Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина
методическая разработка (10 класс)
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Д.А.Гранина; проанализировать рассказы «Молоко на траве», «Пленные», «Смерть интенданта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_d.granin_borisova_s.g.docx | 59.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Д.А.Гранина; проанализировать рассказы «Молоко на траве», «Пленные», «Смерть интенданта».
Планируемые результаты:
Личностные:
- Интерес к литературе, истории, слову как единице языка.
- Чуткость, отзывчивость, сострадания, гражданская позиция.
Метапредметные:
Регулятивные
- Постановка учебной задачи.
- Владение основами контроля и самооценки.
Познавательные
Развивать
- внимание, способности к наблюдению;
- навыки работы с учебной информацией;
- память, эрудированность, логическое мышление.
Коммуникативные
Развитие коммуникативных умений:
- монологическую и диалогическую речь;
- аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
- Формирование знаний о писателе и его творчестве, о жанровом своеобразии его произведений.
- Развивать умение проводить лингвистический анализ текста.
Оборудование:
- Тексты рассказов «Молоко на траве», «Пленные», «Смерть интенданта»
- Игровые дорожки, карточки с вопросами, ордена «Умников»
- Презентация.
Участники: учащиеся 10-11 классов, ведущие, члены ареопага (жюри)
Подготовительный этап.
- Предварительное прочтение рассказов, выбранных для знакомства. Изучение биографии писателя.
- Составление заданий каждого агона.
- Подготовка реквизита для игры.
- Выбор членов ареопага (жюри)
Ход игры.
Ведущий1: Добрый день, уважаемые участники, гости, члены ареопага!
(слайд1) Мы рады приветствовать Вас на игре «Умники и умницы», посвященной жизни и творчеству Даниила Гранина. Первый день Нового года совпал со столетием со дня рождения писателя Даниила Гранина (1919-2017). Прошедший в молодости фронтовыми дорогами, Гранин до конца дней сохранил ясность памяти и твердость писательской руки, без остатка посвятив жизнь своему призванию литератора и гражданина. Учитывая его вклад в отечественную культуру и в связи с исполняющимся 100-летием со дня его рождения, президент России подписал Указ «Об увековечении памяти Д. А. Гранина и праздновании 100-летия со дня его рождения». Мы, конечно же, не могли остаться в стороне и отдадим дань памяти этому писателю, гражданину, участвуя в нашей интеллектуальной игре.
Ведущий 2: Хотя бы раз в жизни мы наблюдали за состязаниями Умников на первом канале, и в глубине души каждый из нас видел себя на их месте. Сегодня у Вас есть такой шанс. Наша игра разработана по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”, но мы ограничены временными рамками, поэтому проведем сразу три отборочных тура, три агона и финал.
И вот ее правила:
- В ходе отборочного тура нам необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов, переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками).
- Условия агонов: на зеленой дорожке можно допустить ошибки -2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать неправильно.
- Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.
- В агоне побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков.
- Так проходят три агона, победители агонов втречаются в финале. В качестве финального задания выступление на заданную тему.
(слайд2) Ведущий 1: Отборочные туры состоят из вопросов по жизни и творчеству Даниила Гранина. Вопросы агонов, составлены по прочитанным вами ранее рассказам. Итак, начинаем (фото на слайдах показываем после ответа)
Первый отборочный тур агонистов:
- Назовите дату рождения писателя (01.01.1919) (слайд3)
- Кем был отец писателя по профессии? (лесником) (слайд4)
- Какое учебное заведение закончил писатель накануне войны? (электромеханический факультет Ленинградского политехнического института им. М И. Калинина) (слайд5)
- Какова настоящая фамилию Даниила Гранина? (Герман)
- Как писатель попал на фронт? (после окончания института, пошел работать на Кировский завод старшим инженером экспериментальной группы электросилового цеха, мог получить бронь, но в 1941 ушел добровольцем на фронт) (слайд6)
- В какой должности закончил войну? (командир роты тяжелых танков) (слайд7)
- В каком году начал свой литературный путь? (в 1937, с рассказов «Батькивщина» и «Возвращение Рульяка») (слайд8)
- Какого направления в литературе придерживался автор, дайте краткое определение этого направления? (реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах) (слайд9)
- Кто являлся героями его произведений? (ученые, инженеры, военные)
- Чем занимался Даниил Гранин после окончания войны? (после войны, с 1945 по 1950 год, его основной деятельностью была работа в Ленэнерго и научно-исследовательском институте) (слайд10)
Ведущий 2: Первый агон начинается.
Право выбрать дорожку предоставляется тому, у кого больше всех орденов и так далее…Напоминаю: вопросы 1 агона, составлены по тексту рассказа (слайд11) Даниила Гранина «Молоко на траве»
Вопросы для красной дорожки:
- В какой город приходят герои, выйдя из окружения? (Пушкин)
- Это слово относится к разряду устаревших, что обозначает пожива, удача, выгода, сейчас чаще употребляется в разговорной лексике с тем же значением, назовите это слово (лафа)
Вопросы для желтой дорожки:
- Когда происходит действие рассказа? (август 1941 года)
- Это кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей. Назовите этот напиток (кумыс)
- Почему рассказ называется «Молоко на траве»? (рассказ повествует о тяготах войны, о жизни простых людей, оставшихся без крова, потерявших кормилиц – коров. И когда бойцы находят стадо, они видят, что коровы давно не доены, молоко могло перегореть и пропасть, они доили стадо в надежде, что его обнаружат деревенские, а это их шанс–выжить)
Вопросы для зеленой дорожки:
- Сколько героев-однополчан выходило из окружения? (четверо)
- Русское название этого растения происходит от старинного глагола “багулить”, что значит “отравлять. Как называется это растение?
(багульник) - Откуда в деревне появился босой парень с перевязанной рукой? (раненый дезертир, вышедший из окружения под Псковом)
- Причина, по которой в лесу находились деревенские жители? (немцы сожгли деревню)
(подведение итогов 1 агона)
Ведущий 1: Второй отборочный тур агонистов:
- Почему Даниил Гранин взял себе псевдоним? (по просьбе однофамильца, писателя Юрия Германа, в то время уже получившего известность, Даниил Александрович взял себе псевдоним Гранин) (слайд12)
- В период с 1977 по 1981 год в соавторстве с А.Адамовичем была создана книга. Как она называлась? («Блокадная книга») (слайд13)
- В чем ее особенность? (основана на устных и письменных свидетельствах жителей города)
- Как вы считаете, почему после опубликования нескольких глав в журнале «Новый мир», она «легла» на полку на 3 года? ( В ней рассказывается о муках, через которые прошел осажденный Ленинград, а также о героизме его жителей, которые вынуждены были существовать в нечеловеческих условиях)
- С какого года он решает посвятить себя только литературе? (с 1950)
- В 1955 году выходит роман, который приносит ему широкую известность, как он назывался? («Искатели») (слайд14)
- В 1994 году писатель попробовал себя в авантюрно-детективном жанре, написав роман…? («Бегство в Россию») (слайд15)
- В 1987 году он был одним из инициатором создания ленинградского общества, которое объединило замечательных людей и оказывало огромную поддержку нуждающимся, тем, кто оказался на грани голодной смерти: собирались пожертвования, были открыты бесплатные магазин и столовая. Как оно называлось? («Милосердие») (слайд16)
- Какому событию была посвящена речь 95-летнего писателя в 2014 году, которая произвела неизгладимое впечатление на слушателей, и "убив" собравшихся самым сильным оружием - искренностью. ТАК о величайшей трагедии и величайшем подвиге Великой Отечественной войны с ТАКОЙ трибуны не говорил никто (речь была произнесена на Часе памяти под сводами Бундестага, приуроченном 70-летию снятия блокады) (слайд17)
- Являлся писателем и сценаристом многих фильмов, назовите некоторые из них ("Иду на грозу" (1965), "Первый посетитель" (1965), "Выбор цели" (1974), "Однофамилец" (1978), сериалов "Картина" (1985), "Поражение" (1987), "Петр Первый. Завещание" (2011) (слайд18)
Ведущий 2: Второй агон начинается.
Право выбрать дорожку предоставляется тому, у кого больше всех орденов и так далее…Напоминаю: вопросы 2 агона, составлены по тексту рассказа (слайд19) Даниила Гранина «Пленные»
Вопросы для красной дорожки:
- Воинское звание, присваиваемое обученным военнослужащим рядового состава за воинские отличия (ефрейтор)
- Какую важную проблему на войне освещает этот рассказ (отношение к военнопленным)
Вопросы для желтой дорожки:
- Чин, воинское звание младшего офицерского состава в вооружённых силах многих государств и стран мира (лейтенант)
- Как меняет рассказ мироощущение героя? (он тоже с радостью думал бы, что это «сон», и он проснется, и все будет как прежде, но нужно воспринимать реалии такими, как есть, иначе не выжить)
- Как называется насыпь в фортификационном сооружении, предназначенная для удобства стрельбы, защиты от пуль и снарядов, а также для укрытия от наблюдения противником (брутсвер)
Вопросы для зеленой дорожки:
- Чин, воинское звание офицерского состава в армии, авиации и на флоте многих государств и стран мира, ранее в России название ротного командира (капитан)
- За что ребята в роте уже примеряли новые погоны герою и его товарищу –Трущенко? ( за каждого «языка» обещали звездочку или по крайней мере медаль)
- Как называется очень жидкая, обычно невкусная похлёбка (баланда)
- «…Казалось, что к этому привыкнуть нельзя. А теперь это чувство притупилось, во рту все время ныло. Десны опухли, они были как ватные» О каком чувстве идет речь? (чувство голода)
(подведение итогов 2 агона)
Ведущий 1: Третий отборочный тур агонистов:
1. Вы знаете, что он много занимался общественной деятельностью, каких сторон этой жизни писателя мы еще не коснулись? (входил в Совет Союза писателей, заседал в Верховном и Президентском Советах, участник многих международных встреч и симпозиумов, посвященных различным темам, был народным депутатом) (слайд20)
2. В 1988 году вышла книга, в которой он рассказал об этой стороне своей жизни. Как она называлась? («О наболевшем») (слайд21)
3. В 2001 году Даниил Гранин заявил о себе как телеведущий, на канале «Культура» в своей авторской программе…(«Наедине с Петром Великим») (слайд22)
4. В 2005 году постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга писатель был удостоен звания…(Почетного гражданина Санкт-Петербурга) (слайд23)
5. Много рассуждал о судьбах литературы в своих эссе об известных людях, назовите лишь некоторые из них (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.) (слайд24)
6. 27.11.2012 писатель был удостоен специального приза национальной ежегодной премии с формулировкой «За честь и достоинство». Назовите эту премию («Большая книга», кроме того стал главным лауреатом этой премии за роман «Мой лейтенант») (слайд25)
7. Есть среди публикаций писателя и ряд очерково-дневниковых сочинений, о чем они? (о поездках в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и другие страны) (слайд26)
8. В последние годы он возглавлял Международный благотворительный фонд имени другого выдающегося российского ученого-литературоведа и общественного деятеля. Назовите его имя (Дмитрий Сергеевич Лихачев) (слайд27)
9. В каком жанре были написаны все произведения последних лет? (мемуары -записки современников, повествующие о событиях, в которых автор записок принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях...) (слайд28)
10. 3 июня 2017 незадолго до смерти (04.07.2017) в Петербурге писатель получил очередную премию за огромный вклад в развитие отечественной литературы. Как она называлась? (Государственная премия) (слайд29)
Ведущий 2: Третий агон начинается.
Право выбрать дорожку предоставляется тому, у кого больше всех орденов и так далее…Напоминаю: вопросы 3 агона, составлены по тексту рассказа (слайд30) Даниила Гранина «Смерть интенданта»
Вопросы для красной дорожки:
1.Должностное лицо в вооруженных силах, ведавшее обеспечением войск продовольствием, оружием, военнохозяйственным имуществом и организацией бытового обслуживания личного состава, в советской армии упразднено в 1955 году (интендант)
2. «Был такой интендант, — сказал Саша, — героический командир. Некоторые умилялись» Почему командир был героическим, ваша точка зрения? (не каждый смог бы выполнить «чудовищный приказ»: живым в плен не даваться, а это было выполнить не всем под силу)
Вопросы для желтой дорожки:
- Как называлась солдатская шинель, свернутая в трубку и связанная в кольцо для ношения через плечо? (скатка)
- В чем была причина, почему вышедшие из окружения бойцы, снова попали в засаду? (бойцы были уставшие, изможденные, голодные, поэтому потеряли бдительность и не выставили дозорных, и застигнутые врасплох, без боя, разбежались кто куда)
- Определите вид художественно-выразительного средства, которое писатель использовал в тексте: «воздух свистел»? (олицетворение)
Вопросы для зеленой дорожки:
- Как называется не заросшее деревьями место, поляна или лужайка в лесу; расчищенное или незаполненное (тем, что вокруг) место? (прогалина)
- Почему между взводным и героями рассказа иногда происходит «штатский разговор», звучит забота и сострадание? (все они пришли в ополчение с одного завода и после войны продолжили общение)
- Определите вид художественно-выразительного средства, которое писатель использовал в тексте: «полузадушенный стон»? (эпитет)
- Чем ополченцы спасаются от голода? (всем, что росло у дороги: недозрелый овес, щавель, зеленую чернику, землянику, даже сырые грибы)
ФИНАЛ
(слайд31) Участникам, вышедшим в финал, предлагается подготовить выступление на «Конкурс красноречия» (3 минуты) на темы:
- Роль личности в истории общества, на примере Д.Гранина.
- Согласны ли вы с пословицей «Добрый мир лучше худой ссоры» (аргументируйте)
- Зачем нам помнить о войне…
(слайд32) Награждение победителей
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок, посвященный Дню Космонавтики в форме игры "Умники и умницы"
В настоящее время перед большинством активно работающих учителей физики встаёт вопрос решения проблемы личностно-ориентированного образованияУроки такого типа ориентируют учителей на широкое развитие...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная году культуры
Работа представляет собой интеллектуальную игру для обучающихся НПО, СПО. Задания направлены на проверку общей эрудиции....
Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная жизни и творчеству Гоголя.
Данный сценарий игры построин по аналогии с известной одноименной передачей. Правила такие же. Игра посвящена двухсотлетию со дня рождения Н.В.Гоголя. Дети самостоятельно повторяют факты из биографии ...
Внеклассное мероприятие, посвященное Блокаде Ленинграда (Игра "Умники и умницы)
Внеклассное мероприятие, посвященное Блокаде Ленинграда ,включает в себя игру "Умники и умницы"...
Внеклассное мероприятие, посвященое Блокаде Ленинграда. игра "УМНИКИ И УМНИЦЫ"
внеклассное мероприятие, посвященное Блокаде Ленинграда...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная 100-летию Революции в России
Игра посвящена 100-летию Революции в России...
Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина (презентация)
Презентация к Игре «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина...