УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 «А» КЛАССЕ
план-конспект урока по литературе (9 класс)

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ НАРОДА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН

ДО НАШИХ ДНЕЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_9_klasse.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ  В 9 «А»  КЛАССЕ

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ НАРОДА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН

ДО НАШИХ ДНЕЙ»

Вид урока: урок-усвоение новых знаний.

Тип урока: урок с элементами лекции.

Тема урока: «Русская литература как художественное отражение жизни народа с древнейших времён до наших дней».

Эпиграф: Если бы не было наук и искусств, люди жили бы как животные, ничем не отличаясь от них.

И наука, и искусство так же необходимы для людей, как пища, и питьё, и одежда. (Л.Н.Толстой)

Цели урока:

  1. Обучающая: показать связь русской литературы с жизнью народа, с историей, с освободительным движением, с наукой, развивать навыки работы с критическим текстом.
  2. Развивающая: развитие интереса к художественной литературе.
  3. Воспитывающая: умение обосновывать своё мнение о произведении и героях.

Урок соответствует всем программным требованиям. Он спректирован с учётом содержания  примерной программы и обязательного минимума содержания общего образования по литературе.

План урока:

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

1. Оргмомент.

Приветствие

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Фронтальная форма познавательной деятельности

3. Этап усвоения новых знаний.

Фронтальная форма познавательной деятельности

4. Этап закрепления новых знаний.

Фронтальная форма познавательной деятельности

5. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Задание творческого характера

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя.

                                 Молчат гробницы, мумии и кости, -

                                 Лишь слову жизнь дана:

                                 Из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь письмена.

                                 И нет у нас иного достоянья…

                                                                                    И.А.Бунин «Слово»

Мы не случайно начинаем наш первый урок литературы в 9-м классе со слов И.А.Бунина. Послушайте, как образно и верно он сказал о роли написанного слова.

Художественная литература возникла в далёкой древности: вначале появилось устное народное творчество, потом письменная литература.

 - Подкрепите правильность этой мысли примерами.

(Былинный эпос, «Повесть о Евпатии Коловрате», «Одиссея».)

По этим и другим произведениям можно получить некоторое представление о жизни народа, об исторических событиях, которые происходили в глубокой древности. Но ведь изучением прошлого занимаются науки, в частности история.

- Чем же отличаются исторические и литературные тексты?

Наглядный и убедительный пример – описание Пугачёва в учебнике истории и в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Сравните эти два описания:

3.Описание первое:

Емельян Иванович Пугачёв (1742-1775) был родом из простых казаков станицы Зимовейской на Дону. Юношей  он помогал отцу обрабатывать пашню. Затем в составе казачьего отряда участвовал в Семилетней войне с Пруссией, а позже – в русско-турецкой войне 1768-1774 г.г., где приобрёл богатый боевой опыт. Особенно хорошо он знал артиллерийское дело. Отпущенный из армии по болезни, Пугачёв  испытал немало превратностей судьбы, его неоднократно арестовывали царские власти, он бежал и скрывался. Смелый, инициативный, умный, Пугачёв повсюду в России сталкивался с народным горем и нуждой, диким произволом крепостников. Он говорил: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, по всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения».

Описание  второе:

«Он был лет 45…» (далее описание Пугачёва из «Капитанской дочки» А.С.        Пушкина ).

Вывод:

 В истории Пугачёв – вожак восстания, но и человек с неповторимыми чертами характера. Автор рисует внешность Пугачёва, воспроизводит его яркую речь, манеру держаться в кругу своих соратников. И читатели делают выводы о личности Пугачёва и его роли в истории.

  1. Работа с текстом. Чтение статьи из учебника В.Г.Маранцмана.

Задание: найдите, что объединяет науку и литературу, чем они отличаются.

В результате работы со статьёй учебника на доске и в тетрадях может появиться схема:

Вывод:

Главным предметом изображения художественной литературы является человек мыслящий, радующийся, страдающий.  Бальзак назвал литературу «историей человеческого сердца», а Горький «человековедением».

- В произведениях есть и описание природы, зданий, животных. Как вы думаете, зачем автор помещает это в своё произведение? (Чтобы при помощи описания раскрыть характер человека, отразить правдивую картину жизни.)

- Вспомните описание природы в произведении М.Ю.Лермонтова «Мцыри», проанализируйте его. (Учитель читает отрывок из поэмы, начиная со слов

Кругом меня цвёл Божий сад;

          Растений радужный наряд

          Хранил  следы небесных слёз…

и до слов

…Мои мечты не разогнал,

И жаждой я томиться стал.)

- Так как же писатели достигают правдивости, достоверности в изображении людей и окружающего мира?

- В творческом труде важную роль играют фантазии и творческий вымысел. Писатель рассказывает не только о том, что было, но и о том, что могло быть. Иногда мы принимаем вымышленных героев за реальных. Напрмер, в образе Василия Тёркина автор отразил лучшее, что было свойственно русскому солдату.

- Писатель – гражданин своей страны. Он живёт интересами своего народа, прославляет красоту человеческих  отношений, трудовые и ратные подвиги людей, их моральную чистоту. Литература оказывает большое влияние на мировоззрение людей, на их поведение.

Проследим, как развивалась и расширялась тематика литературы на различных этапах русской истории.

1816 г.

Первое тайное общество «Союз спасения», с которым связано начало русского освободительного движения

1 период

1825 – 1865 г.г.

А.С.Пушкин «Дубровский», Н.В.Гоголь «Ревизор», И.С.Тургенев «Записки охотника» (произведения, в которых означилось сочувственное отношение к народу)

2 период

1861 – 1895 г.г.

Н.А.Некрасов «Железная дорога»,«На Волге», «Размышления у парадного подъезда»

3 период

1895 – 1905 г.г.

М.Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»

4. Подведение итогов урока.

- Помогла ли какая-то прочитанная книга вам разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир? (Да, конечно, искусство воздействует на читателя.)

Задание для тех, кто увлечён литературой.

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие произведения:

  - былина «Садко»

   - «После бала» Л.Н.Толстого

  - «Бородино» М.Ю.Лермонтова

  - «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

  - «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина

  - «Песня о Соколе» М.Горького.

2.   Чем постижение жизни с помощью художественной литературы отличается от научного познания?

3.     На какие основные вопросы отвечает история литературы: что из себя представляет данное произведение? Почему, в каких условиях возникло? Каким потребностям общества отвечало? Как соотносится с творческим путём писателя, с движением литературы в целом? Какое значение для общества и литературы имело и имеет?

4.     Почему для понимания каждого значительного произведения литературы важно знать имя автора и дату написания?

Иногда дата написания произведения неизвестна, но её можно более или менее точно вычислить, опираясь на содержание текста. Так, мы не знаем конкретного времени создания величайшего памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве», но из летописей нам известно, что поход Игоря, о котором идёт речь в произведении, состоялся 23 апреля 1185г., а следовательно, оно не могло быть написано раньше. В «Слове» говорится о переяславском князе Владимире Глебовиче и Галицком князе Ярославе Осмомысле как о живых, а оба умерли в 1187г. Значит, «Слово» было написано с 1185 по 1187г.

Какие ещё текстовые «ориентиры» и могут подсказать время написания произведения?

5. Домашнее задание.

Подготовьте ответ на вопрос:  в чём смысл предмета «художественная литература»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...