Разработка урока по Литературе 6 класс М.Ю. Лермонтов "Парус"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Бегаутова Мария Владимировна

Материал принимал участие в конкурсе "Территория творчества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление – Лингвокультурологический анализ текста

ИДЕЯ

Как будто в бурях есть покой…

(Лингвокультурологический анализ стихотворения      

                   М.Ю. Лермонтова "Парус")

Часто судьба литературного произведения исчисляется десятилетиями или даже столетиями. За это время события сменяю друг друга. Изменяется жизнь общества. Разгораются и потухают войны. Искусство и его восприятие тоже претерпевают изменения. В этой нескончаемой изменчивости неизменным остается текст художественного произведения. Он таков, каким был в момент последнего авторского прикосновения: росчерк – и текст становится долговечнее камня.

"Парус" М.Ю. Лермонтова родился в 1832 году. Но более 180 лет не сказались на тексте: произведение не изменилось. Однако сместили акценты в восприятии и понимании стихотворения. В чем причины этого?

Язык художественного произведения – замкнутая система, которая строится по своим законам. Они сложны и многообразны. В тексте каждое слово, каждый знак несут информацию. Подчас информация второстепенна или даже третьестепенна, но она помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей здесь исключается самим понятием искусства.

Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста, т.е. художественный текст продолжает нести ту информацию, которая была заложена в тексте первоначально. Значения слов, их стилистическая окраска, грамматические формы и синтаксические конструкции в тексте – величины постоянные. Однако ход истории, связанные с ним изменения в языке, развитие литературы могут оказывать влияние на понимание текста. При его общей стабильности в разные времена возможно искажённое восприятие некоторых элементов целого. Подобное искажение тем легче допустить, чем значительнее возраст художественного произведения.  

При чтении "Паруса" М.Ю. Лермонтова современных школьников подстерегает опасность такого рода. "Возникает вопрос, почему стихотворение "Парус", дойдя до читателей, было воспринято в русском обществе более широко и вольно, "как выражение передовых гражданских идей того времени", и в нем нашли " и отрицание окружающей поэта действительности" и "революционные порывы". (Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ  УРОКА

Урок литературы планируется в 6 классе на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус". При разработке данного урока преследовалась следующая цель:

выяснить, почему стихотворение "Парус" было воспринято в русском обществе XIX века "как выражение передовых гражданских идей того времени" и "отрицание окружающей поэта действительности".

Задачи: 

  1. Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность. Помочь учащимся не только ощутить, но и осмыслить самобытность поэта.
  2. Показать, что поэзия – своеобразный лирический дневник, в котором находят отголосок события жизни поэта, выражается его мироощущение, складывающееся под влиянием пережитого, передуманного.
  3. Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении.
  4. Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта.
  5. Помочь осознать, что, рассказывая о парусе, поэт раскрывает мир чувств и проблем человека, показывает, выражает жизнь его души.
  6. Расширить представление о композиции произведения; развить воображение, умение видеть картины, нарисованные автором; расширить словарный запас; развить интерес к поэзии.
  7. Дать понятие художественным приёмам  инверсия и антитеза.
  8. Развить внимание, художественную речь, воображение, творческие способности.
  9. Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью.

Творчество русского классика Михаила Юрьевича Лермонтова всем нам известно еще со школьной скамьи. Его произведения входят в обязательную программу обучения. В любом жанре Лермонтов гениален и неподражаем, хотя сам и считал себя недостаточно совершенным, чтобы печататься рядом с его учителем и кумиром Пушкиным. Именно поэтому он начинает издавать свои произведения только после смерти Александра Сергеевича.

Михаил Юрьевич Лермонтов был настолько талантливым и одаренным человеком, что за свою очень короткую жизнь он успел оставить потомкам несметные культурные богатства в виде стихов, поэм, романов, рассказов, повестей и т.д. В свое время он дополнил звено великих гениев классической русской литературы, творчество которых преподают на уроках. Произведения Лермонтова в школьной программе знакомят детей с тем, что волновало людей того времени, что их вдохновляло и что убивало. Поэзия Лермонтова была написана очень самобытным, прекрасным и оригинальным языком. Многие до сих пор помнят наизусть поэму «Бородино» и хорошо знакомы с такими известными произведениями, как «Хаджи-Абрек», «Мцыри», «Демон», «Смерть поэта», «Парус», «Кинжал», «Дума» и т.д.

В шестом классе школьники приступают к изучению знаменитого стихотворения «Парус». Анализ стихотворения  я предваряю  небольшим  вступлением, - рассказываю о том, когда и как оно было написано. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, однако  учиться   в  столичном    университете  поэту  не  пришлось: ему   не  зачли     годы учебы    в Москве. Лермонтов написал его еще в студенчестве на пороге важных для него перемен и испытаний, во время прогулки по берегу Финского залива в 1832 году. Тогда ему было всего 17 лет. И поэтому в основу стихотворения «Парус» Лермонтов вложил все свои волнения и размышления о своем неуверенном прошлом и пока непонятном будущем. Близость моря всегда волнует  человека,чем  обычно порожает человека  море?

Да, красота  моря,  его  своенравный   характер,  его  стихийная  сила  всегда поражают  и  покоряют. Возле моря хочется    поразмышлять  о  чем-то  серезном,  сокровенном. Любуясь  морем  и  парусом, Лермонтов  написал  стихотворение  и  назвал  его  не  «Море»  или   «К  Морю» в  отличие  от  других  поэтов, а назвал «Парус». «Парус»- это  своеобразный  итог  его попыток  воплатить  в стихах  образ  «беспокойной натуры».

 Такая беседа помогает  перейти  к  первому  этапу  анализа  -лингвистическому  комментированию, которое  осуществляется  на  разных  уровнях –лексическом,фонетическом,грамматическом.

 Лексический  анализ  предпологает  обьяснение  прямых  и  переносных  значений  слов, определение  стилистической  окраски  и  др.

После  этого  читаю  стихотворение  выразительно  наизусть, а  потом  предлагаю  ученикам  еще раз  почитать  его  и  ответить  на  вопросы, которые  помогают  выявить  их   читательскую реакцию, передать  впечатления, вызванные    зрительным   образом, возникшим  в  их  сознании:

1. Что вы представляли, когда слушали и читали  стихотворения?

2. Если бы вам нужно было нарисовать  иллюстрацию  к  этому  стихотворению , что  бы  вы изобразили?  Какие  краски  использовали  бы?

Так мало слов, и так много сказано и о море, и  о  судьбе  паруса, и  чем-то  еще, неуловимом пока.

   Очень важно, чтобы   ученики поняли  особенности  поэтической   интонации, т.е. в  процессе  анализа  они должны  почувствовать, какое  настроение, состояние  души   поэта  передано в этом  лирическом    произведении. Поэтому   анализ «Паруса»  надо  строить  так, чтобы  помочь  им постичь  поэтическое слово и образ (картина моря и паруса), через  которые  автор  передает  свои жизненные  впечатления. Анализируя    «Парус», можно  отметить, что  в нем   использованы  в  основном  простые и  понятные  слова, причем в большинстве  случаев в  прямом  значений, если  же они  употреблены в  переносном, то оно  доступно   пониманию  учащихся: волны  играют,ветер  свищет. Изобразительные   средства   стихотворения  просты, но именно с их помощью  поэт  создает   выразительный   художественный  образ.Особо останавливаемся на эпитетах. Вспоминаем, что  известно  учащимся  из  уроков литературы: эпитеты  определяют  предмет  или  понятие, обязательно   подчеркивая  в  нем  такое  его  свойство, которое  в  первую  очередь  воздействует на  чувства,  воображение, мысль  человека: они  всегда  окрашены  чувством  самого автора, показывают  его  отношение  к тому или  иному  понятию, предмету. После  этого  находим в  стихотворении «Парус» эпитеты и раскрываем их  значение и  смысл в контексте: одинокий – не имеющий   близких, всем чужой(один,отдаленный от других);  мятежный – тревожный,неспокойный.

   Эпитет  одинокий   играет  в   «Парусе»  важную роль. Это не только  выражение одной из   тем стихотворения (гордое  одиночество мятежника), но и ключ к  раскрытию  символического  образа, - в нем  совмещаются  значения, соотнесенные как с предметным рядом – парус  одинокий, т.е. плывущий один, без  подобных себе, так и с рядом    «одушевленным» (не  имеющий  единомышленников, близких людей). В ходе  лингвистического  комментирования я обращаю   внимание  учеников прежде  всего на лексические  антонимы, языковые и контекстуальные. С моей  помощью они  выделяют такие: ищет-кинул ( оставил,бросил,(в стране) далекой- (в краю) родном,ищет –бежит (избегает),под ним –над  ним,буря –покой.

 Вместе мы делаем  вывод о том, как  прием противопоставления позволил поэту создать яркие  пейзажные  зарисовки  и  показать раздумья, размышления.Как  отмечается  в  «Лермонтовской  энциклопедии»;  «буря» и  «покой», «далекая страна» и  «родной  край», движение к чему-то и от чего-то,обретения и потери – вот  неполный  перечень антиномий   «Паруса».

    Я  обращаю  внимание учащихся и  на  повторы, которые  усиливают  выразительность стихотворения (что, он, под ним, над ним, счастия, бури), и на инверсию: обратный порядок  слов  приводит  к  их   смысловому   выделению (парус  одинокий, в тумане  моря  голубом, в стране  далекой, в  краю  родном, луг  солнца  золотой).

    Особенно  внимательно мы анализируем описание  бури (насыщенность глаголами,зрительно-звуковые образы: играют  волны, мачта  гнется; обилие сонорных,свистящих и  шипящих  согласных – р,с,ч,щ).

И лишь после  такого анализа я предлагаю  ученикам  ответить на вопрос, что перед нами –стремление к  счастью или  отказ от него?    

 Вывод учащихся: Что  в стихотворении отвергаются  обе эти возможности, - ведь «он  счастия  не ищет и не от счастия бежит». Буря  в "Парусе" – это не  столько  поиск  счастия, сколько «тревога  духа», стремление к  недостижимому идеалу   и  отказ от  всего  достигнутого.

  Ощутив  своеобразие  лермонтовского  языка, ученики  смогли  правильно понять основную  идею стихотворения  «Парус», увидели  дух мятежной  личности, жажду  истины и деятельности, внутреннюю неуспокоенность.  

ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УРОКА

Предлагаемый урок является первым в теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова". Поэтому, исходя из дидактической цели, выбран тип: урок усвоения новых знаний. Структура урока представлена 9 этапами. Большое значение придается 2 этапу, т.к. он играет огромную воспитательную роль. На этом этапе реализуется психологическая задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению. На следующем этапе урока важно обеспечить осознание цели учащимися, вызвать их личное заинтересованное отношение к ее достижению. Цель формулируется вместе с учениками, иначе она не будет для них значима. Поэтому урок строится так, чтобы цели его исходили от самого ученика и осознавались им как свои. При этом педагогическая и учебная деятельность объединяются одной целью и становятся коллективными. Так рождается педагогика сотрудничества. Овладению культурой диалога помогает постановка на уроке проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Логическая связь вопросов учит школьников выражать мысли в доказательной форме. Это развивает умение общаться, не теряться в жизненных ситуациях, когда нужно отстаивать свою позицию, уметь слушать и слышать, вести переговоры, урегулировать конфликты. Удачно вписывается в диалог действие моделирования. Оно представляет собой письменную работу ученика, следующего одновременно за мыслью учителя во время диалога. Результат – опорная схема с причинно - внутренними связями. Этот метод позволяет организовать одновременную работу всего класса, требует от учащихся повышенного внимания. Успешному усвоению материала урока способствует рефлексивное управление. Использование музыкального сопровождения способствует развитию эмоций школьников. Через эмоции ребенок постигает ценности культуры. Создание атмосферы доброжелательности на всех этапах урока (улыбка, внимание друг к другу, приветливость и т.п.) является необходимым. Условием педагогического успеха. А ситуация успеха - фактор развития личности школьника.

ХОД УРОКА

Жизнь познается через слово, звуки, цвет и свет души.
Н.А. Кузьменкова

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с замечательным стихотворением Лермонтова “Парус”, стихотворением всенародно известным, всенародно любимым, необыкновенно красивым и глубоким, скрывающим до сих пор неразгаданную тайну.

Но не все, наверное, знают, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения - живописные. Он был и талантливым художником. Посмотрим на его автопортрет, репродукция которого перед вами. (слайд 1)

02

Он в военной форме, на плечо наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа. Но самое главное, что обращает на себя внимание,- это лицо, печальное, напряжённое, с тоской в глазах.

Из воспоминаний современника.

« Гладкие… слегка вьющиеся по обеим сторонам волосы оставляли совершенно открытым необыкновенно высокий лоб. Большие, полные мысли глаза». 

А вот второй портрет писателя..  (слайд 2)

http://upyourpic.org/images/201405/wwahehhoz1.jpg

К.А. Горбунов
Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой
1840 г. Бумага, акварель

« На Лермонтове был мундир лейб-гвардии гусарского полка, он даже не снял ни сабли, ни перчаток… В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительносью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и наподвижно – тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских и выдававшихся губ.., но присущую мощь тотчас сознавал всякий». 

( И.С. Тургенев. «Литературные и житейские воспоминания»).

 - Современники отмечали в Лермонтове не только ум, одаренность, но и часто переживаемое поэтом трагическое чувство одиночества.

3. Сообщение ученика о жизни поэта

(Приложение 1)

4. Чтение текста учителем наизусть

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

5. История создания стихотворения

Душевное состояние поэта и выразилось в стихотворении “Парус”.

Сообщение ученика

Стихотворение было включено в текст письма к М.А. Лопухиной от 2 сентября 1832 года (из Петербурга в Москву). Лермонтов переживал непростое время: летом этого года он вышел из Московского университета, не закончив его, и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Лейб-гвардейского гусарского полка в Петербурге. Поэта волновало новое поприще, новые надежды. “ ...если будет война, клянусь вам богом, буду всегда впереди”, - писал он в октябре 1832 года М.А.Лопухиной.

6. Анализ стихотворения

Обращаем внимание на последние строчки:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Последние строки стихотворения – пробный камень для любого поэта. Конец предложения традиционно несет основную смысловую нагрузку. От того, как он прозвучит, зависит общее впечатление. Лермонтовские строки не исключение: они афористичны, каждое слово тут особенно значимо и требует точно понимания.

Словарная работа. (слайд 3)

Значение прилагательного мятежный.

Мятежный 1. Причастный к мятежу, охваченный мятежом.

2. Бунтарски настроенный, склонный к мятежу.

Перен. Тревожный, неспокойный, бурный.

Трудно поверить, но именно второе значение иллюстрируется интересующей нас строчкой из лермонтовского "Паруса": "А он, мятежный, просит бури…"

В понимании значения этого прилагательного ключевую роль играет значение существительного мятеж.

Мятеж. Стихийное вооруженное выступление; бунт.

Вооруженное выступление в результате заговора против существующей государственной власти.

При соотнесении прилагательного с существительным мятеж политизация образа становится очевидной.

 Литературоведческая справка. Литературоведы изучили частоту употребления слова мятежный в творчестве М.Ю. Лермонтова в разные периоды творчества. (1828-1832 гг. – 27, 1833-1836 гг. – 2, 1837-1841 гг. – 5.)

Интересно и то, с какими словами рифмуется слово мятежный: (слайд 4)

Мятежней – безнадежней,

Мятежной – безнадежно, небрежно, небрежной (-ый), нежно, нежной (-ый), неизбежной, прибрежной, снежной,

Мятежный – белоснежной, небрежно, небрежный, нежный, прибрежной

(Лермонтовская энциклопедия)

Эта лексика интересна и в том плане, что лишена какой бы то ни было политической и социальной окраски и не противоречит "стройной семантической системе (типично романтической)". Поэтому логично предположить, что значение прилагательного мятежный в лермонтовской строке иное, т.е. "беспокойный, тревожный, мятущийся". Такое значение вписывается в контекст: "А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!". Хочется обратить внимание на возникающую тогда параллель: беспокойный – покой, которая предпочтительнее, нежели склонный к мятежу – покой.

Однако слово мятежный связано в этой строке со словом буря, которое также испытало на себе влияние эпохи. Речь идет о достаточно частом употреблении этого слова для поэтического обозначения социальных переворотов, революционных взрывов.

Беседа по вопросам:

1. Сколько строф в стихотворении? Какова его композиция?

А. Нарисуйте устно картину в первой строфе. Что вы представляете, читая её? Где находится читатель, откуда он видит парусник?

Б. Вторая строфа.

- Где читатель (наблюдатель)?

 В. Третья строфа.

Буря утихла. Мы вместе с поэтом смотрим вниз, наклонившись через борт, любуемся морской волной; поднимаем глаза вверх и видим золотой луч солнца.

2. Как переданы цвета? И какие? Что мы видим? Что слышим?

 

- Золотой, голубой – любимые лермонтовские эпитеты.

- Какая строфа лишена цвета? –

–Почему? (Выслушиваем ответы учащихся).

3. Как построена каждая строфа? Прочитайте про себя:

4. Что же это за парус? И о чём на самом деле говорит и думает поэт? Чей это путь?

-Образ паруса тесно связан с лирическим «я», если в первой строфе между ними чувствуется дистанция, то во второй и третьей они предельно сближены; лирический герой знает мысли своего  второго «я», отвечает за него.

-Как осуществляется переход от изображения природы к мыслям и чувствам лирического героя?

-Какое прилагательное играет здесь важную роль?

-Что это за прием?

-Вся языковая структура стихотворения пронизана антитезой. Найдите в тексте контекстуальные антонимы.

- Верно. Употребление таких антонимов, обозначающих предельные проявления какого-нибудь отношения, свойства, качества, действия, дает художественно сжатое, легкое и вместе с тем емкое, масштабное изображение: большой охват пространства, отказ от всего самого дорогого, полную разочарованность и равнодушие, всю гамму утраченных чувств.  А какие еще антонимы мы находим в стихотворении?

Повтор слов и их симметричное расположение (Что ищет…, Что кинул.., счастия не ищет – не от счастия бежит, под ним ..- над ним..) подчеркивает ценность вводимого в текст содержания.

- Что еще служит для этой цели?

- Приведите примеры.

- Обратите внимание на вторую строфу. Какой прием использует поэт?

- Обратим внимание на синтаксис второй строфы. Какое предложение  привлекает наше внимание?

- Обратите внимание на ритмическое выделение опорных слов. Что заметили?

Аналогичная закономерность наблюдается при ритмическом подчеркивании существительного счастие. Вопросительное местоимение что выделяется,  напротив, не за счет пропуска ударения, а благодаря его появлению вопреки требованиям метра.

- Благодаря чему одни и те же опорные слова стихотворения становятся семантически значимыми и эстетически ценными?

- Важнейшим организующим центром стихотворения является?

 

 

  - Лирический герой ищет покой в буре. Покоя в буре и после нее нет и не будет: таков человек.

    Сложное взаимодействие образов (природы, паруса, лирического «я») и «голосов» в стихотворении отражает общую структуру образа автора, в которой проступает «лик» поэта: высший нравственный идеал – жизнь, исполненная  борьбы.

Ключевое в понимании образа паруса слово одинокий произнесено уже в первой строке, с первой строки начинает звучать тема одиночества. Одиночество паруса не статично, а динамично.

Прослеживание роли глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости. (слайд 5)

1-е четверостишие: парус – белеет, ищет, кинул

                                    море –

2-е четверостишие: парус – "мачта гнётся и скрипит", не ищет,

                                                не бежит     

                                    море – "играют волны – ветер свищет"

3-е четверостишие: парус – "просит бури"

                                    море –

Горизонтальные и вертикальные величины: (слайд 6)

Разбор предложений: Что ищет он в стране далёкой?

                                       Что кинул он в краю родном?

Глаголы ищет – кинул можно отнести к контекстуальным антонимам.

Параллелизм во втором четверостишие: не ищет – счастье – не бежит.

Цель мятежного (беспокойного) паруса – обрести покой в буре. Нужно уточнить: душевный покой во время бури, потому что внешняя динамика паруса, которая пронизывает все стихотворение, порождена внутренним разладом в душе героя.

-Три.

– Издалека.

-Картина бури.

– На паруснике. Прямо над головой свищет ветер, гнётся мачта, вот-вот смоет волна.

.

– Цвета переданы при помощи разных частей речи: глаголом, именем прилагательным, именем существительным (белый – “белеет”, голубой – “в тумане моря голубом”, “лазурь”, золотой – “луч … золотой”).

-  Вторая.

Первые две строчки каждой строфы – картина моря;

вторые две – важный вопрос, размышление о жизни (вопрос – ответ).

- О человеке. О неустанном поиске его души, о недостижимости покоя. Это общее свойство человека – достигнутая мечта гаснет; постоянные поиски чего-то дальнего, небывалого, неизведанного. Подумайте о себе. Бывало ли с вами так, что вы сильно желали чего-либо, затем желание исполнялось и меркло. (Выслушиваем несколько ответов учащихся).

- Через образ одушевленного паруса.

-Одинокой. Это не только выражение одной из тем произведения, но и ключ к раскрытию символического образа: в этом многоликом слове, соотнесенные как с предметным рядом (парус одинокой, т.е. плывущий один, без подобных себе других), так и с рядом, «одушевленным» в символе (одинокий, не имеющий единомышленников, соратников, близких людей).

- Это олицетворение, оно делает естественным переход к вопросам в первой строфе и последних стихов оно делает естественным переход к вопросам в первой строфе и в последующих строфах.

Что кинул  он в краю родном?

-Счастья не ищет -  не от счастья бежит. «Буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и отчего-то, обретения и потери – вот неполный перечень антонимий «Паруса» и «половинок навсегда потерянного гармонического целого».

- Инверсия – перестановка компонентов предложения, нарушающая их обычный, стилистически нейтральный порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов.

- Парус  одинокой, в тумане моря голубом, в стране далекой, в краю родном, луч солнца золотой ( акцентирование внимания на прилагательных), белеет парус, играют волны, счастия не ищет, не от счастия бежит ( выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащим передает активность проявления признака, динамизм изображаемой картины; постановка дополнения перед глаголом подчеркивает понятийную ценность существительного счастия).

- Звукоподражание, передающее ощутимый свист ветра (ветер свищет (ш-ш) и скрип мачты (мачта скрыпит (с-к-р-п).

- Динамичность изображения бури во второй строфе передано бессоюзным предложением (играют волны, ветер свищет) и нагнетанием глаголов (играет, свищет, гнется, скрыпит).

-  Обращает на себя внимание ритмическое выделение опорных слов и словосочетаний, прежде всего, словесного образа парус одинокий, где сбив ямбического метра вызван пропуском ударения в третьей стопе; ритмическое убыстрение в произнесении этого сочетания подчеркивает его.

 

- Лирический герой – важнейший организующий центр стихотворения. Но он  - только одно, хотя и важнейшее, составляющее текста, так сказать, «повествователь». В последнем стихе в «голосе» лирического героя как бы слышен другой, всеведущий, высший голос:

А он, Мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

7. Лермонтовский парус живёт не только в поэзии, но и в музыке и живописи.

А. Стихотворение иллюстрировал такой знаменитый художник, как Айвазовский.

Б. Свыше 50 композиторов написали музыку к этому стихотворению (Римский-Корсаков, Свиридов, Рубинштейн). Но самое известное произведение, ставшее народной песней – это романс А. Варламова.

В. Прослушивание записи с одновременным просмотром иллюстраций. (Презентация) Определение характера музыки.

На доске слова для справок: (слайд 7)

напряжённо

задумчиво

стремительно

размеренно

взволнованно

не спеша

бурно

торжественно

порывисто

спокойно

- Какое слово стихотворения стало главным для композитора при создании музыки?

- А что подчеркнул певец, исполняя романс?

- А для вас что стало самым главным?

- Познакомившись с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус», может заинтересовать вопрос, какие ещё поэты и писатели в своих произведениях обращались к теме паруса.

Лермонтовский «Парус» – символ борьбы. Парадокс в том, что он, сочиненный безвестным 18-летним кавалерийским юнкером в начале 1830-ых гг., стал культовым стихотворением русской литературы на все времена, символом свободы и борьбы, и его подхватил почти через 130 лет Владимир Высоцкий. Его парус – парус-борец, безрассудный и трагический. Это о нем он пел: «Парус! Пор-р-рвали парус!.. Каюсь, каюсь, каюсь…». (Песня В.Высоцкого, приложение 2)

А у дельфина взрезано брюхо винтом.
Выстрела в спину не ожидает никто.
На батарее нету снарядов уже.
Надо быстрее на вираже.
Парус! Пор-р-рвали парус!..
Каюсь, каюсь, каюсь…
Даже в дозоре можешь не встретить врага.
Это не горе, если болит нога.
Петли дверные многим скрипят, многим поют:
- Кто вы такие? Вас здесь не ждут!
Но парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь…
Многие лета – тем, кто поет во сне.
Все части света могут лежать на дне,
Все континенты могут гореть в огне,
Только все это не по мне.
Но парус! Порвали парус!
Каюсь, каюсь, каюсь…

- У Лермонтова и мачта гнется и скрипит, у Высоцкого петли дверные многим скрипят. Оба парусника нетерпеливы, готовые плыть даже против ветра: Высоцкий – «Надо быстрее на вираже», Лермонтов – «А он, мятежный, просит бури, Как будто в буре есть покой…»

-Удивительно, что за пять лет до того, как появился лермонтовский парус, свой одинокий парус поднимает А.С. Пушкин в стихотворении «О Венеции». Он сравнивает себя с ночным гондольером, который

… любит песнь свою, поет он для забавы,
Без дальных умыслов; не ведает ни славы,
Ни страха, ни надежд, и, тихой музы полн,
Умеет услаждать свой путь над бездной волн.
На море жизненном, где бури так жестоко
Преследуют во мгле мой парус одинокой…

Удивительно, но строки об одиноком парусе Пушкин, как позднее и Лермонтов, пишет в сентябре, а именно 17 сентября 1827 года.

Проходит почти сто лет. И 14 сентября (опять сентябрь!) 1915 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, свой «Парус» пишет Иван Алексеевич Бунин:

Звездами вышит парус мой,
Высокий, белый и тугой,
Лик Богоматери меж них
Сияет, благостен и тих.
И что мне в том, что берега
Уже уходят от меня!
Душа полна, душа строга -
И тонко светятся рога
Младой луны в закате дня.

- "Видеть парус – верить в мечту". Александр Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая стала жизнью, произошла трансформация образа в символ. «Алые паруса», как символ мечты и веры в её исполнение, стали знаком XX века. Любовь превращает мечту в реальность. Происходит чудо встречи, героиня обретает заслуженное счастья. Мечты рождаются из самой жизни – сложной, полной труда, преодоления, терпения, незаслуженных обид, испытаний.

Мечта Ассоль, над которой смеялись все, осуществилась, и это явилось победой и надеждой на возможность преодолеть бездуховность в людях, смыть серый цвет с Каперны, открыть в каждом росток доброты, освободить душевную жизнь человека от зависти, злобы, жестокости.

Мятежный.

(Учащиеся отвечают).

8. Подведение итогов урока

- Так что же такое душа поэта

- Какими качествами души обладал поэт? 

- Поэт проникнут философским размышлением, где само осознание жизни, как творчество. Юного Лермонтова волнует вопрос: “Что такое творчество?!” - Только вдохновенный труд, - отвечает он.

- Чем, считал Лермонтов, осуществляется мастерство и творчество? 

- И линия, и краска, и слово не дадутся равнодушному рассудку, ведь поэзия и искусство – это высокое воплощение человеческой мысли и чувства. И не надо забывать, что любым мастерством движет любовь к красоте, подтверждением чему являются, как стихи, так и картины Михаила Юрьевича. (Кстати, поэтический дар Лермонтов унаследовал через 13 поколений от своего предка-шведа Лермонта, жившего в начале 17 века, по прозвищу “Рифмач”.)

- Назовите характерные черты поэзии Лермонтова? 

 

- Что главное в стихотворении “Парус”: пейзаж? Реальная природа? Настроение? Душевное состояние автора? Сплавленность внешнего и внутреннего взглядов поэта?

Внимательно перечитав стихотворение “Парус”, можно понять: в нем не описывается реальная картина, но передается настроение, душевное состояние, которые отражены в картине природы.

Недаром писал другой поэт Ф.И. Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык!

- Что есть в природе по словам Ф.И. Тютчева? 

В этом вы можете убедиться, изучая многогранный талант М.Ю. Лермонтова-художника в поэзии и поэта в живописи!

- К кому обращены поэзия и живопись М.Ю. Лермонтова?

- Его поэзия и искусство о человеке и обращены к человеку. К душе человека…К нам – потомкам.

- “Легкая” ли жизнь была у Лермонтова? 

- Не сошедший с трудных путей своего времени, Лермонтов оказался современником будущим векам; судьба не обошла поэта преждевременной гибелью, но одарила его бессмертием!

- Какое значение имеет наш урок по отношению к поэту? 

 

- Нашло ли отклик в вашей душе стихотворение “Парус”?

 - Вывод: Обнаруживается, что чем объемней и богаче цветовая гамма стихотворения, тем трагичней его смысл.

Простое, на первый взгляд, изображение морского пейзажа содержит в себе очень сложную мысль поэта о жизни, в которой объединяются бури и покой, поиск счастья и бегство от него. Здесь же звучит мотив одиночества, внутренней неудовлетворенности, поиска смысла жизни. Нам, потомкам великого поэта, не надо искажать смысл стихотворения с течением времени. Он таков, каким был в момент последнего авторского прикосновения: росчерк – и смысл становиться долговечнее камня.

- Это тайник богатых откровений.

 - Искренность, богатство талантов, мечтательность, любовь к необычному и к красоте природы.

- Талантом, желанием, трудом.

- Цветопись. Живописное видение мира. Контрасты.

-  …душа, свобода, любовь, язык чувств.

-  Нет…полна душевных страданий, творческих исканий, гонений и клеветы.

-(Связь поколений…понимание души поэта…знакомство с русской культурой… дань благодарности поэту и памяти о нем…

9. Домашнее задание.  Написать мини-сочинение (7-10 предложений). Тема одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус". Выучить стихотворение наизусть.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс

Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...