Даниил Гранин " О милосердии"
методическая разработка по литературе (7 класс)
На уроке обучающиеся узнают, как связаны город Старая Русса и писатель Даниил Гранин, познакомятся с его работой "О милосердии", порассуждают над вопросами по тексту, поговорят о том, когда они проявляли милосердие, что значит это слово. Каждый обучающийся получит кусочек пазла, на котором напишет, что такое милосердие. Совместно дети соберут пазл " Большое сердце", который будет полностью отражать тему занятия. В группах обучающиеся придумают подписи к фотографиям на тему "Милосердие", а потом смогут раздать свои работы людям на улице. Домашняя работа будет заключатся в написании синквейна по теме урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеклассного мероприятия для 7 класса
в рамках «Недели православной книги»
Ларионова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия» города Старая Русса
Тема урока: «О милосердии»
Цель: Познакомить обучающихся с работой Даниила Гранина «О милосердии".
А). Личностные результаты:
1) формировать духовно-нравственные ценности: любовь к родине, к людям, милосердие, доброту;
2) развивать навыки сотрудничества со сверстниками ;
3) формировать самоуважение, уважение к собеседникам
Б). Метапредметные результаты:
1) грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,
2) слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её
3) взаимодействовать в группах
В). Учебные результаты:
1) обогащать знания обучающихся о родном крае, о людях, жизнь которых связана с Новгородской землёй
2) Формировать умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении;
2) Развивать творческие способности.
Средства (оборудование):
1)карточки: с текстами;
2)проектор, компьютер; презентация
3) плакат «Сердце» (заранее разрезаем его на части, с другой стороны клеим двусторонний скотч)
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты | |
1 | Мотивирование к деятельности. Учащиеся работают индивидуально | Дорогие ребята, сегодняшнее занятие мы проводим в рамках Недели православной книги. Дети, мы живём с вами в замечательном крае -Новгородчине. А чем же он замечателен? Кто-нибудь из вас задумывался? (природой, музеями, церквями, курортом) - Несомненно, вы правы. Но мне хотелось бы ещё сказать вам, что наш край замечателен своими людьми. - Скажите, пожалуйста, с именем каких великих писателей связан наш город? (Ф.М.Достоевский) -Сегодня я хочу познакомить вас с писателем, который является нашим земляком. (слайд 2) Это Гранин Даниил Александрович, писатель, публицист, гражданский активист, участник Великой Отечественной войны, фронтовик, чья жизнь неразрывно связана с новгородской землёй. (Слайд 3)Так сложилось, что в детстве, несколько лет будущий писатель провёл в Старой Руссе. «И хотя взрослая жизнь и становление творчества Даниила Александровича связаны с Ленинградом, на страницах его произведений прослеживаются «старорусские воспоминания». Именно в Старую Руссу приводит читателей повесть «Обратный билет». (слайд 4) Из интервью, опубликованного в «Литературной газете» 1 января 2004 года. «В Новгородчине, где мы жили, во многих избах были лотки. Прохожий мог постучать по этому лотку, оставаясь невидимым для хозяев, и туда спускали печёную картошку, кусок пирога или просто хлеб. Как тогда говорилось: «Чтобы хозяин не гордился, а нищий не стыдился». Это очень высокая культура анонимности. Что у нас сейчас — меценаты, спонсоры. Для них почти немыслимо помогать безымянно. В России милосердие было развито до революции, существовало много домов призрения… Практически все великие княгини занимались делами милосердия и не от случая к случаю (как жёны наших руководителей), а повседневно. Как это восстановить, как это связано с церковью, с религией, с моральными критериями нашей жизни, не знаю…» (слайд 5) Судьба распорядилась так, что Даниил Александрович Гранин неоднократно бывал в Новгороде и Старой Руссе потому что, по его справедливому мнению, родина писателя — это детство. Оба города часто встречаются на страницах гранинских книг, написанных с добрым чувством к тем, кто жил и живёт вокруг Ильмень-озера. (6 слайд) с 2011 года Даниил Александрович возглавлял Международный благотворительный фонд имени академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В последние годы писатель создал первое в стране Общество милосердия и способствовал развитию этого движения в России | Дети внимательно слушают и настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2 | Постановка познавательной цели | Во время беседы учитель выдаёт ученикам, ответившим верно на вопрос часть сердца - Дети, давайте сформулируем тему сегодняшнего занятия (милосердие) -А что такое милосердие? (Как появилось это слово?) - Давайте прочитаем текст Даниила Гранина «О милосердии» В прошлом году, когда я шёл по улице, случилось со мной несчастье. Я упал, повредил нос, руку, был в крови. Это произошло ранним вечером в людном месте, на Кировском проспекте. Позвать на помощь мне было трудно: рот мой был разбит. По проспекту шли люди- и никто не обращал на меня внимания. Как они смотрели на меня? Сначала с любопытством, потом с равнодушием. Отводили глаза, отворачивались, делали вид, что ничего не заметили. Ни один из них даже не спросил: что со мной случилось? Я уж не говорю о том, чтобы предложить мне помощь. Как мне было плохо! Боль так разрушала сознание, что в любую минуту я мог упасть. Но понимал, что, если я упаду, ничего не добьюсь – все будут спокойно перешагивать через меня. Я долго потом думал о том, что со мной случилось? Почему никто не предложил мне помощь? Неужели желание жить спокойно, ни во что не ввязываться, стало в людях главным, подавив в них простые человеческие чувства –элементарное сочувствие в беде, готовность помочь хотя бы словом? Мне стало интересно: «А действительно ли всё дело в других? Нет ли и во мне похожих чувств?» И, действительно, я порой тоже хотел уклониться, избежать трудностей, ответственности за другого человека. Я хорошо помню, что это желание давным-давно стало привычным для множества людей, и не нахожу для этого очевидных причин. Конечно, на фронте всё было по-другому. Там всем было одинаково плохо, и никто не прошёл бы равнодушно мимо раненого. Перевязывали, если надо, тащили на себе. Не все это делали, но подавляющее большинство. А что сейчас можно сделать, чтобы вернуть милосердию право находиться в нашей жизни? Что я могу один? Только напомнить об этом в надежде, что кто-нибудь задумается. И это, наверное, то, что может сделать писатель.
| Учащиеся выразительно читают текст, формулируют цель занятия. Дети высказывают свои предположе-ния. | Познавательные: выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: учиться слушать и слышать, излагать своё мнение Регулятивные: формулировать тему занятия, ставить цель работы. |
3 | Актуализация опорных знаний | - Как вы думаете, почему никто не помог человеку? - Значит, милосердие – избирательное чувство? К кому-то оно возникает, а к кому-то нет? (могут быть разные мнения) - А какими критериями должен руководствоваться человек, выбирая, кому он будет помогать? - Все согласны? (нет, милосердие, это когда человек помогает всем, нуждающимся в помощи) - А как вы считаете, в наш век роботов и компьютерных технологий, милосердие остаётся актуальным? - А кто сегодня нуждается в милосердии, по вашему мнению? - Может быть, вы сами проявляли милосердие? Или были свидетелями таких поступков? - А как милосердие возникает в человеке? ( Идёт от души, от сердца) - Значит, милосердие –это не продуманное чувство, а возникающее в сердце человека по велению души. - Как вы считаете, а вам присуще это чувство? -А сейчас я вас прошу подумать и написать на тех частичках, которые я вам выдала, какими качествами должен обладать человек, чтобы мы могли его назвать «милосердным»? Теперь я прошу вас подойти к моему столу и собрать пазл, который у вас получится. (Должно получиться сердце) Анализируем: какими качествами обладает милосердный человек | Дети, слушают учителя, задают вопросы, рассуждают, доказывают своё мнение | Познавательные: Узнать о творчестве Гранина Д.А.. Коммуникативные: слушать, ясно и грамотно излагать своё мнение. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания) а) организация работы в парах б) планирование деятельности | Дети, мне очень понравилось ваше милосердное сердце, наполненное добротой, любовью, лаской, нежностью, терпением. (Перечисляем все качества, которые дети написали) -Дети, посмотрите, пожалуйста, у вас на партах лежат фотографии. Будьте добры, напишите на каждом из них обращение к людям нашего города о проявлении милосердия к тому, кто изображён на фото. | Ученики внимательно слушают учителя. Вспоминают правила работы в парах | Познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: Соблюдать правила общения. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Регулятивные: Понимать учебную цель и задачи. |
5 | Реализация проекта А) осуществление деятельности По решению проблемы Б) оформление результатов В) презентация проекта | ( слайды 7-17) Учитель показывает картинку на слайде А сейчас я попрошу каждую пару выйти и прочитать, что у вас получилось | Дети работают в парах, придумывают слоганы Каждая пара озвучивает результат совместной работы. Дети высказывают своё мнение. Ребята внимательно слушают и запоминают. | Познавательные: Формирование умения работать с текстом (отбирать, анализировать). Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли Регулятивные: Умение планировать процесс и контролировать и результат своей деятельности и деятельности своих товарищей.. |
6 | закрепление с проговариванием во внешней речи | Дети, я предлагаю провести эксперимент: давайте после нашего занятия раздадим наши плакатики людям, чтобы и ученики, и учителя, и гости гимназии обратили внимание на милосердие в своём сердце и проявили его. | Учитель помогает обучающимся раздавать плакатики, | Коммуникативные: Формировать умение строить грамотные ответы на вопросы Познавательные: Выделять важную информацию. |
7 | Включение в систему знаний и повторение | (слайд 18) А сейчас предлагаю написать синквейн «Милосердие» 1.Первая строка – тема - одно слово имя существительное 2. Вторая строка – описание темы в двух словах имена прилагательные 3.Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголы 4.Четвёртая строка – фраза из четырёх слов , выражающая отношение автора к данной теме. 5. Пятая строка – одно слово-синоним к первому , на эмоционально- образном или философско-обобщённом уровне повторяющее суть темы | Ученики отвечают на вопрос. Их ответы развернутые и содержатель-ные. Дети зачитывают свои синквейны | Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
8 | Домашнее задание. | (19 слайд ) -Дети, дома я предлагаю написать сочинение – рассуждение на тему: «Что значит быть милосердным?» Композиция сочинения: 1 абзац – объяснение понятия 2 и 3 абзацы – аргументы из текста Д.Гранина и ваши объяснения 4 абзац – вывод по первому абзацу | Записывают тему сочинения и композицию | Личностные: Формирование умения применить полученные знания в своей жизни. |
9 | (20 слайд) Дорогие ребята, большое спасибо за ваши ответы на мои вопросы. Мне было очень интересно с вами, надеюсь, и вам тоже | |||
10 | Источники информации | 1.https://novvedomosti.ru/news/culture/51779/ 2.https://www.rulit.me/books/miloserdie-read-252414-1.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа Даниила Гранина "Пациент".
Дан текст рассказа и небольшой анализ. Можно использовать для подготовки к олимпиаде....
Конспект урока "Хроники непобежденного города. «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича."
Тема: Хроники непобежденного города. «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича.Класс: 9Предмет: литератураУчитель: Головкова Ольга НиколаевнаПодготовительный этапПодготовка к занятию начинае...
Презентация "Даниил Гранин - писатель, фронтовик", посвящённая 100-летию Д.Гранина
Презентация "Даниил Гранин - писатель, фронтовик" (к 100-летию Д.Гранина) может быть использована на классных часах, литературных конференциях, посвящённых юбилею писателя...
"Даниил Гранин – человек своего времени"
В исследовательской работе, посвященной Даниилу Гранину, писателю, гуманисту, общественному деятелю, нашему соотечественнику и современнику, я хочу исследовать природу нравственных ценностей человека ...
Презентация к мероприятию, посвященному образу ученых в романах Даниила Гранина
Презентация посвящена образу ученого Льва Давидовича Ландау в романе Даниила Гранина "Иду на грозу". В ней приведен сравнительный анализ основных цитат из текста романа &qu...
Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Д.А.Гранина; проанализировать рассказы «Молоко на траве», «Пленные», «Смерть интенданта»....
Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина (презентация)
Презентация к Игре «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина...