Разработка урока по Литературе 6 класс М.Ю. Лермонтов "Парус"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Материал принимал участие в конкурсе "Территория творчества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_uroka_analiz_stihotvoreniya_m.yu_._lermontova_parus.doc | 395 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление – Лингвокультурологический анализ текста
ИДЕЯ
Как будто в бурях есть покой…
(Лингвокультурологический анализ стихотворения
М.Ю. Лермонтова "Парус")
Часто судьба литературного произведения исчисляется десятилетиями или даже столетиями. За это время события сменяю друг друга. Изменяется жизнь общества. Разгораются и потухают войны. Искусство и его восприятие тоже претерпевают изменения. В этой нескончаемой изменчивости неизменным остается текст художественного произведения. Он таков, каким был в момент последнего авторского прикосновения: росчерк – и текст становится долговечнее камня.
"Парус" М.Ю. Лермонтова родился в 1832 году. Но более 180 лет не сказались на тексте: произведение не изменилось. Однако сместили акценты в восприятии и понимании стихотворения. В чем причины этого?
Язык художественного произведения – замкнутая система, которая строится по своим законам. Они сложны и многообразны. В тексте каждое слово, каждый знак несут информацию. Подчас информация второстепенна или даже третьестепенна, но она помогает понять оттенки общего смысла. Случайность деталей здесь исключается самим понятием искусства.
Изменения, происходящие в языке, не влияют на стабильность текста, т.е. художественный текст продолжает нести ту информацию, которая была заложена в тексте первоначально. Значения слов, их стилистическая окраска, грамматические формы и синтаксические конструкции в тексте – величины постоянные. Однако ход истории, связанные с ним изменения в языке, развитие литературы могут оказывать влияние на понимание текста. При его общей стабильности в разные времена возможно искажённое восприятие некоторых элементов целого. Подобное искажение тем легче допустить, чем значительнее возраст художественного произведения.
При чтении "Паруса" М.Ю. Лермонтова современных школьников подстерегает опасность такого рода. "Возникает вопрос, почему стихотворение "Парус", дойдя до читателей, было воспринято в русском обществе более широко и вольно, "как выражение передовых гражданских идей того времени", и в нем нашли " и отрицание окружающей поэта действительности" и "революционные порывы". (Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УРОКА
Урок литературы планируется в 6 классе на основе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус". При разработке данного урока преследовалась следующая цель:
выяснить, почему стихотворение "Парус" было воспринято в русском обществе XIX века "как выражение передовых гражданских идей того времени" и "отрицание окружающей поэта действительности".
Задачи:
- Познакомить учащихся с фактами из жизни поэта, уделить особое внимание личности поэта, подчеркнуть необычность его судьбы, гениальность. Помочь учащимся не только ощутить, но и осмыслить самобытность поэта.
- Показать, что поэзия – своеобразный лирический дневник, в котором находят отголосок события жизни поэта, выражается его мироощущение, складывающееся под влиянием пережитого, передуманного.
- Почувствовать настроение стихотворения « Парус», осознать символические значения образов в этом стихотворении.
- Проанализировать «Парус» как творческий манифест поэта.
- Помочь осознать, что, рассказывая о парусе, поэт раскрывает мир чувств и проблем человека, показывает, выражает жизнь его души.
- Расширить представление о композиции произведения; развить воображение, умение видеть картины, нарисованные автором; расширить словарный запас; развить интерес к поэзии.
- Дать понятие художественным приёмам инверсия и антитеза.
- Развить внимание, художественную речь, воображение, творческие способности.
- Показать связь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью.
Творчество русского классика Михаила Юрьевича Лермонтова всем нам известно еще со школьной скамьи. Его произведения входят в обязательную программу обучения. В любом жанре Лермонтов гениален и неподражаем, хотя сам и считал себя недостаточно совершенным, чтобы печататься рядом с его учителем и кумиром Пушкиным. Именно поэтому он начинает издавать свои произведения только после смерти Александра Сергеевича.
Михаил Юрьевич Лермонтов был настолько талантливым и одаренным человеком, что за свою очень короткую жизнь он успел оставить потомкам несметные культурные богатства в виде стихов, поэм, романов, рассказов, повестей и т.д. В свое время он дополнил звено великих гениев классической русской литературы, творчество которых преподают на уроках. Произведения Лермонтова в школьной программе знакомят детей с тем, что волновало людей того времени, что их вдохновляло и что убивало. Поэзия Лермонтова была написана очень самобытным, прекрасным и оригинальным языком. Многие до сих пор помнят наизусть поэму «Бородино» и хорошо знакомы с такими известными произведениями, как «Хаджи-Абрек», «Мцыри», «Демон», «Смерть поэта», «Парус», «Кинжал», «Дума» и т.д.
В шестом классе школьники приступают к изучению знаменитого стихотворения «Парус». Анализ стихотворения я предваряю небольшим вступлением, - рассказываю о том, когда и как оно было написано. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, однако учиться в столичном университете поэту не пришлось: ему не зачли годы учебы в Москве. Лермонтов написал его еще в студенчестве на пороге важных для него перемен и испытаний, во время прогулки по берегу Финского залива в 1832 году. Тогда ему было всего 17 лет. И поэтому в основу стихотворения «Парус» Лермонтов вложил все свои волнения и размышления о своем неуверенном прошлом и пока непонятном будущем. Близость моря всегда волнует человека,чем обычно порожает человека море?
Да, красота моря, его своенравный характер, его стихийная сила всегда поражают и покоряют. Возле моря хочется поразмышлять о чем-то серезном, сокровенном. Любуясь морем и парусом, Лермонтов написал стихотворение и назвал его не «Море» или «К Морю» в отличие от других поэтов, а назвал «Парус». «Парус»- это своеобразный итог его попыток воплатить в стихах образ «беспокойной натуры».
Такая беседа помогает перейти к первому этапу анализа -лингвистическому комментированию, которое осуществляется на разных уровнях –лексическом,фонетическом,грамматическом.
Лексический анализ предпологает обьяснение прямых и переносных значений слов, определение стилистической окраски и др.
После этого читаю стихотворение выразительно наизусть, а потом предлагаю ученикам еще раз почитать его и ответить на вопросы, которые помогают выявить их читательскую реакцию, передать впечатления, вызванные зрительным образом, возникшим в их сознании:
1. Что вы представляли, когда слушали и читали стихотворения?
2. Если бы вам нужно было нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению , что бы вы изобразили? Какие краски использовали бы?
Так мало слов, и так много сказано и о море, и о судьбе паруса, и чем-то еще, неуловимом пока.
Очень важно, чтобы ученики поняли особенности поэтической интонации, т.е. в процессе анализа они должны почувствовать, какое настроение, состояние души поэта передано в этом лирическом произведении. Поэтому анализ «Паруса» надо строить так, чтобы помочь им постичь поэтическое слово и образ (картина моря и паруса), через которые автор передает свои жизненные впечатления. Анализируя «Парус», можно отметить, что в нем использованы в основном простые и понятные слова, причем в большинстве случаев в прямом значений, если же они употреблены в переносном, то оно доступно пониманию учащихся: волны играют,ветер свищет. Изобразительные средства стихотворения просты, но именно с их помощью поэт создает выразительный художественный образ.Особо останавливаемся на эпитетах. Вспоминаем, что известно учащимся из уроков литературы: эпитеты определяют предмет или понятие, обязательно подчеркивая в нем такое его свойство, которое в первую очередь воздействует на чувства, воображение, мысль человека: они всегда окрашены чувством самого автора, показывают его отношение к тому или иному понятию, предмету. После этого находим в стихотворении «Парус» эпитеты и раскрываем их значение и смысл в контексте: одинокий – не имеющий близких, всем чужой(один,отдаленный от других); мятежный – тревожный,неспокойный.
Эпитет одинокий играет в «Парусе» важную роль. Это не только выражение одной из тем стихотворения (гордое одиночество мятежника), но и ключ к раскрытию символического образа, - в нем совмещаются значения, соотнесенные как с предметным рядом – парус одинокий, т.е. плывущий один, без подобных себе, так и с рядом «одушевленным» (не имеющий единомышленников, близких людей). В ходе лингвистического комментирования я обращаю внимание учеников прежде всего на лексические антонимы, языковые и контекстуальные. С моей помощью они выделяют такие: ищет-кинул ( оставил,бросил,(в стране) далекой- (в краю) родном,ищет –бежит (избегает),под ним –над ним,буря –покой.
Вместе мы делаем вывод о том, как прием противопоставления позволил поэту создать яркие пейзажные зарисовки и показать раздумья, размышления.Как отмечается в «Лермонтовской энциклопедии»; «буря» и «покой», «далекая страна» и «родной край», движение к чему-то и от чего-то,обретения и потери – вот неполный перечень антиномий «Паруса».
Я обращаю внимание учащихся и на повторы, которые усиливают выразительность стихотворения (что, он, под ним, над ним, счастия, бури), и на инверсию: обратный порядок слов приводит к их смысловому выделению (парус одинокий, в тумане моря голубом, в стране далекой, в краю родном, луг солнца золотой).
Особенно внимательно мы анализируем описание бури (насыщенность глаголами,зрительно-звуковые образы: играют волны, мачта гнется; обилие сонорных,свистящих и шипящих согласных – р,с,ч,щ).
И лишь после такого анализа я предлагаю ученикам ответить на вопрос, что перед нами –стремление к счастью или отказ от него?
Вывод учащихся: Что в стихотворении отвергаются обе эти возможности, - ведь «он счастия не ищет и не от счастия бежит». Буря в "Парусе" – это не столько поиск счастия, сколько «тревога духа», стремление к недостижимому идеалу и отказ от всего достигнутого.
Ощутив своеобразие лермонтовского языка, ученики смогли правильно понять основную идею стихотворения «Парус», увидели дух мятежной личности, жажду истины и деятельности, внутреннюю неуспокоенность.
ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УРОКА
Предлагаемый урок является первым в теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова". Поэтому, исходя из дидактической цели, выбран тип: урок усвоения новых знаний. Структура урока представлена 9 этапами. Большое значение придается 2 этапу, т.к. он играет огромную воспитательную роль. На этом этапе реализуется психологическая задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению. На следующем этапе урока важно обеспечить осознание цели учащимися, вызвать их личное заинтересованное отношение к ее достижению. Цель формулируется вместе с учениками, иначе она не будет для них значима. Поэтому урок строится так, чтобы цели его исходили от самого ученика и осознавались им как свои. При этом педагогическая и учебная деятельность объединяются одной целью и становятся коллективными. Так рождается педагогика сотрудничества. Овладению культурой диалога помогает постановка на уроке проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. Логическая связь вопросов учит школьников выражать мысли в доказательной форме. Это развивает умение общаться, не теряться в жизненных ситуациях, когда нужно отстаивать свою позицию, уметь слушать и слышать, вести переговоры, урегулировать конфликты. Удачно вписывается в диалог действие моделирования. Оно представляет собой письменную работу ученика, следующего одновременно за мыслью учителя во время диалога. Результат – опорная схема с причинно - внутренними связями. Этот метод позволяет организовать одновременную работу всего класса, требует от учащихся повышенного внимания. Успешному усвоению материала урока способствует рефлексивное управление. Использование музыкального сопровождения способствует развитию эмоций школьников. Через эмоции ребенок постигает ценности культуры. Создание атмосферы доброжелательности на всех этапах урока (улыбка, внимание друг к другу, приветливость и т.п.) является необходимым. Условием педагогического успеха. А ситуация успеха - фактор развития личности школьника.
ХОД УРОКА
Жизнь познается через слово, звуки, цвет и свет души.
Н.А. Кузьменкова
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).
Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...
Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...
Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс
Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...