Анализ урока по литературе.
методическая разработка по литературе (9 класс)

Тема: Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Цель: - показать ценность человеческой дружбы через взаимоотношения Онегина и Ленского. Сделать урок интересным, увлекательным, полезным мне помогают новые педагогические технологии, направленные на развитие критического и творческого мышления учеников

..Тип урока: урок изучения нового.

Урок построен в соответствии со стандартами ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka.docx52.55 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ33

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области

«Основная общеобразовательная школа №44»

346525 Россия, г. Шахты Ростовской области, ул. Есенина, 15, телефон – (8636) 26-92-92

_______________________________________________________________________________________________________

Анализ урока

по  литературе

 в 9 классе

 «Надо другу ради друга не страшиться испытаний, откликаться сердцем сердцу…»

(по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Учитель: Ситникова Е.К.

Класс:- 9.

Дата:-17.11.2021 года.

Кол-во :---16 человек.

Тема: Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Цель: - показать ценность человеческой дружбы через взаимоотношения Онегина и Ленского. Сделать урок интересным, увлекательным, полезным мне помогают новые педагогические технологии, направленные на развитие критического и творческого мышления учеников

..Тип урока: урок изучения нового.

Урок построен в соответствии со стандартами ФГОС.

 На стадии вызова учитель предлагает  лингвистический эксперимент, где необходимо продолжить синонимический ряд к слову «дружба», наряду с этим учащиеся видят оттенки значений слов, определяют самое «сильное» и самое «слабое» слово в ряду.

На этом же этапе предлагается работа со словарными статьями из различных словарей, на основании которых нужно дать своё определение дружбы, включив самые важные, на взгляд учащихся, условия. Идёт осмысление материала, работа по обобщению важной информации и побуждению к формулировке гипотезы. Решаются такие регулятивные действия, как умение спланировать и организовать свою деятельность, волевая саморегуляция, и познавательные: умение результативно мыслить и работать с информацией.

Переходим к стадии осмысления. Воспитать вдумчивого читателя, развивать исследовательскую активность, творческое и логическое мышление – на это направлено следующее задание. На слайде представлены мысли известных людей о дружбе. В качестве домашнего задания на сегодняшний урок группа учащихся должна была собрать цитаты, говорящие об отношении Пушкина к этому чувству. А на уроке ребята выполняют в парах творческое задание: что о дружбе написали бы Онегин и Ленский? (учесть мировосприятие героев) К этим же высказываниям мы вернёмся на стадии рефлексии, потому что именно одно из них и станет темой урока. Это должен быть выбор, основанный на внутренних размышлениях в течение урока.

Приём «Голова» заставляет максимально активизировать мыслительную деятельность человека. На вопрос, каким должен быть друг, даю 3 прилагательных, которые в первую очередь приходят на ум: верный, внимательный, честный. Ребята приводят ещё примеры. И только после того, как прозвучат «привычные» определения, начнётся настоящая работа мозга. Он работает уже на новом уровне и, может, такая информация лучше и быстрее проникает в подсознание. Логичен, на мой взгляд, приём «Ромашка», позволяющий наглядно увидеть, какой процент качеств настоящего друга содержится в Евгении и Владимире. Это позволит ответить на главный вопрос – почему герои Пушкина не прошли проверку дружбой? К основанию цветка приклеиваются лепестки с прилагательными и сравниваются цветы с точки зрения эстетической. На стадии рефлексии возвращаемся к ромашкам и доклеиваем нашим героям недостающие качества.

Далее идёт работа в первую очередь с личностными УУД,  которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения. Проблемно-диалогическая технология позволяет понять, почему состоялась дуэль, кто должен был её предотвратить и почему этого не случилось.

В свою очередь работа с коммуникативными УУД развивает в детях умение слышать, слушать и понимать другого человека, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, разрешать конфликты. Попробуем и мы разрешить конфликт между героями с помощью смс-сообщения от лица Евгения своему другу Владимиру. Сообщения могут получиться не очень тактичными, добрыми, откровенными. Задача учителя - помочь создать доброжелательное, искреннее, полное уважения и понимания послание и показать, какими должны быть отношения дружеские.

Помогает в решении задач урока и игровая технология – театральная педагогика. Инсценирование вовлекает в психологический процесс и способствует углублённому пониманию героев. Я заметила, что в романе внутренними монологами наделены не все герои. Больше всего их у Онегина, а у Ольги - ни одного. Казалось бы, в момент дуэли, перед лицом смерти, мы должны услышать их мысли, но у Пушкина этого нет. Уже зная характеры героев, мы попробуем сыграть роли и озвучить героев в эти секунды – «Девять шагов между жизнью и смертью». Продолжение работы над эпизодом - в домашнем задании. (посмотреть советский и английский фильмы, поделиться впечатлениями; ответить на вопрос: включил бы я, будучи сценаристом, внутренние монологи в сцене дуэли?)

Также на стадии рефлексии предлагаю задуматься над тем, что каждого в жизни ждут испытания, и как мы распорядимся нашим внутренним содержанием, как будет откликаться душа, зависит только от самого человека. А стать настоящим другом помогут герои Ремарка, Дюма, Экзюпери, В. Каверина.

Вывод : Урок получился  ярким, эмоциональным, помогающий ребятам раскрыть свой литературный, творческий потенциал.

Урок посетила:----------------------------Новикова Н.Л.

17.11.2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, алгебре и началам анализа: "Базаров против Базарова"

Нетрадиционный подход к анализу образа Базарова позволяет учащимся на практике применить знания, полученные на уроках математики и литературы, помогает глубже проникнуть в противоречивый мир героя и с...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""

Материал содержит подробный конспект урока по литературе для 5 класса по программе Г.С. Меркина на тему "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне""...

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

план-конспект урока по литературе Анализ эпизода "Встреча с вожатым" (Разработка урока) Выполнили - Алтухова И.В., Яременко М.Я.

Проследить за становлением личности Петра Гринева, определить роль личности Пугачева в истории Российского государства и в раскрытии основного конфликта повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», просл...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)

Сравнительный анализ  рассказов «Конь с розовой гривой»  В.П.Астафьева и «Уроки французского»  В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...