Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №48 г. Улан-Удэ»
Рассмотрено и утверждено «Согласовано» «Утверждаю»
на МО гуманитарного цикла Зам. Дириректора по УВР Директор школы:
Протокол № _____ ___________________ _________________
От __________________г. Протокол № ________ Приказ № _______
Руководитель МО от «__»_________ 2020г от «___» _______2020г
Рабочая программа по литературе
11 класс
102 часа ( 3 ч в неделю)
учителя русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Куйдиной Любови Юрьевны
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для суворовцев разработана на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.-М.:Дрофа,2016), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом образовательного учреждения.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:
- учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2016.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для школьника), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам урока, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе
за курс XI класса
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведения.
- Основные понятия по теории литературы.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
- Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
- Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
- Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
- Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
ивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество(обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием».
Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор).
Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых».
Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Чертов мост».
Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
Уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф.Курдюмова и др. – М.:Дрофа, 2016.
2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2016.
3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2016.
Дополнительная литература:
1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2016
2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2018
3. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2014
4. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2015
5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2018
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
1. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».
2. Электронный репетитор по литературе Кирилла и Мефодия.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дистанционное обучение | |
1 | Русская литература XX века | 1 | Прочитать с. 3 – 18, составить тезисы, подготовить сообщение по биографии И.А.Бунина? Записать биографию по датам, стр 72 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5619/start/300373/ | |
2 | И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь | 1 | Прочитать рассказ «Антоновские яблоки», проанализировать художественные средства создания пейзажа начала рассказа | ||
3 | Поэтика «остывших» усадеб в прозе Бунина | 1 | Прочитать с. 86 – 89, рассказы из сборника «Темные аллеи» | ||
4 | Цикл «Темные аллеи». Рассказы И.А.Бунина о любви | 1 | Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско» | ||
5 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | 1 | Прочитать с. 84 – 86, подготовить сообщение о биографии М. Горького, Записать биографию по датам, стр 46 | ||
6 | М. Горький. Судьба и творчество | 1 | Чтение учебника на с. 46-55, прочитать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4815/start/300721/ | |
7 | Ранние произведения М. Горького. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» | 1 | Чтение учебника на с. 49 – 50; ответы на вопросы | ||
8 | Драматургия М. Горького. Драма «На дне» и система образов. | 1 | Чтение учебника на с.56-62; ответы на вопросы с. 70; жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4802/start/9399/ | |
9 | Спор о назначении человека на страницах пьесы «На дне» | 1 | Чтение пьесы; наизусть монолог Сатина о Человеке. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3752/start/9430/ | |
10 | Нравственно-философские мотивы драмы «На дне» | 1 | Подготовиться к сочинению по творчеству Горького стр 71, чтение повестей А. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». | ||
11-12 | Сочинение по творчеству М.Горького | 2 | Завершить работу дома. Подготовиться к урокам по тв-ву А.Куприна. Записать биографию по датам, стр 92 | ||
13 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Изображение любви в р. «Гранатовый браслет» | 1 | Прочит. повесть «Олеся». Чтение статьи учебника на с. 94-95, 101-107 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3762/start/115782/ | |
14 | Великая тайна любви. Повесть «Олеся» | 1 | Чт. Учебника на с.98-100, ответы на вопросы 6, 7 стр 108, подгот. к сочинению по тв-ву Бунина, Куприна стр 108 | ||
15 | Изображение кризиса русской армии в повести «Поединок» | 1 | Прочитать повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»; ответы на вопросы; подготовить сообщение о жизни Л. Андреева стр 17-18 | - | |
16 | Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Проблематика повести «Иуда Искариот» | 1 | Прочитать рассказы «Вор», «Баргамот и Гараська» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3676/start/281601/ | |
17 | Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказах Л. Андреева | 1 | Прочитать рассказ «Стена», выполнить задание в тетради | ||
18 | Сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева | 1 | Прочитать произведение В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского (на выбор) | - | |
19 | Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX веков. | 1 | Серебряный век в литературе, живописи, музыке, балете | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3909/start/13919/ | |
20 | Серебряный век русской поэзии | 1 | Подготовить сообщение «Основные направления русской поэзии начала XX века», составить тезисы статьи учебника «Предшественники символизма» с. 19-43 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4809/start/14998/ | |
21 | Символизм и поэты-символизмы | 1 | Доклад по биографии и творчеству В. Брюсова, чтение и анализ стихов. Стр 22-26 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5589/start/281538/ | |
22 | В. Я. Брюсов. Творческий путь поэта | 1 | Чтение статьи на с.19, ответы на вопросы 1, 4, 5 с.44. Наизусть одно стихотворение | ||
23 | К. Д. Бальмонт. «Поэзия как волшебство» | 1 | Чтение статьи на с.21-22, анализ одного из стихотворений, наизусть одно стихотворение | ||
24 | Смысл поэзии И.Ф. Анненского | 1 | Чтение статьи | ||
25 | Групповой зачет по поэзии Серебряного века | 1 | Чтение и анализ стихотворений А. Блока | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5590/start/301260/ | |
26 | А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока | 1 | Подготовить рассказ о поэте, выучить стихотворение «Незнакомка» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5608/start/14905/ | |
27 | Стихотворение «Незнакомка» | 1 | Прочитать цикл стихотворений о России | ||
28 | Россия и ее судьба в поэзии Блока(«Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун») | 1 | Выучить стихотворение, посвященное России; прочитать поэму «Двенадцать» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3730/start/281352/ | |
29 | Старый и новый мир в поэме «Двенадцать» | 1 | Прочитать в учебнике главу о поэме, обратить внимание на композицию поэмы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5603/start/301291/ | |
30 | Новокрестьянские поэты (Н.Клюев и др.) | 1 | Чтение учебника с. 37-41, конспект | ||
31 | Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба. | 1 | Чтение учебника стр 28-30, выучить стихотворения «Жираф», «Кенгуру» (на выбор) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4803/start/300466/ | |
32 | А.А.Ахматова. очерк жизни и творчества. Любовная лирика(«Сероглазый король», «Сжала руки под темной | 1 | Подготовить сообщение «Тема любви и страданий в лирике Ахматовой». Чтение стихотворений. Составить конспект статьи учебника с. 205-214 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5611/start/13592/ | |
33 | Тема Родины в творчестве Ахматовой | 1 | Прочитать поэму «Реквием», найти в поэме и выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну. | ||
34 | А.Ахматова. Поэма «Реквием» | 1 | Прочитать с.221-227. написать сочинение по творчеству Ахматовой (темы на с. 228учебника) | ||
35 | М.И.Цветаева. Очерк жизни и творчества. | 1 | С. 260 – 267 учебника, составить конспект статьи, подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине»… | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5614/start/297347/ | |
36 | Тема России в поэзии Цветаевой | 1 | Анализ стихотворения Цветаевой (письменно), подготовить сообщение «Журнал «Сатирикон» и его сотрудники» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5602/start/11713/ | |
37 | А. Аверченко – создатель журнала «Сатирикон» | 1 | Прочитать «Разгром» А. Фадеева (опереж. зад.); составить тезисный план по учебнику с. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/ | |
38 | Дневниковая проза М. Пришвина и М. Волошина | 1 | Подготовить выступление на тему «Изображение гражданской войны» | ||
39 | Роман А. Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик | 1 | Написать реферат о жизни и творчестве А.А. Фадеева. Сопоставительная характеристика Мечика и Морозки | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/ | |
40 | Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром» | 1 | Сочинение малой формы на тему «Смерть Морозки» (анализ эпизода) | - | |
41 | Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы» | 1 | Повторить основные понятия по теме «Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (учебник с. 327) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/ | |
42 | В.В. Маяковский. Творческая биография | 1 | Составить план-схему биографии Маяковского; прочитать поэму «Облако в штанах»; чтение учебника | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5610/start/12910/ | |
43 | Поэма Маяковского «Облако в штанах» | 1 | Проанализировать «Левый марш», «Оду революции» | ||
44 | Маяковский и революция | 1 | Чтение пьес «Клоп» и «Баня» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5606/start/105474/ | |
45 | Настоящее и будущее в пьесе «Клоп» | 1 | Письменный анализ стихотворений о любви (по выбору); прочитать поэму «Про это» | - | |
46 | Любовь и быт в поэзии Маяковского | 1 | Составить тесты по творчеству Маяковского, подготовиться к сочинению | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4807/start/13158/ | |
47 | Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского | 1 | Подготовить сообщение о жизни и творчестве С. Есенина; написать сочинение | - | |
48 | С.А. Есенин: поэзия и судьба | 1 | Знать биографию С. Есенина, прочитать стихотворение из сборника «Радоница» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3740/start/12545/ | |
49 | Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина | 1 | Выучить стихотворение С. Есенина о родине; подготовиться к классному сочинению; прочитать поэму «Анна Снегина» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/ | |
50 | Поэма С. Есенина «Анна Снегина» | 1 | Вспомнить «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, образ Е. Пугачева | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4806/start/291166/ | |
51 | Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачев» | 1 | Ответить письменно на вопрос «Что сближает Есенина со своим героем?»; подготовиться к сочинению | ||
52 | Сочинение по творчеству С.А.Есенина | 1 | Прочитать рассказ А. Толстого «День Петра» | - | |
53 | Произведения прозы 30-х годов. Общий обзор | 1 | Материал учебника с. 5 – 11; вопросы 1 – 4 с. 34; перечитать сцены из романа «Петр I»: народ у Кремля (кн 1, гл 1, сц 16); казнь Кульмана (кн 1, гл 5, сц 9); кабак на Варварке (кн 2, гл 1, сц 2) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/ | |
54 - 55 | А. Толстой. Историческая проза. Панорама русской жизни. Образ Петра Первого в романе «Петр Первый» | 2 | Материал учебника с. 36 – 40. вопрос 3 с. 37 | - | |
56 | М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь | 1 | Учебник с. 49 – 59; прочитать 1 – 2 части «Тихого Дона», ответить на вопросы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3850/start/305537/ | |
57 | Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон» | 1 | Прочитать главу 5, 7, 8, 10, 12 части 3; главы 3, 4 части 4 «Тихого Дона»; ответить на вопросы | ||
58 | События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон» | 1 | Прочитать 11, 12, 13, 28 главы части 5; ответить на вопросы. Анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарское гл 4 ч 6 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4811/start/300814/ | |
59 | Образ Григория Мелехова | 1 | Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?»; подготовиться к сочинению | ||
60 | Сочинение по творчеству М.Шолохова | 1 | Дописать сочинение; чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» | ||
61 | У литературной карты. Изображение русского национального характера | 1 | Сравнить героев Б.Шергина с героями Н. Лескова. Выучить стихотворение С. Прокофьева, сделать анализ | ||
62 | М.А.Булгаков. судьба и книги | 1 | Прочитать по учебнику с. 91 – 95; составить таблицу «Этапы биографии М. Булгакова»; в романе «Мастер и Маргарита» найти «двойников» в двух сюжетных пластах | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5605/start/133005/ | |
63 | Роман «Мастер и Маргарита» | 1 | Перечитать гл 2, 16, 25, 26, 31, 32, эпилог. Пилат и Иешуа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4808/start/13530/ | |
64 | Три мира в романе «Мастер и Маргарита» (Сатирическое изображение московского общества) | 1 | Подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты, выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе | ||
65 | Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» | 1 | Познакомиться с темами сочинений на с. 119; составить план к одной теме; выбрать цитаты; подготовиться к сочинению | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5609/start/281321/ | |
66 - 67 | Сочинение по творчеству М.Булгакова | 2 | Прочесть по учебнику с. 120 – 123; составить тезисы; подготовить сообщение о жизни Б.Пастернака | - | |
68 | Б.Л.Пастернак. жизненный и творческий путь | 1 | Подготовить анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад». Выучить наизусть. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3817/start/13561/ | |
69 | Лирика Б. Пастернака | 1 | Выучить наизусть стих-е «В больнице», «Гамлет», «Гефсиманский сад» (по выбору) | ||
70 | Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героя | 1 | Подготовиться к письменной работе по творчеству поэта | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3804/start/14718/ | |
71 | Письменная работа по творчеству Б.Пастернака Анализ стих-ний | 1 | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Платонова. Читать рассказ «Июльская гроза» | - | |
72 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. | 1 | Подготовить анализ рассказа Платонова «Фро»; читать повесть «Котлован» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3828/start/300783/ | |
73 | Герои и проблематика прозы А.Платонова | 1 | Повесть «Котлован». История создания повести и ее судьба | ||
74 | Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован» | 1 | Составить тесты по творчеству А.Платонова; подготовить сообщение по творчеству В.Набокова (инд.) | ||
75 | В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Лирика | 1 | Материал учебника с.159 – 162; прочитать рассказ «Облако, озеро, башня» и ответить на вопросы на с. 167 учебника | ||
76 | Рассказ «Облако, озеро, башня» | 1 | Домашнее сочинение по творчеству В.Набокову | - | |
77 | Лирика и проза периода Великой Отечественной войны | 1 | Материал учебника с 171 – 176; 186 – 190. Подготовить сообщение по биографии А.Т.Твардовского (инд.) | - | |
78 | А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Теркин» | 1 | Материал учебника с 193 – 196; 196 – 204. Выучить стих-е | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4812/start/300845/ | |
79 | Поэма «По праву памяти» | 1 | Подготовка к сочинению по творчеству А. Твардовского | ||
80 | Подготовка к сочинению по творчеству А.Твардовского | 1 | Литературный процесс 50-80-х годов (по учебнику обзорно прочитать) | ||
81 | Герои и проблематика «военной прозы» | 1 | Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведении о войне» | ||
82 | Поэтическая «оттепель». | 1 | Письменный анализ стих-я (по выбору). «Тихая» лирика (по учебнику) | ||
83 | «Деревенская проза» 50 – 80 годов | 1 | Творчество В.Распутина. «Прощание с Матерой» | - | |
84 | Творчество В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой» | 1 | Художественный рассказ В.Астафьева «Царь-рыба»; проблема экологии в Татарстане (инд. зад.) | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3877/start/297441/ | |
85 | Художественный мир В. Астафьева | 1 | Составить тезисы по теме «Литература 70 – 80 годов»; прочитать «Старший сын» А. Вампилова; «Обмен» Ю. Трифонова | ||
86 | Ю. Трифонов «Обмен» (проза), А.Вампилов «Старший сын» (драма). Нравственно-философская проблематика | 1 | Материал учебника, выразительное чтение произведений А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высотского | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6323/start/297472/ | |
87 | Авторская песня 70 – 80 годов | 1 | Материал учебника, биография Н. Заболоцкого (инд. зад.) | - | |
88 | Н.А.Заболоцкий. Поэзия | 1 | Выучить наизусть стих-е, проанализировать стих-е «Некрасивая девочка» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3842/start/297380/ | |
89 - 90 | Проза В.М.Шукшина. Тема города и деревни | 2 | Подготовиться к классному сочинению; читать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5615/start/301322/ | |
91 - 92 | Сочинение по творчеству В.М.Шукшина | 2 | Прочитать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» | - | |
93 | А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. «Один день Ивана Денисовича» | 1 | Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя; прочитать «Красное колесо» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5613/start/281290/ | |
94 | А.И. Солженицын. Обзор романа «Архипелаг ГУЛАГ» | 1 | Выполнить задание на с. 118 учебника; прочитать рассказ «Матренин двор» | ||
95 | Тема народного праведничества в рассказа «Матренин двор» | 1 | Подготовиться к сочинению по творчеству А. Солженицына | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3864/start/13795/ | |
96 | Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына (письменный анализ текста) | 1 | Прочитать по учебнику о творчестве Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина | - | |
97 | У литературной карты России. Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Федорова, В.Солоухина | 1 | Конспект статьи (с планом и тезисами) с 326 – 327 учебника; читать произведения Л. Петрушевской | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4813/start/281228/ | |
98 | Своеобразие современной реалистической прозы | 1 | Составить план статьи «Реалистическая проза» (с. 328 – 340); подготовиться к беседе | ||
99 | Поэзия и проза с модернистской доминантой. Проза Татьяны Толстой | 1 | Подготовить ответ по плану – рассуждением над определением «эссе» (с. 351 учебника); подготовить сообщение о судьбе И. Бродского (с. 352 – 356) | ||
100 | Поэзия и судьба И. Бродского | 1 | Подготовиться к беседе по вопросам (с. 359 – 362); подготовиться к литературоведческому диктанту по основным понятиям раздела | ||
101-102 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы | 2 | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....