Урок литературы в 10 классе по "Севастопольским рассказам" Л.Н.Толстого
план-конспект урока по литературе (10 класс)
Материалы состоят из конспекта урока, презентации и дополнительных материалов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_sevastop_rasskazy.docx | 63.6 КБ |
2._otzyvy_sovremennikov_o_sevast_rasskazah.pptx | 1.2 МБ |
4._hudozhniki_o_sevastopole.ppt | 976 КБ |
1._sevastopol.ppt | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 10 в классе
Тема урока: Образ героического города в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого
Цель урока: на материале «Севастопольских рассказов» показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны, познакомить обучающихся с исторической обстановкой в России во время обороны Севастополя, совершенствовать навыки работы с художественным текстом, формировать способность обучающихся пользоваться различными источниками для получения информации, воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма.
Оборудование: текст «Севастопольских рассказов», иллюстративный материал, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: на материале «Севастопольских рассказов» обучающиеся понимают истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя в ходе Крымской войны, знакомятся с исторической обстановкой в России во время обороны Севастополя, совершенствуют навыки работы с художественным текстом, выполняют аналитическую беседу в группах, участвуют в беседе.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Работа над темой урока.
Предварительная работа:
1) прочитать «Севастопольские рассказы»,
2) индивидуальные задания отдельным учащимся («биографы» Л.Толстого рассказывают об участии Л.Толстого в военных действиях в Крымской войне),
«историки» подготовили справку о Крымской войне,
«художники» - об отражении темы обороны Севастополя в картинах.
Учитель | Ученики |
Добрый день. Сегодня 19 марта. Вчера был день выборов президента, значимое событие в нашей жизни. Но в этот день произошло еще одно памятное событие. Какое? | Воссоединение Крыма с Россией. |
Тема нашего урока «Образ героического Севастополя». Начать урок хотелось бы с гимна этого города. Думаю, он позволит нам проникнуться нужным для работы настроением. (презентация №1) | |
Когда впервые Крым вошел в состав России и кто заложил город Севастополь на руинах древнего Хермсонеса? | 8 апреля 1783. Манифест Екатерины II о присоединении Крыма. Город возводился под руководством Григория Потемкина. |
Какое впечатление произвели рассказы на читателей? | «1. Историки» По свидетельству А.В Дружинина, «вся читающая Россия восхищалась «Севастопольскими рассказами». (высказывания на слайдах презентации №2) |
Когда и в связи с чем были написаны «Севастопольские рассказы»? | «Биографы»: 7 ноября 1854 года Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. На подступах к городу уже 2 месяца велись кровопролитные бои. Осматривая город, превратившийся в крепость, писатель бродил лабиринтами бастионов, беседовал с солдатами, офицерами. И все, что он услышал и увидел, говорило о том, что стойкость и храбрость севастопольцев намного выше, чем представлялось до приезда в Крым. В письме к брату он говорит о своих первых впечатлениях: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена Древней Греции не было такого геройства… Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Чудное время!» Молодому офицеру-артиллеристу долго не удается побыть в деле. Почти 2 месяца его держали на тыловых позициях под Симферополем. В последних числах марта 1855 года батарею Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города – на 4 бастион. Переезд совпал с мартовско-апрельским штурмом Севастополя. На 4 бастионе не было места, куда бы не попадали снаряды. Однако бастион жил и не допускал врага в город. Его защитники с честью выдержали все испытания. За храбрость и стойкость, проявленные на бастионе, Толстой досрочно получил чин поручика и был награжден орденом. Находясь там, он пишет рассказ «Севастополь в декабре месяце», который публикуется в «Современнике». В основу рассказа положены впечатления Толстого от первого знакомства с обороняющимся городом и его защитниками и картины, которые он наблюдал в декабре 1854. Главная мысль рассказа заключена в словах, что каждый, кто побывал в осажденном городе, мог вынести «убеждение в невозможности взять Севастополь» и что это убеждение видели «в глазах, речах, приемах, в том, что называется духом защитников Севастополя». Участвовал писатель и в знаменитом сражении с 10 на 11 мая, когда летящие бомбы, по выражению военного историка, образовали огненный свод над головами сражавшихся. Майские события на 4 бастионе послужили основой для второго рассказа – «Севастополь в мае». В последние дни боев Толстой снова был переведен на городские позиции и огнем своей батареи прикрывал эвакуацию войск на Северную сторону. Он оставил город одним из последних. Свои чувства, отражавшие чувства всех защитников города, он отразил в рассказе «Севастополь в августе 1855 года». В июле 1855 года, в самый разгар Крымской войны, когда все переживали за судьбу героического Севастополя, в журнале «Современник» стали появляться рассказы Л.Толстого об обороне Севастополя. |
Какое событие описано в рассказах? Что послужило поводом к войне? | «2. Историки»: Причины Крымской войны Главными причинами Крымской войны стало столкновение политических интересов Англии, России, Австрии и Франции на Балканах и Ближнем Востоке. Проводом к началу боевых действия послужил пересмотр в Лондонской конвенции правового режима пересечения российских судов пролива Босфор, что вызвало негодование со стороны Российской Империи, так как она значительно ущемлялась в правах. Еще одной причиной стала передача ключей от Вифлеемского храма в руки католиков, что вызвало протест Николая I, который в форме ультиматума потребовал их возвращение православному духовенству. Чтобы не допустить усиления влияния России, в 1853 году Францией и Англией был заключен тайный договор, с целью противостояния интересам России и дипломатической блокаде. Россия разорвала все дипломатические отношения с Турцией, в начале октября 1853 года начались боевые действия. В первые месяцы военных действий эскадра адмирала Нахимова фактически полностью уничтожила турецкий флот, не позволили захватить Закавказье. Опасаясь захвата Россией Османской Империи, в войну вступили Франция и Англия, направив свою флотилию на Одессу и Петропавловск – на – Камчатке, однако их план не увенчался успехом. В сентябре 1854 году английские войска сделали попытку захватить Севастополь. В конце сентября началась героическая оборона города, которая продолжалась целый год. Европейцы имели значительное преимущественно перед Россией, они имели паровые суда, в то время как русский флот был представлен парусниками. В битвах за Севастополь участвовали знаменитый хирург Н. И. Пирогов и писатель Л.Н. Толстой. Несмотря на героизм русской армии, Севастополь она отстоять не смогла. Войска Российской империи вынуждены были покинуть город. Последствия Крымской войны В марте 1856 года Россия подписала Парижский мирный договор с европейскими странами и Турцией, в результате которого потеряла свое влияние на Черном море, оно было признано нейтральным. Крымская война нанесла огромный ущерб экономике страны. Просчет Николая I заключался в том, что Россия на тот момент не имела шансов победить сильные европейские страны, которые имели значительные технические преимущества. |
«Художники»: Презентация №3 Защитники Севастополя не могли не восхитить своим героизмом и преданностью городу. 11 месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущества в вооружении, стояли у стен Севастополя. Автор панорамы, основоположник русского панорамного искусства, профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Франц Алексеевич Рубо положил в основу произведения самый яркий эпизод севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячной англо-французской армии. | |
Россия в разные периоды истории оказывалась втянутой в войны. Вспомним фрагменты из хорошо известных вам произведений. | В огне, под градом раскаленным, Вам не видать таких сражений!.. |
О каких войнах идет речь в поэтических текстах? Какое впечатление они оставляют у читателя? Назовите автора и название произведения. | 10 июля 1709 года была Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между войском Петра I и шведской армией Карла XII. Поэма "Полтава" А.С.Пушкин 8 сентября 1812 г- Бородинское сражение под командованием М.И. Кутузова. Стихотворение «Бородино» М. Лермонтов |
Какие чувства вызывают эти строки? | В этих произведениях показана героика войны. Они вызывают чувство гордости за русских солдат. |
Можно ли эти строки применить для описания битвы за Севастополь? | Да |
Насколько похожи эти героические сцены с описанным в «Севастопольских рассказах»? Почему? | Не похожи вообще. А.Пушкин и М.Лермонтов, будучи патриотами своей страны, в своих произведениях показали славное прошлое России, его героических защитников в Полтавской битве и Бородинском сражении. Толстой же ставил иную цель – показать ужас и бессмысленность войны. А еще он писал по личным впечатлениям от увиденного и пережитого. Первым в русской литературе Толстой занялся трезвым анализом боевой жизни. Он низвел воинскую доблесть с пьедестала сплошного «геройства», но и возвеличил ее как никто. Он показал человека без прикрас, потому что на войне сложно скрыть трусость, подлость, мелочность, если они имеются в характере. Разрушая идеализированное представление воинской доблести, он выставил на вид величие геройства простого, не лезущего вперед, делающего только то, что надо: если надо — так прятаться, если надо — так умирать. Бесконечно полюбил за это Толстой под Севастополем простого солдата и в его лице весь вообще русский народ. |
Обратимся к тексту «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце» От чьего лица ведется повествование? Дайте характеристику рассказчику. Почему такую форму повествования выбирает Толстой? Он первый военный корреспондент. С чего начинается рассказ «Севастополь в декабре месяце»? (с описания пейзажа) Какими красками описан пейзаж? Несет ли начало рассказа тревогу? Боль? (Нет). Когда впервые мы видим, что перед нами передовая, что в городе идет война? Какие сцены вызывают удивление, неприятие, ужас? Как Толстой создает неприукрашенный облик военных будней? Какими показаны защитники Севастополя? Что движет простыми матросами и солдатами, почему они спокойно идут на смерть? Каковы художественные особенности этого рассказа? | |
Л.Толстой говорил: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества». Как можем объяснить эти слова? Относятся ли они только к «Севастопольским рассказам»? Вспомните эпизоды романа «Война и мир», в которых видим подобные сцены. Толстой с натуралистической точностью описывает раненых и умирающих. Зачем? (Чтобы показать, что война не несет ничего, кроме ужаса и смерти. Жестокость нельзя оправдать ничем. Война не разбирает, кто перед ней: солдат или женщина, старик или ребенок). Только ли смерть и страдание показывает Толстой? (Нет, героизм простых людей, защитников Севастополя) Какие сцены говорят об этом? Чем закончилась оборона Севастополя?(сдачей города врагу). Ради чего писались «Севастопольские рассказы»? | |
В рассказах были выражены очень важные политические истины, поставлены серьезные социальные вопросы. Писатель отразил настроение общества, показал глубокую, трезвую правду. Правду о патриотическом подъеме и героизме защитников Севастополя, о мужестве русских солдат, о тех чувствах, которые были близки русскому обществу. А еще показал правду о несостоятельности царизма в войне, об отсталости николаевской армии, о глубокой пропасти между простым мужиком в шинели и дворянской офицерской верхушкой. | |
Новаторство Толстого в том, что в центре батальных сцен он поставил живого человека, раскрыл его внутренний мир, мотивировал действия и поступки его сокровенными мыслями и чувствами. Человек из народа своим ратным трудом, неприметным подвигом решает судьбу отечества, а персонажи освещаются с позиции той великой цели, которой вдохновлен народ. | |
Какова была цель Толстого при написании рассказов? Можно ли его обвинить в отсутствии патриотизма, ведь его рассказы показали обреченность защитников и сдачу города? | Главное желание и цель Толстого – рассказать не просто правду о войне, но всю правду, правду до конца. «Вы увидите, - обращался автор к читателям, - войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» В рассказе «Севастополь в мае» он пишет: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красе его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». |
Рефлексия. Подведение итогов урока. Заключительно слово учителя: Что такое война в понимании писателя? Кто истинный герой рассказов Л.Толстого? В рассказах Толстого впервые в русской и мировой классической литературе традиционная батальная живопись была очеловечена, обращена правдивыми описаниями тончайших чувств и переживаний человека – участника баталии, дана сквозь призму его сознания. Война со всеми ее ужасами и величием показана изнутри, посредством раскрытия внутреннего отношения к ней рядовых ее участников, а сами участники охарактеризованы в зависимости от их места во всенародной борьбе – вот в чем новаторство Толстого. От «Севастопольских рассказов» прямой путь к «Войне и миру». Б.М.Эйхенбаум назвал рассказы этюдами к роману: «Здесь подготовлены и отдельные детали, и некоторые лица, и разнообразные «тональности», и даже сплетение батального жанра с семейным». | Война – зло, народ – истинный герой, мужественный защитник, готовый пожертвовать жизнью во имя спасения родной земли. |
Д/з: 1. Написать эссе Актуальны ли произведения Л.Толстого в наше время? 2.составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя во время Крымской войны в форме письма с фронта. | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для читателей того времени, с напряженным вниманием ожидавших известий о Крымской войне, очерки Толстого представляли интерес прежде всего как живое свидетельство очевидца, как своеобразный репортаж с места события (на такое восприятие произведений наталкивали и заглавия: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»). Но как и всякий настоящий художник, Толстой не ограничивался простым воспроизведением тех или иных событий — пусть даже самых героических. Севастопольским рассказам свойственна широта художественного обобщения.
«Это именно то, что нужно русскому обществу: правда - правда, которой со смертию Гоголя так мало осталось в русской литературе ...” Н . А. Некрасов
“ Статья Толстого о Севастополе — чудо! Я прослезился, читая ее, и кричал: ура! ” И.С . Тургенев
«Это изображение внутреннего монолога надобно, без преувеличения, назвать удивительным... По нашему мнению, эта сторона таланта графа Толстого, которая дает ему возможность уловлять эти психические монологи, составляет в его таланте особую, только ему свойственную силу ». Н.Г.Чернышевский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.Айвазовский «Осада Севастополя»
Оборона Севастополя. Фрагмент панорамы Ф. Рубо
Фрагмент панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя ».
Стальной гарнизон Это самый страшный месяц долгой осады, непрерывных, жесточайших, днем и ночью не утихающих бомбардировок, осады, окончившейся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь. Ф.Рубо. Оборона Севастополя
«Штурм Малахова кургана». Раскрашенная литография И.Морина по рисунку с натуры В.Симпсона. 1855
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации. Моряки Черноморского флота, жители города организованно встали на защиту Севастополя. Севастополь прославился героической обороной 1941-1942 гг.
Город-герой Севастополь 250 дней продолжалась героическая оборона Севастополя. В 1965 году Севастополю присвоено звание «Город-герой» и вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Город-герой Севастополь 1853-1856 1941-1945
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...