урок в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы в 7 классе Романтический характер Легенды о Данко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam_urok.docx | 43.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Тема: Романтический характер «Легенды о Данко» из произведения М.Горького «Старуха Изергиль»
Цели:
- познакомиться с понятием романтизма, как творческого метода
- познакомиться с особенностями романтического произведения
- доказать, на примере анализа легенды о Данко, что «Старуха Изергиль» произведение романтическое
- показать особенности раннего творчества М.Горького на примере легенды о Данко
- через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
Оборудование:
- портрет М. Горького
- компьютер
- презентация «Романтизм»
- рисунки учащихся, иллюстрирующие изобразительно-выразительные средства речи
- рисунки учащихся к легенде о Данко
Ход урока
Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.
Скажите, ребята, вы любите мечтать?
А как называют человека, который очень любит мечтать, все время мечтает, про таких говорят: « Живут одной мечтой »?
Романтик.
Вот и героем нашего сегодняшнего урока станет романтик, романтик – писатель, с именем которого вы уже знакомы.
Показывает портрет Максима Горького.
Это Максим Горький.
Откройте тетради и запишите тему:
Романтический характер легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль».
А вот цели нашего урока:
- познакомиться с понятием романтизма, как творческого метода
- познакомиться с особенностями романтического произведения
- доказать, на примере анализа легенды о Данко, что «Старуха Изергиль» произведение романтическое
А теперь ответьте с каким настроением вы пришли на урок и какую оценку хотели бы заработать на сегодняшнем уроке? О какой оценке на сегодняшнем уроке мечтаете? ( Дети выбирают и показывают оценки)
Запомните свой выбор и стремитесь к исполнению своей мечты
Но вернемся к романтизму
А в литературе , как и в искусстве в целом, есть целое течение, и особенный творческий метод, т. е. особое изображение действительности, которое носит название романтизм.
О романтизме нам расскажут ваши товарищи.
Выступление подготовленных учеников ( 7 минут)
Что запомнилось? Каковы особенности романтизма в искусстве?
Предполагаемые ответы:
Основа стиля - обращение к внутреннему миру человека.
в сообщении много было сказано о романтической литературе
Что характерно для романтизма в литературе?
Центральная идея –героизация личности, которая вступает в битву с враждебной средой, страдания и гибель героя в борьбе.
Первичное закрепление материала.
Тест Перенести в бланк ответов только те утверждения, которые являются верными, поставив знак + рядом с буквой, соответствующей верному утверждению.
+ а Для романтизма свойственно обращение к внутреннему, индивидуальному миру чувств, переживаний человека.
- б Романтизм зародился как идейное и эстетическое движение в
Африке.
+ в Впервые романтизм возник в Германии.
+ г Романтик обязательно бросает вызов окружающему его обществу.
+ д Вершиной русского романтизма является творчество Михаила Юрьевича Лермонтова.
+ е Для романтизма характерно обращение к внутреннему миру человека.
+ ж Впервые романтизм возник в Китае.
Пришло время для анализа произведения.
Сейчас вы получите таблицы, в которых систематизированы особенности романтического произведения.
- Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах, повествование наполнено эпитетами, метафорами, олицетворениями, сравнениями и другими изобразительно-выразительными средствами речи.
- Стремление личности к свободе.
- В центре внимания автора внутренний мир героя, его душа в её глубинных проявлениях.
- Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы, необычной для автора и читателя обстановке. Обилие метафор, эпитетов, символов, при создании лирического пейзажа.
Состояние природы соответствует состоянию души героя.
- Основной прием романтизма это антитеза.
- В произведении романтиков часто не существует грани между автором и героем.
- Речь романтического героя крайне эмоциональна, метафорична, прерывиста. (Присутствие, сравнений, риторических вопросов…)
Познакомьтесь, пожалуйста, с таблицей
8 обращение к народному творчеству, использование тем, образов, языка, свойственным народным песням, балладам.
Пришло время для анализа произведения.
Каждый пункт отдельно выведен на мониторе.
Учитель просит по очереди зачитать пункты таблицы, и далее дается задание кто зачитывает 1 пункт необходимо доказать, что в легенде о Данко есть изображение искл. героя в исключительных обстоятельствах….
Анализируя произведение по первому пункту вам, ребята придется искать эпитеты, метафоры, сравнения. Давайте вспомним их определения, в этом нам помогут ученики, проиллюстрировавшие данные тропы.
Повторение определений. (3 мин)
Распределение заданий.
Самостоятельная работа в группах. ( 10 мин)
Опрос и корректировка.
1 Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах, повествование наполнено эпитетами, метафорами, олицетворениями, сравнениями и другими изобразительно-выразительными средствами речи. 2 Стремление личности к свободе. 3 В центре внимания автора внутренний мир героя, его душа в её глубинных проявлениях. 4 Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы, необычной для автора и читателя обстановке. Обилие метафор, эпитетов, символов, при создании лирического пейзажа. 5 Основной романтический прием романтизма это антитеза. 6 Речь романтического героя крайне эмоциональна, метафорична, прерывиста. (Присутствие, сравнений, риторических вопросов…) 7 В произведении романтиков часто не существует грани между автором и героем. 8 Обращение к народному творчеству, использование тем, образов, языка, свойственным народным песням, балладам | Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!.. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. - Веди ты нас! - сказали они. Тогда он повел..." То же - Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко. - “Красивые - всегда смелы”, - так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди и поверили ему и пошли за ним.)
Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Краски тьмы: “там были болота и тьма... так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.) ….там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. - Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! Смелый и отважный Данко противопоставлен трусливым людям. Герой и толпа. В легенде важнейшие слова гордого человека "Что я сделаю для людей?" На этом вопросе остановимся подронее Вспомните, какой вывод мы сделали , прочитав повесть «Детство»? Один из центральных вопросов не только автобиографической трилогии, но и всего творчества Горького: Каким должен быть человек? Как ему жить среди людей? Через всю свою долгую жизнь, сквозь бури и противоречия эпохи Горький пронес веру в человека, в его способность переделать мир по законам справедливости и красоты. Свои мечты и чаяния писатель отразил в романтических произведениях 90-х годов. В них М. Горький внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и даже в качестве заглавий некоторых произведений берёт имена героев-рассказчиков: "Макар Чудра", "Старуха Изергиль"... "Легенда о Данко" является частью рассказа "Старуха Изергиль". Повествование о Данко представлено в жанре легенда. Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая. легенда ж. (латин. legenda - то, что надо читать) (книжн.). 1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания. || Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-н. событии. Легенды старого замка. Средневековые легенды. Сообщение ученика: Имя Данко связано с однокоренными словами дань, дам, дающий. В легенде важнейшие слова гордого человека "Что я сделаю для людей?". Его образ перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие муки ради блага людей. В славянской мифологии имя светоносного божества Дождьбога образовано сочетанием слов "дать" и "бог". У некоторых исследователей творчества Горького возникают также и ассоциации с образом Иисуса Христа, который тоже отдал себя людям, взял на себя "грехи мира"" "Я пришёл не судить мир, но спасти мир". В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение. |
Итог урока:
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Познакомились с романтизмом как творческим методом?
Узнали, что такое романтизм?
Удалось нам доказать, что Легенда о Данко это романтическое произведение?
Анализируя каждое произведение на уроке, мы даем ответ, зачем оно написано, т.е. стараемся постичь ИДЕЮ произведения. В чем же идея легенды о Данко?
Легенда о Данко – это легенда о красивом, смелом и сильном герое, она несет в себе идею подвига, самопожертвования.
Герой М. Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремиться пробудить в людях истинно человеческие качества, которые под влиянием страха побеждены в них. Однако подвиг Данко - его утверждение нового отношения к жизни, человеку - так по-настоящему и не был понят соплеменниками, забывшими о своём спасителе. Осторожный человек наступил на гордое сердце ногой, и оно, рассыпавшись в искры, угасло.
Горький осуждает трусливых людей, лишённых подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Они утратили человеческое достоинство, стали смиренными, терпеливыми, осторожными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...