В мире поэзии «Серебряного века»
план-конспект занятия по литературе (10, 11 класс)
Урок, посвященный изучению поэзии серебряного века. Повторение, обобщение и систематизация знаний о поэзии «Серебряного века».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_ser_veku.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Тема: «В мире поэзии «Серебряного века» - 1 урок.
Урок повторения изученного материала.
Цели:
Обучающие:
1.Повторить, обобщить и систематизировать знания о поэзии «Серебряного века»:
а) объяснить термин «Серебряный век», о его временных рамках;
б) повторить знания о литературных течениях и их представителях– символизм, акмеизм, футуризм, которыми представлен «Серебряный век русской поэзии»;
в) обобщить знания о поэзии «Серебряного века» стихотворениями ярких представителей данного периода.
Развивающие:
1.Развивать устную монологическую речь учащихся.
2.Развивать умение внимательно слушать выступления одногруппников.
Воспитательные:
1.Вызвать интерес к предмету при помощи сообщений ребят, рассказывания стихотворений наизусть, дополнительного материала к уроку (песни на стихи поэтов).
Оборудование: проектор, экран.
Оформление: тема урока на экране.
Ход урока.
Оргмомент: традиционный.
Постановка целей и задач на урок.
- Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и систематизируем знания о поэзии «Серебряного века», вспомним о тех литературных течениях, которыми представлен данный период в русской литературе и напомним о ярких его представителях.
Ваша задача – быть внимательными и уважительными по отношению к своим одногруппникам, которые готовились и будут выступать на сегодняшнем уроке.
Вступительное слово преподавателя: Временные рамки.
Начало «Серебряного века» относят к 90 -м годам 19 века. Достигая наивысшего взлёта в 10 -е годы 20 века, этот период подарил русской литературе А.Ахматову, Н.Гумилёва, О.Мандельштама, И.Северянина, В.Брюсова, А.Блока, М.Цветаеву, С.Есенина и т.д. Завершился «Серебряный век» в 1921 году, когда умер А.Блок, был расстрелян Н.Гумилёв, многие поэты эмигрировали из страны.
Сам термин «Серебряный век» является весьма условным, предложил его русский философ Николай Бердяев, это название пошло вслед за пушкинской эпохой, которой называли золотой по значимости. Таким образом, творчество поэтов данного периода сравнили с серебром.
Представлена поэзия серебряного века тремя современными литературными течениями: символизм, акмеизм, футуризм.
О символизме расскажет: Мельникова Валя.
СООБЩЕНИЕ
Символизм – литературное течение конца 19 – начала 20 века, провозгласившее интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала и красоты. Главным приёмом символистов стал символ, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое, о чём читатель должен догадаться. К примеру, когда З.Гиппиус хотела в стихотворении сказать о любви, она использовала такие символы, как огонь или кровь. Яркие представители символизма: В.Брюсов, Д. Мережковский, К.Бальмонт, А.Блок, И.Анненский, М.Волошин. Поэты – символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
Преподаватель: со стихотворениями данного лит.течения вас познакомят:
Можеванов Сергей - «Вхожу я в тёмные храмы» А.Блока.
На экране - Фото А.Блока.
Шевченко Карина – стихотворение В.Брюсова «Юному поэту».
На экране - Фото Брюсова.
Второе течение, которым представлен «Серебряный век», является акмеизм. О нём расскажет Настя Котельникова.
СООБЩЕНИЕ
Акмеизм – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия 20 века, которое подвергло критике туманность и зыбкость языка символистов и проповедовало ясный, простой и понятный для читателя поэтический язык. Акмеисты мечтали вернуть миру его подлинные краски, реалистичный взгляд на вещи. Как говорил С.Городецкий, что с акмеизмом «роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, шипами, запахом и цветом». Яркие представители акмеизма – Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, Осип Мандельштам. Акмеисты видели художественное освоение мира во всей совокупности красот и безобразий, передавая состояние чувств движением, психологически значимым жестом, перечислением деталей.
Преподаватель: со стихотворениями данного лит.течения вас познакомят:
Еремеева Ангелина – А.Ахматова «Дверь не запирала я».
На экране - Фото А.Ахматовой.
Мельникова Вера – А.Ахматова «Сжала руки»
Следующее течение, которым представлен «Серебряный век», является футуризм. О нём расскажет Сухачев Алексей.
СООБЩЕНИЕ
Футуризм – литературное течение начала 20 века, представлявшее собой сложное, противоречивое явление, которое стремилось предвосхитить и осознать через искусство будущее мира. Футуристы заявляли о своём неприятии русской классики и призывали задуматься о новых границах и функциях искусства. Яркие представители футуризма – В.Маяковский, И.Северянин, Б.Пастернак, В.Хлебников, братья Бурлюки. Футуризм оказался творчески продуктивным, он заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение в сфере понятности – непонятности в искусстве.
Преподаватель:со стихотворениями данного лит.течения вас познакомят:
Алексей Яровиков «Я» В.Маяковского.
На экране - Фото Маяковского.
Сергей Можеванов – В.Маяковский «Послушайте»
Соня Полухина – Б.Пастернак «Гамлет».
На экране - Фото Пастернака.
Преподаватель: На стихи Б.Пастернака существует несколько песен. С одной из них я хочу вас познакомить. Исполняет А.Пугачева «Зимняя ночь».
Преподаватель: Вне литературных течений этого времени занимались своим индивидуальным творчеством С. Есенин и М.Цветаева.
Есенин прославлял русскую деревню, Русь, без конца и без края, как он говорил, его любили и боготворили женщины, а он отвечал им замечательной любовной лирикой, которая навсегда останется украшением нашей русской поэзии.
Преподаватель: со стихотворениями С.Есенина вас познакомят:
На экране - Фото Есенина.
Ира Станчук – «Две разные вещи»
На стихи С.Есенина создано очень много песен, т.к. поэзия его была очень лиричной и музыкальной. Предлагаю послушать одну из них. Исполняет А.Малинин «Мне осталась одна забава».
Преподаватель: Марина Цветаева всегда держалась особняком в литературных кругах, называла себя именно поэтом, а не поэтессой. Отличительная черта её манеры – сильный и звонкий голос, не похожий на распространённые в тогдашней лирике плаксивый тон.
Преподаватель: со стихотворениями М.Цветаевой нас познакомит:
Рубанова Анна «Моим стихам».
На экране - Фото Цветаевой.
На стихи М.Цветаевой также создано множество песен, послушаем одну из самых ярких и известных. «Мне нравится, что вы больны не мной»
Вывод по уроку: Итак, сегодня на уроке мы повторили, обобщили и систематизировали знания о поэзии «Серебряного века», вспомнили о тех литературных течениях, которыми представлен данный период в русской литературе, о ярких его представителях, послушали стихи наизусть и песни на стихи ярких поэтов «Серебряного века». Всем спасибо за выступления!
Оценки за урок:
За выступление наизусть - Можеванов Сергей, Шевченко Карина, Еремеева Ангелина, Мельникова Вера, Соня Полухина, Ира Станчук, Рубанова Анна – «5».
Домашнее задание: Выполнить тест по творчеству поэтов Серебряного века.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР презентация к уроку литературы 11 кл "ПОЭЗИЯ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ НА НИХ"
ЦОР презентация поможет более подробно рассказать об основных течениях в начале 20 века...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибу...
«Весь мир – театр» Концепция мира как театрального действия в поэзии «Серебряного века»
Статья рассматривает концепцию мира как театрального действия в поэзии "Серебряного" века...
Зачетная работа по теме "Поэзия Серебряного века". Литература. 11 класс.
Данная публикация поможет учителю в рациональной организации проверки усвоения материала по теме "Поэзия Серебряного века". Одиннадцатиклассники могут использовать зачетные вопросы для самоконтроля, з...
Презентация "Все начинается с любви". Поэзия Серебряного века.
Презентация является фрагментом урока, служит прекрасным началом темы "Поэзия Серебряного века". Каждый учитель может использовать ее на собственном уроке, используя описательные вопросы и задания....
Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)
Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...