Урок литературы в 6 классе на тему: «Человечкина душа» в сказе Н.С. Лескова «Левша»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Мандалян Наира Мгеровна

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Душа человечкина" в сказе Н.С. Лескова "Левша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(системно-деятельностный подход)

Предмет: литература, 6  класс

Тема урока

Место урока по теме

  «Человечкина  душа» в сказе Н.С. Лескова «Левша»

 

1 из 6

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок обобщения и анализа прочитанного.

Урок - исследование;

 Индивидуальная, фронтальная  формы проверки ЗУН, презентация, обсуждение спорного вопроса, метод эвристических вопроса, самостоятельная работа с информационной обработкой текста.

Цель урока

Задачи урока

 На основе прочитанного

раскрыть многогранный

характер  главного героя

сказа Н.С. Лескова.

- работать над характеристикой главного героя сказа;

-  навык анализа текста, характеристики героя произведения;

- заинтересовать учеников необычностью повествования

Предметный результат

УУД

- понимание ключевой проблемы изучаемого произведения;

- понимание связи произведения с эпохой написания;

-понимание авторской позиции

Познавательные: устанавливать причинно - следственные связи между поступками героев произведения, историческими условиями.

Коммуникативные: проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения.

Личностные: любовь к Родине, к своему народу.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Педагогические технологии

Оборудование

- технология развития критического мышления через чтение и анализ текста;

Стадия вызова: работа с ключевыми словами.

Стадия осмысления: работа с таблицей – анализ цитат из произведения.

Стадия рефлексии: составление кластера «Душа левши – душа народа»

- ИКТ;

- технология проблемного обучения;

- исследовательские методы обучения.

- компьютер, проектор, экран;

-презентация;

- подборка материалов по вопросам для актуализации пройденного материала ( готовят дети);

- бумажная модель кластера «Душа левши» в форме цветка.

- Литература.6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 частях. Авт. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, М., Просвещение, 2012.

        

        Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный момент

 

- приветствует детей;

-проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся

- приветствуют учителя;

-самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, подготовленный материал)

2.Мотивация

 

3.  Целеполагание.

- стимулирует интерес учащихся к уроку;

- предъявляет ученикам два эпиграфа для последующего выявления ключевых слов  «душа человечкина» и «цветок души»; по ним дети  определяют тему урока.

-вступают в диалог с учителем, выполняют задания, выявляют противоречивые факты;

-формулируют предполагаемую тему урока.

«Человечкина душа» в сказе Н.С. Лескова «Левша»

Формулируют  цель урока:

На основе прочитанного

раскрыть многогранный

характер  главного героя

сказа Н.С. Лескова.

Задачи

для достижения поставленной цели:

1. Обобщение необходимой информации.

2.  Анализ содержания произведения  - работа с цитатами.

3. Выявление    особенностей русской души в образе героя сказа «Левша»

4.Определение авторской позиции

Познавательные УУД:

-извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию.

Коммуникативные УУД:

- представлять результат своей работы;

- слушать и слышать других.

Регулятивные УУД:

- искать пути решения учебной задачи;

- принимать и сохранять ученую задачу.

4.Актуализация знаний

 

 

Запись результатов в листе диагностики фактологических знаний учащихся

- задает вопросы для выяснения объема знаний,

имеющихся у учащихся по данной теме.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Словарная работа с паронимами человеческий, человечный. Чтение в словаре Даля статьи о слове «человек».
  2. Особенности жанра «сказ».Стр. 269.
  3. Пословицы в сказе Лескова.
  4. Возникновение замысла сказа «Левша».
  5. Исторический фон произведения.
  6. Рассказ об иллюстрациях к произведению. Кукрыниксы.

Каково их отношение к главному герою сказа?

-вспоминают нужную информацию, делают обобщения;

- определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть.

Выполняют словарную работу на доске.

Определяют термин «паронимы».

Читают статью «Человек»

О пословицах.

Замысел.

Исторические события.

- «при восходе Николая Павловича было смятение» - дата и событие?

- «пустяк» - «ружья кирпичом не чистят» - одна из причин поражения в Крымской войне.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- актуализация личного жизненного опыта.

Коммуникативные УУД:

- строить связное монологическое высказывание;

- формулировать свою точку зрения, подкреплять ее научными знаниями.

Регулятивные УУД:

- контролировать свою работу;

- определять границу «знания- незнания».

5.  Обобщение и анализ. Анализ текста произведения.

   

- организует работу учащихся по поиску и обработке информации;

- предоставляет ресурсы для организации самостоятельной работы;

- формулирует  и задает вопросы;

- стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности;

 Работа с цитатной таблицей. Определение и краткая формулировка характеристики главного героя по цитатам из текста произведения. Заполнение таблицы задания № 1.

Познавательные УУД:

- выдвигать гипотезы;

- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

Коммуникативные УУД:

- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- адекватно понимать основную и дополнительную информацию.

Регулятивные УУД:

- анализировать собственную работу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Выводы, работа с макетом кластера, проверка задания № 1.  Обсуждение вопроса о том, какие чувства вызвал  образ левши у учащихся.

 

- организует индивидуальную работу по устранению ошибок;

- помогает детям подвести итоги работы

- устанавливают связи между новым и ранее изученным материалом;

-проводят презентацию результатов работы в группах, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы

Выполняют задание № 2.

Познавательные УУД:

- систематизировать изученный материал;

- строить логическое рассуждение.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

- обосновывать правильность своих действий;

- корректировать свое поведение с учетом установленных правил.

7.Рефлексия и оценивание

( 5 мин.)

-предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом;

- выставляет и комментирует оценки

- определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

- называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения;

- отмечают успешные ответы, интересные вопросы

Познавательные УУД:

- формировать умение проводить сравнение, обобщение;

- закреплять умение контролировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

- обосновывать свои суждения;

- приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- определять степень успешной работы.

8.Домашнее задание

 От  писателя Н.С. Лескова.

- показывает задание на слайде, зачитывает цитату Лескова.

- задают вопросы по выполнению домашнего задания

Познавательные УУД:

- обобщать изученное, соединять части в целое;

- творческое применение знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

- представлять результат своей деятельности;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.

Регулятивные УУД:

- соотносить домашнее задание с изученным материалом;

 - самостоятельно выполнять предложенное задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Интегрированный урок в 7 классе по литературе «Патриотизм и мастерство русского человека в сказе Н. С. Лескова «Левша».

Тема. Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе. • подробно проанализировать сказ Н. С. Лескова, подвести к выводу, что является самым главным в этом произведении («На мужике Россия держится»)...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....