Урок-проект по литературе в 9 кл. «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»? А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Урок-проект рассчитан на 2 часа и предполагает активную деятельность детей по работе с текстом произведения А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit-ry_v_9_kl._a.pushkin._motsart_i_saleri.docx | 203.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»?
Подготовила Г.А.Лисина
Урок-проект по произведению А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (2 часа)
Цель урока: понять общечеловеческий смысл пьесы , идейно-художественное своеобразие драматического произведения, авторскую позицию.
Цели урока-проекта по произведению А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»:
1)личностные: развитие и совершенствование готовности и способности учащихся к определению своей жизненной и нравственной позиции, формирование мотивации к оценке своих поступков в среде межличностных отношений на примере отношения к проблематике литературного произведения 19 века, ценностно-смысловых установок, способности ставить цели и строить жизненные планы, опираясь на этические нормы человеческих взаимоотношений;
2)метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), их использование в жизни, развитие самостоятельности и умения работать в группах, сотрудничества с педагогами и сверстниками, способности к построению индивидуального образовательного маршрута, освоение навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности;
3) предметные: обучение анализу драматического произведения, умению работать с текстом художественного произведения, сравнительной характеристике, совершенствование работы над проектом, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, Моцарта, Сальери, репродукция М.Врубеля «Моцарт и Сальери», запись с музыкой Моцарта, «Реквием», интерактивная доска, АРМ, словари (Толковый словарь С.Ожегова, В.Даля, словарь литературоведческих терминов).
Предварительное домашнее задание(по группам):
I Прочитать трагедию А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».
II Подготовить сообщения (с использованием мультимедийных технологий) по темам (по 4 минуты):
- Жизненный путь А.А.Пушкина.
- Творческий путь А.С.Пушкина.
- Жизнь и творчество Моцарта.
- Жизнь и творчество Сальери.
- Отношение современников к Пушкину, Моцарту, Сальери.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы рассмотрим произведение А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». В ходе урока попытаемся создать проект на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные», поняв общечеловеческий смысл пьесы, идейно-художественное своеобразие драматического произведения, авторскую позицию.
Для успешного создания и реализации проекта необходимо определить задачи, а еще услышать гениев и попытаться понять их.
Задачи:
- Изучить текст трагедии.
- Использовать материал сообщений (домашнего задания) для работы по проекту.
- Изучив вехи жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, определить его позицию в отношении гениальности и злодейства.
- Сформировать свою позицию по теме и аргументировать ее.
- Подготовить продукт проекта.
Учитель: Предлагаю вам услышать Моцарта, подумать, почему А.Пушкин именно в уста Моцарта вкладывает слова, вынесенные в тему урока.
Звучит Piano Concerto№ 4
Учитель: Какие эмоции вызывает музыка Моцарта?
(ученики высказываются)
Учитель: Зачем для работы над проектом, кроме знакомства с текстом трагедии, вы готовили сообщения о жизненном и творческом пути реальных людей?
Предполагаемый ответ ученика: Чтобы понять поступок человека, нужно знать историю его жизни, его путь. Чтобы понять авторскую позицию, необходимо также познакомиться с мыслями и делами автора. Понять, когда и почему он об этом писал и как часто эта тема звучит в его произведениях.
Учитель: Предлагаю представителям групп представить подготовленные сообщения. На столах каждой группы лежит таблица, в которую вы заносите необходимую для дальнейшей работы над проектом информацию.
Реальные люди | Годы жизни | Семья | Детство | Интересы | Основные темы творчества | Любовь в жизни | Отношение к музе | Отношение к Богу | Отношение к людям | Количество созданных произведений |
А.С.Пушкин | ||||||||||
Моцарт | ||||||||||
Сальери |
Слушаются сообщения учеников (в ходе их выступлений используются материал презентаций, включающих портреты А.Пушкина, Моцарта, Сальери):
- Жизненный путь А.А.Пушкина.
- Творческий путь А.С.Пушкина.
- Жизнь и творчество Моцарта.
- Жизнь и творчество Сальери.
- Отношение современников к Пушкину, Моцарту, Сальери.
Учитель: Используя материалы данной таблицы, попытайтесь определить, кто из двух композиторов по духу ближе А.Пушкину и почему.
(ученики высказываются)
Учитель: Обратимся к художественному произведению «Моцарт и Сальери». Жанр произведения? (маленькая трагедия)
Что такое трагедия? (Работа со словарем литературоведческих терминов)
Что значит маленькая трагедия? (с точки зрения масштаба – задействованы 2 героя, представлен 1 фрагмент жизни)
Может ли трагедия даже 1 человека быть маленькой? Даже самая маленькая трагедия заканчивается смертью главного героя. С точки зрения нравственности нет трагедий маленьких и больших.
Учитель: Какую словарную работу с вашей точки зрения еще необходимо выполнить?
Предполагаемый ответ ученика: Выяснить толкование слов гений и злодейство.
Учитель: Я предлагаю вам 2 толковых словаря. Объясните, почему 2?
Словарь Даля
ГЕНИЙ м. лат. незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой. | Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума. | Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный. Гениальность ж. качество, свойство гениального.
ЗЛО ср. худое, лихое, худо, лихо; противопол. добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде..
Толковый словарь Ожегова
ЗЛОДЕ́ЙСТВО, -а, ср. (высок.). То же, что злодеяние. Совершить з. | прил. злодейский, -ая, -ое.
ЗЛОДЕЯ́НИЕ, -я, ср. (высок.). Тяжкое преступление. Чудовищное з.
Учитель: Сравните словарные статьи и сделайте вывод по значению слов.
(ученики высказываются)
Учитель: Итак, подводим итог первой части урока. Что мы выяснили?
(ученики высказываются о позитивном начале в жизни и творчестве
Пушкина и Моцарта, о значении высказывания, взятого в тему урока)
Учитель: Какова цель проекта? Как будем ее достигать? Какой продукт произведем? Насколько эта тема актуальна в наше время?
Предполагаемый ответ ученика:
Цель проекта – исследовать текст трагедии и выяснить авторскую позицию, соотнести с современным представлением о гениальности и злодействе, обосновав актуальность данного произведения в 21 веке. В ходе проекта будет исследован текст, определены истинные человеческие ценности и пути их достижения.
Тема человеческих взаимоотношений всегда актуальна. Когда духовные ценности перестают быть важными, возникают теории, пропагандирующие войны, убийства.
Продукт проекта – создание образа гения всех времен и народов.
Учитель: Для удобства систематизации материалов о героях трагедии предлагаю еще одну таблицу, отражающую сравнение литературных образов Моцарта и Сальери.
Моцарт | Сальери | |
Я и детство | ||
Я и мир | ||
Я и люди | Прост, нет спеси, чванства; ценит дружбу, щедр, доверчив; обладает чувством юмора и т.д. | Чувствует глубоко обиду; гордый |
Я и слава | ||
Я и музыка | О музыке говорит сдержанно, что он работает по ночам, что это огромная внутренняя работа, мучительный и томительный труд. | Себя считает избранным, жрецом в искусстве; ему кажется оскорбительным, что простой скрипач играет Моцарта. Главный смысл его жизни – музыка, всё остальное – «праздные забавы». Добился искусной игры ежедневной работой, «алгеброй поверил гармонию» |
Я и Бог | ||
Я и жизнь | Живёт насыщенной, наполненной жизнью. Открыт людям, радостен. Предупредителен с женой, любит сына. | Убеждён, что правды нет ни на земле, ни на небе… |
Отношение друг к другу | Ценит талант Сальери; считает его сыном гармонии | Не сомневается в его гениальности, но считает, что «недостоин сам себя», называет «гулякой праздным» |
Учитель: Что можете сказать о литературных образах Моцарта и Сальери? Насколько они похожи с прототипами? Сравните ваше представление о взаимоотношениях героев с образами картины М.Врубеля «Моцарт и Сальери»
(ученики высказываются)
Учитель: Создайте психологический портрет Моцарта и Сальери. На чьей стороне автор? Почему?
(ученики высказываются, опираясь на материал, систематизированный в таблицах)
Предполагаемый ответ ученика: Автор вкладывает в уста Моцарта свое отношение к проблеме, считая гениальность и злодейство несовместными. Вся жизнь Пушкина основана на понятиях гуманизма, человеколюбия, чести. Сам он погиб от рук «Сальери», не способного понять его гениальность.
Творчество – это не только тяжкий труд, «ремесло», но и вдохновение, творчество, удовольствие, радость, самовыражение. Гении не сотворяют себе кумиров, не ищут славы (как это делал Сальери), ими движет Вдохновение, ниспосланное свыше.
Учитель: Каков финал жизни Сальери (по свидетельству современников)?
Насколько в наше время актуален А.Пушкин и его произведение?
(ученики высказываются)
Предполагаемый ответ ученика: И в наше время актуально! Никто не имеет права ставить себя выше Бога, определять свою избранность, вершить судьбы людей. Стоит вспомнить Р.Раскольникова и его теории о необыкновенных людях. А еще у Христа был Иуда, у Мастера – Алоизий Могарыч, и таких «пар» в литературе можно найти немало. Важно понять, что морально, а что аморально. Трагедия Пушкина дает ответ на этот вопрос.
Учитель: Предлагаю варианты домашнего задания как завершающий этап проекта.
- Создать образ гения всех времен и народов (на основе маленькой трагедии А.Пушкина).
- Написать эссе на темы : «Тварь я дрожащая или право имею?», «К чему приводит гениальное злодейство?»
- Используя полученные знания, создать проект «Сильные мира сего: гении или злодеи?» (Наполеон, Гитлер, Ленин, др.)
Учитель: Отдавая дань уважения гениям Пушкина и Моцарта, услышим их стремление к Свету и Добру. Реквием Моцарта – незавершенное произведение, но от этого не менее великое.
Звучит Реквием Моцарта,
подводятся итоги урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект "Классик марийской литературы М.Шкетан - наш земляк"
Урок - проект разработан для детей 8 класса.ОТражен весь этап работы над проектом.Ожидаемый результат- собственное сочинение о писателе....
Маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". «Гений и злодейство две вещи несовместные».
Урок литературы в 9 классе...
Урок литературы по теме "А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери" . Гений и злодейство - две вещи несовместные".
Цель урока литературы по теме "А. С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - две вещи несовместные" - познакомить учащихся с "Маленькой трагедией" Пушкина, продолжить обучение анализу др...
презентация "Гений и Злодейство- две вещи несовместные"
презентация к уроку по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...
Гений и злодейство - две вещи несовместные?
Урок посвящен нравственным проблемам " Маленькой трагедии" А.С.Пушкина....
Благодетель и злодейство – две вещи несовместные?
Материал может быть использован для работы на уроках литературы в технологии МДО...
«Гений и злодейство – две вещи несовместные»? (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери») 7 класс
Тип урока: дифференцированный урок-исследование с элементами интеграции.Цель урока: Учащиеся поймут особенности трактовки А.С. Пушкиным образов героев (не тождественность своим историческим прототипам...