Урок-проект по литературе в 9 кл. «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»? А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Лисина Галина Анатольевна

Урок-проект рассчитан на 2 часа и предполагает активную деятельность детей по работе с текстом произведения А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit-ry_v_9_kl._a.pushkin._motsart_i_saleri.docx203.07 КБ

Предварительный просмотр:

«ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»?

Подготовила Г.А.Лисина

Урок-проект по произведению А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» (2 часа)

Цель урока: понять общечеловеческий смысл пьесы , идейно-художественное своеобразие драматического произведения, авторскую позицию.

Цели урока-проекта по произведению А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»:

1)личностные: развитие  и совершенствование  готовности и способности учащихся к определению своей жизненной и нравственной позиции, формирование мотивации к оценке своих поступков в среде  межличностных отношений на примере отношения к проблематике литературного произведения 19 века, ценностно-смысловых установок, способности ставить цели и строить жизненные планы, опираясь на этические нормы человеческих взаимоотношений;

2)метапредметные: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), их использование в жизни, развитие самостоятельности и умения работать в группах,  сотрудничества с педагогами и сверстниками, способности к построению индивидуального образовательного маршрута, освоение навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности;

3) предметные: обучение  анализу драматического произведения, умению работать с текстом художественного произведения, сравнительной характеристике, совершенствование работы над проектом, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, Моцарта, Сальери, репродукция М.Врубеля «Моцарт и Сальери», запись с музыкой Моцарта, «Реквием», интерактивная доска, АРМ, словари (Толковый словарь С.Ожегова, В.Даля, словарь литературоведческих терминов).

Предварительное домашнее задание(по группам):

I Прочитать трагедию А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

II Подготовить сообщения (с использованием мультимедийных технологий) по темам (по 4 минуты):

  1. Жизненный путь А.А.Пушкина.
  2. Творческий путь А.С.Пушкина.
  3. Жизнь и творчество Моцарта.
  4. Жизнь и творчество Сальери.
  5. Отношение современников к Пушкину, Моцарту, Сальери.

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы рассмотрим произведение А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери». В ходе урока  попытаемся создать проект на тему «Гений и злодейство – две вещи несовместные», поняв общечеловеческий смысл пьесы, идейно-художественное своеобразие драматического произведения, авторскую позицию.

Для успешного создания и  реализации проекта необходимо определить задачи, а еще услышать гениев и попытаться понять их.

Задачи:

  1. Изучить текст трагедии.
  2. Использовать  материал сообщений (домашнего задания) для работы по проекту.
  3. Изучив вехи жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, определить его позицию в отношении гениальности и злодейства.
  4. Сформировать свою позицию по теме и аргументировать ее.
  5. Подготовить продукт проекта.

Учитель:  Предлагаю вам услышать Моцарта, подумать, почему А.Пушкин именно в уста  Моцарта вкладывает слова, вынесенные в тему урока.

Звучит  Piano Concerto№ 4

Учитель:  Какие эмоции вызывает музыка Моцарта?

(ученики высказываются)

Учитель:  Зачем для работы над проектом, кроме знакомства с текстом трагедии,  вы готовили сообщения о жизненном и творческом пути реальных людей?

Предполагаемый ответ ученика: Чтобы понять поступок человека, нужно знать историю его жизни, его путь. Чтобы понять авторскую позицию, необходимо также познакомиться с мыслями и делами автора. Понять, когда и почему он об этом писал и как часто эта тема звучит в его произведениях.

Учитель:  Предлагаю  представителям групп представить  подготовленные сообщения. На столах каждой группы лежит таблица, в которую вы заносите необходимую для дальнейшей работы над проектом информацию.

Реальные люди

Годы жизни

Семья

Детство

Интересы

Основные темы творчества

Любовь в жизни

Отношение к музе

Отношение к Богу

Отношение к людям

Количество созданных произведений

А.С.Пушкин

Моцарт

Сальери

Слушаются сообщения учеников (в ходе их выступлений используются материал презентаций, включающих портреты А.Пушкина, Моцарта, Сальери):

  1. Жизненный путь А.А.Пушкина.
  2. Творческий путь А.С.Пушкина.
  3. Жизнь и творчество Моцарта.
  4. Жизнь и творчество Сальери.
  5. Отношение современников к Пушкину, Моцарту, Сальери.

Учитель:  Используя материалы данной таблицы, попытайтесь определить, кто из двух композиторов по духу ближе А.Пушкину и почему.

(ученики высказываются)

Учитель:  Обратимся к художественному произведению «Моцарт и Сальери».  Жанр произведения? (маленькая трагедия)

Что такое трагедия? (Работа со словарем литературоведческих терминов)

Что значит  маленькая трагедия? (с точки зрения масштаба – задействованы 2 героя, представлен 1 фрагмент жизни)

Может ли трагедия даже 1 человека быть маленькой? Даже самая маленькая трагедия заканчивается смертью главного героя. С точки зрения нравственности нет трагедий маленьких и больших.

Учитель:  Какую словарную работу с вашей точки зрения еще необходимо выполнить?

Предполагаемый ответ ученика: Выяснить толкование слов гений и злодейство.

Учитель:  Я предлагаю вам 2 толковых словаря. Объясните, почему 2?

Словарь Даля

ГЕНИЙ м. лат. незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой. | Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума. | Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный. Гениальность ж. качество, свойство гениального.

ЗЛО ср. худое, лихое, худо, лихо; противопол. добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злуВсякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде..

Толковый словарь Ожегова

ЗЛОДЕ́ЙСТВО, -а, ср. (высок.). То же, что злодеяние. Совершить з. | прил. злодейский, -ая, -ое.

ЗЛОДЕЯ́НИЕ, -я, ср. (высок.). Тяжкое преступление. Чудовищное з.

Учитель: Сравните словарные статьи и сделайте вывод по значению слов.

(ученики высказываются)

Учитель:  Итак, подводим итог первой части урока. Что мы выяснили?

(ученики высказываются о позитивном начале в жизни и творчестве

Пушкина и  Моцарта, о значении высказывания, взятого в тему урока)

Учитель:  Какова цель проекта? Как будем ее достигать? Какой продукт произведем? Насколько эта тема актуальна в наше время?

Предполагаемый ответ ученика:

Цель проекта – исследовать текст трагедии и выяснить авторскую позицию, соотнести с современным представлением о гениальности  и злодействе, обосновав актуальность данного произведения в 21 веке. В ходе проекта будет исследован текст, определены истинные человеческие ценности и пути их достижения.

Тема человеческих взаимоотношений всегда актуальна. Когда духовные ценности перестают быть важными, возникают теории, пропагандирующие войны, убийства.

Продукт проекта – создание образа гения всех времен и народов.

Учитель:  Для удобства систематизации материалов о героях трагедии предлагаю еще одну таблицу, отражающую сравнение литературных образов Моцарта и Сальери.

Моцарт

Сальери

Я и детство

Я и мир

Я и люди

Прост, нет спеси, чванства; ценит дружбу, щедр, доверчив; обладает чувством юмора и т.д.

Чувствует глубоко обиду; гордый

Я и слава

Я и музыка

О музыке говорит сдержанно, что он работает по ночам, что это огромная внутренняя работа, мучительный и томительный труд. 

Себя считает избранным, жрецом в искусстве; ему кажется оскорбительным, что простой скрипач играет Моцарта. Главный смысл его жизни – музыка, всё остальное – «праздные забавы». Добился искусной игры ежедневной работой, «алгеброй поверил гармонию»

Я и Бог

Я и жизнь

Живёт насыщенной, наполненной жизнью. Открыт людям, радостен. Предупредителен с женой, любит сына.

Убеждён, что правды нет ни на земле, ни на небе…
Говорит, что «мало жизнь люблю…»
Пренебрежительное отношение к простым людям

Отношение друг к другу

Ценит талант Сальери; считает его сыном гармонии

Не сомневается в его гениальности, но считает, что «недостоин сам себя», называет «гулякой праздным»

Учитель:  Что можете сказать о литературных образах Моцарта и Сальери? Насколько они похожи с прототипами? Сравните ваше представление о взаимоотношениях героев с образами картины М.Врубеля «Моцарт и Сальери»

http://vrubel-world.ru/img/vrubel-graphic/mozart.jpg

(ученики высказываются)

Учитель:  Создайте психологический портрет Моцарта и Сальери. На чьей стороне автор? Почему?

(ученики высказываются, опираясь на материал, систематизированный в таблицах)

Предполагаемый ответ ученика: Автор вкладывает в уста Моцарта свое отношение к проблеме, считая гениальность и злодейство несовместными. Вся жизнь Пушкина основана на понятиях гуманизма, человеколюбия, чести. Сам он погиб от рук «Сальери», не способного понять его гениальность.

Творчество – это не только тяжкий труд, «ремесло», но и вдохновение, творчество, удовольствие, радость, самовыражение. Гении не сотворяют себе кумиров, не ищут славы (как это делал Сальери), ими движет Вдохновение, ниспосланное свыше.

Учитель:  Каков финал жизни Сальери (по свидетельству современников)?

Насколько в наше время актуален А.Пушкин и его произведение?

(ученики высказываются)

Предполагаемый ответ ученика: И в наше время актуально! Никто не имеет права ставить себя выше Бога, определять свою избранность, вершить судьбы людей. Стоит вспомнить Р.Раскольникова и его теории о необыкновенных людях. А еще у  Христа был Иуда, у Мастера – Алоизий Могарыч, и таких «пар» в литературе можно найти немало. Важно понять, что морально, а что аморально. Трагедия Пушкина дает ответ на этот вопрос.

Учитель:  Предлагаю варианты домашнего задания как завершающий этап проекта.

  1. Создать образ гения всех времен и народов (на основе маленькой трагедии А.Пушкина).
  2. Написать эссе на темы : «Тварь я дрожащая или право имею?», «К чему приводит гениальное злодейство?»
  3. Используя полученные знания, создать проект  «Сильные мира сего: гении или злодеи?» (Наполеон, Гитлер, Ленин, др.)

Учитель: Отдавая дань уважения гениям Пушкина и Моцарта, услышим их стремление к Свету и Добру. Реквием Моцарта – незавершенное произведение, но от этого не менее великое.

Звучит Реквием Моцарта,

подводятся итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Классик марийской литературы М.Шкетан - наш земляк"

Урок - проект разработан для детей 8 класса.ОТражен весь этап работы над проектом.Ожидаемый результат- собственное сочинение о писателе....

Урок литературы по теме "А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери" . Гений и злодейство - две вещи несовместные".

Цель урока литературы по теме "А. С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - две вещи несовместные"  - познакомить учащихся с "Маленькой трагедией" Пушкина, продолжить обучение анализу др...

презентация "Гений и Злодейство- две вещи несовместные"

презентация к уроку по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...

Гений и злодейство - две вещи несовместные?

Урок посвящен нравственным проблемам " Маленькой трагедии" А.С.Пушкина....

Благодетель и злодейство – две вещи несовместные?

Материал может быть использован для работы на уроках литературы в технологии МДО...

«Гений и злодейство – две вещи несовместные»? (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери») 7 класс

Тип урока: дифференцированный урок-исследование с элементами интеграции.Цель урока: Учащиеся поймут особенности трактовки А.С. Пушкиным образов героев (не тождественность своим историческим прототипам...