Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)

Куйдина Любовь Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_11_klass.docx51.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №48 г. Улан-Удэ»

Рассмотрено и утверждено                   «Согласовано»           «Утверждаю»

на  МО   гуманитарного цикла          Зам. Дириректора  по УВР               Директор школы:

Протокол № _____                              ___________________                          _________________

От __________________г.                 Протокол № ________                          Приказ № _______

Руководитель МО                               от «__»_________ 2020г                      от «___» _______2020г

        

Рабочая программа по литературе

11 класс

102 часа ( 3 ч в неделю)

учителя русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Куйдиной Любови Юрьевны

2020-2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для суворовцев разработана на основе примерной программы  по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.-М.:Дрофа,2016), рекомендованной   Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом  образовательного  учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  • учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2016.

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных   позиций,   эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»).  Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан  на основе читательских пристрастий учащихся,  индивидуальных  особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении  произведения.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя  целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для школьника), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам урока, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

 за курс XI класса

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
  2. Тексты художественных произведений.
  3. Сюжет, особенности композиции.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведения.
  5. Основные понятия по теории литературы.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи.

Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
  2. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  3. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
  4. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  5. Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
  6. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  7. Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
  8. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
  9. Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
  10. Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
  11. Пользоваться словарями различных типов, справочниками.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. А. Блок

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

«Облако в штанах». 

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

ивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

А.Н.Толстой.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Петр Первый".

Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

А.А.Фадеев.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Разгром".

 Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием».

Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                        "Доктор Живаго" (обзор). 

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

        Жизнь и творчество писателя(обзор).

        "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

И.С.Шмелев.

         «Солнце мертвых». 

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М.А.Алданов.

 «Чертов мост».

Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

Русская литература 50- 90-х годов XX века

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В.П.Астафьев.

        "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

В.Г. Распутин.

        "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф.Курдюмова и др. – М.:Дрофа, 2016.

2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2016.

3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2016.

Дополнительная литература:

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2016

2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2018

3. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2014

4. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2015

5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2018

        Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

1. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».

2. Электронный репетитор по литературе Кирилла и Мефодия.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дистанционное обучение

1

Русская литература XX века

1

Прочитать с. 3 – 18, составить тезисы, подготовить сообщение по биографии И.А.Бунина? Записать биографию по датам, стр 72

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5619/start/300373/

2

И.А.Бунин. Жизненный и творческий путь

1

Прочитать рассказ «Антоновские яблоки», проанализировать художественные средства создания пейзажа начала рассказа

3

Поэтика «остывших» усадеб в прозе Бунина

1

Прочитать с. 86 – 89, рассказы из сборника «Темные аллеи»

4

Цикл «Темные аллеи». Рассказы И.А.Бунина о любви

1

Прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско»

5

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

Прочитать с. 84 – 86, подготовить сообщение о биографии М. Горького, Записать биографию по датам, стр 46

6

М. Горький. Судьба и творчество

1

Чтение учебника на с. 46-55, прочитать рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4815/start/300721/

7

Ранние произведения М. Горького. «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»

1

Чтение учебника на с. 49 – 50; ответы на вопросы

8

Драматургия М. Горького. Драма «На дне» и система образов.

1

Чтение учебника на с.56-62; ответы на вопросы  с. 70; жизненный путь Сатина, Бубнова, Луки.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4802/start/9399/

9

Спор о назначении человека на страницах пьесы «На дне»

1

Чтение пьесы; наизусть монолог Сатина о Человеке.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3752/start/9430/

10

Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»

1

Подготовиться к сочинению по творчеству Горького стр 71, чтение повестей А. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок».

11-12

Сочинение по творчеству М.Горького

2

Завершить работу дома. Подготовиться к урокам по тв-ву А.Куприна. Записать биографию по датам, стр 92

13

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Изображение любви в р. «Гранатовый браслет»

1

Прочит. повесть «Олеся». Чтение статьи учебника на с. 94-95, 101-107

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3762/start/115782/

14

Великая тайна любви. Повесть «Олеся»

1

Чт. Учебника на с.98-100, ответы на вопросы  6, 7 стр 108, подгот. к сочинению по тв-ву Бунина, Куприна стр 108

15

Изображение кризиса русской армии в повести «Поединок»

1

Прочитать повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»; ответы на вопросы; подготовить сообщение о жизни Л. Андреева стр 17-18

-

16

Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Проблематика повести «Иуда Искариот»

1

Прочитать рассказы «Вор», «Баргамот и Гараська»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3676/start/281601/

17

Драматизм взаимоотношений человека и окружающего мира в рассказах Л. Андреева

1

Прочитать рассказ «Стена», выполнить задание в тетради

18

Сочинение по творчеству И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева

1

Прочитать произведение В.Я.Шишкова, А.П.Чапыгина, С.Н.Сергеева-Ценского (на выбор)

-

19

Декадентство в русской литературе на рубеже XIX–XX веков.

1

Серебряный век в литературе, живописи, музыке, балете

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3909/start/13919/

20

Серебряный век русской поэзии

1

Подготовить сообщение «Основные направления русской поэзии начала XX века», составить тезисы статьи учебника «Предшественники символизма» с. 19-43

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4809/start/14998/

21

Символизм и поэты-символизмы

1

Доклад по биографии и творчеству В. Брюсова, чтение и анализ стихов. Стр 22-26

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5589/start/281538/

22

В. Я. Брюсов. Творческий путь поэта

1

Чтение статьи на с.19, ответы на вопросы 1, 4, 5 с.44. Наизусть одно стихотворение

23

К. Д. Бальмонт. «Поэзия как волшебство»

1

Чтение статьи на с.21-22, анализ одного из стихотворений, наизусть одно стихотворение

24

Смысл поэзии И.Ф. Анненского

1

Чтение статьи

25

Групповой зачет по поэзии Серебряного века

1

Чтение и анализ стихотворений А. Блока

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5590/start/301260/

26

А.А.Блок. Романтический мир раннего Блока

1

Подготовить рассказ о поэте, выучить стихотворение «Незнакомка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5608/start/14905/

27

Стихотворение «Незнакомка»

1

Прочитать цикл стихотворений о России

28

Россия и ее судьба в поэзии Блока(«Русь», «Россия», «На поле Куликовом», «Коршун»)

1

Выучить стихотворение, посвященное России; прочитать поэму «Двенадцать»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3730/start/281352/

29

Старый и новый мир в поэме «Двенадцать»

1

Прочитать в учебнике главу о поэме, обратить внимание на композицию поэмы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5603/start/301291/

30

Новокрестьянские поэты (Н.Клюев и др.)

1

Чтение учебника с. 37-41, конспект

31

Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба.

1

Чтение учебника стр 28-30, выучить стихотворения «Жираф», «Кенгуру» (на выбор)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4803/start/300466/

32

А.А.Ахматова. очерк жизни и творчества. Любовная лирика(«Сероглазый король», «Сжала руки под темной
вуалью», «Широк и желт вечерний свет»)

1

Подготовить сообщение «Тема любви и страданий в лирике Ахматовой». Чтение стихотворений. Составить конспект статьи учебника с. 205-214

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5611/start/13592/

33

Тема Родины в творчестве Ахматовой

1

Прочитать поэму «Реквием», найти в поэме и выписать народно-поэтические элементы: причитания, плач матери по сыну.

34

А.Ахматова. Поэма «Реквием»

1

Прочитать с.221-227. написать сочинение по творчеству Ахматовой (темы на с. 228учебника)

35

М.И.Цветаева. Очерк жизни и творчества.

1

С. 260 – 267 учебника, составить конспект статьи, подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Тоска по Родине»…

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5614/start/297347/

36

Тема России в поэзии Цветаевой

1

Анализ стихотворения Цветаевой (письменно), подготовить сообщение «Журнал «Сатирикон» и его сотрудники»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5602/start/11713/

37

А. Аверченко – создатель журнала «Сатирикон»

1

Прочитать «Разгром» А. Фадеева (опереж. зад.); составить тезисный план по учебнику с.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/

38

Дневниковая проза М. Пришвина и М. Волошина

1

Подготовить выступление на тему «Изображение гражданской войны»

39

Роман А. Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик

1

Написать реферат о жизни и творчестве А.А. Фадеева. Сопоставительная характеристика Мечика и Морозки

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/

40

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром»

1

Сочинение малой формы на тему «Смерть Морозки» (анализ эпизода)

-

41

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

1

Повторить основные понятия по теме «Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (учебник с. 327)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/

42

В.В. Маяковский. Творческая биография

1

Составить план-схему биографии Маяковского; прочитать поэму «Облако в штанах»; чтение учебника

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5610/start/12910/

43

Поэма Маяковского «Облако в штанах»

1

Проанализировать «Левый марш», «Оду революции»

44

Маяковский и революция

1

Чтение пьес «Клоп» и «Баня»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5606/start/105474/

45

Настоящее и будущее в пьесе «Клоп»

1

Письменный анализ стихотворений о любви (по выбору); прочитать поэму «Про это»

-

46

Любовь и быт в поэзии Маяковского

1

Составить тесты по творчеству Маяковского, подготовиться к сочинению

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4807/start/13158/

47

Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского

1

Подготовить сообщение о жизни и творчестве С. Есенина; написать сочинение

-

48

С.А. Есенин: поэзия и судьба

1

Знать биографию С. Есенина, прочитать стихотворение из сборника «Радоница»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3740/start/12545/

49

Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина

1

Выучить стихотворение С. Есенина о родине; подготовиться к классному сочинению; прочитать поэму «Анна Снегина»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/

50

Поэма С. Есенина «Анна Снегина»

1

Вспомнить «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, образ Е. Пугачева

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4806/start/291166/

51

Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачев»

1

Ответить письменно на вопрос «Что сближает Есенина со своим героем?»; подготовиться к сочинению

52

Сочинение по творчеству С.А.Есенина

1

Прочитать рассказ А. Толстого «День Петра»

-

53

Произведения прозы 30-х годов. Общий обзор

1

Материал учебника с. 5 – 11; вопросы 1 – 4 с. 34; перечитать сцены из романа «Петр I»: народ у Кремля (кн 1, гл 1, сц 16); казнь Кульмана (кн 1, гл 5, сц 9); кабак на Варварке (кн 2, гл 1, сц 2)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/

54 - 55

А. Толстой. Историческая проза. Панорама русской жизни. Образ Петра Первого в романе «Петр Первый»

2

Материал учебника с. 36 – 40. вопрос 3 с. 37

-

56

М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь

1

Учебник с. 49 – 59; прочитать 1 – 2 части «Тихого Дона», ответить на вопросы

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3850/start/305537/

57

Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

1

Прочитать главу 5, 7, 8, 10, 12 части 3; главы 3, 4 части 4 «Тихого Дона»; ответить на вопросы

58

События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон»

1

Прочитать 11, 12, 13, 28 главы части 5; ответить на вопросы. Анализ эпизода расстрела заложников на хуторе Татарское гл 4 ч 6

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4811/start/300814/

59

Образ Григория Мелехова

1

Письменно ответить на вопрос «В чем трагедия Григория Мелехова?»; подготовиться к сочинению

60

Сочинение по творчеству М.Шолохова

1

Дописать сочинение; чтение романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

61

У литературной карты. Изображение русского национального характера

1

Сравнить героев Б.Шергина с героями Н. Лескова. Выучить стихотворение С. Прокофьева, сделать анализ

62

М.А.Булгаков. судьба и книги

1

Прочитать по учебнику с. 91 – 95; составить таблицу «Этапы биографии М. Булгакова»; в романе «Мастер и Маргарита» найти «двойников» в двух сюжетных пластах

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5605/start/133005/

63

Роман «Мастер и Маргарита»

1

Перечитать гл 2, 16, 25, 26, 31, 32, эпилог. Пилат и Иешуа

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4808/start/13530/

64

Три мира в романе «Мастер и Маргарита» (Сатирическое изображение московского общества)

1

Подготовить рассказ о судьбе Мастера и Маргариты, выписать цитаты с упоминанием символических деталей, связанных с историей любви в романе

65

Тема любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита»

1

Познакомиться с темами сочинений на с. 119; составить план к одной теме; выбрать цитаты; подготовиться к сочинению

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5609/start/281321/

66 - 67

Сочинение по творчеству М.Булгакова

2

Прочесть по учебнику с. 120 – 123; составить тезисы; подготовить сообщение о жизни Б.Пастернака

-

68

Б.Л.Пастернак. жизненный и творческий путь

1

Подготовить анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать», «Снег идет», «Плачущий сад». Выучить наизусть.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3817/start/13561/

69

Лирика Б. Пастернака

1

Выучить наизусть стих-е «В больнице», «Гамлет», «Гефсиманский сад» (по выбору)

70

Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героя

1

Подготовиться к письменной работе по творчеству поэта

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3804/start/14718/

71

Письменная работа по творчеству Б.Пастернака Анализ стих-ний

1

Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. Платонова. Читать рассказ «Июльская гроза»

-

72

А.П.Платонов. Жизнь и творчество.

1

Подготовить анализ рассказа Платонова «Фро»; читать повесть «Котлован»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3828/start/300783/

73

Герои и проблематика прозы А.Платонова

1

Повесть «Котлован». История создания повести и ее судьба

74

Герой-мечтатель и проблема поиска истины в повести «Котлован»

1

Составить тесты по творчеству А.Платонова; подготовить сообщение по творчеству В.Набокова (инд.)

75

В.В.Набоков. Жизнь и творчество. Лирика

1

Материал учебника с.159 – 162; прочитать рассказ «Облако, озеро, башня» и ответить на вопросы на с. 167 учебника

76

Рассказ «Облако, озеро, башня»

1

Домашнее сочинение по творчеству В.Набокову

-

77

Лирика и проза периода Великой Отечественной войны

1

Материал учебника с 171 – 176; 186 – 190. Подготовить сообщение по биографии А.Т.Твардовского (инд.)

-

78

А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Теркин»

1

Материал учебника с 193 – 196; 196 – 204. Выучить стих-е

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4812/start/300845/

79

Поэма «По праву памяти»

1

Подготовка к сочинению по творчеству А. Твардовского

80

Подготовка к сочинению по творчеству А.Твардовского

1

Литературный процесс 50-80-х годов (по учебнику обзорно прочитать)

81

Герои и проблематика «военной прозы»

1

Мини-сочинение «Мой любимый герой в произведении о войне»

82

Поэтическая «оттепель».

1

Письменный анализ стих-я (по выбору). «Тихая» лирика (по учебнику)

83

«Деревенская проза» 50 – 80 годов

1

Творчество В.Распутина. «Прощание с Матерой»

-

84

Творчество В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой»

1

Художественный рассказ В.Астафьева «Царь-рыба»; проблема экологии в Татарстане (инд. зад.)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3877/start/297441/

85

Художественный мир В. Астафьева

1

Составить тезисы по теме «Литература 70 – 80 годов»; прочитать «Старший сын» А. Вампилова; «Обмен» Ю. Трифонова

86

Ю. Трифонов «Обмен» (проза), А.Вампилов «Старший сын» (драма). Нравственно-философская проблематика

1

Материал учебника, выразительное чтение произведений А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высотского

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6323/start/297472/

87

Авторская песня 70 – 80 годов

1

Материал учебника, биография Н. Заболоцкого (инд. зад.)

-

88

Н.А.Заболоцкий. Поэзия

1

Выучить наизусть стих-е, проанализировать стих-е «Некрасивая девочка»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3842/start/297380/

89 - 90

Проза В.М.Шукшина. Тема города и деревни

2

Подготовиться к классному сочинению; читать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5615/start/301322/

91 - 92

Сочинение по творчеству В.М.Шукшина

2

Прочитать повесть А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

-

93

А.И. Солженицын. Жизнь и судьба. «Один день Ивана Денисовича»

1

Составить хронологическую таблицу по творчеству писателя; прочитать «Красное колесо»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5613/start/281290/

94

А.И. Солженицын. Обзор романа «Архипелаг ГУЛАГ»

1

Выполнить задание на с. 118 учебника; прочитать рассказ «Матренин двор»

95

Тема народного праведничества в рассказа «Матренин двор»

1

Подготовиться к сочинению по творчеству А. Солженицына

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3864/start/13795/

96

Письменная работа по творчеству А.И. Солженицына (письменный анализ текста)

1

Прочитать по учебнику о творчестве Е.Носова, В.Шаламова, В.Солоухина

-

97

У литературной карты России. Обзор творчества Е.Носова, В.Шаламова, В.Федорова, В.Солоухина

1

Конспект статьи (с планом и тезисами) с 326 – 327 учебника; читать произведения Л. Петрушевской

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4813/start/281228/

98

Своеобразие современной реалистической прозы

1

Составить план статьи «Реалистическая проза» (с. 328 – 340); подготовиться к беседе

99

Поэзия и проза с модернистской доминантой. Проза Татьяны Толстой

1

Подготовить ответ по плану – рассуждением над определением «эссе» (с. 351 учебника); подготовить сообщение о судьбе И. Бродского (с. 352 – 356)

100

Поэзия и судьба И. Бродского

1

Подготовиться к беседе по вопросам (с. 359 – 362); подготовиться к литературоведческому диктанту по основным понятиям раздела

101-102

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы

2

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....