Методика анализа литературного текста (стихотворного, прозаического, драматического)
статья по литературе
Методика анализа литературного текста
(стихотворного, прозаического, драматического)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 836.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Методика анализа литературного текста
(стихотворного, прозаического, драматического)
1.Методика анализа стихотворного текста
Поэтический текст – это способ организации речи, в основе которой лежит ритм и рифма. Доминантой поэтической речи является субъективная форма отношения автора к действительности. На первом плане – образ – переживание. При анализе стихотворного текста как схема применимо понятие «архитектоника» в изначальном его смысле, т.к. определение стихотворной речи – это ожидание ритма, рифмы, строфики, рифмовки и выделение лирического Я как основы всего перевоссозданного художественного материала объективной реальности.
Чтобы понять объём педагогической задачи, стоящей на любом уроке по данной проблеме, стоит напомнить, что даже простое сведение основных понятий в рамки трёх традиционных уровней представления поэтического текста создаёт понимание объёма работы, её сложности и интегрированности. Словом, чтобы увидеть целостную эстетическую картину автора, мы обращаем, в первую очередь, своё внимание на внешнюю и внутреннюю структуру стихотворения в целом. Чаще мы называем это соединением формы и содержания.
2. Методика анализа прозаического текста
Анализ текста в идеале должен вести к созданию «дидактического резонанса», когда «обучающие усилия учителя совпадают с собственными усилиями школьников» (Ю.К. Бабанский). Содружество, сотворчество учителя и ученика — основа работы над текстом.
Деятельность школьников по анализу текста организуется таким образом, чтобы было непосредственное общение со словесным искусством - чтением.
Внимательное, вдумчивое чтение литературного произведения - первоначальная основа анализа. Очень важно понять, каково читательское восприятие, ведь это первое осмысление текста.
Известный педагог-словесник Е.Н. Ильин говорил: «Деталь-жемчужина текста». Художественная деталь воспитывает думающего читателя. В любой ткани узелок — брак, в художественной — находка, открытие.
Мышление открытиями увлекает, а лингвистическое комментирование, толкование помогает увидеть, раскрыть, почувствовать художественную деталь.
Нижеперечисленные приёмы способствуют более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивают лингвистические, коммуникативные и творческие способности обучающихся.
3. Методика анализа драматического текста
Работе над драмой в классе предшествует самостоятельное чтение ее. Перед чтением желательно дать один-два вопроса типа: «Что вам особенно понравилось? Как вы поняли название пьесы? Кого вы считаете главными героями?» и т.п. На первых порах полезно организовать чтение пьесы вслух во внеурочное время: текст может читать сам учитель, иногда привлекая грамзапись или видеозапись. При чтении педагог обращает внимание на ремарки, перечень действующих лиц, т.е. показывает, что надо читать драму, а иногда обратиться даже к театральным мемуарам.
Вступительные занятия могут быть различными в зависимости от своеобразия пьесы. На вступительных занятиях - 1) предварительный комментарий к пьесе; 2) рассказ об эпохе; 3) исторические сведения о тех вопросах, которые волновали людей определенного времени и нашли отражение в пьесе; 4) репродукции картин художников, рисующих
Драматические произведения анализируются в основном «вслед за автором», т.е. последовательно работать над действиями пьесы.
Работу над драмой желательно начать с обращения школьников ко всей пьесе, помочь ее осмыслить, почувствовать ее основной конфликт, возникновение его. Это может быть вопрос о названии пьесы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ литературного текста
Тип литературного героя, его место в системе образав; типичность героя; характеристика; средства создания литературного персонажа; авторское отношение....
Методика работы над текстом объемных прозаических произведений (на примере романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" и поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Данная методическая разработка - «Методика работы над текстом объемных прозаических произведений" - представляет собой опыт обобщения и конкретизации работы с суворовцами IIкурса...
Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений
С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже...
Анализ литературного произведение через театральное искусство
Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....
Методика анализа литературно-художественного произведения
Процесс анализа литературно-художественного произведения – это форма деятельности, в которой учитываются личностные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занимать позицию не всезнающего «метр...
Методика проведения литературных игр в средних и старших классах
Игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и спос...
Методика проведения литературных игр в средних и старших классах
Игровые технологии способствуют раскрытию внутренних ресурсов личности ученика, выявлению уже заложенных в ней потенциальных возможностей. ...