Методика анализа литературно-художественного произведения
статья по литературе на тему
Процесс анализа литературно-художественного произведения – это форма деятельности, в которой учитываются личностные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занимать позицию не всезнающего «метра», передающего свои знания учащемуся, а позицию соавтора единого акта интерпретации. При всех различиях, учитель и учащийся соприкасаются в процессе анализа в двух моментах – в том, что опираются на один текст и на единую теоретико-методологическую систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_khudozhestvennogo_proizvedeniya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА АНАЛИЗА
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
I. Схема функционирования литературно-художественного произведения
Литературное произведение реально функционирует в цепочке:
ПИСАТЕЛЬ – ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ЧИТАТЕЛЬ.
Пониманию этого может помочь следующая схема
- Автор биографический
Мировоззрение писателя, его эстетическая ориентация | Индивидуально-психологические особенности писателя |
2. Литературно-художественное произведение:
3.Читатель
Мировоззрение читателя, его эстетическая ориентация | Индивидуально-психологические особенности читателя. |
Автор биографический как конкретное лицо, как эстетически ориентируемая личность в тексте не присутствует. Он находится вне текста, так же как и читатель. И тем не менее он объективируется со всем своим мировоззрением, эстетическим идеалом, индивидуально-психологическим особенностями в своих творениях. Так объективируется и читатель. Поэтому нам какой-то писатель нравится, а какой-то – нет (при равных художественных достоинствах их произведений): мы ищем родственное себе, интересное только нам.
Всю структуру литературно-художественного произведения охватывают КОМПОЗИЦИЯ, ЖАНР и СТИЛЬ.
Образ-персонаж + сюжет/конфликт составляют внешний «срез» произведения (в поэтических произведениях – «картину мира»).
Повествовательная структура + система стилистических приёмов составляют внутренний «срез» произведения (в поэтической реальности – событие изображения).
Читатель в акте функционирования литературно-художественного произведения присутствует, как и автор биографический, но, в отличие от автора, он является творцом «третьей реальности» - своего прочтения произведения.
II. Методика анализа литературно-художественного произведения
Процесс анализа литературно-художественного произведения – это форма деятельности, в которой учитываются личностные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занимать позицию не всезнающего «метра», передающего свои знания учащемуся, а позицию соавтора единого акта интерпретации. При всех различиях, учитель и учащийся соприкасаются в процессе анализа в двух моментах – в том, что опираются на один текст и на единую теоретико-методологическую систему.
Такая установка диктует и учителю и учащемуся необходимость учесть следующие обстоятельства:
- Учащийся должен хорошо разобраться в теории и методике анализа литературно-художественного произведения, усвоить основные литературоведческие понятия.
- В процессе анализа литературно-художественного произведения должна быть исключена ориентация на «чужое мнение», на чужие оценки, т.е. списывание.
Критическая литература должна быть использована только после того, как учащийся самостоятельно проанализировал произведение и письменно оформил собственную точку зрения на прочитанное (эссе, письменный ответ на вопрос).
- Учащийся должен понять, что он не просто «готовит задание», а реализует
себя как личность, что он может внести что-то новое в понимание, казалось бы, известного произведения. В этом случае задача учителя – помочь учащемуся почувствовать, осознать себя творцом, в какой-то мере и критиком.
Анализ литературно-художественного произведения – это в конечном счёте высказывание о произведении, поэтому понимание прочитанного формируется не только в процессе собственной работы, но и в процессе изложения своей концепции произведения. «Материальным» результатом занятий должен быть своего рода маленький критический опыт – сочинение.
Работу над произведением разумно начинать с композиции (как последовательности частей произведения), далее рассмотреть пространственную и временную организации – как выражение авторской позиции. Таким образом определить, как развёртывается содержание. И только после этого – в строгом соответствии с композицией произведения – рассмотреть движение сюжета, конфликта, образов-персонажей.
Такая последовательность анализа позволит рассмотреть содержание именно в движении, ибо только в движении существует авторская мысль. Это важно, так как часто образ-персонаж анализируется по одному шаблону: социальное положение, профессия, внешний вид (портрет), отношения с другими персонажами… и как информационный «довесок» - «художественные особенности».
Хорошим подспорьем при работе над произведением может быть заполнение рабочей схемы:
Композиция | Когда и где происходят события? (хронотопическая организация) | Субъектная организация повествова- ния | Сюжетно-конфликтн. организа- ция | Пейзаж Интерьер | Главный образ-персонаж | ||
портрет | само-оценки персонажа | характ-ка другими персонажами | |||||
Хронотоп дороги (путешествия), хронотоп замкнутого городского или квартирного пространства и т.д. | повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика и безличное (от лица повествова-теля). |
Схема может быть расширена в зависимости от структуры произведения и глубины анализа – например, введены графы: «другие персонажи», «лирические отступления», «вещный мир», «приёмы образности» и т.п.
Как бы индивидуально ни складывался процесс анализа литературно-художественного произведения и его обсуждение на уроке, должна быть строго соблюдена последовательность самостоятельной работы над произведением, освоенная учителем в его домашней работе и донесённая до сознания учащегося:
- Неспешно вдумчиво прочитай произведение.
На этом этапе постижения произведения мы являемся «простыми» читателями, нас совершенно не интересуют какие-то там «анализы», «композиции», «хронотопы»… Мы – читаем, мы – эмоционально постигаем произведение. Мы – испытываем удовольствие, делаем для себя какие-то открытия…
Необходимо бережно относиться к себе, впервые постигающему произведение, не расплескать первое впечатление. Такое – первое – прочтение не повториться. В эту «реку» мы никогда не входим дважды.
- Запиши своё первое впечатление от прочитанного.
Запиши – для себя, как в дневник – откровенно. Может быть, твоя душа уже отметила самые важные моменты повествования – эмоциональные центры. Если же не понравилось произведение, задай себе вопросы «почему».
- Проанализируй произведение по схеме.
Ищи не только «автора», но и себя, свой путь литературоведа. Может быть, не композиция, а какое-то отдельное слово подскажет тебе путь к автору.
Заполняй схему как можно подробнее, но на отдельном листке записывай и любые свои наблюдения, всё, что «приходит в голову».
- Выработай своё понимание произведения, свою концепцию автора, воплощённого в произведении.
Думай; если не получается – мучительно думай! Когда почувствуешь, что собственное понимание произведения созрело, тогда…
- Обратись к критической литературе (учебнику).
Читай не для того, чтобы «поживиться» за счёт чужого ума, но сравнивай – с собою, со своим прочтением. Ты теперь понимаешь, что и ты «не лыком шит», что ты «сам с усами», что пусть немногое, но и ты усмотрел в произведении то, чего не заметили – ни Белинские, ни Добролюбовы…
- Письменно оформи свою – собственную! – критическую концепцию произведения (учитывая другие интерпретации и результаты уроков).
Теперь и ты стал Автором (Критиком): теперь есть результат твоей деятельности. Ты реализовал себя – личностно, профессионально. Задача только в том, чтобы проникнуть в произведение как можно глубже и как можно полнее объективировать себя в этом проникновении.
Вспомним: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю, путём изучения формы проникнуть до глубины содержания,» - так Александр Блок выразил специфику и авторской и критической деятельности: писатель ищет адекватное стилевое выражение своему сознанию, критик по стилевому выражению обнаруживает автора.
Литература
Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М., 1980.
Карпов И.П. , Шенцева Н.В. Новое о русской литературе: Материалы и размышления. Йошкар-Ола, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)
Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...
ПАМЯТКА. СХЕМА анализа литературно-художественного произведения
В помощь учащимся!...
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
План анализа литературно-художественного произведения
План анализа литературно-художественного произведения...
Статья "Методика анализа эпического произведения в старших классах"
В статье рассмотрены особенности методики анализа эпического произведения в старших классах....
Схема анализа литературно-художественного произведения.
Данная схема поможет учащимся проанализировать прозаическое произведение. Кроме этого словарь терминов поможет соориентироваться в литературных понятиях, используемых в анализе. Использовала как разда...
Алгоритм анализа литературно-художественного произведения
Данный алдгоритм позволяет ученику самостоятельно выполнить анализ произведения...