Этапы работы с текстом на уроке
статья по литературе (5, 6, 7 класс)
В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся российском обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения. Поэтому так важна грамотная организация чтения на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации учителю | 25.75 КБ |
buntova_g.a.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с учебным текстом на уроках
Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания учебно- научных текстов. Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника. На мой взгляд, недооценка важности работы с учебно-научным текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель в 8-11 классах при подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ, в частности, при выполнения задания части «С». Перед учителем абсолютно на всех учебных дисциплинах стоят следующие проблемы:
- Как обеспечить адекватное восприятие и понимание учебно-научного текста, терминологического аппарата и структуры?
- Как самостоятельно освоить содержание понятия , структуру его определе
- Как научить различать теоретическую и иллюстративную информацию?
- Какие приёмы работы с текстом способствуют осознанному восприятию учебно-научного материала и позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность?
1.Типы учебно-научного текста в школьных учебниках.
По способу предъявлений
По дидактическому назначению
информирующие
тренировочные
словесный текст
таблица
схема
график
рисунок
теоретические
иллюстрирующие
инструктирующие
обучающие
конролирующие
Для того чтобы научиться читать и понимать информацию, представленную в разных кодах, а при создании собственного высказывания их использовать, необходимы интеллектуально-речевые умения:
- Аналитические
- Реконструктивные
- Продуктивные
Ожидаемый результат обучения надо рассматривать не только с точки зрения приобретения знаний, но и с точки зрения развития интеллектуально-речевых способностей.
2. Аналитическая текстовая деятельность.
Основной метод – смысловой анализ.
Цель: обеспечение полного и точного понимания содержания учебно-научного текста.
Методика: анализ проводится в три этапа:
- Дотекстовой
- Текстовой
- Послетекстовой.
Дотекстовой этап.
Задача – настрой на адекватное восприятие текста.
Задания:
- выделить в заглавии знакомые и незнакомые термины
- определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового
- предположить, о чём пойдёт речь в тексте
Приёмы:
- приём анализа заглавия текста
- приём предвосхищения
- приём выдвижения гипотезы
Текстовой этап.
Задача- организация аналитического чтения нового текста.
Задания:
найти неясные слова и определить их значение по словарю
выделить новые термины и определения
отделить теоретическую информацию от иллюстративной
определить микротемы текста
сформулировать общую тему текста
Приёмы:
постановка вопроса к тексту
поиск ответа на этот вопрос
Основная текстовая категория – информативность, в учебно-научном тексте информация теоретическая и иллюстративная. Освоение теоретической части учебного текста предполагает выделение уже известных и новых понятий. Понятие – основа научного стиля, поэтому работа над освоением содержания понятия и структуры его определения очень важна.
Определение термина (специального слова, обозначающего научное понятие) строится по плану:
термин
родовая принадлежность
видовые отличия
пример
О полноте понимания учеником сущности термина можно говорить лишь при условии, что он приводит собственные примеры и готов прокомментировать их.
Послетекстовой этап.
Задача – рефлексия собственной аналитической деятельности ученика.
Задания:
поставить вопросы к тексту и ответить на них
привести свои примеры и прокомментировать их
составить план текста и пересказать его по плану реконструкция текста)
представить текст в другой форме (реконструкция текста)
Важно, чтобы ученики учились
называть использованные приёмы
определять их роль
обосновывать их место в процессе познания.
Таким образом, лингво-смысловой анализ текста знакомит учащихся с закономерностями его построения и языковыми средствами передачи научной информации (сам учебно-научный текст – образец их использования), поэтому он является ведущим методом организации аналитической текстовой деятельности.
3. Реконструкция учебно-научного текста.
Реконструкция – изменение формы предъявления информации при сохранении содержания.
Приемы:
Составление плана.
Задания:
Дополнить данный учителем план
Реконструировать готовый план
Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.
Составить план прочитанного параграфа ( используя памятку)
Составить сложный план нескольких параграфов
Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.
Составление таблицы.
Начинается с определения:
какие явления сравниваются в тексте?
по каким признакам они сравниваются?
Задания:
Сопоставление таблицы и текста
Дополнение таблицы с опорой на текст
Составление таблицы по одному тексту
Составление таблицы по двум и более текстам
Обоснование количества столбцов, строк и их названий
Воссоздание учебно-научного текста по предложенной таблице.
Составление инструкции (при освоении содержания правил и формировании умения их применения).
Виды: инструкция-схема, инструкция-последовательность действий.
Задания:
Сопоставление инструкции и текста
Дополнение инструкции с опорой на текст
Составление инструкции по одному тексту
Составление инструкции по двум и более текстам
Воссоздание учебно-научного текста по предложенной инструкции.
Составление алгоритма.
Алгоритм представляет собой пошаговую инструкцию, включающую вопросы, которые требуют однозначного ответа: «Да» или «Нет». Правильные ответы подводят к верному выполнению задания.
Задания:
Сопоставление алгоритма и текста
Дополнение алгоритма с опорой на текст
Составление алгоритма по одному тексту
Составление алгоритма по двум и более текстам
Воссоздание учебно-научного текста по предложенному алгоритму.
Составление схемы (отражение взаимосвязи и взаимозависимости содержащихся в тексте понятий).
Задания:
Сопоставление схемы и текста
Дополнение схемы с опорой на текст
Составление схемы по одному тексту
Составление схемы по двум и более текстам
Воссоздание учебно-научного текста по предложенной схеме.
4. Продуктивная текстовая деятельность.
( Создание собственного речевого произведения на учебно-научную тему.)
Основной метод – метод конструирования.
Жанры учебно-научного стиля.
Первичные жанры
Вторичные жанры
ответ на вопрос
учебная статья
беседа
характеристика явления
определение понятия
рассуждение-доказательство
правило
учебная классификация
инструкция
тезисы
описание явления
реферат
учебное рассуждение
рецензия, саморецензия
исследовательская работа
Методические приёмы:
Использование речевой опоры высказывания, облегчающей построение текста, - наиболее эффективный приём.( Чтобы определить…Рассуждайте так…)
(можно использовать при обращении к новому жанру, при изучении нового материала, в работе со слабоуспевающими учениками через организацию работы с памяткой)
Приём конструирования учебно-научного текста по нескольким источникам.
( например, текст учебника и таблица)
Приём сопоставления близких по теме учебно-научных текстов
(например, инструкция, схема, речевая опора)
5. Создание аргументативных текстов.
Аргументативные тексты имеют определённую коммуникативную установку:
Объяснить
Доказать
Установить истину
Приёмы создания:
формулировка проблемы и демонстрация пути её решения (рассуждение),
пояснение примеров,
ознакомление с приёмами решения учебной задачи.
Базовые элементы аргументации
Тезис (положение, которое требует доказательства)
Доводы (факты, явления, теоретические положения, которые подтверждают или опровергают тезис)
Вывод (связь тезисов и доводов)
К аргументативным текстам относят:
Рассуждение (структура: аргумент-аргумент-аргумент-тезис(вывод)
Задача: показать, как выводится то или иное утверждение
Ключевые слова в заданиях по созданию рассуждений:
Как следует рассуждать при ответе на вопрос…?
Условия успешности создания рассуждения:
Точность формулировки тезиса
Умение подбирать аргументы (примеры, факты, теоретические положения)
Умение использовать языковые средства
для введения аргументов (Рассмотрим пример…; Обратите внимание на…)
для характеристики действий, связанных с анализом примеров (сравним; составим схему…)
для оформления выводов (итак, таким образом, из этого следует…)
для передачи эмоциональной оценки содержания текста (Вот и оказывается…; Неужели это …?..)
Речь учителя, тексты учебников и научно-популярной литературы должны являться образцом для самостоятельных высказываний школьников.
Задания:
Перед речью учителя
- Внимательно следите за тем, с чего я начинаю, как анализирую примеры, как делаю выводы; Сколько аргументов я привела?..
К письменному тексту из учебника
- Составить схему текста; найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их пояснение; определить языковые средства связи между частями текста…
Умение строить логическое рассуждение – метапредметный результат освоения школьной программы, поэтому его формирование имеет большое значение для учебной деятельности школьников.
- Доказательство (структура: тезис (вывод) – аргумент, аргумент)
Задача: обоснование правильности того или иного утверждения
Задания:
объяснить написание букв
объяснить постановку знаков препинания
квалифицировать языковое явление
Объяснение (структура: тезис-аргумент-аргумент-вывод)
(сходно с доказательством, отличается большим количеством аргументов, причём разнохарактерных)
Задача: подтверждение мысли, всесторонняя интерпретация.
Средства языка, поддерживающие логику объяснения:
порядок действий (проанализируем, возьмём другой пример, рассмотрим…)
характер действий (сделаем вывод, из этого следует…)
активизация внимания слушателей (Возникает вопрос…; В чём причина…)
Вывод: умение создавать аргументативные высказывания – базовое общеучебное умение, необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным текстом –важнейшее в данном направлении звено.
Общий вывод: приёмы включения текста в процесс обучения разнообразны. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках даёт серьёзный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм.
.
Предварительный просмотр:
Работа с учебным текстом на уроках
Одно из направлений познавательной деятельности связано с освоением содержания учебно- научных текстов. Учебно-научный текст составляет основу школьного учебника. На мой взгляд, недооценка важности работы с учебно-научным текстом, отсутствие строгой системы в использовании его потенциала при развитии интеллектуально-речевых способностей учащихся – это одна из причин, объясняющих трудности, которые испытывает учитель в 8-11 классах при подготовке школьников к ОГЭ и ЕГЭ, в частности, при выполнения задания части «С». Перед учителем абсолютно на всех учебных дисциплинах стоят следующие проблемы:
- Как обеспечить адекватное восприятие и понимание учебно-научного текста, терминологического аппарата и структуры?
- Как самостоятельно освоить содержание понятия , структуру его определе
- Как научить различать теоретическую и иллюстративную информацию?
- Какие приёмы работы с текстом способствуют осознанному восприятию учебно-научного материала и позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность?
1.Типы учебно-научного текста в школьных учебниках.
По способу предъявлений
По дидактическому назначению
информирующие
тренировочные
словесный текст
таблица
схема
график
рисунок
теоретические
иллюстрирующие
инструктирующие
обучающие
конролирующие
Для того чтобы научиться читать и понимать информацию, представленную в разных кодах, а при создании собственного высказывания их использовать, необходимы интеллектуально-речевые умения:
- Аналитические
- Реконструктивные
- Продуктивные
Ожидаемый результат обучения надо рассматривать не только с точки зрения приобретения знаний, но и с точки зрения развития интеллектуально-речевых способностей.
2. Аналитическая текстовая деятельность.
Основной метод – смысловой анализ.
Цель: обеспечение полного и точного понимания содержания учебно-научного текста.
Методика: анализ проводится в три этапа:
- Дотекстовой
- Текстовой
- Послетекстовой.
Дотекстовой этап.
Задача – настрой на адекватное восприятие текста.
Задания:
- выделить в заглавии знакомые и незнакомые термины
- определить, какой теоретический материал надо повторить для усвоения нового
- предположить, о чём пойдёт речь в тексте
Приёмы:
- приём анализа заглавия текста
- приём предвосхищения
- приём выдвижения гипотезы
Текстовой этап.
Задача- организация аналитического чтения нового текста.
Задания:
найти неясные слова и определить их значение по словарю
выделить новые термины и определения
отделить теоретическую информацию от иллюстративной
определить микротемы текста
сформулировать общую тему текста
Приёмы:
постановка вопроса к тексту
поиск ответа на этот вопрос
Основная текстовая категория – информативность, в учебно-научном тексте информация теоретическая и иллюстративная. Освоение теоретической части учебного текста предполагает выделение уже известных и новых понятий. Понятие – основа научного стиля, поэтому работа над освоением содержания понятия и структуры его определения очень важна.
Определение термина (специального слова, обозначающего научное понятие) строится по плану:
термин
родовая принадлежность
видовые отличия
пример
О полноте понимания учеником сущности термина можно говорить лишь при условии, что он приводит собственные примеры и готов прокомментировать их.
Послетекстовой этап.
Задача – рефлексия собственной аналитической деятельности ученика.
Задания:
поставить вопросы к тексту и ответить на них
привести свои примеры и прокомментировать их
составить план текста и пересказать его по плану реконструкция текста)
представить текст в другой форме (реконструкция текста)
Важно, чтобы ученики учились
называть использованные приёмы
определять их роль
обосновывать их место в процессе познания.
Таким образом, лингво-смысловой анализ текста знакомит учащихся с закономерностями его построения и языковыми средствами передачи научной информации (сам учебно-научный текст – образец их использования), поэтому он является ведущим методом организации аналитической текстовой деятельности.
3. Реконструкция учебно-научного текста.
Реконструкция – изменение формы предъявления информации при сохранении содержания.
Приемы:
Составление плана.
Задания:
Дополнить данный учителем план
Реконструировать готовый план
Сравнить данные планы, выбрать лучший, обосновать свой выбор.
Составить план прочитанного параграфа ( используя памятку)
Составить сложный план нескольких параграфов
Воссоздание учебно-научного текста по предложенному плану.
Составление таблицы.
Начинается с определения:
какие явления сравниваются в тексте?
по каким признакам они сравниваются?
Задания:
Сопоставление таблицы и текста
Дополнение таблицы с опорой на текст
Составление таблицы по одному тексту
Составление таблицы по двум и более текстам
Обоснование количества столбцов, строк и их названий
Воссоздание учебно-научного текста по предложенной таблице.
Составление инструкции (при освоении содержания правил и формировании умения их применения).
Виды: инструкция-схема, инструкция-последовательность действий.
Задания:
Сопоставление инструкции и текста
Дополнение инструкции с опорой на текст
Составление инструкции по одному тексту
Составление инструкции по двум и более текстам
Воссоздание учебно-научного текста по предложенной инструкции.
Составление алгоритма.
Алгоритм представляет собой пошаговую инструкцию, включающую вопросы, которые требуют однозначного ответа: «Да» или «Нет». Правильные ответы подводят к верному выполнению задания.
Задания:
Сопоставление алгоритма и текста
Дополнение алгоритма с опорой на текст
Составление алгоритма по одному тексту
Составление алгоритма по двум и более текстам
Воссоздание учебно-научного текста по предложенному алгоритму.
Составление схемы (отражение взаимосвязи и взаимозависимости содержащихся в тексте понятий).
Задания:
Сопоставление схемы и текста
Дополнение схемы с опорой на текст
Составление схемы по одному тексту
Составление схемы по двум и более текстам
Воссоздание учебно-научного текста по предложенной схеме.
4. Продуктивная текстовая деятельность.
( Создание собственного речевого произведения на учебно-научную тему.)
Основной метод – метод конструирования.
Жанры учебно-научного стиля.
Первичные жанры
Вторичные жанры
ответ на вопрос
учебная статья
беседа
характеристика явления
определение понятия
рассуждение-доказательство
правило
учебная классификация
инструкция
тезисы
описание явления
реферат
учебное рассуждение
рецензия, саморецензия
исследовательская работа
Методические приёмы:
Использование речевой опоры высказывания, облегчающей построение текста, - наиболее эффективный приём.( Чтобы определить…Рассуждайте так…)
(можно использовать при обращении к новому жанру, при изучении нового материала, в работе со слабоуспевающими учениками через организацию работы с памяткой)
Приём конструирования учебно-научного текста по нескольким источникам.
( например, текст учебника и таблица)
Приём сопоставления близких по теме учебно-научных текстов
(например, инструкция, схема, речевая опора)
5. Создание аргументативных текстов.
Аргументативные тексты имеют определённую коммуникативную установку:
Объяснить
Доказать
Установить истину
Приёмы создания:
формулировка проблемы и демонстрация пути её решения (рассуждение),
пояснение примеров,
ознакомление с приёмами решения учебной задачи.
Базовые элементы аргументации
Тезис (положение, которое требует доказательства)
Доводы (факты, явления, теоретические положения, которые подтверждают или опровергают тезис)
Вывод (связь тезисов и доводов)
К аргументативным текстам относят:
Рассуждение (структура: аргумент-аргумент-аргумент-тезис(вывод)
Задача: показать, как выводится то или иное утверждение
Ключевые слова в заданиях по созданию рассуждений:
Как следует рассуждать при ответе на вопрос…?
Условия успешности создания рассуждения:
Точность формулировки тезиса
Умение подбирать аргументы (примеры, факты, теоретические положения)
Умение использовать языковые средства
для введения аргументов (Рассмотрим пример…; Обратите внимание на…)
для характеристики действий, связанных с анализом примеров (сравним; составим схему…)
для оформления выводов (итак, таким образом, из этого следует…)
для передачи эмоциональной оценки содержания текста (Вот и оказывается…; Неужели это …?..)
Речь учителя, тексты учебников и научно-популярной литературы должны являться образцом для самостоятельных высказываний школьников.
Задания:
Перед речью учителя
- Внимательно следите за тем, с чего я начинаю, как анализирую примеры, как делаю выводы; Сколько аргументов я привела?..
К письменному тексту из учебника
- Составить схему текста; найти часть, в которой содержатся доказательства, примеры и их пояснение; определить языковые средства связи между частями текста…
Умение строить логическое рассуждение – метапредметный результат освоения школьной программы, поэтому его формирование имеет большое значение для учебной деятельности школьников.
- Доказательство (структура: тезис (вывод) – аргумент, аргумент)
Задача: обоснование правильности того или иного утверждения
Задания:
объяснить написание букв
объяснить постановку знаков препинания
квалифицировать языковое явление
Объяснение (структура: тезис-аргумент-аргумент-вывод)
(сходно с доказательством, отличается большим количеством аргументов, причём разнохарактерных)
Задача: подтверждение мысли, всесторонняя интерпретация.
Средства языка, поддерживающие логику объяснения:
порядок действий (проанализируем, возьмём другой пример, рассмотрим…)
характер действий (сделаем вывод, из этого следует…)
активизация внимания слушателей (Возникает вопрос…; В чём причина…)
Вывод: умение создавать аргументативные высказывания – базовое общеучебное умение, необходимое для развития мышления учащихся и их речи, работа с учебно-научным текстом –важнейшее в данном направлении звено.
Общий вывод: приёмы включения текста в процесс обучения разнообразны. Интенсивное использование текстов разного типа на уроках даёт серьёзный качественный прирост в освоении учащимися литературных норм.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Этапы работы с текстом на уроках английского языка"
Разработка представляет собой полное описание этапов работы с текстом на уроках английского языка, предлагаюся упражнения в зависимости от вида чтения....
Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"
Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"....
Этапы работы с текстом и использование различных способов извлечения информации на примере учебного текста 4 класса
В статье рассматриваются этапы работы с текстом, разработаны примеры заданий по извлечению информации на примере учебного текста "Flecki" (4 класс)...
Виды чтения Этапы работы над текстом
Виды чтения Этапы работы над текстом...
Работа с текстом на уроках английского языка. Послетекстовый этап. Задание с примером выполнения учащимися.
На примере упр. 11 стр. 102 из учебника Биболетовой М.З. Enjoy English 8...
Организация и этапы работы с текстом на уроках английского языка.
Данная статья знакомит с основными этапами работы с текстом на уроках английского языка и предлагает примерные упражнения для учащихся....
Дистанционный урок родного (русского) языка в 6 классе "Этапы работы с текстом"
Дистанционный урок родного (русского) языка в 6 классе "Этапы работы с текстом"...