«Гений и злодейство – две вещи несовместные»? (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери») 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Тип урока: дифференцированный урок-исследование с элементами интеграции.
Цель урока: Учащиеся поймут особенности трактовки А.С. Пушкиным образов героев (не тождественность своим историческим прототипам).
Задачи урока:
Обучающая. Учащиеся продолжат изучение и анализ «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; познакомятся с точками зрения различных авторов на проблему взаимоотношений между Моцартом и Сальери.
Развивающая. Учащиеся сумеют сравнить разные точки зрения на проблему взаимоотношений Моцарта и Сальери и сопоставят со своим представлением о героях трагедии, разовьют навыки сопоставительного анализа, работы с текстом, навыки работы в группе.
Воспитательная. Учащиеся будут стремиться воспитать в себе чувство прекрасного, умение ценить произведения искусства, формировать и отстаивать свою точку зрения на проблему.
Проблема: Преломление исторического фактора в произведениях художественной литературы – на конкретном материале «маленькой трагедии» А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моцарт и Сальери Пушкина | 60 КБ |
plan_uroka_motsart_i_saleri_pushkina_7kl.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока
по русской литературе 7 класс
ТЕМА: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?
(А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»).
Тип урока: дифференцированный урок-исследование с элементами интеграции.
Цель урока: Учащиеся поймут особенности трактовки А.С. Пушкиным образов героев (не тождественность своим историческим прототипам).
Задачи урока:
- Обучающая. Учащиеся продолжат изучение и анализ «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; познакомятся с точками зрения различных авторов на проблему взаимоотношений между Моцартом и Сальери.
- Развивающая. Учащиеся сумеют сравнить разные точки зрения на проблему взаимоотношений Моцарта и Сальери и сопоставят со своим представлением о героях трагедии, разовьют навыки сопоставительного анализа, работы с текстом, навыки работы в группе.
- Воспитательная. Учащиеся будут стремиться воспитать в себе чувство прекрасного, умение ценить произведения искусства, формировать и отстаивать свою точку зрения на проблему.
Проблема: Преломление исторического фактора в произведениях художественной литературы – на конкретном материале «маленькой трагедии» А.С. Пушкина.
Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Сальери, Микеланджело Буонарроти, Бомарше, иллюстрации к теме, ватман, заготовки-овалы /черного и красного цвета/, карточки 1-4, задания № 1-3, названия секторов.
Работа учащихся организуется дифференцированно /4 группы – сектора: литература, история, музыка, живопись/.
Пояснительная записка: На предыдущем уроке каждая группа получила пакеты с дифференцированными заданиями в соответствии с выбранным сектором. Ход урока.
- Организационный момент. Слово учителя: цели и задачи урока.
- АОЗН: Работа по карточкам 1-4.
- Работа по теме урока.
- Дифференцированные задания. Задание № 1.
- Проблемный вопрос.
- Дифференцированные задания. Задание № 2.
- Прослушивание музыкального отрывка. (Моцарт «Реквием»).
- Работа с текстом трагедии.
- Микроисследование учащегося «Черный человек Моцарта».
- Закрепление.
- Дифференцированные задания. Задание № 3.
Итог урока.
- Рефлексия.
- Выбор высказывания к теме урока. Аргументация выбора.
- Выбор своей позиции по теме урока.
- Домашнее задание.
Основное содержание урока:
- Организационный момент. Представление групп. Учащиеся в группе берутся за руки и представляют свой девиз.
1 группа (литература): Исследуй все!
2 группа (история): Взять из прошлого огонь, а не пепел.
3 группа (музыка): Мало знать, надо и применять.
4 группа (живопись): Наблюдать, изучать, работать.
Слово учителя.
На предыдущем уроке мы познакомились с произведением А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Выяснили, что Моцарт и Сальери противопоставлены друг другу как протагонист и антагонист, сформировали свое мнение о героях. Сопоставили две сцены трагедии и увидели, что они симметричны и зеркальны.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о «маленькой трагедии»
А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», поймем, почему Пушкин обращается к истории, и как он переосмысливает её; сумеем сопоставить свое мнение о героях трагедии Моцарте и Сальери с мнениями писателей и поэтов. Для этого вы объединились в группы, и каждая группа получила пакет с различными заданиями в соответствии с выбранным сектором.
- АОЗН: Работа по карточкам 1 – 4. (Учащиеся работают в группах).
Задание: К кому из героев трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» можно отнести эти высказывания? (Сальери).
1. Змея увидела подснежник, ранний цвет,
И ядом облила прелестное растенье.
Так гений, наглости завистника предмет,
Страдает без вины и терпит угнетенье. (Н.Языков)
2. А.С. Пушкин: «Зависть – сестра соревнования».
3. Есть люди ученые, но творят они недостойное. Они желают чужого и скупы своим. (Японский фольклор).
4. Зависть – чувство страдания, испытываемое при виде благополучия других. Признак мелочности характера и ограниченности ума. (Э.Л.Радлов «Философский словарь»).
Дополнительные вопросы учителя:
- Кому завидует Сальери? (Моцарту)
- Почему Сальери завидует Моцарту? ( Сальери все дается с большим трудом, а Моцарту легко).
Но только ли из чувства зависти убивает Сальери Моцарта? Попытаемся ответить на этот вопрос, выполнив следующие задания.
- Работа по теме урока.
- Дифференцированные задания. Предварительное пояснение учителя: На предыдущем уроке мы узнали, что Пушкин в своей трагедии использует три легенды: об отравлении Сальери Моцарта, о Бомарше – отравителе, о Микеланджело – убийце. Вы получили задание подтвердить или опровергнуть эти легенды.
Задание № 1
1 группа (литература). /Портрет Бомарше/. Сообщение: Нашей группе было дано задание, познакомиться с творчеством Бомарше. Мы познакомились с биографией Пьера Огюстена Карона де Бомарше, французского драматурга, жившего в 1732-1788 годах. Узнали, что он написал комедии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», «Тарар». Существует легенда, что Бомарше отравил своих двух жен, чтобы завладеть их состоянием. Но подтверждения фактами этой легенды мы не нашли. Приводим слова французского писателя и философа Вольтера: «Я продолжаю быть уверен, что Бомарше никогда никого не отравлял и что он смешной человек».
3 группа (музыка). /Портреты Моцарта и Сальери/. Сообщение: Наша группа знакомилась с жизнью и творчеством Вольфганга Амадея Моцарта – австрийского композитора, жившего в 1756-1791 годах, написавшего оперы по произведениям Бомарше «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», симфонии и другие произведения.
А также с фактами биографии Антонио Сальери – итальянского композитора, дирижера и педагога, жившего в 1750-1825 годах. Он написал оперу «Тарар» по произведению Бомарше. Учениками Сальери были такие композиторы, как Бетховен, Шуберт, Лист. Людвиг Ван Бетховен написал: «Французские газеты поверили россказням, будто Моцарт был отравлен Сальери, одним из честнейших и добрейших людей <...> Все те, кто знал Сальери, скажут вместе со мной (который его знал), что этот человек в течение 58 лет вел на их глазах безупречную жизнь, не занимался ничем, кроме искусства. Все это пустая болтовня». Бетховен уверен в невиновности Сальери.
4 группа (живопись) /Портрет Микеланджело, «Оплакивание Христа»/. Сообщение: Нашей группе было дано задание подготовить сообщение о Микеланджело. Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, живший в 1475-1564 годах. Ему принадлежат такие произведения, как «Оплакивание Христа», «Давид», статуя «Моисей», фреска «Страшный суд» и другие. Существует легенда, будто Буонарроти распял натурщика, чтобы наблюдать его предсмертные судороги, и, таким образом, воплотить как можно лучше и естественнее в красках муки, которые предшествуют кончине Христа. Подтверждения этому фактами мы не нашли.
2 группа (история). / Иллюстрация «Каин и Авель»/. Сообщение: Наша группа знакомилась с библейскими историями из «Ветхого Завета». Целью было: подобрать легенду, похожую на взаимоотношения Моцарта и Сальери. Мы думаем, что это библейская история о Каине и Авеле, где старший брат Каин убивает младшего Авеля из зависти, что бог не принял его дары, а дары брата принял. В трагедии Пушкина есть такие слова, которые говорит Моцарт:
…за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.
Но исторических фактов, подтверждающих, что Сальери отравил Моцарта, мы не нашли.
Учащиеся делают вывод: Ни одна из трех легенд не нашла фактического подтверждения.
- Проблемный вопрос. /Обращение к теме урока/.
«Гений и злодейство – две вещи несовместные»? - Кому из героев принадлежат слова: (Моцарту). Этот вопрос волновал А.С. Пушкина. Обратившись к 3 легендам, основною выбрав легенду о Моцарте и Сальери, Пушкин пытался понять, почему таких известных и талантливых людей обвиняли в страшных злодеяниях? Попробуем и мы сегодня на уроке ответить на этот вопрос.
- Дифференцированные задания. Задание № 2.
1 группа (литература). Заполните таблицу.
Что значит для героев искусство? (Подберите из текста слова, показывающие отношение героев к искусству). | Моцарт | Сальери |
Вдохновение, гармония | Тяжкий труд, ремесло |
2 группа (история). Заполните таблицу.
Настроение героев | Моцарт | Сальери |
Сцена 1 | Хохочет, весел. | Не смеется, ему не смешно, он не в духе. |
Сцена 2 | Пасмурен, расстроен, молчит, хмурится, тревожится. Нездоров, ему тяжело. | Плачет. |
3 группа (музыка). Заполните таблицу.
Эпизод | 1 | 2 | 3 |
Какая музыка звучит? | Слепой старик играет на скрипке арию из «Дон-Жуана» Моцарта. | Моцарт за фортепиано, играет только что написанную им вещь. | Моцарт играет на фортепиано «Реквием». |
4 группа (живопись). Заполните таблицу.
Сцены трагедии | Сцена 1 | Сцена 2 |
Какие цвета использовать для иллюстраций к сценам? |
Выступления групп.
(Учитель подводит итог, что настроение героев и общая атмосфера трагедии от сцены 1 ко 2 меняются, окрашиваются в более мрачные тона).
- Прослушивание музыкального отрывка.
(Моцарт «Реквием»). Справка: Реквием – заупокойная месса, исполняемая на похоронах.
– Почему меняется настроение героев? Почему плачет Сальери, слушая игру Моцарта? /Совершил то, чего ждал 18 лет/.
- Как вы думаете, Моцарт догадывается, что Сальери хочет его отравить? /Довольно, сыт я. Прощай же!/
- Работа с текстом трагедии. Обратимся к тексту трагедии. Сцена 2. Перечитайте отрывок на с.14 и подчеркните все цветовые эпитеты. Какой цвет преобладает? (Черный). /Учащиеся зачитывают: «человек, одетый в черном», «черный человек», «мысли черные». Как вы думаете, почему в трагедии появляется образ черного человека? (Предположения учащихся).
- Микроисследование учащегося. «Черный человек Моцарта».
Я провела микроисследование по теме «Черный человек Моцарта» и пришла к таким выводам, что образ «черного человека» в трагедии
А.С. Пушкина складывается из трех значений.
1 значение. Это реальный человек, одетый в черное, который заказал Моцарту «Реквием».
2 значение. Это предзнаменование того, что Сальери замыслил отравить Моцарта/ «мысли черные»/ и затем совершил это злодеяние.
3 значение. Это предчувствие Моцартом своей смерти.
Вообще же, черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего живого.
- Закрепление.
- Задание № 3. (Произведения о Моцарте и Сальери). Задание: Как авторы произведений отвечают на вопрос: Виновен ли Сальери в смерти Моцарта?
- группа. Леонид Тимофеев «Моцарт и Сальери».
Сальери! Друг! Как рад я нашей встрече!
Я без твоих созвучий изнемог,
Без языка таинственных наречий,
Которые тебе внушает бог.
Вина! За стол! Наполним же бокалы.
Подымем их за дружбу, за любовь.
И пусть вино сверкает влагой алой,
Как в наших жилах яростная кровь.
Но не суди, как ты умеешь, - строго,
Пока хрусталь ещё не говорил,
Налив вино, я пошутил немного:
Бокалы я меж нами подменил.
Чужой бокал, по древнему поверью,
Расскажет то, что думал тот, кто пил.
Постой, постой! Ты падаешь, Сальери?!
Чудак… Чудак… Он сам себя убил…
(Моцарт нехотя отравляет Сальери, Сальери сам виноват в своей смерти).
- группа. Ф. Искандер «Моцарт и Сальери».
МОЦАРТ И САЛЬЕРИ.
В руке у Моцарта сужается бокал,
Как узкое лицо Сальери.
Вино отравлено. Об этом Моцарт знал.
Но думал об иной потере <...>
Вино отравлено. А Моцарт медлил, ждал,
Но не пронзила горькая услада,
Раскаянья рыдающий хорал...
Тогда тем боле выпить надо.
(Моцарт знает о том, что Сальери хочет
его отравить, сознательно идет на смерть).
- группа. Эдвард Радзинский «Дневник барона Готфрида Ван
Свитена». "Я никогда не верил, что Сальери отравил Моцарта.
Люди искусства склонны к завышенной самооценке... Если попросить любого из нас чистосердечно ответить на вопрос: "Кто самый-самый?" - почти каждый ответит: "Я!"
Сальери был такой же эгоцентрик, как все мы. Слухи об отравлении были после смерти Моцарта. Но только безумец мог их связывать с Сальери! Недаром сын Моцарта после смерти отца стал учеником Сальери.
Сальери сначала сошел с ума, а потом уже объявил, что отравил Моцарта. Позвольте процитировать то, что писала тогда венская газета: "Нашему многоуважаемому Сальери никак не удается умереть. Его тело подвержено всем старческим слабостям. Разум покинул его. Говорят, даже в бреду больного воображения он винит себя в преждевременной смерти Моцарта. В этот вымысел не верит никто, кроме самого больного старика..."
(Сальери не виновен в смерти Моцарта, он сошел с ума, его признание – бред больного разума).
- группа. Михаил Зенкевич «Пушкин» (отрывок).
Здесь ведь только убивши, оценят
И оплачут на смертном одре –
Мрамор лба под венцом гиацинтов,
Шелк хмельной виноградных кудрей.
Все он знал, полубог и повеса,
Как отведавший яду Моцарт,
И под выстрел бретёрский Дантеса,
Улыбаясь, он шел до конца.
(Моцарт знает, что вино отравлено, сознательно идет на смерть).
Учащиеся делают выводы о точках зрения на смерть Моцарта разных авторов.
2) Итог урока (подводит учитель):
Сегодня на уроке мы закончили изучение «маленькой трагедии»
А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Поняли, что Пушкин обращается к истории, чтобы ответить на волнующий его вопрос: «Совместимы ли гений и злодейство?» Пушкин представляет свое видение этой проблемы, его герои не тождественны своим историческим прототипам. Сальери у Пушкина убивает не только из зависти к Моцарту, но и потому что эгоцентричен, тщеславен, жаждет, славы, почета. Сальери страдает оттого, что небо /судьба/ одним дает дар, талант, гений, как Моцарту, а другим, как он, ничего. Он избран, чтобы восстановить справедливость. Сальери, убив Моцарта, тем самым убил и себя. / «Ужель он прав, и я не гений?»/ Возможно, как и Моцарт, Пушкин предвидел свою смерть, поэтому и обратился к этой теме.
Также мы сравнили различные точки зрения на легенду о Моцарте и Сальери и пришли к выводу, что однозначного ответа на вопрос о вине Сальери нет. Споры по этому поводу не утихают и в наши дни. Совсем недавно по телевидению транслировался документальный фильм «В поисках Моцарта». Авторы фильма приходят к выводу, что Сальери не убивал Моцарта.
- Рефлексия.
- Выберите, на ваш взгляд, наиболее подходящее высказывание к теме «Моцарт и Сальери», аргументируйте свой выбор.
- Самая большая тайна искусства – искренность. (М. Сарьян).
- Я не мог бы жить, не отдавая искусству все свое время. Я люблю его, как единственную цель всей своей жизни. Все, что я делаю в связи с искусством, доставляет мне величайшую радость. (Пабло Пикассо).
- …Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде. (Огюст Роден).
- Искусство…вечно, как сама жизнь. (Ф.И. Шаляпин).
- …Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. (Н.В. Гоголь).
- Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.
(А. Кунанбаев).
7. Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества. (А. Кунанбаев).
- Выбор своей позиции учащимися по теме урока: Выберите красный овал, если согласны с высказыванием, что «гений и злодейство – две вещи не совместные». Выберите черный овал, если не согласны с этим. (Прикрепляю на ватман, рисую скрипичный ключ, получаются ноты).
Заключительное слово учителя. (О получившемся на ватмане преобладании цветов).
- Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему: «Мое восприятие образа Моцарта».
Предварительный просмотр:
План урока
по русской литературе 7 класс
ТЕМА: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?
(А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»).
Тип урока: дифференцированный урок-исследование с элементами интеграции.
Цель урока: Учащиеся поймут особенности трактовки А.С. Пушкиным образов героев (не тождественность своим историческим прототипам).
Задачи урока:
- Обучающая. Учащиеся продолжат изучение и анализ «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; познакомятся с точками зрения различных авторов на проблему взаимоотношений между Моцартом и Сальери.
- Развивающая. Учащиеся сумеют сравнить разные точки зрения на проблему взаимоотношений Моцарта и Сальери и сопоставят со своим представлением о героях трагедии, разовьют навыки сопоставительного анализа, работы с текстом, навыки работы в группе.
- Воспитательная. Учащиеся будут стремиться воспитать в себе чувство прекрасного, умение ценить произведения искусства, формировать и отстаивать свою точку зрения на проблему.
Проблема: Преломление исторического фактора в произведениях художественной литературы – на конкретном материале «маленькой трагедии» А.С. Пушкина.
Оборудование: Портреты А.С. Пушкина, Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Сальери, Микеланджело Буонарроти, Бомарше, иллюстрации к теме, ватман, заготовки-овалы /черного и красного цвета/, карточки 1-4, задания № 1-3, названия секторов.
Работа учащихся организуется дифференцированно /4 группы – сектора: литература, история, музыка, живопись/.
Пояснительная записка: На предыдущем уроке каждая группа получила пакеты с дифференцированными заданиями в соответствии с выбранным сектором. Ход урока.
- Организационный момент. Слово учителя: цели и задачи урока.
- АОЗН: Работа по карточкам 1-4.
- Работа по теме урока.
- Дифференцированные задания. Задание № 1.
- Проблемный вопрос.
- Дифференцированные задания. Задание № 2.
- Прослушивание музыкального отрывка. (Моцарт «Реквием»).
- Работа с текстом трагедии.
- Микроисследование учащегося «Черный человек Моцарта».
- Закрепление.
- Дифференцированные задания. Задание № 3.
Итог урока.
- Рефлексия.
- Выбор высказывания к теме урока. Аргументация выбора.
- Выбор своей позиции по теме урока.
- Домашнее задание.
Основное содержание урока:
- Организационный момент. Представление групп. Учащиеся в группе берутся за руки и представляют свой девиз.
1 группа (литература): Исследуй все!
2 группа (история): Взять из прошлого огонь, а не пепел.
3 группа (музыка): Мало знать, надо и применять.
4 группа (живопись): Наблюдать, изучать, работать.
Слово учителя.
На предыдущем уроке мы познакомились с произведением А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Выяснили, что Моцарт и Сальери противопоставлены друг другу как протагонист и антагонист, сформировали свое мнение о героях. Сопоставили две сцены трагедии и увидели, что они симметричны и зеркальны.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о «маленькой трагедии»
А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», поймем, почему Пушкин обращается к истории, и как он переосмысливает её; сумеем сопоставить свое мнение о героях трагедии Моцарте и Сальери с мнениями писателей и поэтов. Для этого вы объединились в группы, и каждая группа получила пакет с различными заданиями в соответствии с выбранным сектором.
- АОЗН: Работа по карточкам 1 – 4. (Учащиеся работают в группах).
Задание: К кому из героев трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» можно отнести эти высказывания? (Сальери).
1. Змея увидела подснежник, ранний цвет,
И ядом облила прелестное растенье.
Так гений, наглости завистника предмет,
Страдает без вины и терпит угнетенье. (Н.Языков)
2. А.С. Пушкин: «Зависть – сестра соревнования».
3. Есть люди ученые, но творят они недостойное. Они желают чужого и скупы своим. (Японский фольклор).
4. Зависть – чувство страдания, испытываемое при виде благополучия других. Признак мелочности характера и ограниченности ума. (Э.Л.Радлов «Философский словарь»).
Дополнительные вопросы учителя:
- Кому завидует Сальери? (Моцарту)
- Почему Сальери завидует Моцарту? ( Сальери все дается с большим трудом, а Моцарту легко).
Но только ли из чувства зависти убивает Сальери Моцарта? Попытаемся ответить на этот вопрос, выполнив следующие задания.
- Работа по теме урока.
- Дифференцированные задания. Предварительное пояснение учителя: На предыдущем уроке мы узнали, что Пушкин в своей трагедии использует три легенды: об отравлении Сальери Моцарта, о Бомарше – отравителе, о Микеланджело – убийце. Вы получили задание подтвердить или опровергнуть эти легенды.
Задание № 1
1 группа (литература). /Портрет Бомарше/. Сообщение: Нашей группе было дано задание, познакомиться с творчеством Бомарше. Мы познакомились с биографией Пьера Огюстена Карона де Бомарше, французского драматурга, жившего в 1732-1788 годах. Узнали, что он написал комедии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», «Тарар». Существует легенда, что Бомарше отравил своих двух жен, чтобы завладеть их состоянием. Но подтверждения фактами этой легенды мы не нашли. Приводим слова французского писателя и философа Вольтера: «Я продолжаю быть уверен, что Бомарше никогда никого не отравлял и что он смешной человек».
3 группа (музыка). /Портреты Моцарта и Сальери/. Сообщение: Наша группа знакомилась с жизнью и творчеством Вольфганга Амадея Моцарта – австрийского композитора, жившего в 1756-1791 годах, написавшего оперы по произведениям Бомарше «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», симфонии и другие произведения.
А также с фактами биографии Антонио Сальери – итальянского композитора, дирижера и педагога, жившего в 1750-1825 годах. Он написал оперу «Тарар» по произведению Бомарше. Учениками Сальери были такие композиторы, как Бетховен, Шуберт, Лист. Людвиг Ван Бетховен написал: «Французские газеты поверили россказням, будто Моцарт был отравлен Сальери, одним из честнейших и добрейших людей <...> Все те, кто знал Сальери, скажут вместе со мной (который его знал), что этот человек в течение 58 лет вел на их глазах безупречную жизнь, не занимался ничем, кроме искусства. Все это пустая болтовня». Бетховен уверен в невиновности Сальери.
4 группа (живопись) /Портрет Микеланджело, «Оплакивание Христа»/. Сообщение: Нашей группе было дано задание подготовить сообщение о Микеланджело. Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, живший в 1475-1564 годах. Ему принадлежат такие произведения, как «Оплакивание Христа», «Давид», статуя «Моисей», фреска «Страшный суд» и другие. Существует легенда, будто Буонарроти распял натурщика, чтобы наблюдать его предсмертные судороги, и, таким образом, воплотить как можно лучше и естественнее в красках муки, которые предшествуют кончине Христа. Подтверждения этому фактами мы не нашли.
2 группа (история). / Иллюстрация «Каин и Авель»/. Сообщение: Наша группа знакомилась с библейскими историями из «Ветхого Завета». Целью было: подобрать легенду, похожую на взаимоотношения Моцарта и Сальери. Мы думаем, что это библейская история о Каине и Авеле, где старший брат Каин убивает младшего Авеля из зависти, что бог не принял его дары, а дары брата принял. В трагедии Пушкина есть такие слова, которые говорит Моцарт:
…за искренний союз,
Связующий Моцарта и Сальери,
Двух сыновей гармонии.
Но исторических фактов, подтверждающих, что Сальери отравил Моцарта, мы не нашли.
Учащиеся делают вывод: Ни одна из трех легенд не нашла фактического подтверждения.
- Проблемный вопрос. /Обращение к теме урока/.
«Гений и злодейство – две вещи несовместные»? - Кому из героев принадлежат слова: (Моцарту). Этот вопрос волновал А.С. Пушкина. Обратившись к 3 легендам, основною выбрав легенду о Моцарте и Сальери, Пушкин пытался понять, почему таких известных и талантливых людей обвиняли в страшных злодеяниях? Попробуем и мы сегодня на уроке ответить на этот вопрос.
- Дифференцированные задания. Задание № 2.
1 группа (литература). Заполните таблицу.
Что значит для героев искусство? (Подберите из текста слова, показывающие отношение героев к искусству). | Моцарт | Сальери |
Вдохновение, гармония | Тяжкий труд, ремесло |
2 группа (история). Заполните таблицу.
Настроение героев | Моцарт | Сальери |
Сцена 1 | Хохочет, весел. | Не смеется, ему не смешно, он не в духе. |
Сцена 2 | Пасмурен, расстроен, молчит, хмурится, тревожится. Нездоров, ему тяжело. | Плачет. |
3 группа (музыка). Заполните таблицу.
Эпизод | 1 | 2 | 3 |
Какая музыка звучит? | Слепой старик играет на скрипке арию из «Дон-Жуана» Моцарта. | Моцарт за фортепиано, играет только что написанную им вещь. | Моцарт играет на фортепиано «Реквием». |
4 группа (живопись). Заполните таблицу.
Сцены трагедии | Сцена 1 | Сцена 2 |
Какие цвета использовать для иллюстраций к сценам? |
Выступления групп.
(Учитель подводит итог, что настроение героев и общая атмосфера трагедии от сцены 1 ко 2 меняются, окрашиваются в более мрачные тона).
- Прослушивание музыкального отрывка.
(Моцарт «Реквием»). Справка: Реквием – заупокойная месса, исполняемая на похоронах.
– Почему меняется настроение героев? Почему плачет Сальери, слушая игру Моцарта? /Совершил то, чего ждал 18 лет/.
- Как вы думаете, Моцарт догадывается, что Сальери хочет его отравить? /Довольно, сыт я. Прощай же!/
- Работа с текстом трагедии. Обратимся к тексту трагедии. Сцена 2. Перечитайте отрывок на с.14 и подчеркните все цветовые эпитеты. Какой цвет преобладает? (Черный). /Учащиеся зачитывают: «человек, одетый в черном», «черный человек», «мысли черные». Как вы думаете, почему в трагедии появляется образ черного человека? (Предположения учащихся).
- Микроисследование учащегося. «Черный человек Моцарта».
Я провела микроисследование по теме «Черный человек Моцарта» и пришла к таким выводам, что образ «черного человека» в трагедии
А.С. Пушкина складывается из трех значений.
1 значение. Это реальный человек, одетый в черное, который заказал Моцарту «Реквием».
2 значение. Это предзнаменование того, что Сальери замыслил отравить Моцарта/ «мысли черные»/ и затем совершил это злодеяние.
3 значение. Это предчувствие Моцартом своей смерти.
Вообще же, черный цвет символизирует несчастье, горе, траур, гибель всего живого.
- Закрепление.
- Задание № 3. (Произведения о Моцарте и Сальери). Задание: Как авторы произведений отвечают на вопрос: Виновен ли Сальери в смерти Моцарта?
- группа. Леонид Тимофеев «Моцарт и Сальери».
Сальери! Друг! Как рад я нашей встрече!
Я без твоих созвучий изнемог,
Без языка таинственных наречий,
Которые тебе внушает бог.
Вина! За стол! Наполним же бокалы.
Подымем их за дружбу, за любовь.
И пусть вино сверкает влагой алой,
Как в наших жилах яростная кровь.
Но не суди, как ты умеешь, - строго,
Пока хрусталь ещё не говорил,
Налив вино, я пошутил немного:
Бокалы я меж нами подменил.
Чужой бокал, по древнему поверью,
Расскажет то, что думал тот, кто пил.
Постой, постой! Ты падаешь, Сальери?!
Чудак… Чудак… Он сам себя убил…
(Моцарт нехотя отравляет Сальери, Сальери сам виноват в своей смерти).
- группа. Ф. Искандер «Моцарт и Сальери».
МОЦАРТ И САЛЬЕРИ.
В руке у Моцарта сужается бокал,
Как узкое лицо Сальери.
Вино отравлено. Об этом Моцарт знал.
Но думал об иной потере <...>
Вино отравлено. А Моцарт медлил, ждал,
Но не пронзила горькая услада,
Раскаянья рыдающий хорал...
Тогда тем боле выпить надо.
(Моцарт знает о том, что Сальери хочет
его отравить, сознательно идет на смерть).
- группа. Эдвард Радзинский «Дневник барона Готфрида Ван
Свитена». "Я никогда не верил, что Сальери отравил Моцарта.
Люди искусства склонны к завышенной самооценке... Если попросить любого из нас чистосердечно ответить на вопрос: "Кто самый-самый?" - почти каждый ответит: "Я!"
Сальери был такой же эгоцентрик, как все мы. Слухи об отравлении были после смерти Моцарта. Но только безумец мог их связывать с Сальери! Недаром сын Моцарта после смерти отца стал учеником Сальери.
Сальери сначала сошел с ума, а потом уже объявил, что отравил Моцарта. Позвольте процитировать то, что писала тогда венская газета: "Нашему многоуважаемому Сальери никак не удается умереть. Его тело подвержено всем старческим слабостям. Разум покинул его. Говорят, даже в бреду больного воображения он винит себя в преждевременной смерти Моцарта. В этот вымысел не верит никто, кроме самого больного старика..."
(Сальери не виновен в смерти Моцарта, он сошел с ума, его признание – бред больного разума).
- группа. Михаил Зенкевич «Пушкин» (отрывок).
Здесь ведь только убивши, оценят
И оплачут на смертном одре –
Мрамор лба под венцом гиацинтов,
Шелк хмельной виноградных кудрей.
Все он знал, полубог и повеса,
Как отведавший яду Моцарт,
И под выстрел бретёрский Дантеса,
Улыбаясь, он шел до конца.
(Моцарт знает, что вино отравлено, сознательно идет на смерть).
Учащиеся делают выводы о точках зрения на смерть Моцарта разных авторов.
2) Итог урока (подводит учитель):
Сегодня на уроке мы закончили изучение «маленькой трагедии»
А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Поняли, что Пушкин обращается к истории, чтобы ответить на волнующий его вопрос: «Совместимы ли гений и злодейство?» Пушкин представляет свое видение этой проблемы, его герои не тождественны своим историческим прототипам. Сальери у Пушкина убивает не только из зависти к Моцарту, но и потому что эгоцентричен, тщеславен, жаждет, славы, почета. Сальери страдает оттого, что небо /судьба/ одним дает дар, талант, гений, как Моцарту, а другим, как он, ничего. Он избран, чтобы восстановить справедливость. Сальери, убив Моцарта, тем самым убил и себя. / «Ужель он прав, и я не гений?»/ Возможно, как и Моцарт, Пушкин предвидел свою смерть, поэтому и обратился к этой теме.
Также мы сравнили различные точки зрения на легенду о Моцарте и Сальери и пришли к выводу, что однозначного ответа на вопрос о вине Сальери нет. Споры по этому поводу не утихают и в наши дни. Совсем недавно по телевидению транслировался документальный фильм «В поисках Моцарта». Авторы фильма приходят к выводу, что Сальери не убивал Моцарта.
- Рефлексия.
- Выберите, на ваш взгляд, наиболее подходящее высказывание к теме «Моцарт и Сальери», аргументируйте свой выбор.
- Самая большая тайна искусства – искренность. (М. Сарьян).
- Я не мог бы жить, не отдавая искусству все свое время. Я люблю его, как единственную цель всей своей жизни. Все, что я делаю в связи с искусством, доставляет мне величайшую радость. (Пабло Пикассо).
- …Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде. (Огюст Роден).
- Искусство…вечно, как сама жизнь. (Ф.И. Шаляпин).
- …Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. (Н.В. Гоголь).
- Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.
(А. Кунанбаев).
7. Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества. (А. Кунанбаев).
- Выбор своей позиции учащимися по теме урока: Выберите красный овал, если согласны с высказыванием, что «гений и злодейство – две вещи не совместные». Выберите черный овал, если не согласны с этим. (Прикрепляю на ватман, рисую скрипичный ключ, получаются ноты).
Заключительное слово учителя. (О получившемся на ватмане преобладании цветов).
- Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему: «Мое восприятие образа Моцарта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". «Гений и злодейство две вещи несовместные».
Урок литературы в 9 классе...
Урок литературы по теме "А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери" . Гений и злодейство - две вещи несовместные".
Цель урока литературы по теме "А. С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - две вещи несовместные" - познакомить учащихся с "Маленькой трагедией" Пушкина, продолжить обучение анализу др...
презентация "Гений и Злодейство- две вещи несовместные"
презентация к уроку по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...
Гений и злодейство - две вещи несовместные?
Урок посвящен нравственным проблемам " Маленькой трагедии" А.С.Пушкина....
Презентация к уроку литературы в 9 классе на тему " Проблема "гения и злодейства" в трагедии А.С. Пушкина "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"
Урок литературы в 9 классе. Тема урока: А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Цель урока: познакомить с новыми страницам...
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»
Конспект интегрированного урока литературы и МХК в 9 классе на тему " А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»" с презентацией....
Урок-проект по литературе в 9 кл. «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»? А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери"
Урок-проект рассчитан на 2 часа и предполагает активную деятельность детей по работе с текстом произведения А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...