олимпиадная работа
олимпиадные задания по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Школьный этап
Всероссийской олимпиады по литературе
7 класс
(максимальное количество баллов – 44б. )
Время выполнения – 2 урока- 1,5 часа
1. Знание текста художественного произведения.
Перед вами отрывки из известных произведений. Вспомните автора и названия этих произведений.
1) Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы- первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюёт, и как рукой! Сила такая ему дадена…
2) Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание?..
3) В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростатом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.
4) Я вчера приходил беспокоить ваше-сво не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызгнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?
5) А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенкав люльке и по нечаянности заснул.
2. Знание теории и истории литературы.
1)В этой повести А.С.Пушкина сюжет движется благодаря сюрпризам природной стихии, в нем переплетаются воля родителей и непокорность детей, непредсказуемость природы и легкомыслие молодости, уязвленное самолюбие и победа русских воинов при Бородино, а в финале чудесное разрешение бед случайным стечением обстоятельств.
2) Этот французский средневековый эпос основан на реальном историческом событии, которое произошло в 8 веке, но за века обросло многими вымышленными деталями и стало национальной героической поэмой. Назовите эпос.
3) Назовите имена самых известных баснописцев:
1. в Древней Греции,
2. в Древнем Риме,
3. во Франции,
4. в России.
3. Тестовая часть.
1. Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А. С. Пушкина?
А) «Барышня-крестьянка»
Б) «Дубровский»
В) «Выстрел»
Г) «Станционный смотритель»
- Соотнесите автора и произведение:
1) «Алые паруса» А) Н.А.Некрасов
2) «Размышления у парадного подъезда» Б) А.С.Пушкин
3) «Полтава» В) Н.С.Лесков
4) «Левша» Г) А.П.Чехов
5) «Хамелеон» Д) А.Грин
- К какому роду литературы относится «Сказание о Белогорском киселе»?
а) эпосу; б) к лирике; в) к драме.
4. О ком из героев произведений 20 века идёт речь в приведенном ниже отрывке?
«Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»
а) об Артуре Грее (А.С.Грин «Алые паруса») ;
б) о Григории (А.И.Куприн «Чудесный доктор»);
в) о Василии Князеве (В.М.Шукшин «Чудик»)
5. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»: «…алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда»?
а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение.
6. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в в приведенных примерах из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»: «…лодка рвалась вперёд, откидывая на стороны волны», «… лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперёд»?
а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение
7. Найдите «третьего лишнего» в каждой группе слов. Обоснуйте выбор.
а) амфибрахий, анапест, хорей
б) роман, рассказ, романс
в) метафора, эпитет, песня
8. Что означают приведенные ниже выражения?
1) Авгиевы конюшни-
2) прикоснуться к земле, как Антей -
3) сизифов труд –
4) титаническая борьба –
5) панический страх –
6) муки Тантала –
9. Узнайте героя по описанию.
- Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон…
- Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени
3) …на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны…
10. Прочитайте стихотворение великого русского поэта, «солнца русской поэзии». Расскажите все, что вы знаете об авторе. Сделайте анализ стихотворения, учитывая тему, идею, проблему, особенности композиции, настроение, средства выразительности языка. Какие еще произведения этого автора вы можете назвать? Какое ваше любимое произведение и почему?
Осень
(отрывок)
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад- дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницей ручей.
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будет лай собак уснувшие дубравы.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно
Школьный этап
Всероссийской олимпиады по литературе
2017-18 учебный год
7 класс (ключи)
(максимальное количество баллов – 44б. )
Время выполнения – 2 урока- 1,5 часа
1. Знание текста художественного произведения.
Перед вами отрывки из известных произведений. Вспомните автора и названия этих произведений.
1) Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы- первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюёт, и как рукой! Сила такая ему дадена…
2) Дураком каким прикидывается! Точно вчера родился или с неба упал. Разве не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание?..
3) В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростатом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил.
4) Я вчера приходил беспокоить ваше-сво не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызгнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?
5) А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенкав люльке и по нечаянности заснул.
Ответ: 1- «Лошидиная фамилия»; 2- «Злоумышленник»; 3- Тонкий и толстый»; 4- Смерть чиновника»; 5- «Ванька». ( 0- 10 б.)
2. Знание теории и истории литературы.
1)В этой повести А.С.Пушкина сюжет движется благодаря сюрпризам природной стихии, в нем переплетаются воля родителей и непокорность детей, непредсказуемость природы и легкомыслие молодости, уязвленное самолюбие и победа русских воинов при Бородино, а в финале чудесное разрешение бед случайным стечением обстоятельств. (2б.)
2) Этот французский средневековый эпос основан на реальном историческом событии, которое произошло в 8 веке, но за века обросло многими вымышленными деталями и стало национальной героической поэмой. Назовите эпос. (2б.)
3) Назовите имена самых известных баснописцев:
1. в Древней Греции,
2. в Древнем Риме,
3. во Франции,
4. в России. (4б.)
Ответ: 1- «Метель», 2- «Песнь о Роланде», 3 – 1) Эзоп, 2) Федр, 3) Лафонтен; 4) Крылов И.А. – 8 б.
3. Тестовая часть
1. Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А. С. Пушкина?
А) «Барышня-крестьянка»
Б) «Дубровский»
В) «Выстрел»
Г) «Станционный смотритель»
Ответ: Б – «Дубровский» - 1б.
- Соотнесите автора и произведение:
1) «Алые паруса» А) Н.А.Некрасов
2) «Размышления у парадного подъезда» Б) А.С.Пушкин
3) «Полтава» В) Н.С.Лесков
4) «Левша» Г) А.П.Чехов
5) «Хамелеон» Д) А.Грин
Ответ: 1)- Д; 2) –А; 3) – Б; 4)- В; 5) – Г (0 - 5б).
- К какому роду литературы относится «Сказание о Белогорском киселе»?
а) эпосу; б) к лирике; в) к драме.
Ответ: а) эпосу – 1б.
4. О ком из героев произведений 20 века идёт речь в приведенном ниже отрывке?
«Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности»
а) об Артуре Грее (А.С.Грин «Алые паруса») ;
б) о Григории (А.И.Куприн «Чудесный доктор»);
в) о Василии Князеве (В.М.Шукшин «Чудик»)
Ответ: б) о Григории (А.И.Куприн «Чудесный доктор»).- 1б.
5. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»: «…алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда»?
а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение.
Ответ: б- сравнение. (0,5б)
6. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, использованное в в приведенных примерах из рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»: «…лодка рвалась вперёд, откидывая на стороны волны», «… лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперёд»?
а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение
Ответ: в - олицетворение (0,5б)
7. Найдите «третьего лишнего в каждой группе слов. Обоснуйте выбор.
а) амфибрахий, анапест, хорей
б) роман, рассказ, романс
в) метафора, эпитет, песня
Ответ: Найдите «третьего лишнего в каждой группе слов. Обоснуйте выбор.
а) хорей – двусложный размер стиха;
б) романс – лирический жанр;
в) песня – лирический жанр. (0- 3б.)
8. Что означают приведенные ниже выражения?
1) Авгиевы конюшни-
2) прикоснуться к земле, как Антей -
3) сизифов труд –
4) титаническая борьба –
5) панический страх –
6) муки Тантала –
Ответ: Что означают приведенные ниже выражения?
1) Авгиевы конюшни- беспорядок
2) прикоснуться к земле, как Антей – обрести новые силы
3) сизифов труд – бесполезный труд
4) титаническая борьба – беспощадная борьба
5) панический страх – сильный страх
6) муки Тантала – невыносимые мучения. (0-6б.)
9. Узнайте героя по описанию.
- Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон… (Лиза из «Барышни-крестьянки)
- Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…(Кирила Петрович Троекуров из «Дубровского»)
3) …на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны… (Левша)
Ответ: Узнайте героя по описанию.
- Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон… (Лиза из «Барышни-крестьянки)
- Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…(Кирила Петрович Троекуров из «Дубровского»)
3) …на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны… (Левша)
(За каждый правильный ответ 1 балл: 0- 3б)
10. Прочитайте стихотворение великого русского поэта, «солнца русской поэзии». Расскажите все, что вы знаете об авторе. Сделайте анализ стихотворения, учитывая тему, идею, проблему, особенности композиции, настроение, средства выразительности языка. Какие еще произведения этого автора вы можете назвать? Какое ваше любимое произведение и почему?
Осень
(отрывок)
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад- дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницей ручей.
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будет лай собак уснувшие дубравы.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно
Ответ: за полный ответ – 5б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ олимпиадных работ по истории и обществознанию за 2010 – 2011 учебный год
Анализ олимпиадных работ по истории и обществознанию за 2010 – 2011 учебный год...
Олимпиадные работы по истории школьного этапа всероссийской предметной олимпиады
Данные олимпиадные задания по истории для 5-11 классов созданы для проведения школьного этапа всероссийской предметной олимпиады. Ключи прилагаются. Если понравится, то буду рада. Хотелось бы уз...
Олимпиадная работа по технологии
презентация...
Школьный этап олимпиадных работ по английскому языку 6 класс
Данные задания предназначены для проведения школьного этапа олимпиады по английскому языку в 6 классе общеобразовательных школ....
Олимпиадная работа по географии и естествознанию для учащихся 8 класса коррекционной школы 8 вида
Данный материал содержит задания по географии и естествознанию с учетом изученных тем на время проведения олимпиады - начало III четверти....
Олимпиадная работа по немецкому языку для 7-8 классов; для 9-11 классов
Олимпиадные задания предназначены для школ Пушкинского района в 2013-2014 учебном году....
Олимпиадная работа по информатике для 8 класса
Олимпиадная работа по информатике для 8 класса...