Конспект урока по литературе в 8 классе "«Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Конспект урока по литературе в 8 классе "«Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_a.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Тема урока:  «Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей»

Тип урока: урок анализа художественного произведения

Цель урока: помочь учащимся раскрыть образ Снегурочки в пьесе-сказке А.Н. Островского, акцентируя их внимание на изображении драматургом народных обрядов, использовании элементов фольклора в произведении

Задачи:

Обучающие: 

-углубить знания учащихся об особенностях творчества А. Н. Островского на примере весенней сказки «Снегурочка»;

-углубить знания учащихся по теории литературы (традиции, новаторство, обряд, сказка), формировать умение выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе анализа текста);

-учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль;

Развивающие: 

-способствовать развитию художественного восприятия, воображения, эмоциональной чуткости к слову, памяти, мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение);

-развивать связную речь школьников, обогащать и уточнять словарный запас словами, характеризующими качества личности;

-развивать речь учащихся, умение давать обоснованные ответы;

Воспитательные: 

-воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

-формировать интерес к чтению.

-воспитывать у ребят чувство коллективизма, умение сотрудничать;

УМК: Учебник «Литература». 8 класс: Учебник для общеобразовательных Л 64 учреждений: В 2 ч. Ч.2/ Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, аудиозапись, видеозапись

Эскиз доски:

Двадцатое февраля.

Классная работа.

Портрет писателя

Ход урока:

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Кристина Викторовна. Сегодня я проведу у вас урок литературы. Проверьте готовность к уроку. Садитесь. Откройте тетради, запишите число и классная работа.

.

-приветствие учащихся,

- проверка  готовности   к уроку,

-приветствуют учителя; настраиваются на урок

-установка на внимание,

-проверка готовности к уроку,

-психологический  настрой.

Личностные:

-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II.Актуализация знаний

1.Слово учителя

2.Работа с

эпиграфом

3.Постановка проблемы

-С творчеством, какого автора вы познакомились на предыдущем уроке литературы? (А. Н. Островский).

-Что вы знаете о биографии писателя? (ответы учащихся)

- Островский – глубоко национальный, народный драматург, прекрасно чувствующий природу, русскую  культуру и умеющий открывать чистое и светлое даже в самом темном и неприглядном.

-Какую пьесу вы прочитали на предыдущем уроке? («Снегурочка»)

- Театральный критик, проникновенный знаток Островского, Александр Рафаилович Кугель писал: «Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку». В «Снегурочке» как раз и собрано все то лучшее, высокое, доброе, что рассыпано в большей или меньшей степени по всем произведениям драматурга).

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим об образе Снегурочки, народных обрядах, элементах фольклора в сказке и об языке персонажей. В конце урока к словам Кугеля А.Р. и попробуем объяснить, почему он дал такую высокую оценку к сказке Островского.  

-Запишите тему урока в тетрадь.

- организует беседу по материалу предыдущей темы;

-ставит проблему перед учащимися;

-читает эпиграф;

-вводит учащихся в тему урока;

-предлагает оформить запись в тетради;

- принимают активное участие в беседе;

-слушают учителя;

-оформляют запись в тетради;

Беседа

Сообщение темы урока

Предметные:

внутренняя потребность включения в учебную деятельность

Коммуникативные:

умение отвечать полным ответом;

III.Выявление особенностей характера Снегурочки

 

1.Беседа

2.Слово учителя

3.Работа с учебником

4.Беседа

5.Слово учителя

-Давайте вспомним некоторые моменты из прочитанной вами пьесы-сказки.

  • Когда и где происходят события? (Страна берендеев, древние времена).
  • Кто родители Снегурочки? (Мороз и Весна).
  • Что ценили в ней Бобыль и Бобылиха? (Красоту как средство обогащения).
  • Кто управляет страной? (Царь в совете с народом).
  • Кто в кого влюблен?  (Лель в Снегурочку, затем в  Купаву, Купава в Мизгиря, затем в Леля. Мизгирь в Купаву, затем в Снегурочку, Снегурочка в Мизгиря).
  • Зачем Весна стремилась поселить свою дочку среди берендеев? От чего она предостерегала дочку, надевая венок из цветов на ее голову? (Весна хотела своей дочке счастья и для этого стремилась поселить ее среди счастливого и мирного народа — берендеев. Она говорит не столько Снегурочке, сколько ее суровому отцу: «На свете все живое должно любить». Весна стремилась спасти Снегурочку от одиночества).
  • Почему Мороз предвидел, что с его любимой дочкой случится беда? Что он предпринял, чтобы сделать безопасной жизнь Снегурочки среди людей? (Мороз видел, что его дочка Снегурочка отличается от берендеев, и боялся, что она погибнет среди людей. Но Весна говорила, что ей одной в лесу будет плохо, и тогда Дед Мороз решил, что у бобылей она будет жить в большей безопасности. На это согласилась и Весна).
  • Какие приметы Весны и Мороза живут с само­го начала в облике Снегурочки? (В облике Снегурочки много черт, связанных с ее отцом — Морозом. Имя — от зимнего снега, от зимы и мороза ее красота, которая очаровательна, но холодна. Мы представляем ее прекрасные светлые волосы, ее нежное личико, которое украшало, но не радовало жизнь берендеев. Только в конце, перед смертью, лицо Снегурочки озарилось счастливой улыбкой. От матери Весны — стремление к счастью, попытка стать как все, испытать то, что ей пережить не удавалось, — любовь).

-Почему встреча с Мизгирем была так радостна для Снегурочки? (Встреча с Мизгирем разбудила ее сердце. Она увидела, что Мизгирь не просто восхищается ее красотой, но любит сильно и отважно).

-Как в последние минуты перед появлением Ярилы проявляют себя Снегурочка и Мизгирь? Что отличает любовь Снегурочки от страсти Мизгиря? (Берендеи поняли, что в Снегурочке наконец появилось теплое чувство к другому человеку. Они увидели, что холодная, как снег красавица готова полюбить Мизгиря. Но сердце у нее изо льда. И как только она полюбила, сердце ее согрелось и растаяло. Снегурочка гибнет: она не создана для горячих чувств. И все же для нее эта гибель радостна — она пережила чувство привязанности к другому человеку. Ее любовь красива и бескорыстна. Любовь Мизгиря не в силах изменить саму Снегурочку).

- Произведение Островского "Снегурочка" - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах. Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит. В "Снегурочке" главное место занимают человеческие отношения. На первый взгляд, сюжет выглядит совершенно фантастичным. Но потом оказывается, что в этой фантасмагории просматриваются живые человеческие характеры.

-Образ сказочной героини Снегурочки приобретает под влиянием весенней сказки А. Н. Островского.

Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.

- Попробуйте описать характер Снегурочки, не забывая ни ее достоинств, ни недостатков. (Снегурочка была очень красивой и с годами расцветала. Но характер ее оставался таким же, каким был в детстве. Об этом верно говорит Купава, что Снегурочка сохранила детское тщеславие и не стала серьезнее, не приобрела способности переживать глубокие чувства. Она осталась веселым и беспечным ребенком).

-Давайте поподробнее познакомимся с образом Снегурочки. Откройте учебник на с. 327. Обратимся к статье. Читаем про себя образ Снегурочки.

-Какие два противоположных начала соединены в образе Снегурочки? (внутренняя чистота, божественная девственность, с одной стороны, и потребность в безоглядной любви – с другой).

-Чем обоснован поступок Снегурочки, нарушив запрет? (она, следуя непреодолимым стремлениям молодости и природы, стремится к общению с людьми, душевному теплу, любви…)

-Чем наделена Снегурочка? (душевной и внешней красотой, чистотой, в ней заложены зачатки страстности)

-Что сказал богатый слобожанин Мураш и что он имел этим ввиду? («Не похожа Снегурочка на наших баб и девок». В ее нравственной  стойкости можно быть уверенным).

-За что укоряют Снегурочку? (за излишнюю строгость и стыдливость, «неприличною» бедной девушке, ее приемный отец Бобыль)

-Что роднит ее со сказочными героями? (идеальная чистота, целомудрие и душевная щедрость)

-С чем сравнивают Снегурочку? (с ландышем, со всей северной природой)
-Примечательна фигура Снегурочки. Она совершенно не похожа на всех вокруг.
В том, как описывает Снегурочка человеческую жизнь, видно ее неподдельное восхищение человеческими радостями. Холодное сердце сказочной девушки пока еще не знает любви и человеческих чувств, но тем не менее ее уже манит, привлекает завораживающий мир людей.
-Снегурочка поражает людей своей красотой. Семья, в которой оказалась Снегурочка, желает воспользоваться красотой девушки для своего личного обогащения. Они упрашивают ее принимать ухаживания богатых берендеев. Они не могут оценить по достоинству девушку, которая стала им названой дочерью. 
Снегурочка кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла, и она отстраненно взирает на страсть, которую испытывает к ней Мизгирь. Существо, не знающее любви, вызывает жалость и удивление. Не случайно никто не может понять Снегурочку: ни царь, ни кто-либо из берендеев. 
Снегурочка так сильно привлекает окружающих именно из-за своей холодности. Она кажется особенной девушкой, ради которой можно отдать все на свете, и даже саму жизнь.

-предлагает вспомнить моменты из сказки-пьесы;

-ведет беседу по прочитанной сказки-пьесы;

-развивает

связную речь школьников, обогащает  и уточняет словарный запас словами, характеризующими качества личности;

-делает микро вывод по прочитанному произведению;

-подводит учащихся к образу Снегурочки;

-предлагает описать характер Снегурочки;

-предлагает обратиться к статье учебника и прочитать образ Снегурочки;

-ведет беседу по прочитанной статье;

-делает обобщающий вывод;

- принимают активное участие в беседе;

- отвечают на вопросы учителя, используя свой личный читательский опыт;

-слушают учителя;

-делают свои предположения о характере Снегурочки;

-обращаются к учебнику и читают статью об образе Снегурочки;

-принимают активное участие в беседе;

-слушают учителя;

Беседа 

Рассказ учителя

Работа с учебником

Беседа

Рассказ учителя

Предметные:

понимание содержания текста;

 ответы на вопросы по прочитанному; осуществление анализа произведения;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации;

Коммуникативные:

умение отвечать полным ответом;

Познавательные:

-осознание структуры рассказа;

-установление связи нового правила с ранее известным;

-формулировка выводов на основе полученных знаний, сформированных умений, приобретённого опыта;

-построение ответов на вопросы по изучаемому материалу.

IV.Выявление элементов фольклора в пьесе-сказке

1.Песни

2.Прослушивание аудиозаписи

3.Обряды

4.Слово учителя

5.Сообщение ученика

6.Просмотр видеозаписи

(с 16 мин)

7.Сообщение ученика

8.Сообщение ученика

9.Сообщение ученика

10.Слово учителя

-Давайте поговорим теперь об  элементах фольклора в сказке.

-Что же такое фольклор? (1. устное народное творчество; 2. Совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта)

-«Снегурочка» насыщена тем фольклором, который Островский мог черпать в своем родном Поволжье. Итак, в основе песен и обрядов берендеев лежат северно-русские фольклорные песни и обряды. Укажем лишь на некоторые из них.

-«Снегурочка» - песенная пьеса, по материалу она - старинно-народная.

-Что такое песня? (Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией)

Весь песенный фонд, которым пользуется драматург в своих пьесах, делится на такие жанры: народные песни, романсы и стилизации тех и других. К стилизации старинных песен относятся изумительные по художественному мастерству песни слепых гусляров в «Снегурочке».

-Давайте найдем песню в тексте. (действие 2, явление 1,

с. 266)

Вещие, звонкие струны рокочут

Громкую славу царю Берендию…

-С какой целью автор использует в начале второго действия песню гусляров?

-Также уже первые страницы повествования встречают нас хором птиц, который заимствован драматургом из народной песни. Найдите в тексте. (пролог, явление 1, с. 211.)

Собирались птицы,

Собирались певчи

Стадами, стадами…

-Какое символическое значение этого хора?

-В репертуаре Леля - песнопевца песни, которые представляют собой если не цитаты, то перефразировку подлинников фольклора. «Земляничка-ягодка», «Как по лесу лес шумит» С. 243

-Ребята прослушайте песни Леля. Подумайте, какое место в раскрытии характера Леля занимают песни?

-Таким образом, Островский сумел передать саму музыку народных сказов, эстетику народного понимания любви.
     В «Снегурочке» Островский — большой поэт, мастер русского стиха, передал саму суть народного напева, он же использовал и подлинные фольклорные песни, например, «А мы просо сеяли...». 
     Эта красивая сказка стала ярким воплощением таланта русского народа и его певца — А. Н. Островского.

-Давайте вспомним значение слово «обряд»? (ОБРЯД – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции).

-Для детального изучения обрядов у Островского были широкие возможности. Кроме книжных источников, он черпал фольклор непосредственно из жизни. Много материала давали Островскому его поездки, особенно в Щелыково. Из огромного количества обрядов Островский выбирал для изображения в своих пьесах очень крупные и важные обряды: календарные и свадебные. Драматург не ставил своей задачей дать подробное описание их; его цели - не этнографические, а художественно-литературные. Подробно изображает драматург зимне-весенний праздник - масленицу.

-Послушайте сообщение вашего одноклассника об зимне-весеннем празднике – маслиница.

Сообщение об зимне-весеннем празднике – маслиница.

Масленица – один из немногих старинных языческих праздников, сохранившихся в России и после принятия христианства в 10 веке. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Масленица – это прежде всего обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем.

В последнее воскресенье масленицы соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму, сжигают на огромном костре. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

Обряд проводов масленицы, вставленный в пролог «Снегурочки», с мифологической основой _ сжигание (смерть) зимы при наступлении (рождении) весны - относится к древнейшим и чрезвычайно распространенным. У Островского чучело не уничтожают: оно олицетворяет собою определенное время года, которое, если и минует («умирает»), то вновь придет («оживает»).      Об этом в «Снегурочке» говорит само чучело, перечисляя памятные даты мифологического календаря:

«Сгорят огни купальные», «Карачуна проводите», «Придет пора морозная, морозная-колядная: Овсень-коляду кликати».

Чучело обещает: «Тогда и ждать меня опять».

-Ребята, посмотрите сцену масленицы из сказки Островского «Снегурочка».

Сообщение о празднестве Семика - Троицы.

Семик — седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой. Основными составляющими празднеств Семика - Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья. Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах». В Семик - Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов.

-Каждый акт «Снегурочки вставлен в венок стилизованной или подлинной народной поэзии. Композиционной рамкой третьего акта являются обряды, связанные с празднованием Семика, одного из главных летних праздников. В этот день завивали венки и пускали их по воде с гаданием о возможном замужестве, наряжали срубленное дерево, водили хороводы, пели песни. Вот песня парней и девушек в «Снегурочке»: (c.294)

Ай, во поле липонька.

Под липою бел шатер.

В том шатре стол стоит.

За тем столом девица.

Рвала цветы со травы.

Плела венок с яхонты.

Кому венок износить?

Носить венок милому.

Островский дает эту песню в качестве иллюстрации хода действия: Снегурочка сплела венок и отдала его Лелю.

Сообщение о песнях-играх

-Чтобы еще более усилить характерные особенности семицкого обряда Островский включил в него игровую песню Брусилы: (с.298)

«Купался бобер»

Заиграем при народе

Игру свою, что два года учили,

Тишком от всех, в овинах хоронясь

Песня сопровождается мимической игрой Курилки. Подобные песни-игры, являясь как бы

«зерном» драматического зрелища, сопровождаются имитированием движений зверя.

Издавна в честь Ярилы устраивались гулянья, сопровождавшиеся различными драматическими действами. Вся лучезарная весенняя сказка замыкается изображением появления солнца-Ярилы, которому берендеи поют хвалебный гимн. (с.324)

Свет и сила

Бог Ярило.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Даруй, бог света,

Теплое лето.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше

Краснопогодное,

Лето хлебородное.

Красное солнышко наше!

Нет тебя в мире краше.

Сообщение о свадебном обряде.

-Кроме календарных обрядов, Островский использовал в «Снегурочке» элементы свадебного обряда. В пьесе есть эпизод, в котором звучит отголосок старинной формы брачного процесса, как купли-продажи. Это - выкуп Купавы Мизгирем: (с.249)

Голубушки-девицы,

Пришел красы девичьей погубитель.

С подружками, с родными разлучитель.

Не выдавайте подружку, схороните!

А выдайте, так за великий выкуп.

Традиции придерживаться русских обрядов появилась еще в давние века. Издавна на Руси прежде, чем выдать девушку замуж, ее жених и ее родители придерживались специальных обрядов. Гости свадьбы должны были совершать особые действия, которые, по их мнению, способствовали счастливой и долгой семейной жизни. Свадебные обряды в наше время исполняются не всеми новобрачными, ведь сейчас люди не имеют таких предрассудков, какие были свойственны нашим прародителям. И обычно церемония бракосочетания проходит безо всяких обрядов. Но зря народ убрал из своей жизни свадебные традиции наших предков. Ведь обряды на свадьбу – это частичка нашей страны и история нашего народа. Ни в какой другой стране не отмечают так пышно свадьбу, как в России. Радует только один факт, что с недавних пор традиции и свадебные обряды постепенно возвращаются.

-Давайте вернемся к словам А. Р. Кугеля и его оценке к сказке. «Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку». В «Снегурочке» как раз и собрано все то лучшее, высокое, доброе, что рассыпано в большей или меньшей степени по всем произведениям драматурга).

-Что имеет ввиду критик под словами» лучшее», «высокое», «доброе»? (обряды, песни, характеры народные, представления народа о любви )

-предлагает поговорить об элементах фольклора;

- организует работу над литературоведческими понятиями «фольклор», «песня»;

-предлагает найти песню гусляров в тексте;

-ведет беседу о прочитанном;

-предлагает найти «Хор птиц» в тексте;

-предлагает послушать аудиозапись героя сказки – Леля;

-делает микро вывод;

- организует работу над литературоведческими понятием «обряд»;

-вводит учащихся по теме «Народные обряды»

-предлагает послушать сообщения учащихся о народных обрядах;

- организует активное слушание учащихся;

-предлагает посмотреть отрывок видеозаписи из сказки-пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» сцену масленицы;

-предлагает послушать сообщения учащихся о народных обрядах;

- организует активное слушание учащихся;

-предлагает послушать сообщения учащихся о народных обрядах;

- организует активное слушание учащихся;

-предлагает послушать сообщения учащихся о народных обрядах;

- организует активное слушание учащихся;

-предлагает вернуться к эпиграфу и порассуждать что имел ввиду автор под этими словами;

-формируют понятийный аппарат;

-ищут песню гусляров в тексте;

-принимают активное участие в беседе

-ищут в тексте «Хор птиц»;

-слушают аудиозапись;

-формируют понятийный аппарат;

-слушают учителя;

-слушают и анализируют сообщения о народных обрядах;

-смотрят отрывок сцены масленицы из сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»;

-слушают и анализируют сообщения о народных обрядах;

-слушают и анализируют сообщения о народных обрядах;

-слушают и анализируют сообщения о народных обрядах;

-размышляют над словами А.Р. Кугеля;

Работа над литературоведческим понятиями

Беседа

Работа с художественным текстом;

Прослушивание аудиозаписи

Работа над литературоведческим понятиями

Беседа

Сообщение учащихся

Просмотр видеозаписи

Работа с эпиграфом

Коммуникативные:

умение отвечать полным ответом;

Предметные:

Работа с понятиями «фольклор», «песня», «обряд»;

Познавательные:

-установление связи нового правила с ранее известным;

-формулировка выводов на основе полученных знаний, сформированных умений, приобретённого опыта;

-построение ответов на вопросы по изучаемому материалу.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника;

Коммуникативные:

умение слушать собеседника;

V.Выявление особенностей языка персонажей

-Одним из способов характеристики образов персонажей в пьесе является их речь. Дома некоторым из вас было предложено сделать анализ речевой характеристики главных героев сказки по плану:

1. Лексика (анализ слов)

2. Тропы (разные и индивидуальные), фигуры, средства изобразительности

3. Индивидуальные речевые особенности

-Островский был мастером речевой характеристики, хорошо знал язык русского народа и умело использовал языковые особенности при создании образов.

-контроль и оценка предварительных заданий

- формулируют результат своей работы.

Беседа

VI.Обобщение

-Чем мы сегодня занимались на уроке? (вспоминали биографию автора; читали статьи в учебнике, вспоминали моменты из прочитанной сказки-пьесы, слушали песни Леля, смотрели видеоролик масленицы, слушали сообщения одноклассников)

- Опишите  характер Снегурочки, не забывая ни ее достоинств, ни недостатков. (Снегурочка была очень красивой и с годами расцветала. Но характер ее оставался таким же, каким был в детстве. Об этом верно говорит Купава, что Снегурочка сохранила детское тщеславие и не стала серьезнее, не приобрела способности переживать глубокие чувства. Она осталась веселым и беспечным ребенком).

-Что такое обряд? (ОБРЯД – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции).

-Какие обряды встречаются в сказке-пьесы Островского? (Масленица, Семик, песни-игры, свадебный обряд)

- подводит учащихся к  самооценке результатов  их учебной деятельности;

- осуществляют предварительную оценку результатов своей учебной деятельности;

Обобщающая беседа

Предметные и познавательные:

-формулировка выводов на основе полученных знаний, сформированных умений, приобретённого опыта;

-построение ответов на вопросы по изучаемому материалу.

VII.Подведение итогов

-Какие трудности у вас возникли на уроке?

-Что осталось для вас непонятым?

-Вы сегодня на уроке были активны, старались правильно отвечать на вопросы, делать выводы. Особо я хочу отметить работу следующих учеников…..

- акцентирует внимание учащихся на оценке  конечных результатов их учебной деятельности

- формулирую конечный результат своей работы.

Обобщающая беседа

Регулятивные :

-краткая характеристика результатов проведённой на данном уроке работы

VIII.Рефлексия

-Составьте устное рассуждение на тему: «Что я  узнал нового  на сегодняшнем уроке?», используя слова, во-первых, во-вторых, таким образом.

-предлагает составить рассуждение на тему: «Что я  узнал нового  на сегодняшнем уроке?»

-делают вывод по теме: «Что я  узнал нового  на сегодняшнем уроке?»

Самооценка деятельности уч-ся;

Беседа

Регулятивные:

-рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

IX.Домашнее задание

-Составить рассказ о Л. Толстом

-запись на доске

-запись в дневник;

Регулятивные УУД:

-осознание содержания и требований к выполнению домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

Проект урока музыки для 6 класса «Образ Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

ЦЕЛЬ УРОКА: Ощутить красоту и силу музыки, рисующей картину природы и рассказывающей об отношении человека к природе....

Конспект урока по литературе в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"....

Образ Снегурочки. Народные обряды. Элементы фольклора в сказке.

В презентации рассмотрены фольклорные черты, присутствующие в сказке,а также отражена мифологическая основа произведения; проведен сопоставительный анализ русской народной сказки и пьесы А.Н.Островско...