Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,образовательной программы МОБУ «Центр образования» и рабочей программы по литературе. Сост. О. В. Чермашенцева. Литература. 9 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. В. Я. Коровиной/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2020. – 289 с.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе ФГОС | 102.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск» РС (Я)
«Утверждаю» директор ОУ _______________ «__»_______2021г. | «Согласовано» зам. директора по УВР ____________________ «__» _________2021 г. | «Рассмотрено» на заседании МО протокол №____ «__»_______2021г. |
Рабочая образовательная программа
по литературе 9 класс (базовый уровень)
Составили:
Бетюнская Екатерина Айаановна
1.Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,образовательной программы МОБУ «Центр образования» и рабочей программы по литературе. Сост. О. В. Чермашенцева. Литература. 9 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. В. Я. Коровиной/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2020. – 289 с.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа выполняет функцию углубления представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений.
В основе построения программы лежатпринципы:
1. Единство историко-литературного процесса. В истории литературы нет периодов незначимых или лишенных содержательной и художественной ценности. Достижения каждого предшествующего периода лежат в основе последующих, литература суть единое историческое и культурное целое.
2. Единство формы и содержания литературного произведения. Среди множества дидактических принципов, на которых основано обучение (научность, доступность, систематичность, преемственность и т.д.) важен принцип изучения литературы в единстве формы и содержания.
Идейное содержание произведения должно быть в центре внимания учителя и ученика, поскольку оно обеспечивает воспитательную, личностно образующую, творческую функцию литературного образования.
3. Историко-мировоззренческий принцип. Линейная система (хронологическая) построения программы, как показывает многолетняя практика, дает результаты в плане понимания учеником картины мира, русской и мировой истории, формирования логического мышления, духовного стержня, патриотизма. Литературные произведения должны изучаться в единстве.
Структура документа
Рабочая программа включает десять разделов:
- Пояснительную записку
- Общая характеристика учебного предмета
- График реализации рабочей программы по литературе 9 класса
- Основное содержание программы
- Учебные компетенции и способы деятельности
- Требования к уровню подготовки выпускника 9 класса
- Результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные)
- Система оценки
- Учебно – методический комплект
- Тематическое планированиев которое включены: основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) по всем темам курса физики, требования к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке и формирование УУД, вид контроля и измерители, домашнее задание на каждый урок; педагогические средства и цели на каждый урок, приобретенные компетенции учащихся.
2.Общая характеристика учебного предмета
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети интернет.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, основная цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Учебная программа 9 кл. рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
График реализации рабочей программы по литературе 9 класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | ||
Уроки | Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | 1 | - | - |
2 | Древнерусская литература | 3 | 2 | Контрольная работа по теме "Древнерусская литература". | |
3 | Русская литература XVIII века | 8 | 7 | Сочинение по произведениям литературы 18 века | - |
4 | Шедевры русской литературы 19 века | 49 | 42 | Сочинение по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума». Сочинение – рассуждение по лирике А. С.Пушкина. Сочинение по произведениям М.Ю.Лермонтова. Сочинение по повести «Белые ночи». | Итоговый тест по творчеству А.С.Пушкина. Контрольная работа по роману «Герой нашего времени». Тестирование по поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. |
5 | Литература XX века | 37 | 20 | Проверочная работа. Анализ стихотворений на выбор. Проектная работа по теме «Поэты серебряного века». | Тестирование по рассказу «Тоска» А. П. Чехова. Проверочная работа. Анализ стихотворений на выбор. Контрольная работа по изученным темам. |
6 | Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков | 1 | 1 | - | - |
7 | Из зарубежной литературы | 3 | 2 | - | Тестирование по изученным темам |
Основное содержание программы 9 класса
Введение (1 ч.)
Вводный урок.
Древнерусская литература (3 ч.)
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
«Слово…» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение (Идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)
Контрольная работа по теме "Древнерусская литература".
Русская литература 18 века (8 ч.)
РНО. Русская литература XVII века (общий обзор). Гражданский пафос русского классицизма.
М. В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.
«Ода на день восшествия…» - типичное произведение русского классицизма.
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина.
Стихотворение «Властителям и судиям», «Памятник» Г. Р. Державина.
Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
Н. М. Карамзин – писатель и историк.
Сочинение по произведениям литературы 18 века
Шедевры русской литературы 19 века (49 ч.)
РНО. Золотой век русской поэзии.
В.А.Жуковский.
Баллада «Светлана».
А.С.Грибоедов: личность и судьба
«К вам Александр Андреич Чацкий…» (анализ I действия)
«Век нынешний и век минувший…» (анализ II действия)
«Безумный по всему…» (анализ III действия)
«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» (анализ IV действия)
«…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний»)
Сочинение – рассуждение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
РНО. Повторение пройденного за I четверть.
А. С. Пушкин: жизнь и судьба.
«Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика А.С.Пушкина)
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
«Хочу воспеть свободу миру» (свободолюбивая лирика Пушкина)
Обучающее сочинение – рассуждение по лирике А.С.Пушкина.
Сочинение – рассуждение по лирике А. С.Пушкина.
РНО. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция. «Онегинская строфа»
Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет.
Р.Р.Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа "Евгений Онегин".
Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в зеркале критики.
Итоговый тест по творчеству А.С.Пушкина.
РНО. Данте Алигьери: личность, судьба, творчество
М.Ю.Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов.
Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.
Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.
Философская лирика Лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы.
Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова «Дума» и «Бородино».
Сочинение по произведениям М.Ю.Лермонтова.
РНО. «Герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики. Век Лермонтова в романе.
Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч".
Журнал Печорина. Глава "Княжна Мери".
Обучение анализу эпизода по главе «Тамань»
Контрольная работа по роману «Герой нашего времени».
РНО. Обобщение пройденного материала за курс 1п/г
Страницы жизни и творчества Н.В.Гоголя.
Поэма "Мертвые души". История создания. Особенности сюжета.
Художественная деталь как средство создания образа.
Построение характеров в поэме «Мертвые души». Мертвые и живые души.
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
«Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора. Пафос и роль лирических отступлений.
Тестирование по поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя.
РНО. Р.Р. Подготовка к итоговому собеседованию.
РНО. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».
Тема одиночества человека в странном мире белых ночей.
Подготовка к итоговому сочинению.
Петербург Достоевского.
Сочинение по повести «Белые ночи».
Литература XX века (37 ч.)
РНО. Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.
Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.
Рассказ А. П. Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска».
Тестирование по рассказу «Тоска» А. П. Чехова.
РНО. Жизнь и творчество И. А. Бунина.
И. Бунин. Новелла «Темные аллеи».
«Серебряный век» русской поэзии.
Своеобразие лирики А. А. Блока.
Литературно- музыкальная композиция, посвященная Сергею Есенину.
С. Есенин. Размышления о жизни, любви, природе «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу…».
Слово о В.В. Маяковском.
«Громада-любовь» и «громада-ненависть».
Проверочная работа. Анализ стихотворений на выбор.
РНО. М. А. Булгаков. Жизнь и судьба.
Художественные особенности повести «Собачье сердце». Система образов в повести «Собачье сердце».
М. А. Булгаков. Повесть "Собачье сердце" как социально-философская сатира на современное общество.
М. А. Булгаков. Повесть "Собачье сердце" как социально-философская сатира на современное общество.
М. И. Цветаева: судьба, личность, творчество.
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!...»
Любовь в жизни и творчестве М.Цветаевой. «Дневник психеи».
А. А. Ахматова: судьба, личность, творчество.
«Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать…» Ранняя лирика А. Ахматовой.
А. А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии.
Поэма А. Ахматовой «Реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…».
Проектная работа по теме «Поэты серебряного века».
РНО. Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте.
«Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого.
М. А. Шолохов. «Судьба человека».
Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте.
«Во всем мне хочется дойти … до сути..» Изучение творчества Б. Л. Пастернака.
Знакомство с творчеством А. Т. Твардовского.
Стихи о Родине и о природе. Осмысление темы войны.
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
Тема праведничества в рассказе «»Матренин двор.
Контрольная работа по изученным темам.
Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX веков(1ч)
РНО. Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX вв.
Из зарубежной литературы (3 ч)
По страницам произведений зарубежной литературы
Тестирование по изученным темам Тест
РНО. Обзор произведений для чтения летом.
5.Учебные компетенции и способы деятельности
Компетенции:
Общеучебные
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Предметно-ориентированные
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Способы деятельности учащегося:
- запись плана или конспекта лекции учителя;
- составление плана или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей;
- ответ по материалу лекции учителя, учебника, учебному пособию;
- подготовка докладов;
- чтение художественных произведений дома и в классе;
- выразительное чтение с обоснованием его особенностей;
- заучивание наизусть стихотворений, стихотворных отрывков;
- близкие к тексту пересказы;
- художественное рассказывание;
- читательские отзывы о прочитанной книге;
- иллюстрации к прочитанным текстам, рассматривание и их оценка;
- пересказ с элементами анализа текста;
- анализ эпизода, сцены, композиции, сюжета, образа героя;
- сравнительный
6.Требования к уровню подготовки выпускника 9-го класса
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
В ходе уроков учащимся даются следующие сведения из теории литературы:
- Слово как жанр древнерусской литературы
- Ода как жанр лирической поэзии
- Жанр путешествия
- Начальные представления о сентиментализме
- Развивается представление о балладе
- Начальное представление о романе в стихах
- Развивается понятие реализм
- Развивается понятие о трагедии как жанре драмы
- Начальное представление о психологизме художественной литературы
- Начальное представление о психологическом романе
- Понятие о герое и антигерое
- Понятие о литературном типе
- Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме
- Развивается представление о жанровых особенностях рассказа
- Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения
- Углубляются знания о рифме и способах рифмовки.
7. Результатом формирования универсальных учебных действий будут являтьсяумения:
• прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
• определять идейную и эстетическую позицию писателя;
• анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;
• оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
• сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
• использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказыва¬ниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
8.Система оценки
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объём раз- личных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ. Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объём диктанта устанавливается: для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 9 класса — 35—40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать вы- явление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие текс- ты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в 8 классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В тексты контрольных диктантов могут включаться только те изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в 8—9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: 1) в переносе слов; 2) на правила, которые не включены в школьную программу; 3) на ещё не изученные правила; 4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 5) в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; 4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; 5) в написании ы и и после приставок; 6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); 7) в собственных именах нерусского происхождения; 8) в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой; 9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ. Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в 9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объём текста для подробного изложения: в 9 классе — 350— 450 слов. Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объём классных сочиненийв 9 классе — 3,0—4,0 страницы. К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочётов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1—2 речевых недочёта Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка .Оценка «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3— 4 речевых недочётов Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок «1» В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов Имеется более 8 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок
IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём работы; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК За полугодие и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности. Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалось баллом «2» или «1».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
9.Учебно – методический комплект
Для учителя:
1. Литература. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч.под ред. В.Я.Коровиной. – 7-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019-399с.
2. Литература. 9 кл.: в 2 ч.: учеб.-хрестоматия/авт.-сост.Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 5-е изд. , стереотип. – М.: Дрофа, 2018;
3. Фефилова Г.Е. Литература: 9 класс II полугодие: планы-конспекты уроков / Г.Е.Фефилова. – Изд. 2-е. – Ростовн/Д: Феникс, 2016.
Для учеников:
1. Литература. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч.под ред. В.Я.Коровиной. – 7-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019;
2. Литература. 9 кл.: в 2 ч.: учеб.-хрестоматия/авт.-сост.Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б.Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 5-е изд. , стереотип. – М.: Дрофа, 2018;
3. Литература. Русская классика. 9 класс: Хрестоматия к учебнику-практикуму для общеобразовательных учреждений/Под ред. Ги И Беленького. – М.: Мнемозина, 1999.
10.Тематическое планирование в которое включены: основные виды деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по всем темам курса физики, требования к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке и формирование УУД, вид контроля и измерители, домашнее задание на каждый урок; педагогические средства и цели на каждый урок, приобретенные компетенции учащихся.
9 класс
№ урока | Тема урока | Тип (вид) урока | Элементы обязательного стандарта образования: предметные компетенции; ЗУНы | Формируемые УУД (общеучебные умения; Учебно-познавательные; коммуникативные; регулятивные) | Формируемые личностные УД (усвоение социального опыта, приобретение достижений в социализации) | Формы контроля | Примечание/ Дом.зад. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | Вводный урок. | Урок – изучение нового материала | Знать основные закономерности развития древнерусской литературы, её жанровые особенности. | Уметь: написать сочинение в одном из жанров древнерусской литературы. | Развить познавательный интерес к предметам гуманитарного цикла, | Конспект статьи учебника | ||
2 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Урок-изучение нового материала | Знать: основные этапы развития русской литературы, её жанровое разнообразие | Уметь: делать выводы, сравнивать произведения. | Определить архетип произведения русской литературы (патриотизм, вера в Бога, отношение к войне и т.д.) | Составление опорных конспектов | Периоды развития древнерусской литературы | |
3 | «Слово…» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение (Идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора) | Знать: события, нашедшими отражение в «Слове о полку Игореве» | Привить ученикам любовь к родине. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовить выразительное чтение отрывка на выбор. | |||
4 | Контрольная работа по теме "Древнерусская литература". | Урок контроля | Знать правила анализа произведения литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики; | Уметь строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. | Конспект статьи учебника | |||
5 | РНО. Русская литература XVII века (общий обзор). Гражданский пафос русского классицизма. | Обзорный урок. | Понимать общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); иметь цельное представление о классицизме. | Уметь отличить русский классицизм от западного классицизма. | Расширить кругозор учащихся. | Составление опорных конспектов | Чтение биографии М. В. Ломоносова | |
6 | М. В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. | Урок изучения нового материала | Знать: место и значение М. В. Ломоносова для русского Просвещения. | Освоить комплекс теоретических понятий по данной теме. Уметь: анализировать поэтический текст. | Воспитать в детях чувство национальной гордости, патриотизма. | Составление опорных конспектов | Письменно проанализировать отрывок из оды | |
7 | «Ода на день восшествия…» - типичное произведение русского классицизма. | Урок изучения нового материала | Знать: место и значение М. В. Ломоносова для русского Просвещения.вписать его в контекст русской культуры; особенности художественного мировоззрения поэта. | Выявить языковые и стилистические особенности творчества Ломоносова. | Развить эстетический вкус учащихся. | Составление тезисного плана статьи с последующим пересказом | Сообщение или реферат по теме | |
8 | Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. | Урок изучения нового материала | Знать: классицизм как лит. направление, его принципы; личность Г. Р. Державина, вписать его в контекст русской культуры; особенности худ.мировоззр.поэта. | Выявить языковые и стилистические особенности творчества | Развить эстетический вкус учащихся. | Составление опорных конспектов | Сообщение или реферат по теме | |
9 | Стихотворение «Властителям и судиям», «Памятник» Г. Р. Державина. | Урок изучения нового материала | Научиться находить цитатные примеры из стихотворений для составления аргументации | Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Формировать навыки исследовательской деятельности | Составление тезисного плана статьи с послед.-м пересказом | Стихотворение наизусть | |
10 | Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». | Урок изучения нового материала. | Знать: основные этапы развития русской литературы, её жанровое разнообразие; причины возникновения и особенности русского сентиментализма. | Уметь отличить основные направления русской литературы | Воспитывать учебно – познавательный интерес к русской литературе, теории литературы. | Составление опорных конспектов | Прочитать повесть «Бедная Лиза». | |
11 | Н. М. Карамзин – писатель и историк. | Урок - обобщение | обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза; | Уметь: рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры. | воспитание внимат.отношения к чувствам людей, их душе; способ-тьвоспитанию ответственности за свои поступки перед людьми. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Написать мини-сочинение | |
12 | Сочинение по произведениям литературы 18 века | Урок развивающего контроля | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | Уметь устанавливать аналогии | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий | сочинение | Конспект статьи учебника | |
13 | РНО. Золотой век русской поэзии. | Обзорный урок. | Понимать общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления) | Уметь: выявлять особенности русского романтизма. | Воспитывать к культуре слова. | Составление опорных конспектов | Прочитать биографию В. А. Жуковского | |
14 | В.А.Жуковский. | Урок изучения нового материала | Знать: понятие о художественном мире писателя, основные темы и мотивы лирики | Выявить языковые и стилистические особенности творчества | Формировать навыки исследовательской деятельности | Составление опорных конспектов | Прочитать стихотворение «Море». | |
15 | Баллада «Светлана». | Урок изучения нового материала | Научиться находить цитатные примеры из стихотворений для составления аргументации | Уметь: определить жанровые особенности баллады | Рассмотреть понятие «вера» и «верность» с нравственной точки зрения; формировать систему нравственных ценностей | Составление опорных конспектов | Подготовить сообщения на темы. Чтение, анализ | |
16 | А.С.Грибоедов: личность и судьба | Урок изучения нового материала | Знать: биографию писателя, периоды его жизни; понятие драматического произведения, ремарка как выражение авторского взгляда, значение реплик героев, изображение характера героя в драматических произведениях | Уметь: анализировать поэтический текст; выявить основные элементы драмы классицизма. | Воспитание толерантности в классе. | Художественное чтение. | Конспект статьи учебника | |
17 | «К вам Александр Андреич Чацкий…» (анализ I действия) | Урок изучения нового материала | Знать: основы анализа драматического произведения. | Различать основные теоретико-литературные понятия; совершенствовать умение точно и лаконично формулировать свои высказывания. | Воспитывать любовь к художественной литературе. | Выборочный пересказ | Конспект статьи учебникаЧтение, анализ | |
18 | «Век нынешний и век минувший…» (анализ II действия) | Урок изучения нового материала | Знать: Особенности развития комедийной интриги | Уметь: отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; | Воспитывать понятие нравственных норм и правили совместной деятельности | Составление опорных конспектов. | Подготовить сообщения на темы. | |
19 | «Безумный по всему…» (анализ III действия) | Урок - семинар | Иметь представление о жизненном пути и творчестве Грибоедова, о Москве и нравах современного ему общества; | Уметь конспектировать важные моменты вслед за речью учителя или выступающего; | Воспитывать позитивное отношение к изучаемому произведению, умение слушать товарища. | Анализ фамусовского общества, героев. | Подготовить сообщения на темы. | |
20 | «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…» (анализ IV действия) | Урок развивающего контроля | Знать содержание комедии, основы анализа. | Уметь строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением. | Воспитывать способность видеть лучшие стороны человеческой натуры. | Составление опорных конспектов | Прочитать биографию писателя. | |
21 | «…Картина нравов, и галерея живых типов… и комедия» (по статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний») | Урок изучения нового материала | Знать: факты биографии Пушкина, изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики. | Уметь: анализировать языковой строй стиха | Воспитывать в детях добрыечувства, ценить дружбу. | Составление опорных конспектов | Собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.Чтение, анализ | |
22 | Сочинение – рассуждение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | Урок контроля | Знать правила написания сочинений, сюжет и композицию комедии «Горе от ума» | Уметь устанавливать аналогии | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий | Сочинение | Читать статью учебника. | |
23 | РНО. Повторение пройденного за I четверть. | Урок изучения нового материала | Помочь детям осмыслить, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта. | Уметь: анализировать языковой строй стиха; ассоциативно мыслить. | Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи; | Анализ лирического стихотворения | Выучить наизусть стихотворение на выбор. | |
24 | А. С. Пушкин: жизнь и судьба. | Урок изучения нового материала | Уметь устанавливать аналогии | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий | Тестирование | Чтение, анализ | ||
25 | «Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика А.С.Пушкина) | Урок изучения нового материала | Знать: жанры лирики, её особенности, понятие «роман в стихах»; композиционное строение романа; героев. | Уметь: составлять сравнительную характеристику. | Возбудить интерес учеников к роману. | Составление опорных конспектов | Составить сопоставительную характеристику Онегина и Ленского. | |
26 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | Урок изучения нового материала | Иметь представление об эпохе, в которой жил и творил А. С. Пушкин. | Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторск.позицию и худ.концепциюпроизв-ия: сюжет, систему образов. | Развивать умение анализировать ситуации, в которых оказываются герои, и применять полученный опыт. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Сопоставительная характеристикаЧтение, анализ | |
27 | «Хочу воспеть свободу миру» (свободолюбивая лирика Пушкина) | Урок изучения нового материала | Знать: содержание романа, систему образов. | Уметь: характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений; | Воспитывать чувство прекрасного и уважение к русской литературе | Составление опорных конспектов | Подготовиться к сочинению. | |
28 | Обучающее сочинение – рассуждение по лирике А.С.Пушкина. | Урок общеметодической направленности | Научиться понимать смысл произведения и видеть главное | Уметь извлекать необходимую информацию из прочитанного текста | Формирование навыков самостоятельной работы | Составление письменного ответа на проблемный вопрос | Чтение, анализ | |
29 | Сочинение – рассуждение по лирике А. С.Пушкина. | Урок рефлексии | Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности | Уметь работать с критической литературой; | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | Сочинение | Подготовиться к сочинению | |
30 | РНО. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания, замысел и композиция. «Онегинская строфа» | Урок развивающего контроля | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных текстах | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий | Выразительное чтение и его рецензирование | Прочитать биографию писателя. | |
31 | Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. | Урок общеметодической направленности | Научиться выявлять художественные особенности романа. Знать: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. Научиться определять идейно- эмоциональное содержание стихотворений М.Ю.Лермонтова. Знать: проблематику произведения; смысл понятия «герой времени» Знать: художественные средства создания характера героя. | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа | Формирование навыков взаимодействия в группе | Инд и парная работа с дидактич.материалом | Составить сопоставительную характеристику Онегина и Ленского. | |
32 | Р.Р.Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Урок изучения нового материала | Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Уметь: выбирать цитаты, характеризующие героя. Уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки. Уметь: строить собственное высказывание на материале произведения, анализе изобразительных средств. Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.
| Формирование навыков взаимодействия в группе . Привить любовь и уважение к русской литературе. Формирование навыков самодиагностики. Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности вести диалог | Инд и парная работа с дидактич.материалом | Сопоставительная характеристикаЧтение, анализ | ||
33 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа "Евгений Онегин". | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Подготовиться к сочинению. | ||||
34 | Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в зеркале критики. | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Чтение, анализ | ||||
35 | Итоговый тест по творчеству А.С.Пушкина. | урок контроля | Тестирование | Подготовиться к сочинению | ||||
36 | РНО. Данте Алигьери: личность, судьба, творчество | урок развития речи | Выразительное чтение и его рецензирование | Прочитать биографию писателя. | ||||
37 | М.Ю.Лермонтов: жизнь и судьба. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов. | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Составить сопоставительную характеристику Онегина и Ленского. | ||||
38 | Лирический герой поэзии Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Сопоставительная характеристикаЧтение, анализ | ||||
39 | Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. | урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Подготовиться к сочинению. | ||||
40 | Философская лирика Лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы. | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Чтение, анализ | ||||
41 | Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова «Дума» и «Бородино». | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Подготовиться к сочинению | ||||
42 | Сочинение по произведениям М.Ю.Лермонтова. | Урок контроля | Выразительное чтение и его рецензирование | Прочитать биографию писателя. | ||||
43 | РНО. «Герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики. Век Лермонтова в романе. | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Составить сопоставительную характеристику Онегина и Ленского. | ||||
44 | Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Сопоставительная характеристикаЧтение, анализ | ||||
45 | Журнал Печорина. Глава "Княжна Мери". | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Подготовиться к сочинению. | ||||
46 | Обучение анализу эпизода по главе «Тамань» | Урок изучения нового материала | Выразительное чтение и его рецензирование | Чтение, анализ | ||||
47 | Контрольная работа по роману «Герой нашего времени». | урок контроля | контрольная работа | Подготовиться к сочинению | ||||
48 | РНО. Обобщение пройденного материала за курс 1п/г | Урок обобщения | Выразительное чтение и его рецензирование | Прочитать биографию писателя. | ||||
2 полугодие | ||||||||
Страницы жизни и творчества Н.В.Гоголя. | Урок изучения нового материала | Знать: биографию писателя, особенности жанра поэмы как эпического произведения, понятия лиричности и психологизма. | Уметь: внимательно читать | Воспитывать интерес к творчеству Н. В. Гоголя | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовить сообщения-характеристики помещиков | ||
Поэма "Мертвые души". История создания. Особенности сюжета. | Урок изучения нового материала | Знать: понятие «типизация»; замысел, композицию, смысл названия, жанр произведения. | Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения: сюжет, систему образов. | Воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества. | Составление опорных конспектов. | Характеристика Чичикова. | ||
Художественная деталь как средство создания образа. | Урок изучения нового материала | Знать: художественные средства создания характера героя | Уметь: строить собственные выводы по теме, анализировать детали произведения | Формировать ценностное отношение к литературному герою. | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Выявить особенности поэмы. Подготовиться к диспуту. | ||
Построение характеров в поэме «Мертвые души». Мертвые и живые души. | Урок развитие речи | Знать: содержание поэмы, систему образов; мнение критиков. | Уметь: различать героя, повеств-ля и автора в худ. произв..; создавать устн.монолог.высказывания разного типа, вести диалог; | Воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт. | Исследовательские работы | Подготовиться к тестированию | ||
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | Урок - зачет | Знать: текст, сюжет, композицию произведения, систему образов. | Уметь выбрать правильный ответ. | Формирование навыков индивид.выполнениядиагност.заданий | Тестирование | Проч. статью учебника «Рус.лит-раXX века» | ||
«Мертвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора. Пафос и роль лирических отступлений. | Урок изучения нового материала | Знать: биографию писателя, особенности произведения, понятия психологизма. | Уметь: внимательно читать | Воспитывать интерес к творчеству Ф.М.Достоевского | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовить сообщения | ||
Тестирование по поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. | Урок изучения нового материала | Знать: биографию писателя, особенности произведения, понятия психологизма. | Уметь: внимательно читать | Воспитывать интерес к творчеству Ф.М.Достоевского | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовить сообщения | ||
РНО. Р.Р. Подготовка к итоговому собеседованию. | Развитие речи | |||||||
РНО. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи». | Урок изучения нового материала | Знать: биографию писателя, особенности произведения, понятия психологизма. | Уметь: внимательно читать | Воспитывать интерес к творчеству Ф.М.Достоевского | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовить сообщения | ||
Тема одиночества человека в странном мире белых ночей. | Урок изучения нового материала | Знать: биографию писателя, особенности произведения, понятия психологизма. | Уметь: внимательно читать | Воспитывать интерес к творчеству Ф.М.Достоевского | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Подготовить сообщения | ||
Подготовка к итоговому сочинению. | развитие речи | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Конспект статьи учебника. | |||||
Петербург Достоевского. | Урок изучения нового материала | Фронтальный и индивидуальный опрос. | Конспект статьи учебника. | |||||
Сочинение по повести «Белые ночи». | Урок развивающего контроля | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных текстах | Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | Формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий | Сочинение | Конспект статьи учебника. | ||
14 | РНО. Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений | Урок изучения нового материала | Понимать общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления) | Продолжить формирование общеучебных знаний, умений и навыков конспектирования, планирования ответов, сравнения и обобщения. | Содействовать воспитанию нравств.качеств, уделить особое внимание воспитанию эстетич. норм, гуманизма, активн.жизн..позиции | Составление опорных конспектов | Подготовить сообщения | |
15 | Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. | Урок изучения нового материала | Осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него. | Создавать условия для развития умения формир-ть собств. точку зрения, высказывать и аргумент-ть ее. | Привить умение сочувствовать и сострадать к ближнему. | Фронтальный и индивидуальный опрос | Чтение рассказа «Тоска» А. П. Чехова | |
16 | Рассказ А. П. Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». | Урок изучения нового материала | Чтение рассказа «Тоска» А. П. Чехова | |||||
17 | Тестирование по рассказу «Тоска» А. П. Чехова. | Урок контроля | Знать сюжет и композицию рассказа «Тоска» | Прочитать биографию И. Бунина | ||||
18 | РНО. Жизнь и творчество И. А. Бунина. | |||||||
19 | И. Бунин. Новелла «Темные аллеи». | Урок изучения нового материала | Знать: понятие импрессионализма в искусстве | Уметь: характеризовать изобразительно-выразительные средства. | Уделить особое внимание воспитанию эстетических норм, гуманизма. | Составление опорных конспектов | Конспект статьи учебника. | |
20 | «Серебряный век» русской поэзии. | Урок изучения нового материала | ||||||
21 | Своеобразие лирики А. А. Блока. | Урок изучения нового материала. | Знать: основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму | Уметь: характеризовать изобразительно-выразительные средства. | Воспитывать интерес к поэзии А. Блока. | Составление опорных конспектов | Читать биографию С. Есенина. | |
21 | Литературно- музыкальная композиция, посвященная Сергею Есенину. | Урок изучения нового материала. | Вспомнить с учащимися страницы жизни и творчества С. Есенина. | Уметь: самостоятельно выражать читательское восприятие стихов | Уделить особое внимание воспитанию патриотизма, любви Родине. | Составление опорных конспектов | Наизусть на выбор. | |
23 | С. Есенин. Размышления о жизни, любви, природе «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Не жалею, не зову, не плачу…». | Урок - обобщение | Знать: своеобразие лирики С. Есенина. | Продолжить формирование умений и навыков анализа лирического произведения. | Воспитать интерес к чтению. | Выразительное чтение стихотворения. | Конспект биографии В. В. Маяковского. | |
24 | Слово о В.В. Маяковском. | Урок изучения нового материала. | Знать факты из биографии В. В. Маяковского. | Уметь: самостоятельно выражать читательское восприятие стихов, систематизировать материал. | Формирование читательской культуры. | Составление опорных конспектов. | Наизусть на выбор. | |
25 | «Громада-любовь» и «громада-ненависть». | Урок изучения нового материала. | Подготовиться к анализу | |||||
26 | Проверочная работа. Анализ стихотворений на выбор. | Урок - зачет | Знать: текст, сюжет, композицию произведения, систему образов. | Уметь: анализировать лирическое произведение. | Формирование навыков индивидуального выполнения диагност.заданий | Анализ лирич.произведения на выбор | Прочитать биографию М. Булгакова. | |
27 | РНО. М. А. Булгаков. Жизнь и судьба. | Урок изучения нового материала. | Знать: содержание произведения. | Уметь: определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа. | Формирование читательской культуры. | Составление опорных конспектов. | Подг.сообщ. на тему «история создания повести «Собачье сердце». | |
28 | Художественные особенности повести «Собачье сердце». Система образов в повести «Собачье сердце». | Урок изучения нового материала. | Составление опорных конспектов. | Подг.сообщ. на тему «история создания повести «Собачье сердце». | ||||
29 | М. А. Булгаков. Повесть "Собачье сердце" как соц.-философ. сатира на соврем.общество. | Урок заключение | Знать: текст произведения, его героев. | Уметь: работать с текстом, | Формирование навыков взаимодействия в группе | Выступление с сообщением. | Прочитать биографию М. Цветаевой. | |
30 | М. А. Булгаков. Повесть "Собачье сердце" как соц.-философ. сатира на соврем.общество. | |||||||
31 | М. И. Цветаева: судьба, личность, творчество. | Урок изучения нового материала. | Знать: личность и судьбу М. И. Цветаевой. | Уметь: самостоятельно выражать читательское восприятие стихов | Формирование читательской культуры. | Выступление с сообщением. | Выписать интересные факты из жизни А. Ахматовой. Чтение стихотворений. | |
32 | «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!...» | Урок изучения нового материала. | ||||||
33 | Любовь в жизни и творчестве М.Цветаевой. «Дневник психеи». | Урок изучения нового материала | ||||||
34 | А. А. Ахматова: судьба, личность, творчество. | Урок изучения нового материала. | Знать: факты из жизни А. Ахматовой, | Уметь давать оценку прочитанным текстам | Формирование навыков взаимодействия в группе | Выразительное чтение | Наизусть на выбор. Чтение статьи учебника | |
35 | «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать…» Ранняя лирика А. Ахматовой. | Урок изучения нового материала. | ||||||
36 | А. А. Ахматова. Стихотворения о поэте и поэзии. | Урок изучения нового материала | Научиться владеть изученной терминологией по теме | Уметь: самост-но выражать читат.восприятие стихов | Формирование навыков исследовательской деятельности | Чтение стихотворения наизусть. | Подготовиться к проектной работе. | |
37 | Поэма А. Ахматовой «Реквием». «Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…». | Уметь: самост-но выражать читат.восприятие стихов | Формирование навыков исследовательской деятельности | Формирование навыков исследовательской деятельности | ||||
38 | Проектная работа по теме «Поэты серебряного века». | Урок контроля | Уметь строить устные и письменные высказывания в связи с изуч. произведением | Сообщение. | Прочитать биографию Н. А. Заболоцкого. | |||
39 | РНО. Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте | Урок изучения нового материала. | Знать: факты из жизни А. Заболоцкого. | Уметь: систематизировать лекционный материал. | Воспитывать бережное отношение к природе. | Опорный конспект | Прочитать статью учебника | |
40 | «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого. | Урок изучения нового материала. | Формирование навыков исследовательской деятельности | Прочитать М.А.Шолохова «Судьба человека | ||||
41 | М. А. Шолохов. «Судьба человека».. | Урок изучения нового материала. | Научиться определять идейно- тематическое своеобразие текста | Уметь: сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. | Формирование устойчивой мотивации к индивид. и коллект.творческой деятельности | Индивид. и парная работа с дидактич.материалом | Прочитать М.А.Шолохова «Судьба человека | |
42 | Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя | Урок изучения нового материала. | Прочитать Б.Васильева «А зори здесь тихие» | |||||
43 | Б. Васильев «А зори здесь тихие». | Внеклассное чтение | Знать: факты из жизни Б. Васильева | Уметь: сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. | Формирование устойчивой мотивации к индивид. и коллект.творческой деятельности | Индивид. и парная работа с дидактич.материалом | Прочитать биогр.Б.Л.Пастернак | |
44 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. | Урок изучения нового материала. | Научиться определять идейно-эмоциональное содержание стихотворений Пастернака | Уметь: устанавливать аналогии, ориент-ся в разнообразии способов решения задач | Формирование навыков самодиагностики | Анализ стихотворений | Прочитать биографию А.Т.Твардовского | |
45 | «Во всем мне хочется дойти … до сути..» Изучение творчества Б. Л. Пастернака | Урок изучения нового материала. | ||||||
46 | Знакомство с творчеством А. Т. Твардовского. | Урок изучения нового материала. | Научиться анализировать поэтический текст | Уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Формирование устойчивой мотивации к индивид. и коллект.творческой деятельности | Изуч.содерж.параграфа учебника, анализ текста по алгоритму | Чтение статьи учебника. Прочитать биографию А.И.Солженицына | |
47 | Стихи о Родине и о природе. Осмысление темы войны. | Урок изучения нового материала. | ||||||
48 | А.И. Солженицын. «Матренин двор». | Урок изучения нового материала. | Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора | Уметь называть объекты и в соответствии с содержанием | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Подбор цитатных примеров из текста | Читать произв А.И Солженицына «Матренин двор» | |
49 | " Тема праведничества в рассказе. | Урок изучения нового материала. | Научиться анализировать произведение | Уметь называть объекты и в соответствии с содержанием | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Самостоятельная работа, участие в коллективном диалоге | Подготовиться к контр. работе | |
50 | Контрольная работа по изученным темам | Урок контроля | Знать пройденные темы | Уметь называть объекты и в соответствии с содержанием | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Контрольная работа | Чтение статьи учебника | |
51 | РНО. Романсы и песни на слова русских писателей XIX-XX вв. | Урок изучения нового материала | Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора | Уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Формирование устойчивой мотивации к индивид. и коллект.творческой деятельности | Изуч.содерж.параграфа учебника, анализ текста по алгоритму | Прослушать романсы и песни | |
52 | По страницам произведений зарубежной литературы | Урок изучения нового материала | Научиться определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора | Уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Формирование устойчивой мотивации к индивид. и коллект.творческой деятельности | Изуч.содерж.параграфа учебника, анализ текста по алгоритму | Прослушать романсы и песни | |
53 | Тестирование по изученным темам | Урок контроля | Знать пройденные темы | Уметь называть объекты и в соответствии с содержанием | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Тестирование | Чтение статьи учебника | |
54 | РНО. Обзор произведений для чтения летом. | Обобщение и систематизация | Знать пройденные темы | Уметь называть объекты и в соответствии с содержанием | Формирование устойчивой мотивации к обучению | Итоговый урок | Список для чтения во время летних каникул |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....