Урок литературы по теме "А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери" . Гений и злодейство - две вещи несовместные".
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Бакума Юлия Алексеевна

Цель урока литературы по теме "А. С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Гений и злодейство - две вещи несовместные"  - познакомить учащихся с "Маленькой трагедией" Пушкина, продолжить обучение анализу драматического произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство-две вещи несовместные.

Слайд 2

Цель урока Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина А. С. Пушкина Ознакомить учащихся с «Маленькой трагедией» Пушкина «Моцарт и Сальери» Развивать умение анализировать драматическое произведение

Слайд 3

Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. Н. В. Гоголь

Слайд 4

А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которым прекрасно удавались психологические портреты своих героев.

Слайд 5

23 октября - "Скупой рыцарь"

Слайд 6

26 октября - "Моцарт и Сальери"

Слайд 7

4 ноября - "Каменный гость"

Слайд 8

6 ноября - "Пир во время чумы"

Слайд 9

Что вам известно о реальных Моцарте и Сальери? Почему Пушкин обращается к теме Моцарта Сальери? Что послужило поводом к написанию этой трагедии? Прототипы образов пьесы

Слайд 10

Анализ монолога Сальери Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма.

Слайд 11

Согласны ли вы с мнением Бонди, считавшим, что сцена с уличным скрипачом введена «для опошления образа музыки Моцарта?» Анализ сцены со скрипачом

Слайд 12

Крушение теории Сальери В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта новый поворот. О чем сообщает Моцарт Сальери? Какова реакция Сальери? Роли героев несколько меняются -Каким предстает «гуляка праздный», жизнелюбец Моцарт? -А мрачный Сальери, теперь хладнокровно готовящийся к убийству? -Что выражает фраза Моцарта: «Он же гений, как ты да я. А гений и злодейство- две вещи несовместимые?»

Слайд 13

«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он, Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»

Слайд 14

Исполнение Моцартом «Реквиема»- кульминация пьесы. По мнению Бонди, Моцарт в этой сцене «отпевает сам себя»

Слайд 15

Ты заснешь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? Или это сказка Тупой, бессмысленной толпы- и не был Убийцею создатель Ватикана? Сожалеет ли Сальери о содеянном?

Слайд 16

Обобщение -Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой? -Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что Пушкин хотел этим сказать? -Кто противопоставлен свободному новатору?

Слайд 17

Заключение Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале. Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему «Маленькие трагедии» можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».

Гений и злодейство - две вещи несовместные.»

Цель урока:

1)воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина;

2)развивать умение анализировать драматическое произведение;

3)познакомить учащихся  с «Маленькой трагедией» А.С Пушкина «Моцарт и Сальери»

   План урока:

1)Вступительное слово учителя.

2)Анализ произведения:

        а) теория Сальери;

        б) сцена со скрипачом;

        в) нарастание конфликта;

        г) крушение теории Сальери;

        д) обобщение.

3)Заключительное слово учителя.

     Эпиграф:

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.»(Н В Гоголь )

      Словарная работа:

Профанация - искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным отношением, опошление

Конфликт – столкновение

Фигляр – фокусник, перен. человек, который  паясничает, шут

Алигьери Данте – итал. поэт, автор «Божественной комедии»

Херувим – ангел

Догматик – человек, опирающийся  на положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах

Фанатик – человек, до исступления преданный своей религии, вере

    Вступительное слово учителя 

     Душа человека. Загадочная и непредсказуемая. Ее тайны пытались постичь многие поэты и писатели. А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которым  прекрасно удавались психологические портреты своих героев. Произведения этого великого художника слова – это своеобразная шкатулка человеческих характеров.

      Сегодня мы познакомимся с двумя пушкинскими героями, прототипами которых являлись реальные люди. Мы попытаемся разобраться в их жизненных убеждениях, мировоззрении.

      Итак, тема урока: «А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Гений и злодейство - две вещи несовместные»

        Замысел «Маленьких трагедий»  вызревал в душе поэта исподволь и не один год. Но написаны они были всего лишь в течение двух недель осени 1830 года. 23 октября – «Скупой рыцарь», 26 октября – «Моцарт и Сальери»,4 ноября – «Каменный гость», 6 ноября – «Пир во время чумы»

Свои  «Маленькие трагедии» Пушкин хотел назвать то «Драматическими сценами», то «Драматическими очерками», то « Драматическими  изучениями» и, наконец, «Опытами драматических изучений». Ни одно из этих названий не утвердилось. Удержалось то, которое поэт мельком дал в письме к Плетневу. Пушкин сообщал, что вместе с другими произведениями он создал «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

Беседа с учащимися.

Прежде чем мы перейдем непосредственно к самой трагедии, давайте вспомним, кто же такие Моцарт и Сальери? Знакомы ли вам эти имена?

Почему Пушкин обращается к теме Моцарта и Сальери? Что послужило поводом к написанию этой трагедии?

Две сцены «Моцарта и Сальери» («В комнате» и  «В трактире») кратки, действие в них проходит в течение нескольких часов

Первый монолог Сальери очень значителен. Прослушайте его, а затем  мы попытаемся сделать выводы.

 (Звучит первый монолог Сальери в исполнении учителя)

Вопросы по монологу:

 –Что мы узнаем о жизни Сальери?

– Как вы понимаете фразу: «Ремесло поставил я подножием искусству; я сделался ремесленник?»

  1. Какова теория Сальери?

(Образ Сальери- это глубокий обобщающий образ целеустремленного деятеля- творца, уверенного в том, что к практике следует идти от предварительно усвоенной теории: сначала теория, наука, трудолюбивое и аскетическое изучение которой сопровождается отказом от свободного творчества, а затем уже создание творчества  по законам заранее усвоенной «алгебры».

2)Таков ли путь Моцарта?

 (Нет, ему гений послан не в награду трудов, усердия, молений)

Сальери обращается к небу, протестует:

             Но правды нет и выше.

             О, небо! Где же правота,

             Когда священный дар,

             Когда бессмертный гений

             Не в награду

             Любви горящей, самоотверженья,

             Трудов, усердия, молений послан,

             А озаряет голову безумца,

             Гуляки праздного?

3)Чужды ли Сальери муки творчества? Чуждо ли чувство нового?

4)Всегда ли Сальери был завистником? Почему он стал завидовать Моцарту?

(Сальери видит в Моцарте разрушителя теории, воспринимаемой им как универсальный и справедливый закон.)

Сцена со скрипачом

Следующий эпизод связан с появлением уличного скрипача. Давайте проследим за развитием этой сцены.

(Учащиеся инсценируют сцену со скрипачом)

 Слово учителя:

По мнению Бонди, этот эпизод введен для «профанации священных предметов», для «опошления образа музыки Моцарта». Согласны ли вы с этим мнением?

(Нет, эпизод этот нужен для раскрытия душевного мира свободного и непосредственного во всех своих проявлениях жизнелюбца Моцарта. Эпизод показывает, что Моцарт популярен, его произведения исполняются на улицах.)

Нарастание конфликта    

Сцена со скрипачом углубляет драматургический конфликт. В чем это проявляется?

(Чтение и анализ монолога)

Сцена 2

Крушение теории Сальери.

В начале второй сцены в развитии внутреннего конфликта- новый поворот. О чем сообщает Моцарт Сальери?

(О том, что к нему пришел человек и  заказал Реквием)

-  Какова реакция Сальери?

(Он удивлен.)

   Далее мы видим, что роли героев несколько меняются.

(Идет сцена с исполнением «Реквиема».)

-Каким предстает «гуляка праздный», «жизнелюбец Моцарт»?

- А мрачный Сальери?

«В простодушных словах Моцарта,- писал Белинский,- было соединено все жгучее и терзающее для раны, которою страдал Сальери. Он знал себя, как человека, способного на злодейство, а между тем сам гений говорит, что гений и злодейство несовместны и что, следовательно, он,  Сальери,- не гений. А! Так я не гений? Вот же тебе, - и яд брошен в стакан гения»

 

Что является кульминацией пьесы?

-нельзя не согласиться с Бонди, говорившим, что в этой сцене Моцарт отпевает сам себя.

Исполнение Моцартом «Реквиема»- вершина пьесы не только потому, что этот «Реквием» « приводит в смятение Сальери. Он плачет:

«Эти слезы впервые лью, и больно, и приятно…»

Но смысл исполнения «Реквиема» еще и в том, что Моцарт отпевает правду Сальери.

Если после исполнения первой пьесы Сальери понял, что Моцарт не только «гуляка праздный, то теперь он понимает, что создатель «Реквиема» вовсе не гуляка праздный; что он оставляет наследство, при этом наследство и в той области музыки (церковной), на которой воспитан он, Сальери, и которую он считает вершиной творческих исканий. Понимает он и другое- устраняя Моцарта из жизни, избавляясь от мучительных страданий, он в то же время лишает себя и других величайшей радости- наслаждения той музыкой, которую мог бы сотворить «новый Гайдн».

Продолжай, спеши еще наполнить звуками мне душу.

Сожалеет ли Сальери о содеянном?  

(Нет. В конце пьесы он пытается оправдать себя по аналогии с другим убийцей.)

    Можно ли назвать это произведение исторической или историко-биографической пьесой?

(Нет. В этой трагедии конкретное, реальное приобрело глубокий обобщающий смысл. Имена Сальери и Моцарта стали нарицательными лишь после того, как эти реальные имена оказались творчески преображенными поэтом.  Имя Сальери стало нарицательным отнюдь  не только по отношению к завистникам, но и к людям узким, ограниченным, к догматикам и фанатикам, способным на коварство и злодейство «по убеждению».

Имя Моцарта стало нарицательным по отношению к гению особого склада- к гению, сочетающему глубокие созидательные творческие силы с внутренней свободой и гармонией , с беззаботным восприятием жизни и детской доверчивостью к людям.

     

        Как вы думаете, почему в пьесе гибнет носитель созидающего, светлого начала? Что поэт хотел этим сказать?

(Поэт так понимает свою эпоху, когда подлинные созидатели и творцы трагически гибли, оказывались жертвами зависти и коварства « толпы» или мнимых друзей с их ложной мудростью.)    

   

   Кто противопоставлен свободному новатору?

  (Человек, который не является защитником старого, а встревоженный новым  искатель, фанатик, способный на сделки с совестью и на преступление)

   

                                            Заключение

 Вечные темы «Маленьких трагедий» служат современности, они и прочитываются как современные произведения на историческом материале. Пушкин не дает оценки конфликтам, он их обнажает, он показывает драму жизни. А мы делаем выводы.

     Пушкин придал своим пьесам характер философской поэзии. Вот почему «Маленькие трагедии» можно назвать большими трагедиями, большими и глубокими по вложенному в них смыслу.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Гений и Злодейство- две вещи несовместные"

презентация к уроку по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...

Гений и злодейство - две вещи несовместные?

Урок посвящен нравственным проблемам " Маленькой трагедии" А.С.Пушкина....

Благодетель и злодейство – две вещи несовместные?

Материал может быть использован для работы на уроках литературы в технологии МДО...

Открытый урок литературы "Л.Н.Толстой. Нет человека достойнее имени гения"

“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать. И вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость” Л.Н.Толстой...

«Гений и злодейство – две вещи несовместные»? (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери») 7 класс

Тип урока: дифференцированный урок-исследование с элементами интеграции.Цель урока: Учащиеся поймут особенности трактовки А.С. Пушкиным образов героев (не тождественность своим историческим прототипам...

Урок-проект по литературе в 9 кл. «ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»? А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери"

Урок-проект рассчитан на 2 часа и предполагает активную деятельность детей по работе с текстом произведения А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...