Анализ рассказа Даниила Гранина "Пациент".
олимпиадные задания по литературе на тему
Дан текст рассказа и небольшой анализ. Можно использовать для подготовки к олимпиаде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
daniil_granin._patsient.-2.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Даниил Гранин.
Пациент
Памяти Игоря Ч.
Ночью он упал с кровати, а ему показалось, что скатился в воронку от снаряда. Надо выбраться, иначе он замерзнет. С ним однажды это уже было на фронте под Мгой. Он стал карабкаться обратно в кровать.
Земля осыпалась под руками? Стены воронки были крутые. Дело было ночью. Шел обстрел. Немцы били из тяжелых орудий. Сто пятьдесят. Или двести двадцать. Он выбрался и дал команду стрелять. Он знал, откуда они бьют, они били из Александровки. Но связь прервалась.
Ему было за семьдесят, никого из ребят уже не осталось — Санька спился, Серега стал мафиози, сидел. Единственный, кто еще действовал, это Паша, их полковник. Он был моложе их всех. Теперь он большая шишка, Павел Афанасьевич, первый зам или вице...
Пашка орал на него за то, что нет связи, грозился отдать под трибунал. Тогда майор Медведев тоже стал кричать, что рация дерьмовая, аккумуляторы сели, никто не заботится, а эти штабные крысы играют со своими блядями в карты.
С трудом, кляня его, санитарки втащили на кровать. Сестричка Таня в сердцах дала ему по рукам, чтобы не лапал. Она поставила решетку на кровать, подтерла за ним лужу, назвала засранцем.
А в медсанбате у него была Люда. Он мчался к ней на мотоцикле, и они уходили в какой-то чулан, в конце коридора, где хранились тюфяки.
Назавтра приехал к нему Павел Афанасьевич. Его сопровождал главврач, начальники больницы и какие-то холуи.
Поговорили. Паша сидел, а те стояли позади. Паша спросил, что ему надо. Ничего не надо. Но Пашка настаивал — может, в другую палату, двухкомнатную, может, какое особое питание? Под накинутым на плечи накрахмаленным халатом блестел-переливался костюм сизого голубиного цвета. Попросить, что ли, такой роскошный костюм? Смех его не понравился Паше.
— Ты чего смеешься? — строго спросил он.
Он долго смотрел на Пашу, на его отвисшие щеки, на рыжие пятна на руках. Тоже скоро умрет.
— Зря ты упрятал Медведева в штрафбат, — вдруг сказал он Паше. — В сущности за то, что назвал тебя трусом.
— О чем ты? Какой Медведев?
Паша переглянулся с главврачом.
— Не помнишь? Врешь, помнишь! Костя Медведев, начальник связи, он с тобой еще стреляться хотел, а ты, ты...
Вызвали сестру, она сделала ему укол. Все еще сидели, о чем-то говоря между собой. Он успокоенный лежал, слушал, как бухает сердце. Госпиталь горел. Раненые прыгали из окон. Йодистое дыхание утихающего боя...
После отъезда Паши к нему посадили дежурить медсестру Таню. Под вечер он умер. Взял ее за руку, погладил, отвернулся к стене и умер.
Она вернулась с дежурства усталая. Рассказала матери, какой он тяжелый, как собирала его вещи — книги, бумажник, грязные носки, бритву и что из бумажника выпала фотография, где он был молодым, в форме, с усами, похожая на ту, что у матери в альбоме. Мать достала альбом, они нашли ту фотографию, там тоже был лейтенант, тоже с усиками, но вроде не тот. Таня сказала, что все они в той старинной форме, с пилотками, похожи друг на друга. Мать ушла к себе в комнату, и Таня слышала, как она тихонько плачет.
Может быть, по этому рассказу взять тему «Время и память»? Как раз в 2015 году юбилейная дата со Дня Победы.
Герой находится на грани жизни и смерти, поэтому так сильны и живы воспоминания о войне. Настоящее и прошлое переплетаются у всех героев. И постоянно в рассказе прослеживается связь времен, связь настоящего с прошлым (интересно, что «связь» телефонная в прошлом по-настоящему «прервалась», как прервалась в настоящем связь товарищей-бойцов в прошлом): «но связь прервалась» - «нет связи» - «не помнишь? Врешь, помнишь» - «начальник связи» (в прошлом – Костя Медведев) - начальник над ситуацией…
Время в рассказе = ночь – назавтра (день) – под вечер – вечер.
Ночь = время вспять или в никуда? В бездну?
Назавтра (день) = встреча с прошлым (с Павлом Афанасьевичем, с Пашей, с Пашкой – когда как называет его герой и почему? Тоже интересно поразмышлять).
Под вечер = настоящее (действительное, т.к. глаголы передают его действия, но все глаголы в прош.времени)
Вечер = переплетается у Тани дома настоящее и прошлое.
Композицию рассказа можно проследить по времени в рассказе (кульминация – диалог. Что в нем?! Память о прошлом – но для одного это боль души, память о несправедливо наказанных, а для другого страх воспоминания о своей трусости в прошлом)
Короткий отрезок времени, но в нем – жизнь героя (кстати, почему он безымянный? М.б. любой, прошедший войну, и т.д.), то, что для него особенно ценно. МЫ не видим его портрета, нет его описания, мы только видим, что это человек действия (глагольные предложения), человек воли («надо выбраться»), человек, хорошо знающий и оценивающий ситуацию («он знал, откуда бьют..»).
Удивительно, но только портрет Павла Афанасьевича, Пашки дает нам автор, желая подчеркнуть, что бывшего полковника интересует больше материальное, нежели духовное и душа фронтовика.
Душа умирающего и умершего героя раскрывается через диалог, через последовательность вещей, оставшихся от него (на первом месте книги – духовность).
Сравнения помогают понять и жизнь героя, и образ времени и вообще сравнения очень интересную картину создают – можно проследить за сравнениями и тему такую взять «Стилистическая роль сравнений в создании образа времени в рассказе Даниила Гранина «Пациент».
Жизнь (взрывы, война) - смерть (тишина)
Жизнь (мир) - война (среди людей)
Настоящее - прошлое
Сестричка Таня (черствость, равнодушие, злость) – сестричка Люда (любовь, страсть, жизнь)
Война - Любовь
Павел Афанасьевич (настоящее) - Пашка, Паша, (их полковник)
Трус сейчас - трус тогда (в прошлом)
Смерть = Мир - Жизнь = Война
Контекстуальные антонимы (как разновидность противопоставления):
« Ему было за семьдесят» - «выпала фотография, где он был молодым»,
«Бухает сердце» - «Дыхание утихающего боя»
Интересно то, что в основном использованы глаголы прош.времени, глаголов наст.времени очень мало:
- «- Ты чего смеешься?» - когда герой засмеялся над своим желанием – издевкой, т.к. ничего не хотелось уже.
- «Не помнишь? Врешь, помнишь!» - эмоционально сказанные, т.к. герой уверен, что Пашка должен помнить, т.к. подлость и трусость не забывается.
- «как бухает сердце» (соединяющее прошлое и настоящее, воскресившее память)
- «Она тихонько плачет» (единение душ: герой – Люда – мать Тани)
А глагол в буд.времени только один – «Тоже скоро умрет» - будущего у полковника Пашки нет.
Интересна и композиции рассказа, и особенности организации худ.пространства и времени. Это тоже можно через сравнения все проанализировать.
И способы выражения Сравнений разные:
- Синтаксические – противопоставления с союзами А, НО
- Грамматические – тоже, моложе всех, теперь, похожая на ту, не тот, в той старинной форме.
Или рассмотреть местоимения – тоже интересная картина получается.
И какой смысл вкладывает автор в слово «связь»? И что значит фотография героя и альбом с фотографиями у матери Тани? И почему рассказ называется «Пациент»? и т.д. и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"
Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
Урок повторения и изучения нового материала в 8 классе по теме: «Сбор и анализ статистических данных»
Урок повторения и изучения нового материала в 8 классе по теме: «Сбор и анализ статистических данных»...
Доклад "АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ"
В данном докладе проведён анализ показателей суицида среди подростков....
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
Применение искусственного интеллекта в анализе лингвистических данных: методы и перспективы развития
Данная статья рассматривает применение искусственного интеллекта в анализе лингвистических данных. Она указывает на возможности, которые предоставляет использование методов машинного обучения и нейрон...