Методика анализа литературного текста (стихотворного, прозаического, драматического)
статья по литературе

Вагнер Анна Васильевна

Методика анализа литературного текста

(стихотворного, прозаического, драматического)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx836.04 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Методика анализа литературного текста

(стихотворного, прозаического, драматического)

1.Методика анализа стихотворного текста

Поэтический текст – это способ организации речи, в основе которой лежит ритм и рифма. Доминантой поэтической речи является субъективная форма отношения автора к действительности. На первом плане – образ – переживание. При анализе стихотворного текста как схема применимо понятие «архитектоника» в изначальном его смысле, т.к. определение стихотворной речи – это ожидание ритма, рифмы, строфики, рифмовки и выделение лирического Я как основы всего перевоссозданного художественного материала объективной реальности.

Чтобы понять объём педагогической задачи, стоящей на любом уроке по данной проблеме, стоит напомнить, что даже простое сведение основных понятий в рамки трёх традиционных уровней представления поэтического текста создаёт понимание объёма работы, её сложности и интегрированности. Словом, чтобы увидеть целостную эстетическую картину автора, мы обращаем, в первую очередь, своё внимание на внешнюю и внутреннюю структуру стихотворения в целом. Чаще мы называем это соединением формы и содержания.

2. Методика анализа прозаического текста

 Анализ текста в идеале должен вести к созданию «дидактического резонанса», когда «обучающие усилия учителя совпадают с собственными усилиями школьников» (Ю.К. Бабанский). Содружество, сотворчество учителя и ученика — основа работы над текстом.

  Деятельность школьников по анализу текста организуется таким образом, чтобы было непосредственное общение со словесным искусством - чтением.

Внимательное, вдумчивое чтение литературного произведения - первоначальная основа анализа. Очень важно понять, каково читательское восприятие, ведь это первое осмысление текста.

Известный педагог-словесник Е.Н. Ильин говорил: «Деталь-жемчужина текста». Художественная деталь воспитывает думающего читателя. В любой ткани узелок — брак, в художественной — находка, открытие.

Мышление открытиями увлекает, а лингвистическое комментирование, толкование помогает увидеть, раскрыть, почувствовать художественную деталь.

Нижеперечисленные приёмы способствуют более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивают лингвистические, коммуникативные и творческие способности обучающихся.

 3. Методика анализа драматического текста

Работе над драмой в классе предшествует самостоятельное чтение ее. Перед чтением желательно дать один-два вопроса типа: «Что вам особенно понравилось? Как вы поняли название пьесы? Кого вы считаете главными героями?» и т.п. На первых порах полезно организовать чтение пьесы вслух во внеурочное время: текст может читать сам учитель, иногда привлекая грамзапись или видеозапись. При чтении педагог обращает внимание на ремарки, перечень действующих лиц, т.е. показывает, что надо читать драму, а иногда обратиться даже к театральным мемуарам.

Вступительные занятия могут быть различными в зависимости от своеобразия пьесы. На вступительных занятиях - 1) предварительный комментарий к пьесе; 2) рассказ об эпохе; 3) исторические сведения о тех вопросах, которые волновали людей определенного времени и нашли отражение в пьесе; 4) репродукции картин художников, рисующих

Драматические произведения анализируются в основном «вслед за автором», т.е. последовательно работать над действиями пьесы.

Работу над драмой желательно начать с обращения школьников ко всей пьесе, помочь ее осмыслить, почувствовать ее основной конфликт, возникновение его. Это может быть вопрос о названии пьесы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ литературного текста

Тип литературного героя, его место в системе образав; типичность героя; характеристика; средства создания литературного персонажа; авторское отношение....

Методика работы над текстом объемных прозаических произведений (на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Данная методическая разработка - «Методика работы над  текстом объемных прозаических произведений" -  представляет собой опыт обобщения и конкретизации работы  с суворовцами IIкурса...

Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений

С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже...

Анализ литературного произведение через театральное искусство

Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....

Методика анализа литературно-художественного произведения

Процесс анализа литературно-художественного произведения – это форма деятельности, в которой учитываются личностные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занимать позицию не всезнающего «метр...

Методика проведения литературных игр в средних и старших классах

Игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и спос...

Методика проведения литературных игр в средних и старших классах

Игровые технологии способствуют раскрытию внутренних ресурсов личности ученика, выявлению уже заложенных в ней потенциальных возможностей.  ...