дружбе» Варвара?
(Ключ – символ свободы, победы чувства в душе Катерины над религиозным страхом, ключ от ее сердца и души)
Найдите детали, подтверждающие трагическую развязку драмы в сцене свидания с Борисом.
( песня Кудряша, слова Кудряша о будущем Катерины, Катерина сходит по тропинке, покрытая белым платком (почему белым?), слова Катерины: «жить до гробовой доски», «ты меня загубил», «мне не жить»)
И все-таки победа чувства над разумом, над страхом греха, людского суда.
«Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
- «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. … В могиле лучше…»
Признание в своем грехе, встреча с Борисом, гибель.
Проанализируем слова Кулигина: « Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза!... Изо всего-то вы себе пугал наделали.»
Сцена признания Катерины. Почему Катерина решилась на признание?
( В Катерине сильна вера в языческое начало, геену огненную, страх наказания за грехи перед ГОСПОДОМ, которую усиливают разговоры людей, слова барыни.
Воспитанная матерью в духе послушания и независимость характера сталкиваются, но побеждает воспитание. Катерина одинока, ее некому поддержать и понять.)
Борис слабый духовно человек. Он «плывет по течению» жизни, не способен на решительный поступок, не способен защитить любимую. «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго.»
ТАК ВСЕ-ТАКИ ПАДЕНИЕ или ВЗЛЕТ КАТЕРИНЫ – ее самоубийство?
- РЕФЛЕКСИЯ
Изменилась ли ваша точка зрения на героиню?
Ваши прилагательные, раскрывающие главную черту характера героини, после нашей беседы. Назовите их.
- Оцените степень самостоятельности своих суждений, их оригинальность.
- Самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по технологии Е.Н.Ильина "Отчего люди не летают?"
Островский "Гроза" - материал не очень интересный для современных детей. Как сделать его более доступным?...
Презентация к уроку по пьесе А.П.Чехова "Вишневый сад" ( 11 класс)
Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 11 классе при работе над пьесой А.Чехова "Вишневый сад". В РАБОТЕ СОДЕРЖИТСЯ ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАМЫСЛЕ ПИСАТЕЛЯ ПРИ НАПИСАНИИ ...
Эссе на тему "Отчего люди не летают?"
Сочинение-эссе - это небольшое по объему произведение, которое имееет необычную, порой нелогичную композицию, поэтому вызывает затруднение в написании это вида работы. Я постаралась написать свой прим...
Урок по пьесе "На дне" ( философский смысл пьесы)
Урок литературы в 11 классе в форме проблемного семинара, рассчитан на 1 час, рекомендуется как один из последних уроков (обобщение), сопровождается презентацией....
Урок по пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад"
А.П.Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои: вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произв...
Система уроков по пьесе М.А.Булгакова "Кабала святош"
Конспекты трёх уроков по пьесе Булгакова "Кабала святош" с применением технологии проблемного обучения....
Методическая разработка бинарного урока (биология+физкультура) "Отчего люди не летают как птицы"
Цель урока: развивать ловкость, быстроту, равновесие, активность; продолжать формировать навык безопасного бега во время подвижных игр; обобщать знания о птицах и их повадках; воспитывать любовь...