Система уроков по пьесе Максима Горького «На дне»
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)

Каткова Ульяна Сергеевна

Статья предлагает систему уроков по пьесе Максима Горького «На дне», включая методические рекомендации для анализа ключевых тем и образов. Разработанные занятия способствуют развитию критического мышления и навыков интерпретации сложных социальных вопросов, что позволяет учащимся глубже понять актуальность произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Мир ночлежки: отношение к человеку в пьесе М. Горького «На дне».

Цели урока:

Обучающие:

  1. Понимание авторского замысла, осознание его, определение проблем.
  2. Характеристика персонажей произведения, места их обитания.

Развивающие:

  1. Построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи.
  2. Развитие умения поиска, анализа и преобразования информации.

Воспитательные:

  1. Воспитание учебной мотивации, интереса к чтению и родной литературе.
  2. Воспитание интереса к личности писателя, его творчеству.

УУД:

Предметные:

  1. Воспитывать читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Метапредметные: 

  1. Формировать умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
  2. Формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: 

  1. Формировать   ответственное   отношение   к   учению, готовность   и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  3. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Тип урока: сообщение новых знаний

Форма урока: урок-беседа

Оборудование: видеопроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.

Литература:

  1. М. Горький. Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы. «Библиотека Всемирной литературы». – М.: Художественная литература, 1975.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Ученики встают, здороваясь с учителем.

Целеполагание

Мотивация

Актуализация знаний

Запишите тему урока: «Мир ночлежки: отношение к человеку в пьесе М. Горького «На дне» (слайд 1) Какие цели мы можем поставить перед собой, исходя из этой темы?

Да, все верно, молодцы.

Посмотрите на слайд. Прочитайте эпиграфы к нашему уроку. (слайд 2)

Как вы понимаете эти высказывания?

Спасибо. Да, действительно, это так.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества М. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах, узнали смысл названия пьесы. Давайте вспомним, сколько было вариантов названия пьесы «На дне» и почему автор остановился именно на этом названии?

Спасибо.

Выяснить, как относятся друг к другу обитатели ночлежки, как они живут. Охарактеризовать каждого из них.

1) Уважение к человеку — условие, без которого нет для нас движения вперед… Антуан де Сент-Экзюпери.

2) Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. Александр Николаевич Радищев.

Нужно уважать каждого человека, любить его. Без этого нет развития, нет возможности самому стать личностью, человеком с большой буквы.  Если вы хотите, чтобы уважали вас, сначала вам нужно научиться уважать других.

«Без солнца», «Ночлежка», «В ночлежном доме», «На дне» - так изменялось ее название. «Ночлежка» - слишком конкретное заглавие, «Без солнца» - слишком абстрактное. Название же «На дне» - предельно обобщенное, ёмкое, философски заостренное.

В этой пьесе нет явлений, есть только действия.

Автор показывает жизнь в ее движении.

1 ученик.

Константин Сатин - один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. Сатин попал на «дно», потому что убил человека, который надругался над его сестрой. Но считает, что он все сделал правильно, что наказали его несправедливо.

2 ученик.

По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина» Он, по его рассказам, вырос в очень богатой дворянской семье, где он был единственным и любимым ребёнком, которому ни в чём не отказывали, потакая каждой его прихоти, из-за чего он вырос весьма избалованным мальчиком. Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке.

3 ученик.

Бубнов – один из обитателей ночлежки, картузник, живущий там в долг. В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Однако его жена сошлась с мастером, после чего он предпочел уйти, дабы остаться в живых. Теперь он опустился на самое «дно» и не желает сохранять в себе каких-либо положительных качеств.

4 ученик.

Васька Пепел является одним из обитателей ночлежки для бедных, которую содержит семья Костылёвых. С детства Ваську звали вором из-за того, что его отец воровал и всю жизнь сидел в тюрьмах. Васька считает, что это клеймо «вора» и подтолкнуло его к преступной деятельности. Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме. Мечтает уйти в Сибирь с Наташей и жить там честно.

5 ученик.

Актер является бездомным пьяницей. В прошлом Актер работал в театре, играя в спектаклях. Так, например, он играл эпизодическую роль могильщика в пьесе Шекспира «Гамлет». Работая в театре, Актер носил сценический псевдоним - Сверчков‑Заволжский. Из-за пьянства у Актера ухудшилась память, и теперь он не помнит наизусть даже любимое стихотворение. Из-за пьянства и попал в ночлежку. Он мечтает вылечиться от алкоголизма и снова играть второго могильщика.

6 ученик.

Настя зарабатывает себе на жизнь «непристойной работой», она – девушка легкого поведения. Это привело ее в ночлежку. Мечтает красивой и чистой любви.

7 ученик.

Клещ попал в ночлежку, потеряв работу. Единственный из обитателей ночлежки, кто не смирился со своей участью. Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти». Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.

То есть, у каждого персонажа свой конфликт с жизнью.

Это конфликт между хозяевами ночлежки Костылёвыми и её обитателями. Все обитатели живут в ночлежке и платят за нее Костылёвым.

Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было...»

Разорванная экспозиция.

В первом и втором действии это подвал, похожий на пещеру, потолок – тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Пространство захламлено, очень много предметов: большая русская печь, стол, две скамьи, табурет, две большие связки разных ключей, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки, обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней, кровать, нары.   Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка.

Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Можно обратить внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.

Можно сделать вывод, что человек среди этих предметов потерялся и сам стал частью предметного мира.

У него проблемы с душой.

Обитатели издеваются над Настей. Она читает книгу «Роковая любовь», а над ней смеются, забирают книгу.

Нет чувства сострадания к Анне, которая умирает. Даже когда она попросила их не кричать, Клещ возмутился: «Заныла!». А Бубнов сказал, что шум смерти не помеха.

Это духовно мертвые люди.

Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь представлены все социальные слои общества.

Нет, не могут. Они не станут людьми с большой буквы, пока не научатся уважать тех, кто рядом с ними, любить их. А пока что мы видим, что в них отсутствуют эти чувства, они огрубели.

Обитатели ночлежки – духовно мертвые люди. Люди, опустившиеся на дно жизни. Они издеваются над Настей, у них нет чувства сострадания к Анне, которая умирает. Люди огрубели, у них проблемы с душой, отсутствует любовь к ближнему.

- До свидания!

Беседа по теме урока

А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы выявить отношение к человеку в мире ночлежки, охарактеризовать каждого из героев.

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, «заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою».

Скажите, в чем особенность данной пьесы?

Как вы думаете, почему?

Да, главная тема пьесы – человек и жизнь. Жизнь постоянно движется.

Почему же герои попали в ночлежку? На дом некоторым из вас было задано найти для каждого героя в тексте ответ на этот вопрос и охарактеризовать его.

Верно, спасибо. Таким образом, предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на дно жизни.

Да., верно. Присутствует в пьесе еще и социальный конфликт. В чем он проявляется?

Хорошо.  Кого винят обитатели ночлежки?

Да, все верно, молодцы. Когда вы искали информацию о своих героях, не обратили ли вы внимание на то, какой вид экспозиции здесь представлен?

Верно.

Давайте обратимся к декорациям пьесы. Как вы охарактеризуете пространство?

Какой можно сделать вывод?

Следовательно, с чем у него проблемы, если он стал частью этого мира?

Давайте найдем подтверждение этому в тексте.

Какие это люди?

Верно. Люди огрубели, у них проблемы с душой, отсутствует любовь к ближнему.

Вспомните эпиграф к нашему уроку. Уважение к человеку — условие, без которого нет для нас движения вперед. Могут ли они двигаться куда-то, выйти, к примеру, из ночлежки, не имея любви к ближнему?

Да, вы правы.

Итак, подведем итоги урока. Каково же отношение к человеку в пьесе «На дне»?

Да. Молодцы.

В оставшееся от урока время напишите маленькое сочинение на тему: «Актуальна ли проблема отсутствия любви к ближнему в наше время?»

Дома вам нужно попробовать выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

- До свидания!

Подведение итогов урока

Рефлексия

Домашнее задание

Тема урока: Двойственная натура Луки в пьесе М.Горького "На дне".

Цели:

- Обучающие:

1. Сформировать представление о роли Луки в пьесе.

2. Сформировать образ Луки и понять, любит ли он человека или равнодушен к нему.

- Развивающие:

1. Развивать образное и логическое мышление, умение аргументировать свой ответ.

2. Развивать устную речь учащихся.

3. Развивать умения самостоятельно искать, анализировать и преобразовывать информацию.

- Воспитательные: 

1. Воспитывать в учащихся умение сформировывать четкое представление о личности писателя или поэта.

УУД:

Предметные:

  • Сформировать представление о Луке, как о противоречивом герое.

Метапредметные:

  • Умение находить, преобразовывать и передавать информацию;
  • Умение ставить цели и организовывать их достижение;
  • Умение дискутировать на данную тему, отстаивать свою позицию.

Личностные:

  • Понимание значения литературы в процессе получения школьного образования.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Форма урока: урок-беседа

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация

План урока:

1. Орг. момент;

2. Мотивация;

3. Целеполагание;

4. Беседа по теме урока;

5. Подведение итогов урока;

6. Домашнее задание.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Оргмомент

2. Мотивация

3. Целеполагание

4. Беседа по теме урока

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Приготовьте свои рабочие места в порядок.

- Сегодня мы с вами продолжаем анализировать пьесу М.Горького "На дне".

На слайде представлен эпиграф к нашему уроку, прочитайте его.

- А как по вашему мнению, что важнее, истина или сострадание?

- Итак, как вы уже поняли, речь на сегодняшнем уроке пойдет о Луке - неоднозначном персонаже пьесы Горького. Открываем тетради и записываем число и тему: "Двойственная натура Луки в пьесе М.Горького "На дне".

- Какие цели мы сегодня поставим?

- Хорошо.

- Обратимся к тексту.

Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

- В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

- Хорошо. Что говорит Лука, когда появляется впервые в ночлежке?

- Как можно охарактеризовать героя по этим словам?

- Знаем ли мы биографию Луки?

- Как Лука ведет себя в разговоре с обитателями ночлежки?

- Помогло ли это Луке заставить обитателей быть услышанным?

- Случайно ли старик не называет город, в котором есть лечебница для пьяниц?

- Таким образом, виноват ли Лука в смерти Актера?

- Но ведь Лука и Анну обнадежил. Как вы думаете, помог ли он ей?

- Ребята, а верит ли сам Лука в то, во что призывает верить других?

- А зачем он тогда жалел и обнадеживал людей? Как он сам это объясняет? Найдите в тексте.

- Может, в этом он имел какую-то выгоду?

- Помог ли Лука реально кому-либо из обитателей ночлежки?

- Имя "Лука" имеет двойной сакральный смысл. В чем он заключается?

- Как вы думаете, какие ассоциации возникают в нашем случае с именем Луки?

- А теперь очень важный вопрос, раскрывающий натуру Луки: любит ли старик человека или равнодушен к нему?

- Абсолютно верно.

Лука использует евангельские реминисценции. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой.

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. 

Лука - живой образ именно потому .что он противоречив и неоднозначен.

- Итак, ребята, какие выводы мы можем сделать о Луке?

- Хорошо, молодцы.

- Дома вы должны написать мини-сочинение на тему "В чем заключается двойственность натуры Луки?" (не менее 10 предложений).

На дополнительную оценку вы можете написать сочинение на тему "Лука-Сатин. Можно ли их считать двойниками?". Есть вопросы?

Спасибо за продуктивный урок, до свидания.

- «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

М.Горький

Учащиеся отвечают

- Проанализировать личность Луки и разобраться, в чем противоречивость его натуры.

- Мы видим людей, в сущности, мирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют... до смерти…» «А ты — болван», — огрызается Сатин. «Почему?» — удивляется Актер. «Потому что — дважды убить нельзя». 
Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно.

- Они считают себя "бывшими".

«Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). 
«Бубнов. Я вот — скорняк был». 
Жители понимают, что сейчас они уже не те, что раньше, они никто.

Бубнов произносит философскую фразу: «Выходит — снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!»

-  "Доброго здоровья, народ

честной!... Мне - всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не

плоха: все - чёрненькие, все прыгают: так-то".

- Неприхотлив, способен быстро

устанавливать контакт с незнакомыми людьми, добрый, уважает всех людей: "Старику - где тепло, там и родина".

- Ни мы, ни обитатели ночлежки не знаем биографию старика. Он знает обо всех, но ничего не рассказывает о себе.

- Он очень быстро приспосабливается к ситуации, "прогибается" под обстановку. Он умеет расположить к себе людей с помощью нужных слов. У него на каждую ситуацию есть пословицы и поговорки, которые несут в себе позитивный заряд.

- Да, помогло. Например, в разговоре с Анной Лука успокаивает ее, просит ее потерпеть и говорит, что на Том Свете она обретет покой и отдых.

Когда актер жалуется на то, что его одолело пьянство, старик рассказывает ему, что в одном городе существует лечебница, которая сможет вылечить его от пьянства. Только вот город он не называет.

Лука всех может убедить, во всех вселить надежду. Ему верят.

- Наверное, да. Возможно, он выдумал этот город и просто вселил в Актера надежду на скорейшее исцеление.

"А это...в одном городе...как его? Название у него эдакое...Да  я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и - терпи..." - тем самым Лука обнадежил Актера.

- Конечно, виноват. Показывая судьбу Актера, Горький утверждает, что именно ложные надежды могут привести человека к самоубийству.

Лука вселил в Актера надежду на то, что тот вылечится, но он исчез в самый ответственный момент, когда Актеру нужна была его помощь. Зачем вообще нужно было обнадеживать человека?

- Лука скрасил последние дни Анны. Он заботился о ней, пообещал, что на Том Свете ее жизнь не будет мучительной, как здесь. Он выслушал Анну, ведь никому из жителей ночлежки не было до нее дела.

- Когда он убеждает обитателей, можно подумать, что он верит во все то, что им говорит. Но раз он исчез и по-настоящему никому не помог, то все это были только слова и сам старик в них не верил.

- "Надо: кому-нибудь и добрым

быть: жалеть людей надо. Христос всех жалел и нам так велел".

- Возможно, да, ведь у него не было паспорта. Он вынужден был втереться людям в доверие, чтобы его оставили пожить. Ему было выгодно себя так вести.

- Никому, кроме Анны. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепел оказывается в тюрьме, Наташа пропала.

- С одной стороны, это имя напоминает евангелиста Луку, это имя означает "светлый". С другой стороны, ассоциируется со словом "лукавый".

- Лука говорит штампами и жалеет людей просто потому, что ему так выгодно. Он не думает о человеке, он врет ему. Поэтому Лука ассоциируется у нас со словом "лукавый".

- Он равнодушен к человеку. Он жалеет не из сострадания, а просто потому, что ему так нужно, ему это выгодно. Он думает только о себе. Он не задумывается о последствиях. Если бы Лука не вселял ложную надежду, то многих бед можно было бы избежать. К примеру, Актер бы не свел счеты с жизнью.

- Лука был проповедником утешительной лжи, но не потому, что ему было жалко людей, а потому что ему было выгодно остаться в ночлежке. Он был равнодушен ко всем, он не задумывался о последствиях. Он не умел решать проблемы, учил только сглаживать углы. Он бросил людей в самый трудный момент. Можно сказать, Лука является косвенным убийцей.

- Устами Сатина было сказано: "Ложь - религия рабов и хозяев, Правда - бог свободного человека". В словах Луки не было правды, ведь он понимал, что обитатели несвободны, они рабы, скоты. Потому он им и врал.


Тема: «Проблема правды в пьесе М. Горького «На дне».

Цели:

1. Обучающие: 

  • выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде;
  • выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правды факта  (Бубнов),  утешительной  лжи (Лука), правды веры в человека (Сатин).

2. Развивающие: 

  • развитие образного и логического мышления, умения аргументировать ответ;
  • развитие устной речи учащихся;
  • развитие умения поиска, анализа и преобразования информации.

3. Воспитательные: 

  • содействовать формированию собственной точки зрения по отношению к такому понятию как « правда», создать ситуации, которые помогут понять, что из каждого положения есть выход.

Результаты:

Предметные: 

  • умение анализировать драматическое произведение.

Метапредметные:

  • умение находить, преобразовывать и передавать информацию;
  • умение ставить цели и организовывать их достижение;
  • умение дискутировать на данную тему, отстаивать свою позицию.

Личностные:

  • понимание значения литературы в процессе получения школьного образования.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: беседа.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, презентация.

План урока:

  1. Орг. момент;
  2. Мотивация;
  3. Целеполагание;
  4. Беседа по теме урока;
  5. Подведение итогов урока;
  6. Домашнее задание.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг.момент

2. Мотивация

3. Целеполагание

4. Беседа по материалу урока

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжаем изучение пьесы М. Горького «На дне». Тема нашего сегодняшнего урока «Проблема правды в пьесе М. Горького «На дне». Запишите, пожалуйста, тему урока в свои тетради.

- Посмотрите на эпиграф. Давайте его прочитаем.

- В чем главная мысль эпиграфа?

- Верно. Кто рассуждает о правде в пьесе?

- Отлично. Давайте попробуем сформулировать с вами цели нашего сегодняшнего урока.

- Хорошо. Запишите, пожалуйста, цели урока в свои тетради.

– Что является основным лейтмотивом пьесы? Кто из персонажей первым

формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

- Ребята, вы должны былм дома выяснить значение слова «правда». Каково оно?

- Итак, выясним правду Луки, Бубнова, Сатина. Для этого нам нужно выяснить мировоззрение каждого из персонажей.

Вы должны были выписать реплики Бубнова, характеризующие его взгляды на мир. Зачитайте, пожалуйста.

- Отлично. Как эти слова характеризуют его?

- Исходя из характеристики Бубнова, в чем же его правда?

- Верно. Это одна правда – правда факта. Выразителем второй правды является Лука. Давайте вспомним, как он ведет себя по отношению к обитателям ночлежки?

- Все ли его слова – правда?

- Какие реплики характеризуют мировоззрение Луки?

- Какой вывод мы можем сделать о его взглядах на жизнь?

- Какой правды он придерживается?

- Правильно. Теперь перейдем к третьей правде. О ней говорит Сатин. Какие реплики вы выбрали для характеристики Сатина?

- Как, по его мнению, надо относиться к человеку?

- Как Сатин относится к свободе?

- Ограничивает ли Сатин свободу человека?

- Ребята, взгляните на доску. Перед вами стихотворение А.С.Пушкина «Из Пиндемонти». Прочитайте его.

- Пушкин тоже пишет о свободе. В чем отличие его свободы от свободы Сатина?

- И как вы думаете, кто же по-настоящему свободен: Сатин или лирический герой?

- Есть ли в пьесе хоть один свободный человек?

- Верно. Современники М. Горького считали пьесу революционной, хотя в ней нет ни одного революционера. Дело в том, что писатель показал жителей «дна», каждый из которых является пленником чего-либо. Для того, чтобы они вышли на свет, им необходим по-настоящему свободный человек, который объяснил бы им как нужно жить, который сумел бы вывести их. Мысль о необходимости такого «вождя» и посчитали революционной.

- Обратите внимание на монологи Сатина в последнем действии. Как вы думаете, они действительно могли бы принадлежать Сатину?

- Тогда кому же принадлежат эти слова?

- Верно. В монологах Сатина в 4 действии выражается авторская позиция. В них соединяются воззрения эпохи возрождения, гуманистические традиции 19 века и все религии.

-  Что же хотел сказать автор через монологи Сатина?

- Сколько же правд

обнаружилось в пьесе?

- Каковы эти три правды? Кто является выразителем?

- Верно. Должна ли быть свобода безграничной, как говорит Сатин или ее стоит чем-то ограничивать?

- Есть ли в пьесе хоть один свободный человек?

- Совершенно верно.

- Наш урок подходит к концу. Дома вам нужно будет написать сочинение на одну из трех тем:

1. Какова авторская позиция в пьесе «На дне»?

2. Почему пьеса считается революционной?

3. Можно ли считать двойниками Луку и Сатина?

- Всем все понятно?

- Спасибо за плодотворный урок. До свидания!

- «Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе». Л.Н. Толстой

- Л.Н. Толстой говорит о том, что нужно для начала научиться говорить правду самому себе, а исходя из темы урока, мы должны будем узнать, что такое правда в пьесе М. Горького «На дне»

- Бубнов, Лука и Сатин.

- выяснить, как понимает правду Бубнов/Лука/Сатин

- узнать, как соотносятся позиции персонажей

- Спор о правде – смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой

странице пьесы, в реплике Квашни: «Аа! Не терпишь правды!» Правда – ложь («Врешь!» –

резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда – вера – это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».

- - ПРАВДА, ¬ы, ж. 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет(посл.).

2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. Правда на твоей стороне. Счастье хорошо, а правда лучше (посл.).

3. То же, что правота (разговорное).Твоя правда (ты прав). Бог правду видит, да не скоро скажет (посл.).

4. вводн. сл. Утверждение истинности, верно, в самом деле. Я, правда, не

знал этого.

Т.е. правда бывает частная, а бывает мировоззренческая.

- «Шум – смерти не помеха»

«На что совесть? Я – не богатый»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут. Строят дом, а щепки – прочь».

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты».

- Как человека грубого, циничного.

- Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки веры и надежды. Скептик, циник, он относится к жизни со злым пессимизмом.

- Утешает их, говорит им то, что они хотят услышать.

- Нет.

- «Христос всех жалел и нам велел»
«Во что веришь, то и есть»
«Человек всё может – лишь захотел»
«Любить – живых надо, живых»
«Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил»

- Лука говорит о том, что нужно любить и жалеть человека.

- Для него утешительная ложь предпочтительнее, чем правда.

- «Ложь – религия рабов и хозяев»
«Человек свободен, он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…»
«Правда – бог свободного человека»
«Человек – это звучит гордо».

- Человека нужно уважать и не унижать жалостью.

- Он считает, что свобода заключается в том, что человек сам делает выбор и несет за него ответственность.

- Нет.

-« Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права...»

- В стихотворении говорится о том, что лирический герой добровольно ограничивает свободу красотой природы и красотой искусства.

- Лирический герой.

- Нет.

- Скорее всего, нет, потому что это слишком громкие и философски значимые слова для человека «дна».

- М. Горькому.

- Что нужно уважать человека.

- Что в центре мира находится человек.

- Три.

- Выразителем правды факта является Бубнов. Лука – сторонник утешительной  лжи. Правды веры в человека придерживается Сатин.

- Свободу надо ограничивать красотой природы и красотой искусства. Тогда человек может быть по-настоящему свободным.

- Нет.

- Да.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по пьесе М.А.Булгакова "Кабала святош"

Конспекты трёх уроков по пьесе Булгакова "Кабала святош" с применением технологии проблемного обучения....

Презентация к уроку по пьесе М. Горького "На дне", 11 кл.

Материал по теме "Правда в пьесе М. Горького "На дне"...

Урок на тему «Социально-философская драма Максима Горького «На дне»: идейные истоки, проблема Пути»

Пьеса М. Горького «На дне» входит в обязательный минимум содержания основной действующей программы по литературе в 11 классе.Стандарт среднего (полного) общего образования включает в себя изучение в 1...

Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького. Ницше и Горький. (из опыта работы преподавателя) статья

У каждого художника есть произведение, которое можно считать знаковым для его творчества. Таким произведением у М. Горького является пьеса «На дне». И вот почему. Здесь поднимаются очень важные вопрос...

Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".

Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...

Презентация к уроку по пьесе М. Горького "На дне"

Презентация к уроку по пьесе М.Горького "На дне"...

Система уроков по пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Содержит серию уроков по теме: 1. А.С. Грибоедов «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». (История создания, особенности конфликта) 2. &laqu...