Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа по литературе 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_10_klass.doc | 335.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа №8»)
______________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № от ___________ Руководитель ШМО Парунина И.В. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Бахматова О.Г. «___»__________ 2021 г | УТВЕРЖДАЮ Директор Приказ от _______ № _____ _________Александрова Е.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Литература. 10 класс»
Уровень образования: среднее общее образование
Срок реализации программы - 2022-2023 уч. г.
Количество часов по учебному плану:
всего – 102ч/год; 3ч/неделю
Планирование составлено на основе:
Примерной программы по литературе для средней школы,
Примерной программы курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. С.А.Зинин., В.А.Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2018.-48с.-(ФГОС. Инновационная школа).
Учебник: Зинин, С.А., Сахаров, В.И. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров. – 4-е изд. – М.: Русское слово, 2017
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по литературе для 10 класса разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной программы к результатам освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию рос- сийской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности для получения нового знания в рамках учебного предмета, его преобразования и применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами, и ориентирована на реализацию целей и задач программы курса литературы в старшей школе (авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
Цель предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.
Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:
- понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
- умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
- осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования десятиклассник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; воспринимать литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
- обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);
- использовать для раскрытия тезисов своего высказывания фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- давать объективное изложение текста: выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, прослеживать их развитие, взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
- анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способов изображения действия и его развитие, способов введения персонажей и средств раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
- анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.д.);
- аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретационного характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- проводить смысловой и эстетический анализ текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.д.;
- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину мира, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Десятиклассник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.д.);
- анализировать художественное произведение, учитывая воплощение в нём объективных законов литературного развития и субъективные черты авторской индивидуальности;
- анализировать взаимосвязь художественного мира литературного произведения с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Десятиклассник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX века;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношениях и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Рабочая программа по литературе ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих:
- умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- сформированность навыка смыслового чтения;
- умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- сформированность компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции); мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- сформированность экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- умения находить, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).
Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:
- осознание российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Росси и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной;
- ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду; опыт участия в социально значимом труде;
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- сформированность эстетического сознания, опыт творческой деятельности эстетического характера;
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.
Содержание учебного предмета «Литература 10 класс»
В рабочей программе предложен модульный принцип формирования программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале.
Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически самостоятельный компонент учебной программы. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля (кроме модулей 1 и 6).
Модуль 1
История русской литературы от середины XVIII до середины XIX века (обзор)
Литература реализма
Основные направления русской литературы середины XVIII – середины XIX века. Выдающиеся писатели и произведения. Родо-жанровые особенности, проблематика. Художественные достижения русской литературы середины XVIII – первой половины XIX века.
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Журналистика и литературная критика.
Литература реализма второй половины XIX века (природное и социальное в человеке; объективная истина и субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного самосовершенствования человека в литературе реализма). Реализм на Западе и в России. Отличительные особенности русского реализма. Динамика развития русского реализма (этапы) Выдающиеся писатели и произведения второй половины XIX века. Классическая русская литература XIX века и её мировое признание.
Модуль 2
Литература второй половины XIX века. Произведения предреформенного и пореформенного периода. Проблема героя времени. Конфликт поколений.
А.Н. Островский «Гроза»
Жизнь и творчество писателя. Семейный и социальный конфликт в драме. Образ города Калинова. «Темное царство» и его представители. Типы героев (жертвы, самодуры, несогласные, смирившиеся). Катерина и Варвара. Борис и Тихон. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Причины самоубийства Катерины. Значение образа Кулигина. Символика образа грозы. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.
И.А. Гончаров «Обломов»
Жизнь и творчество писателя. История создания и особенности композиции романа. Глава «Сон Обломова» как предыстория героя. Исторические, психологические, философские предпосылки «обломовщины». Неоднозначность отношения автора к герою. Образ главного героя. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Испытание героя любовью. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Художественное своеобразие романа.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Жизнь и творчество писателя. Сюжет, композиция, система образов. Нигилисты и либералы в романе. Спор Базарова и Павла Петровича. Значение образа Николая Петровича в романе. Образ главного героя. Политические, философские, эстетические взгляды Базарова. Базаров и Одинцова. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Трагизм Базарова. Особенности психологизма Тургенева. «Вечные темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы её выражения.
Модуль 3
Эстетические поиски в литературе второй половины XIX века
Н.А.Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо»
Жизнь и творчество писателя. Гражданский пафос поэзии Некрасова, её темы. Лирический герой в поэзии Некрасова. Образ Музы. Судьба поэта-гражданина. «Вечные темы» в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Связь лирики Некрасова с народной поэзией.
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Своеобразие сюжета и композиции. Фольклорная основа поэмы. Крестьянский мир в поэме. Крестьяне-бунтари, правдоискатели, рабы. Судьба русской женщины-крестьянки. Проблема счастья. Образ Гриши Добросклонова.
Ф.И. Тютчев. Лирика
Слово о поэте. Основные темы. Философская лирика Тютчева. Природа в поэтическом мире Тютчева. Особенности любовной лирики Тютчева. Поэтический диалог. Художественное своеобразие лирики Тютчева. Особенности поэтической лексики, эпитеты, метафоры, звукопись. Символика и аллегория.
А. А. Фет. Лирика
Слово о поэте. Фет и «чистое искусство». Особенности изображения природы в лирике Фета. Импрессионизм в поэзии Фета. Поэтическое воссоздание бессознательного, мгновенного. Музыкальность поэзии Фета. Ассоциативность, метафоричность поэзии Фета.
Модуль 4
Антигерой и идеальный герой в литературе XIX – XX вв
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».
Жизнь и творчество писателя. Образ и судьба праведника. Традиции древнерусской литературы. Мифопоэтическая основа сказа.
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сказки.
Жизнь и творчество писателя. Пародия на летописи и официальную историографию. Русская история в зеркале сатиры. Образы градоправителей и глуповцев. Проблема власти и народа в романе. Мастерство сатирика.
Модуль 5
Философская модель мира в литературе второй половины XIX века
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Жизнь и творчество писателя. История замысла. Жанровые особенности романа. «Любимые» и «нелюбимые» герои Толстого. Нравственные искания «любимых» героев. Семьи Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных как воплощение «мысли семейной» в романе. Философия истории в романе. Кутузов и Наполеон. Наташа Ростова в философско-этической системе романа. Фатализм Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Психологизм Толстого. Роль эпилога. Смысл названия.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Жизнь и творчество писателя. Жанровые особенности романа. «Униженные и оскорбленные» в романе. Образ Петербурга в романе. Образ главного героя. Теория Раскольникова. Причины преступления Раскольникова. Гуманизм Достоевского. Образ Сони Мармеладовой. «Двойники» Раскольникова. Роль снов в романе. Мастерство психологического анализа. Роль эпилога. Смысл названия.
Модуль 6
Русская литература конца XIX – начала ХХ веков
Человек на рубеже эпох
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX- ХХ веков. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои.
А.П. Чехов. Рассказ «Студент»
Жанр «пасхального рассказа». Художественная стратегия Чехова. Идея рассказа.
Рассказ «Палата № 6»
История создания. Образ доктора Рагина. Проблематика рассказа.
Рассказ «Ионыч»
Проза Чехова на рубеже XIX – XX веков. Причины деградации Старцева. Нравственно-философские идеи рассказа. Художественное мастерство Чехова.
Рассказ «Человек в футляре»
Беликов как «экспериментальный герой». Проблема одиночества как философская основа рассказа.
Рассказ «Крыжовник»
Трилогия «О любви». Проблема смысла жизни. Смысл названия рассказа.
Рассказ «Дама с собачкой»
Тема любви в рассказе. Художественное мастерство Чехова. Традиции русской литературы XIX в рассказе.
Пьеса «Вишнёвый сад»
Социально-историческая ситуация, изображенная в произведении. Проблематика пьесы. Своеобразие конфликта, сюжета и композиции. Система персонажей. Проблема жанра. Идея и смысл комедии.
Модуль 6
Зарубежная литература XIX века
Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес»
Общая характеристика произведения. Жанровое своеобразие. Романтическое двоемирие. Мифологизация и сатира. Образ Цахеса.
О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
Общая характеристика произведения. Социально-нравственная проблематика романа. Образ главного героя. Особенности композиции. Женские образы в романе. Художественное своеобразие романа.
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Общая характеристика произведения. Эстетизм Уайльда. Нравственно-философская проблематика. Особенности интеллектуального романа.
На базовом уровне в 10 классе рабочая программа рассчитана на 102 часа. Содержание планирования включает 102 урока различного типа .
10 класс
Тип урока | Кол-во часов |
Базовый уровень | |
1. Уроки изучения художественных произведений Уроки художественного восприятия произведений, уроки углублённой работы с текстом, уроки обзорного изучения произведений | 50 |
2. Уроки изучения истории и теории литературы Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки изучения научных, литературно-критических статей. Уроки изучения биографии писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения, опроса | 18 |
3. Уроки развития речи и контроля Уроки обучения творческим работам по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки самостоятельного написания сочинений. Уроки анализа сочинений. Уроки контроля знаний. | 34 |
Всего | 102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАСС
(102ч)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Цели урока | Основные понятия | Дата | |||||||||
1 | Введение. «Прекрасное начало» (к истории русской литературы XIX века) | Урок актуализации знаний | Охарактеризовать историческое развитие России в XIX веке. Дать общую характеристику литературе первой половины XIX века. Выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики | Историко-литературный процесс, вечные темы русской классики | ||||||||||
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | ||||||||||||||
2–3 | Литература и журналистика 1860–1880-х годов. От литературных мечтаний к литературной борьбе. Демократические тенденции в развитии русской культуры. Развитие реалистических традиций | Уроки полу- чения новых знаний | Познакомить с основными проблемами и направлениями литературного процесса второй половины XIX века. Дать характеристику основным литературным жанрам. Определить мировое значение русской классической литературы этого периода | Литературный процесс, литературная критика | ||||||||||
4 | А.Н. Островский. «Драматург на все времена» | Уроки получения новых знаний | Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве драматурга и особенностями его мировоззрения. Выявить первоначальные впечатления обучающихся, полученные в ходе чтения и просмотра сценических интерпретаций пьес Островского | Социально- бытовая психологическая драма, социально-бытовая комедия, историческая драма, лирическая пьеса-сказка | ||||||||||
5 | Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди —сочтёмся». Конфликт между властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики пьесы | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Познакомить с сюжетом и образами-персонажами (Большов, Подхалюзин, Липочка и др.). Выявить проблематику, идейный смысл и особенности жанра комедии «Свои люди — сочтёмся» | Комедия, семейно-бытовая коллизия, речевой жест | ||||||||||
6 | Своеобразие конфлик- та драмы «Гроза». Изображение «затерянного мира»: город Калинов и его обитатели. Роль второстепенных и внесценических персонажей | Урок полу- чения новых знаний | Выявить своеобразие конфликта и особен- ности сюжетосложения драмы «Гроза». Познакомить с системой персонажей и характеристикой их жизненных ценностей | Драма, кон- фликт, вто- ростепенные и внесцени ческие персонажи | ||||||||||
7 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни | Урок получения новых знаний, комбинированный урок | Познакомить с нравами семейства Кабановых. Сопоставить жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи | Внешний ивнутренний конфликты,антитеза | ||||||||||
8 | Трагедия совести и её разрешение в пьесе | Урок получения новых знаний, комбинированный урок | Выявить причины внутренней драмы Катерины | Внутреннийконфликт, моолог, психологизм | ||||||||||
9 | Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике | Урок получения новых знаний, комбинированный урок | Обобщить читательские представления о драме «Гроза» (символический смысл образов грозы, птицы, Волги и др.). Проанализировать жанровые особенности пьесы на основе предложенного алгоритма (МП, раздел «Жанровое своеобразие пьесы») | Символ, символический подтекст, трагедия | ||||||||||
10– 11 РР | Сочинение по творчеству А.Н. Островского | Уроки развития речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||||||||||
12 | Анализ ошибок, допущенных в творческой работе | Урок рефлек- сии | Совершенствовать навыки написания сочинения | |||||||||||
13 | Основные факты жизни и творчества И.А. Гончарова. История создания романа «Обломов» | Уроки полу- чения новых знаний | Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве писателя и с особенностями его мировоззрения. Выявить первоначальные впечатления обучающихся, полученные в ходе чтения романа. Раскрыть особенности замысла и его воплощения. Познакомить с системой персонажей, принципом её организации и особенностями сюжетосложения | Своеобразие стиля (жанр, особенности повествования,семейно-бытовой план) | ||||||||||
14 | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, соотнесённость его с другими персонажами | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить особенности места действия и его значение в жизни Обломова (на материале первой части романа) | Образная типизация, принцип со- поставления противоположных нравствен- но-психологи- ческих типов | ||||||||||
15 | Обломов и Штольц. Что перевешивает в авторском взгляде на историю: правда Штольца или правда Обломова? | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить сходства и различия в воспитании, образе жизни и характерах героев. Проанализировать «Сон Обломова», определить его роль в раскрытии образа героя | Психологиче-ский портрет, художественные детали | ||||||||||
16 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и его воплотившийся идеал: Агафья Пшеницына | Урок получения новых знаний, комбинированный урок | Выявить причины несостоявшейся любви Обломова и Ольги на основе анализа трёх сцен признания в любви: Обломов — Ольга, Обломов — Пшеницына, Штольц — Ольга. Определить символический смысл образов (ветка сирени, халат и др.) | Символика | ||||||||||
17 | Образ Захара и его роль в характеристике «об- ломовщины». Роман «Обломов» в русской критике | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Сопоставить образы, выявить сходства и различия барина и слуги. Определить оттенки смысла слова «обломовщина». Познакомить с фрагментами статей Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Роман И.А. Гончарова “Обломов”», А.В. Дружинина «Обломов. Роман И.А. Гончарова» | Психологический портрет, художественная деталь | ||||||||||
18– 19 РР | Сочинение по творчеству И.А. Гончарова | Уроки развития речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||||||||||
20 | Анализ ошибок, допу щенных в творческой работе | Урок рефлек- сии | Совершенствовать навыки написания сочинения | |||||||||||
21 | И.С. Тургенев. Основные факты жизни и творчества. Отражение различных начал русской жизни в «Записках охотника». Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема ра сказов | Урок актуализации знаний, урок полученияновых знаний | Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве писателя и особенностями его мировоззрения. Сформировать понимание авторского замысла в раскрытии темы социальной несправедливости в отношениях помещиков и крестьян в цикле рассказов «Записки охотника» | Очерк, портрет, пейзаж | ||||||||||
22 | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» повествования | Урок получения новых знаний, комбинированный урок | Выявить первоначальные впечатления обучающихся, полученные в ходе чтения романа.Познакомить с творческой историей романа, соотнести художественные задачи автора и их воплощение.Познакомить с системой главныхперсонажей (Базаров — Кирсановы) | Социальны, идеологиче- ский,полемический роман | ||||||||||
23 | Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Споры Базарова и Павла Кирсанова | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить основы мировоззрения Базарова как «героя времени» новой эпохи и эволюцию его взглядов на протяжении романа. Сопоставить взгляды Базарова и аристократа-либерала Павла Петровича Кирсанова | Идеологический роман, антитеза | ||||||||||
24 | Базаров и его мнимые последователи. Неизбежность расставания Базарова и Аркадия Кирсанова | Урок получения новых знаний, комбинированный урок | Выявить логику введения в роман карикатурных персонажей (Ситников, Кукшина).Охарактеризовать отношения Базарова и Аркадия, определить причины их расставания | Принцип «тайной психологии» | ||||||||||
25 | Любовная линия и её место в общей проблематике романа | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Охарактеризовать взгляды Базарова на женщину и логику их развития в романе в связи с меняющимся отношением к Одинцовой | Литературные реминисцен- ции, сюжетная линия | ||||||||||
26 | Философские итоги романа. Смысл названия. Русская критика о романе и его герое (Д.И. Писарев, Н.Н. Страхов, М.А. Ан- тонович) | Урок получения новых знаний, ком бинированный урок | Выявить противоречивость авторской позиции по отношению к Базарову, особенно остро выраженную в финале романа. Обобщить читательские представления о романе. Определить причины полемики вокруг романа «Отцы и дети» | Пафос, лирико-философская концовка романа | ||||||||||
27 | Стихотворения в прозе. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений . | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Осмыслить и оценить художественную выразительность, тематическое богатство и философскую насыщенность тургеневских стихотворений в прозе как «закатного» жанра писателя: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору | Стихотворение в прозе | ||||||||||
28– 29 РР | Сочинение по творчеству И.С. Тургенева | Уроки развития речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||||||||||
30 К/Р | Контрольная работа по творчеству А.Н.Островского, И.А. Гончарова, И.С.Тургенева | Урок рефлек- сии | Совершенствовать навыки написания сочинения | 17? 18?711 | ||||||||||
31 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика | Урок полу- чения новых знаний, урок актуализации знаний | Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве поэта и особенностями его мировоззрения как революционера-демократа. Актуализировать знания о гражданском пафосе лирических стихотворений, посвящённых темам крестьянской жизни и «долюшки женской», которые были изучены в основной школе. Расширить представления обучающихся о тематическом разнообразии лирики Некрасова | Пафос, лири- ческий герой, элегия, сатира, ода, уличная зарисовка, песня | ||||||||||
32 | Гражданские мотивы в лирике поэта. Диалог двух мировоззрений в стихотворении «Поэт и Гражданин». Взгляды на поэта и назначе- ние поэзии в лирике Н.А. Некрасова | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить традиционное и самобытное в раскрытии темы поэта и поэзии в стихотворениях «Поэт и Гражданин», «Вче- рашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт…», «Пророк», «Элегия» (А.Н. Еракову), «Умру я скоро. Жалкое наследство…» | Народность литературного творчества, де- мократизация поэтического языка | ||||||||||
33 | «Поэзия» и «проза» любовных отношений в «панаевском цик- ле». Художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Выявить особенности воплощения темы любви в лирике Некрасова. Познакомить с художественным своеобразием лирики поэта (жанровое многообразие, сюжетность, характерные образы, стихотворные размеры) | Трёхсложные Стихотворные размеры, лирическое повест- вование | ||||||||||
34 | Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Познакомить с историей создания поэмы и решением вопроса о её композиции. Рассмотреть вопрос о связи названия поэмы с её тематикой и проблематикой | Поэма-эпо- пея, жанр путешествия, сказочный зачин, мотив | ||||||||||
35 | Стихия народной жизни и её яркие представители в поэме (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Карикатурные образы помещиков- «последышей» | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Рассмотреть взгляды представителей народа и господствующих классов на проблему счастья. Сопоставить различные представления о счастье и зле, высказанные народом и помещиками | Портрет, сатира, сарказм | ||||||||||
36 | Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить черты подлинно героического, возвышенного характера в образе Матрёны Тимофеевны | Притча, фольклорная основа, обрядовые песни, народные причитания | ||||||||||
37 | Образ Гриши Доб- росклонова и его идейно -композиционное звучание. Проблема счастья и её решение в поэме Н.А. Некрасова | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить авторские представления о роли разночинной интеллигенции и её жизненной миссии в решении вопроса о «народном счастье». Доказать, что правдоискательство — важ- нейшая черта национального характера русского человека | Афористич- ность стиля | ||||||||||
38– 39 РР | Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова | Уроки развития речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||||||||||
40 | Анализ ошибок, допущенных в творческой работе | Урок рефлек- сии | Совершенствовать навыки написания сочинения | |||||||||||
41
| Личность Ф.И. Тютчева. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность | Уроки получения новых знаний | Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве поэта и особенностями его мировоззрения. Проиллюстрировать философскую глубину, образную насыщенность, афористичность стихотворной речи, обратив-шись к миниатюрам «Умом Россию не понять…», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…» | Интеллекту-альная лирика, лирическая миниатюра | ||||||||||
42 | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Сформировать представления об особенностях пейзажной лирики поэта. Проанализировать лирические сюжетыи проблематику стихотворений, имеющих философскую направленность: «Не то,что мните вы, природа…», «Певучесть есть в морских волнах…», «О чём ты воешь, ветр ночной?..», «Silentium!» и др. Сделать вывод о трагическом противостоянии человеческого «я» и стихийных сил природы | Лирический сюжет, ин- теллектуаль- ная лирика, пейзаж, оли- цетворение, звуковая организация | ||||||||||
43-44 | Драматизм звучания любовной лирики Ф.И. Тютчева: «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас — и всё былое…» | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Проанализировать воплощение темы любви в лирике поэта и выявить драматизм её звучания. Обобщить знания о принципах художественной изобразительности Тютчева | Лирический сюжет | ||||||||||
45 | Письменная работа по лирике Ф.И. Тютчева | Уроки развития речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||||||||||
46 | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике А.А. Фета | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Познакомить с основными мотивами лирики Фета, выявить связь пейзажной и интимной лирики: «Я пришёл к тебе с приветом…», «Это утро, радость эта…» и др. | Мелодика сти- ха, литератур- ная пародия, антропомор- физм (очеловечивание природы) | ||||||||||
47 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить признаки импрессионистического стиля в стихотворениях «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Шёпот, робкое дыханье…» и др. Сделать вывод о красоте и поэтичности любовного чувства, воплощённого в интимной лирике Фета | Лирическая исповедальность | ||||||||||
48– 49 РР | Письменная работа по лирике А.А. Фета | Уроки развития речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||||||||||
50 К/Р | Контрольная работа по творчеству Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | Урок рефлек- сии | Совершенствовать навыки написания сочинения | 20.12 | ||||||||||
51 | Краткий очерк жизни и творчества Н.С. Лескова | Урок полу- чения новых знаний | Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве писателя и особенностями его мировоззрения | Литературный сказ | ||||||||||
52 | Повесть «Очарованный странник». Сюжет повести, её национальный колорит. Образ Ивана Флягина | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить первоначальные впечатления обучающихся об особенностях сюжета и героев повести Лескова, полученные в ходе чтения. В ходе анализа повести выявить черты русского национального характера, проявляющиеся в образе Ивана Флягина | Жанр путешествия, былинные мотивы в повести | ||||||||||
53 | Смысл названия повести «Очарованный странник». Сказовый характер повествова- ния, стилистическая и языковая яркость повести | Урок полу- чения новых знаний | Обобщить читательские представления о повести (смысл названия, художественные особенности). Выявить оттенки смысла эпитета «очарованный» применительно к герою и смысл словосочетания «лесковский праведник» | Сказовый ха- рактер повест- вования | ||||||||||
54 РР | Письменная работа потворчеству Н.С. Лескова | Урок разви- тия речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||||||||||
55 Вн/ч | О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Общая характеристика произведения | Урок полу- чения новых знаний | Нравственно-философская проблематика. Особенности интеллектуального романа. | Эстетизм | ||||||||||
56 | Личность и творче- скаяиндивидуальность М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве писателя | Урок акту- ализации знаний, урок получения новых зна- ний | Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, особенностями его мировоззрения и взглядами на главную цель творчества | Литературная сказка, алле- гория | ||||||||||
57 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | Урок актуа- лизации зна- ний, уроки получения новых зна- ний | Актуализировать знания обучающихся о сказках писателя, полученные в основной школе («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»). Охарактеризовать особенности сюжета, тематику и пафос сказок «Медведь на воеводстве», «Богатырь» | Сатирическая сказка, фольклорные мотивы в сказках, ирония, пафос | ||||||||||
58 | Развенчание обыва- тельской психологии, рабского начала в человеке. Приёмы сатирического воссоздания действительности в сказках | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Охарактеризовать особенности сюжета, проблематику и пафос сказки «Премудрый пискарь». Обобщить представления обучающихся о мастерстве сатирика | Сарказм, иро- ния,гротеск | ||||||||||
59 | «История одного го- рода»: замысел, ком- позиция, жанр. Са- тирический характер повествования: «Опись градоначальникам» | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить первоначальные впечатления обучающихся, полученные в ходе чтения романа.Выявить роль приёмов сатирической обрисовки глуповских градоначальников и их деяний | Роман-хро- ника, сатира, хронотоп | ||||||||||
60 | Выборочный анализ глав романа «История одного города» («Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение» и др.) | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Проанализировать сюжет указанных глав: «подвиги градоначальников» и реакцию глуповцев на них. Понять многозначность финала. Выявить авторскую позицию в произведении; сделать вывод о его просветительской функции | Антиутопия, трагифарс, сарказм, иро- ния, гротеск, абсурд | ||||||||||
61– 62 РР | Письменная работа по творчеству М.Е. Салты- кова-Щедрина | Уроки развития речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||||||||||
63 | Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина | Урок рефлек- сии | Совершенствовать навыки написания сочинения | |||||||||||
64 | А.К. Толстой — человек и поэт. Жанрово-тематическое богатство творчества: много- образие лирических мотивов. Своеобразие лирического героя | Уроки полу- чения новых знаний | Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве поэта и особенностями его мировоззрения. Охарактеризовать лирического героя стихотворений «Коль любить — так без рассудку…», «Господь, меня готовя к бою…» | Лирика позд- него роман- тизма, лири- ческий герой, лирический мотив | ||||||||||
65 | Романтический колорит лирики А.К. Толстого, отражение в ней идеальных устремлений художника | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Познакомить с лирическими сюжетами стихотворений («Средь шумного бала, случайно…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…»), охарактеризовать образ лирического героя, выявить романтический колорит ли- рических стихотворений | Антитеза, ок- сюморон | ||||||||||
66 | Обращение А.К. Толстого к историческому песенному фольклору и политической сатире | Урок получения новых знаний, комбинированный урок | Познакомить с исторической концепцией А.К. Толстого и её воплощением в балладе «Государь ты наш батюшка…». Сопоставить образ Петра в исторической балладе и шуточном стихотворении «История государства Российского…» | Историческая песня, баллада | ||||||||||
67 РР | Письменная работа по лирике А.К. Толстого | Урок развития речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||||||||||
68 Вн/ч | Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес» Общая характеристика произведения. | Урок получения новых знаний, комбинированный урок | Познакомить с содержанием романа. Охарактеризовать Цахеса | Жанровое своеобразие. Романтическое двоемирие. Мифологизация и сатира. Образ Цахеса. |
69 | Л.Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути | Урок акту- ализации знаний, урок получения новых знаний | Углубить знания обучающихся о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, полученные в основной школе. Познакомить с особенностями мировоззрения, отношением писателя к важнейшим событиям эпохи, свидетелем которых он являлся | |||
70 | Авторский замысел и история создания романа «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие романа- эпопеи (многогерой- ность, переплетение различных сюжетных линий и др.) | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Выявить первоначальные впечатления обучающихся, полученные в ходе чтения романа. Познакомить с историей создания романа «Война и мир» (замысел и его изменение, прототипы героев, жанрово-тематическое своеобразие). Проанализировать значения слов «война» и «мир» и понять смысл названия произведения | Роман-эпопея, композиция эпического произведения | ||
71 | Критическое изобра- жение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалек- тике души» любимых героев автора | Урок полу- чения новых знаний, комбиниро- ванный урок | Познакомить с принципами композиционного построения романа. Выявить логику развития событий в начале романа (анализ эпизода «Салон Анны Шерер») и авторское отношение к героям, представляющим два нравственных полюса романа | Многоплановость композиции, принцип сцепления эпизодов, «диалектика души», антитеза | ||
72-73 | Этапы духовного са- мосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова | Комбиниро- ванные уроки | Проанализировать центральные эпизоды романа и выявить соотнесённость образов главных героев в их жизненных поисках. Выявить приёмы создания образов героев (психологизм, портретная характеристика, пейзаж как приём раскрытия образа) | «Диалектика души», антите- за, портрет | ||
74 | Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней» | Комбиниро- ванные уроки | Проанализировать эпизоды Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, выявить характеристики истинного и ложного героизма и патриотизма в поведении героев романа (т. I, ч. 2; ч. 3, гл. VII, IX, XVII: Тимохин, Тушин / Жерков, Борис Друбец- кой, Берг) | Пейзаж, портретная де- таль, принцип «срывания всех и всяческих масок», вну- тренний монолог | ||
75 | Настоящая жизнь людей в понимании Л.Н. Толстого. Обра- зы Наташи Ростовой и княжны Марьи | Комбиниро- ванные уроки | Проанализировать эпизоды «Именины у Ростовых», «Охота», «У дядюшки», «В театре» и др., в которых раскрывается образ Наташи Ростовой. Сопоставить образы любимых героинь писателя | Символиче- ский смысл образа | ||
76 РР | Творческая работа. Анализ эпизода романа | Урок разви- тия речи | Выявить уровень сформированности на- выков анализа эпизода произведения | |||
77 | Тема войны и «мысль народная» как идейно- художественная основа толстовского эпоса | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Познакомить с философией истории Л.Н. Толстого, сделать вывод о полемической заострённости романа против официальной исторической науки. Проанализировать эпизоды Бородинского сражения и сделать вывод о реалистическом изображении войны в романе | Историософ- ская концеп- ция, психо- логический пейзаж | ||
78 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Выявить сходство в принципах изображе- ния героев и основные оппозиции в образах Кутузова и Наполеона | Историософская концепция, персонажи-антиподы | ||
79 | Образ «дубины народ- ной войны» в романе. Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева — двух типов народно-патриотического сознания | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Раскрыть смыслы толстовского понятия «народ» и выявить двойственный подход в изображении русского народа в романе. Раскрыть смысл перемен, которые происходят с Андреем Болконским и Пьером Безуховым под влиянием Отечественной войны 1812 года | Сон как одно из средств пси- хологической характеристики героя | ||
80 | Эпилог романа (часть 1) и «открытость» толстовского эпоса. Фило- софская проблематика романа | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Обобщить читательские представления о персонажах романа: понять, почемув финале соединены семейно-родовые традиции Болконских, Безуховых и Ростовых, можно ли назвать их жизнь идиллической, в чём сходство и различия в семейных отношениях Безуховых и Ростовых. Определить роль образа Николеньки Болконского в системе образов романа. Проанализировать вопросы философской проблематики, обратившись к ключевым эпизодам романа | Идиллия, эво- люция харак- тера | ||
81– 82 РР | Сочинение по творче- ству Л.Н. Толстого | Уроки разви- тия речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||
83 Вн/ч | О. де Бальзак «Шагреневая кожа» Общая характеристика произведения | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Социально-нравственная проблематика романа. Образ главного героя. Особенности композиции. Женские образы в романе. Художественное своеобразие романа. | |||
84 | Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского. | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Углубить знания обучающихся о жизни и творчестве Ф. М.Достоевского, полученные в основной школе.Познакомить с особенностями мировоззрения писателя | |||
85 | Мир «униженных и оскорблённых»: Раскольников в мире бедных людей. Бунт личности против жестоких законов социума | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Проанализировать систему персонажей романа, представленную как перечень действующих лиц в театральной афише. Выявить средства создания образа Петербурга в романе и двойственность отношения автора и главного героя к городу | Экспозиция, герой — идея, психологизм, портрет, пейзаж, интерьер, символика цвета | ||
86-87 | Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии в раскрытии философской проблематики романа | Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок | Выявить социальные и философские (теория) корни преступления Раскольникова. Выявить сходство и различия во взглядах Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова и Раскольникова. Проанализировать систему идейных «двойников» Раскольникова, являющуюся художественным выражением критики индивидуалистического бунта героя | Философский роман, образ «двойника» как психологический приём, полифония (многоголосие), внутренний монолог | ||
88-89 | Раскольников и «веч- ная Сонечка». Нрав- ственно-философский смысл преступления и наказания Расколь- никова | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Проанализировать сцены визитов Раскольникова к Соне Мармеладовой (диа- логи героев), выявить сходство и различия ситуаций, в которых оказались герои. Понять авторский замысел: почему именно с образом Сони связана идея воскрешения Раскольникова (проблема веры в романе) | Художествен- ная деталь, образ-символ | ||
90-91 РР | Роль эпилога в раскрытии авторского замысла. Смысл названия романа Сочинение по творче- ству Ф.М. Достоевского | Комбиниро- ванный урок Уроки разви- тия речи | Обобщить читательские представления о романе и воплощении авторского замысла: выявить философский смысл эпилога и его связь с основным содержанием романа; определить значение сна Раскольникова в эпилоге романа Выявить уровень знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | Символиче- ский пейзаж, психологиче- ская функция сна | ||
92 К/Р | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского | Урок рефлек- сии | Совершенствовать навыки написания сочинения | |||
93 | Жизнь и творчество А.П.Чехова. | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Углубить знания обучающихся о жизни и творчестве А.П.Чехова, полученные в основной школе.Познакомить с особенностями мировоззрения писателя. | |||
94 | Тема пошлости и обы- вательщины в рассказах «Палата № 6», «Ионыч». Проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказ «Студент» | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Выявить особенности раскрытия темы и авторскую позицию, заключающуюся в отсутствии прямолинейности решения проблем современности. Раскрыть смысл названия рассказа «Ионыч». Выявить философскую проблематику рассказов «Палата № 6», «Студент» | Внешнее действие и внутреннее событие, сим- волика, этико- нравственная и философская проблематика | ||
95 РР | Творческая работа. Анализ рассказа А.П. Чехова | Урок разви- тия речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||
96 | Особенности конфлик- та и сюжетного дей- ствия в комедии «Вишнёвый сад» | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Выявить первоначальные впечатления учеников о комедии «Вишнёвый сад». Углубить представления о драматическом сюжете и конфликте, охарактеризовать систему персонажей | Лирическая комедия, бессюжетное действие, под- текст | ||
97 | Бывшие хозяева сада — Гаев и Раневская. Особенности разрешения конфликта в пьесе. Новый хозяин сада. Тема будущего | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Проанализировать основные направления в решении темы времени: прошлое, настоящее и будущее России в пьесе Чехова | Конфликт, «подводное течение» | ||
98 | Новаторство Чехова- драматурга. Лирическое и драматическое начала в пьесе. Символика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции | Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок | Обобщить читательские представле- ния о персонажах пьесы, сделать вывод о принципах раскрытия их характеров. Проанализировать материалы опорного конспекта о символическом подтексте пьесы и способах его создания. Сделать вывод о своеобразии жанра произведения | Лирическая комедия, сим- волическая деталь | ||
99 РР | Обобщение по творче- ству А.П. Чехова | Уроки разви- тия речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||
100-101 РР | Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа (сочинение). | Уроки разви- тия речи | Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками | |||
102 | Обобщение по курсу. Гуманистический па- фос, патриотизм, всечеловечность русской литературы. | Урок обще- методологи- ческой | Актуализация полученных знаний. Знакомство с программой чтения в 11 классе | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....