Этапы работы с текстом на уроке
статья по литературе (5, 6, 7 класс)

Галина Александровна Бунтова

В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения. Поэтому так важна грамотная организация чтения на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации учителю 25.75 КБ
Файл buntova_g.a.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с учебным текстом на уроках

Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания учебно- научных текстов. Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника. На мой взгляд, недооценка важности работы с учебно-научным текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель в 8-11 классах при подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ, в частности, при выполнения задания части «С». Перед учителем абсолютно на всех учебных дисциплинах стоят следующие проблемы:

  1. Как обеспечить адекватное восприятие и понимание учебно-научного текста, терминологического аппарата и структуры?
  2.   Как самостоятельно освоить содержание понятия , структуру его определе
  3.  Как научить различать теоретическую и иллюстративную информацию?
  4.  Какие приёмы работы с текстом способствуют осознанному восприятию учебно-научного материала и позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность?

1.Типы учебно-научного текста в школьных учебниках.

По способу предъявлений

По дидактическому назначению

информирующие

тренировочные

словесный текст

таблица

схема

график

рисунок

теоретические

иллюстрирующие

инструктирующие

обучающие

конролирующие

Для того чтобы научиться читать и понимать информацию, представленную в разных кодах, а при создании собственного высказывания их использовать, необходимы интеллектуально-речевые умения:

  • Аналитические
  • Реконструктивные
  • Продуктивные


Ожидаемый результат обучения надо рассматривать не только с точки зрения приобретения знаний, но и с точки зрения развития интеллектуально-речевых способностей.

2. Аналитическая текстовая деятельность.

Основной метод – смысловой анализ.

Цель: обеспечение полного и точного понимания содержания учебно-научного текста.

Методика: анализ проводится в три этапа:

  • Дотекстовой
  • Текстовой
  • Послетекстовой.

Дотекстовой этап.

Задача – настрой на адекватное восприятие текста.

Задания:

  • выделить в заглавии знакомые и незнакомые термины
  • определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового
  • предположить, о чём пойдёт речь в тексте

Приёмы:

  • приём анализа заглавия текста
  • приём предвосхищения
  • приём выдвижения гипотезы


Текстовой этап.

Задача- организация аналитического чтения нового текста.

Задания:

найти неясные слова и определить их значение по словарю

выделить новые термины и определения

отделить теоретическую информацию от иллюстративной

определить микротемы текста

сформулировать общую тему текста

Приёмы:

постановка вопроса к тексту

поиск ответа на этот вопрос

Основная текстовая категория – информативность, в учебно-научном тексте информация теоретическая и иллюстративная. Освоение теоретической части учебного текста предполагает выделение уже известных и новых понятий. Понятие – основа научного стиля, поэтому работа над освоением содержания понятия и структуры его определения очень важна.

Определение термина (специального слова, обозначающего научное понятие) строится по плану:

термин

родовая принадлежность

видовые отличия

пример

О полноте понимания учеником сущности термина можно говорить лишь при условии, что он приводит собственные примеры и готов прокомментировать их.

Послетекстовой этап.

Задача – рефлексия собственной аналитической деятельности ученика.

Задания:

поставить вопросы к тексту и ответить на них

привести свои примеры и прокомментировать их

составить план текста и пересказать его по плану реконструкция текста)

представить текст в другой форме (реконструкция текста)

Важно, чтобы ученики учились

называть использованные приёмы

определять их роль

обосновывать их место в процессе познания.

Таким образом, лингво-смысловой анализ текста знакомит учащихся с закономерностями его построения и языковыми средствами передачи научной информации (сам учебно-научный текст – образец их использования), поэтому он является ведущим методом организации аналитической текстовой деятельности.

3. Реконструкция учебно-научного текста.

Реконструкция – изменение формы предъявления информации при сохранении содержания.

Приемы:

Составление плана.

Задания:

Дополнить данный учителем план

Реконструировать готовый план

Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.

Составить план прочитанного параграфа ( используя памятку)

Составить сложный план нескольких параграфов

Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.


Составление таблицы.

Начинается с определения:

какие явления сравниваются в тексте?

по каким признакам они сравниваются?

Задания:

Сопоставление таблицы и текста

Дополнение таблицы с опорой на текст

Составление таблицы по одному тексту

Составление таблицы по двум и более текстам

Обоснование количества столбцов, строк и их названий

Воссоздание учебно-научного текста по предложенной таблице.

Составление инструкции (при освоении содержания правил и формировании умения их применения).

Виды: инструкция-схема, инструкция-последовательность действий.

Задания:

Сопоставление инструкции и текста

Дополнение инструкции с опорой на текст

Составление инструкции по одному тексту

Составление инструкции по двум и более текстам

Воссоздание учебно-научного текста по предложенной инструкции.

Составление алгоритма.

Алгоритм представляет собой пошаговую инструкцию, включающую вопросы, которые требуют однозначного ответа: «Да» или «Нет». Правильные ответы подводят к верному выполнению задания.

Задания:

Сопоставление алгоритма и текста

Дополнение алгоритма с опорой на текст

Составление алгоритма по одному тексту

Составление алгоритма по двум и более текстам

Воссоздание учебно-научного текста по предложенному алгоритму.

Составление схемы (отражение взаимосвязи и взаимозависимости содержащихся в тексте понятий).

Задания:

Сопоставление схемы и текста

Дополнение схемы с опорой на текст

Составление схемы по одному тексту

Составление схемы по двум и более текстам

Воссоздание учебно-научного текста по предложенной схеме.


4.  Продуктивная текстовая деятельность.

( Создание собственного речевого произведения на учебно-научную тему.)

Основной метод – метод конструирования.

Жанры учебно-научного стиля.

Первичные жанры

Вторичные жанры

ответ на вопрос

учебная статья

беседа

характеристика явления

определение понятия

рассуждение-доказательство

правило

учебная классификация

инструкция

тезисы

описание явления

реферат

учебное рассуждение

рецензия, саморецензия

исследовательская работа


Методические приёмы:

Использование речевой опоры высказывания, облегчающей построение текста, - наиболее эффективный приём.( Чтобы определить…Рассуждайте так…)

(можно использовать при обращении к новому жанру, при изучении нового материала, в работе со слабоуспевающими учениками через организацию работы с памяткой)

Приём конструирования учебно-научного текста по нескольким источникам.

( например, текст учебника и таблица)

Приём сопоставления близких по теме учебно-научных текстов

(например, инструкция, схема, речевая опора)


5. Создание аргументативных текстов.

Аргументативные тексты имеют определённую коммуникативную установку:

Объяснить

Доказать

Установить истину

Приёмы создания:

формулировка проблемы и демонстрация пути её решения (рассуждение),

пояснение примеров,

ознакомление с приёмами решения учебной задачи.

Базовые элементы аргументации

Тезис (положение, которое требует доказательства)

Доводы (факты, явления, теоретические положения, которые подтверждают или опровергают тезис)

Вывод (связь тезисов и доводов)

К аргументативным текстам относят:

Рассуждение (структура: аргумент-аргумент-аргумент-тезис(вывод)

Задача: показать, как выводится то или иное утверждение

Ключевые слова в заданиях по созданию рассуждений:

Как следует рассуждать при ответе на вопрос…?

Условия успешности создания рассуждения:

Точность формулировки тезиса

Умение подбирать аргументы (примеры, факты, теоретические положения)

Умение использовать языковые средства

для введения аргументов (Рассмотрим пример…; Обратите внимание на…)

для характеристики действий, связанных с анализом примеров (сравним; составим схему…)

для оформления выводов (итак, таким образом, из этого следует…)

для передачи эмоциональной оценки содержания текста (Вот и оказывается…; Неужели это …?..)

Речь учителя, тексты учебников и научно-популярной литературы должны являться образцом для самостоятельных высказываний школьников.

Задания:

Перед речью учителя

  • Внимательно следите за тем, с чего я начинаю, как анализирую примеры, как делаю выводы; Сколько аргументов я привела?..

К письменному тексту из учебника

  • Составить схему текста; найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их пояснение; определить языковые средства связи между частями текста…

Умение строить логическое рассуждение – метапредметный результат освоения школьной программы, поэтому его формирование имеет большое значение для учебной деятельности школьников.

  • Доказательство (структура: тезис (вывод) – аргумент, аргумент)

Задача: обоснование правильности того или иного утверждения

Задания:

объяснить написание букв

объяснить постановку знаков препинания

квалифицировать языковое явление

Объяснение (структура: тезис-аргумент-аргумент-вывод)

(сходно с доказательством, отличается большим количеством аргументов, причём разнохарактерных)

Задача: подтверждение мысли, всесторонняя интерпретация.

Средства языка, поддерживающие логику объяснения:

порядок действий (проанализируем, возьмём другой пример, рассмотрим…)

характер действий (сделаем вывод, из этого следует…)

активизация внимания слушателей (Возникает вопрос…; В чём причина…)

Вывод: умение создавать аргументативные высказывания – базовое общеучебное умение, необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным текстом –важнейшее в данном направлении звено.

Общий вывод: приёмы включения текста в процесс обучения разнообразны. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках даёт серьёзный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм.

.



Предварительный просмотр:

Работа с учебным текстом на уроках

Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания учебно- научных текстов. Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника. На мой взгляд, недооценка важности работы с учебно-научным текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель в 8-11 классах при подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ, в частности, при выполнения задания части «С». Перед учителем абсолютно на всех учебных дисциплинах стоят следующие проблемы:

  1. Как обеспечить адекватное восприятие и понимание учебно-научного текста, терминологического аппарата и структуры?
  2.   Как самостоятельно освоить содержание понятия , структуру его определе
  3.  Как научить различать теоретическую и иллюстративную информацию?
  4.  Какие приёмы работы с текстом способствуют осознанному восприятию учебно-научного материала и позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность?

1.Типы учебно-научного текста в школьных учебниках.

По способу предъявлений

По дидактическому назначению

информирующие

тренировочные

словесный текст

таблица

схема

график

рисунок

теоретические

иллюстрирующие

инструктирующие

обучающие

конролирующие

Для того чтобы научиться читать и понимать информацию, представленную в разных кодах, а при создании собственного высказывания их использовать, необходимы интеллектуально-речевые умения:

  • Аналитические
  • Реконструктивные
  • Продуктивные


Ожидаемый результат обучения надо рассматривать не только с точки зрения приобретения знаний, но и с точки зрения развития интеллектуально-речевых способностей.

2. Аналитическая текстовая деятельность.

Основной метод – смысловой анализ.

Цель: обеспечение полного и точного понимания содержания учебно-научного текста.

Методика: анализ проводится в три этапа:

  • Дотекстовой
  • Текстовой
  • Послетекстовой.

Дотекстовой этап.

Задача – настрой на адекватное восприятие текста.

Задания:

  • выделить в заглавии знакомые и незнакомые термины
  • определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового
  • предположить, о чём пойдёт речь в тексте

Приёмы:

  • приём анализа заглавия текста
  • приём предвосхищения
  • приём выдвижения гипотезы


Текстовой этап.

Задача- организация аналитического чтения нового текста.

Задания:

найти неясные слова и определить их значение по словарю

выделить новые термины и определения

отделить теоретическую информацию от иллюстративной

определить микротемы текста

сформулировать общую тему текста

Приёмы:

постановка вопроса к тексту

поиск ответа на этот вопрос

Основная текстовая категория – информативность, в учебно-научном тексте информация теоретическая и иллюстративная. Освоение теоретической части учебного текста предполагает выделение уже известных и новых понятий. Понятие – основа научного стиля, поэтому работа над освоением содержания понятия и структуры его определения очень важна.

Определение термина (специального слова, обозначающего научное понятие) строится по плану:

термин

родовая принадлежность

видовые отличия

пример

О полноте понимания учеником сущности термина можно говорить лишь при условии, что он приводит собственные примеры и готов прокомментировать их.

Послетекстовой этап.

Задача – рефлексия собственной аналитической деятельности ученика.

Задания:

поставить вопросы к тексту и ответить на них

привести свои примеры и прокомментировать их

составить план текста и пересказать его по плану реконструкция текста)

представить текст в другой форме (реконструкция текста)

Важно, чтобы ученики учились

называть использованные приёмы

определять их роль

обосновывать их место в процессе познания.

Таким образом, лингво-смысловой анализ текста знакомит учащихся с закономерностями его построения и языковыми средствами передачи научной информации (сам учебно-научный текст – образец их использования), поэтому он является ведущим методом организации аналитической текстовой деятельности.

3. Реконструкция учебно-научного текста.

Реконструкция – изменение формы предъявления информации при сохранении содержания.

Приемы:

Составление плана.

Задания:

Дополнить данный учителем план

Реконструировать готовый план

Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.

Составить план прочитанного параграфа ( используя памятку)

Составить сложный план нескольких параграфов

Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.


Составление таблицы.

Начинается с определения:

какие явления сравниваются в тексте?

по каким признакам они сравниваются?

Задания:

Сопоставление таблицы и текста

Дополнение таблицы с опорой на текст

Составление таблицы по одному тексту

Составление таблицы по двум и более текстам

Обоснование количества столбцов, строк и их названий

Воссоздание учебно-научного текста по предложенной таблице.

Составление инструкции (при освоении содержания правил и формировании умения их применения).

Виды: инструкция-схема, инструкция-последовательность действий.

Задания:

Сопоставление инструкции и текста

Дополнение инструкции с опорой на текст

Составление инструкции по одному тексту

Составление инструкции по двум и более текстам

Воссоздание учебно-научного текста по предложенной инструкции.

Составление алгоритма.

Алгоритм представляет собой пошаговую инструкцию, включающую вопросы, которые требуют однозначного ответа: «Да» или «Нет». Правильные ответы подводят к верному выполнению задания.

Задания:

Сопоставление алгоритма и текста

Дополнение алгоритма с опорой на текст

Составление алгоритма по одному тексту

Составление алгоритма по двум и более текстам

Воссоздание учебно-научного текста по предложенному алгоритму.

Составление схемы (отражение взаимосвязи и взаимозависимости содержащихся в тексте понятий).

Задания:

Сопоставление схемы и текста

Дополнение схемы с опорой на текст

Составление схемы по одному тексту

Составление схемы по двум и более текстам

Воссоздание учебно-научного текста по предложенной схеме.


4.  Продуктивная текстовая деятельность.

( Создание собственного речевого произведения на учебно-научную тему.)

Основной метод – метод конструирования.

Жанры учебно-научного стиля.

Первичные жанры

Вторичные жанры

ответ на вопрос

учебная статья

беседа

характеристика явления

определение понятия

рассуждение-доказательство

правило

учебная классификация

инструкция

тезисы

описание явления

реферат

учебное рассуждение

рецензия, саморецензия

исследовательская работа


Методические приёмы:

Использование речевой опоры высказывания, облегчающей построение текста, - наиболее эффективный приём.( Чтобы определить…Рассуждайте так…)

(можно использовать при обращении к новому жанру, при изучении нового материала, в работе со слабоуспевающими учениками через организацию работы с памяткой)

Приём конструирования учебно-научного текста по нескольким источникам.

( например, текст учебника и таблица)

Приём сопоставления близких по теме учебно-научных текстов

(например, инструкция, схема, речевая опора)


5. Создание аргументативных текстов.

Аргументативные тексты имеют определённую коммуникативную установку:

Объяснить

Доказать

Установить истину

Приёмы создания:

формулировка проблемы и демонстрация пути её решения (рассуждение),

пояснение примеров,

ознакомление с приёмами решения учебной задачи.

Базовые элементы аргументации

Тезис (положение, которое требует доказательства)

Доводы (факты, явления, теоретические положения, которые подтверждают или опровергают тезис)

Вывод (связь тезисов и доводов)

К аргументативным текстам относят:

Рассуждение (структура: аргумент-аргумент-аргумент-тезис(вывод)

Задача: показать, как выводится то или иное утверждение

Ключевые слова в заданиях по созданию рассуждений:

Как следует рассуждать при ответе на вопрос…?

Условия успешности создания рассуждения:

Точность формулировки тезиса

Умение подбирать аргументы (примеры, факты, теоретические положения)

Умение использовать языковые средства

для введения аргументов (Рассмотрим пример…; Обратите внимание на…)

для характеристики действий, связанных с анализом примеров (сравним; составим схему…)

для оформления выводов (итак, таким образом, из этого следует…)

для передачи эмоциональной оценки содержания текста (Вот и оказывается…; Неужели это …?..)

Речь учителя, тексты учебников и научно-популярной литературы должны являться образцом для самостоятельных высказываний школьников.

Задания:

Перед речью учителя

  • Внимательно следите за тем, с чего я начинаю, как анализирую примеры, как делаю выводы; Сколько аргументов я привела?..

К письменному тексту из учебника

  • Составить схему текста; найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их пояснение; определить языковые средства связи между частями текста…

Умение строить логическое рассуждение – метапредметный результат освоения школьной программы, поэтому его формирование имеет большое значение для учебной деятельности школьников.

  • Доказательство (структура: тезис (вывод) – аргумент, аргумент)

Задача: обоснование правильности того или иного утверждения

Задания:

объяснить написание букв

объяснить постановку знаков препинания

квалифицировать языковое явление

Объяснение (структура: тезис-аргумент-аргумент-вывод)

(сходно с доказательством, отличается большим количеством аргументов, причём разнохарактерных)

Задача: подтверждение мысли, всесторонняя интерпретация.

Средства языка, поддерживающие логику объяснения:

порядок действий (проанализируем, возьмём другой пример, рассмотрим…)

характер действий (сделаем вывод, из этого следует…)

активизация внимания слушателей (Возникает вопрос…; В чём причина…)

Вывод: умение создавать аргументативные высказывания – базовое общеучебное умение, необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным текстом –важнейшее в данном направлении звено.

Общий вывод: приёмы включения текста в процесс обучения разнообразны. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках даёт серьёзный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Этапы работы с текстом на уроках английского языка"

Разработка представляет собой полное описание этапов работы с текстом на уроках английского языка, предлагаюся упражнения в зависимости от вида чтения....

Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"

Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"....

Этапы работы с текстом и использование различных способов извлечения информации на примере учебного текста 4 класса

В статье  рассматриваются этапы работы с текстом, разработаны примеры заданий по извлечению информации на примере учебного текста "Flecki" (4 класс)...

Виды чтения Этапы работы над текстом

Виды чтения Этапы работы над текстом...

Организация и этапы работы с текстом на уроках английского языка.

Данная статья знакомит с основными этапами работы с текстом на уроках английского языка и предлагает примерные упражнения для учащихся....

Дистанционный урок родного (русского) языка в 6 классе "Этапы работы с текстом"

Дистанционный урок родного (русского) языка в 6 классе "Этапы работы с текстом"...