Методика анализа литературно-художественного произведения
статья по литературе на тему

Процесс анализа литературно-художественного произведения – это форма деятельности, в которой учитываются личностные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занимать позицию не всезнающего «метра», передающего свои знания учащемуся, а позицию соавтора единого акта интерпретации. При всех различиях, учитель и учащийся соприкасаются в процессе анализа в двух моментах – в том, что опираются на один текст и на единую теоретико-методологическую систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_khudozhestvennogo_proizvedeniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА АНАЛИЗА

ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I. Схема функционирования литературно-художественного произведения

   

     Литературное произведение реально функционирует в цепочке:

ПИСАТЕЛЬ – ПРОИЗВЕДЕНИЕ – ЧИТАТЕЛЬ.

      Пониманию этого может помочь следующая схема

  1. Автор биографический

Мировоззрение писателя,

его эстетическая ориентация

Индивидуально-психологические особенности писателя

 

 2. Литературно-художественное произведение:

 

3.Читатель  

Мировоззрение читателя,

его эстетическая ориентация

Индивидуально-психологические особенности читателя.

 

      Автор биографический как конкретное лицо, как эстетически ориентируемая личность в тексте не присутствует. Он находится вне текста, так же как и читатель. И тем не менее он объективируется со всем своим мировоззрением, эстетическим идеалом, индивидуально-психологическим особенностями в своих творениях. Так объективируется и читатель. Поэтому нам какой-то писатель нравится, а какой-то – нет (при равных художественных достоинствах их произведений): мы ищем родственное себе, интересное только нам.

         

     Всю структуру литературно-художественного произведения охватывают КОМПОЗИЦИЯ, ЖАНР и СТИЛЬ.

    Образ-персонаж + сюжет/конфликт составляют внешний «срез» произведения (в поэтических произведениях – «картину мира»).

    Повествовательная структура + система стилистических приёмов составляют внутренний «срез» произведения (в поэтической реальности – событие изображения).

     Читатель в акте функционирования литературно-художественного произведения присутствует, как и автор биографический, но, в отличие от автора, он является творцом «третьей реальности» - своего прочтения произведения.

II. Методика анализа литературно-художественного произведения

     Процесс анализа литературно-художественного произведения – это форма деятельности, в которой учитываются личностные качества и учителя и учащегося. Учитель должен занимать позицию не всезнающего «метра», передающего свои знания учащемуся, а позицию соавтора единого акта интерпретации. При всех различиях, учитель и учащийся соприкасаются в процессе анализа в двух моментах – в том, что опираются на один текст и на единую теоретико-методологическую систему.

Такая установка диктует и учителю и учащемуся необходимость учесть следующие обстоятельства:

  1. Учащийся должен хорошо разобраться в теории и методике анализа литературно-художественного произведения, усвоить основные литературоведческие понятия.
  2. В процессе анализа литературно-художественного произведения должна быть исключена ориентация на «чужое мнение», на чужие оценки, т.е. списывание.

Критическая литература должна быть использована только после того, как учащийся самостоятельно проанализировал произведение и письменно оформил собственную точку зрения на прочитанное (эссе, письменный ответ на вопрос).

  1. Учащийся должен понять, что он не просто «готовит задание», а реализует

себя как личность, что он может внести что-то новое в понимание, казалось бы, известного произведения. В этом случае задача учителя – помочь учащемуся почувствовать, осознать себя творцом, в какой-то мере и критиком.

        Анализ литературно-художественного произведения – это в конечном счёте высказывание о произведении, поэтому понимание прочитанного формируется не только в процессе собственной работы, но и в процессе изложения своей концепции произведения. «Материальным» результатом занятий должен быть своего рода маленький критический опыт – сочинение.

      Работу над произведением разумно начинать с композиции (как последовательности частей произведения), далее рассмотреть пространственную и временную организации – как выражение авторской позиции. Таким образом определить, как развёртывается содержание. И только после этого – в строгом соответствии с композицией произведения – рассмотреть движение сюжета, конфликта, образов-персонажей.

     Такая последовательность анализа позволит рассмотреть содержание именно в движении, ибо только в движении существует авторская мысль. Это важно, так как часто образ-персонаж анализируется по одному шаблону: социальное положение, профессия, внешний вид (портрет), отношения с другими персонажами… и как информационный «довесок» - «художественные особенности».

     Хорошим подспорьем при работе над произведением может быть заполнение рабочей схемы:

Композиция

Когда и где происходят события?

(хронотопическая организация)

Субъектная организация повествова-

ния

Сюжетно-конфликтн.

организа-

ция

Пейзаж

Интерьер

Главный

образ-персонаж

портрет

само-оценки

персонажа

характ-ка другими персонажами

Хронотоп дороги (путешествия),

хронотоп замкнутого городского или квартирного пространства и т.д.

повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика и безличное (от лица повествова-теля).

     Схема может быть расширена в зависимости от структуры произведения и глубины анализа – например, введены графы: «другие персонажи», «лирические отступления», «вещный мир», «приёмы образности» и т.п.

   

   Как бы индивидуально ни складывался процесс анализа литературно-художественного произведения и его обсуждение на уроке, должна быть строго соблюдена последовательность самостоятельной работы над произведением, освоенная учителем в его домашней работе и донесённая до сознания учащегося:

  1. Неспешно вдумчиво прочитай произведение.

На этом этапе постижения произведения мы являемся «простыми» читателями, нас совершенно не интересуют какие-то там «анализы», «композиции», «хронотопы»… Мы – читаем, мы – эмоционально постигаем произведение. Мы – испытываем удовольствие, делаем для себя какие-то открытия…

Необходимо бережно относиться к себе, впервые постигающему произведение, не расплескать первое впечатление. Такое – первое – прочтение не повториться. В эту «реку» мы никогда не входим дважды.

  1. Запиши своё первое впечатление от прочитанного.

Запиши – для себя, как в дневник – откровенно. Может быть, твоя душа уже отметила самые важные моменты повествования – эмоциональные центры.  Если же не понравилось произведение, задай себе вопросы «почему».

  1. Проанализируй произведение по схеме.

Ищи не только «автора», но и себя, свой путь литературоведа. Может быть, не композиция, а какое-то отдельное слово подскажет тебе путь к автору.

Заполняй схему как можно подробнее, но на отдельном листке записывай и любые свои наблюдения, всё, что «приходит в голову».

  1. Выработай своё понимание произведения, свою концепцию автора, воплощённого в произведении.

Думай; если не получается – мучительно думай! Когда почувствуешь, что собственное понимание произведения созрело, тогда…

  1. Обратись к критической литературе (учебнику).

 Читай не для того, чтобы «поживиться» за счёт чужого ума, но сравнивай – с собою, со своим прочтением. Ты теперь понимаешь, что и ты «не лыком шит», что ты «сам с усами», что пусть немногое, но и ты усмотрел в произведении то, чего не заметили – ни Белинские, ни Добролюбовы…

  1. Письменно оформи свою – собственную!  – критическую концепцию произведения (учитывая другие интерпретации и результаты уроков).

Теперь и ты стал Автором (Критиком): теперь есть результат твоей деятельности. Ты реализовал себя – личностно, профессионально. Задача только в том, чтобы проникнуть в произведение как можно глубже и как можно полнее объективировать себя в этом проникновении.

Вспомним: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю, путём изучения формы проникнуть до глубины содержания,» - так Александр Блок выразил специфику и авторской и критической деятельности: писатель ищет адекватное стилевое выражение своему сознанию, критик по стилевому выражению обнаруживает автора.

Литература

Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М., 1980.

Карпов И.П. , Шенцева Н.В. Новое о русской литературе: Материалы и размышления. Йошкар-Ола, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)

Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

План анализа литературно-художественного произведения

План анализа литературно-художественного произведения...

Статья "Методика анализа эпического произведения в старших классах"

В статье рассмотрены особенности методики анализа эпического произведения в старших классах....

Схема анализа литературно-художественного произведения.

Данная схема поможет учащимся проанализировать прозаическое произведение. Кроме этого словарь терминов поможет соориентироваться в литературных понятиях, используемых в анализе. Использовала как разда...

Алгоритм анализа литературно-художественного произведения

Данный алдгоритм позволяет ученику самостоятельно выполнить анализ произведения...