Презентации к урокам по теме "Поэзия серебряного века"
презентация к уроку литературы (11 класс) по теме

Куракина Ольга Васильевна

Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каких–нибудь 30 лет (от начала 20 века) в нашу поэзию вошла большая плеяда новых поэтов, представлявших те или иные течения в литературе или состоявшие вне их, но своим творчеством, своими новаторскими поисками обогатившими отечественную поэзию, открыли перспективные пути её дальнейшего развития. Предлагаю серию презентаций для изучения поэзии серебряного века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon poeziya_serebryanogo_veka.ppt96 КБ
Файл blok.pptx120.13 КБ
Файл mayakovskiy.pptx283.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поэзия серебряного века. Модернизм – путь к новой гармонии.

Слайд 2

Модернизм. Совокупность разнообразных течений в искусстве, порожденных кризисом европейской культуры и стремящихся решительно обновить культуру. Историческая почва – выражение кризиса гуманизма.

Слайд 3

Цель: Создать культуру, содействующую духовному совершенствованию человечества.

Слайд 4

Деятельность. Выразили протест против художественных норм, канонизированных буржуазным обществом, и выступали против реализма, который понимали как натуралистическое копирование действительности.

Слайд 5

Мировоззрение. Мир в восприятии модернистов жесток и абсурден, человек находится в неразрешимом конфликте с действительностью, поэтому испытывает постоянное чувство одиночества. Мировоззренческая основа – идеалистическая философия.

Слайд 6

Особенности. В центре внимания художника – человеческая личность. В качестве идеального мира, где личность может себя реализовать, выступают как макромир (например, космические просторы), так и микромир (душа человека). Особое значение приобрело освоение новейших форм искусства, т.к. новые формы были призваны выразить неведомые возможности человеческого слуха, зрения, воображения, чувства, активизировать их силу, творящую новое бытие.

Слайд 7

Художественные принципы. Субъективизм. Неприятие злобы дня. Иррационализм. Повышенное внимание к художественной форме.

Слайд 8

Формы литературной жизни периода модернизма: Кружки. Салоны. Общества. Кафе. Театральные постановки. Периодические издания. Издательства.

Слайд 9

Литературные течения. Символизм Акмеизм. Футуризм. Имажинизм.

Слайд 10

символизм акмеизм футуризм имажинизм Отношение к реальности Приятие реальности через преодоление разрыва между ней и инореальностью. Безусловное приятие реальности Революционное преображение реальности Революционное преображение действительности Взгляд на призвание поэта Поэт-пророк, медиум, мистик Поэт-ремесленник, мастер. Поэзия – священное ремесло. Поэт-бунтарь, революционер, сотворец новой реальности Поэт-ремесленник Отношение к предшествую-щим культурам Интерес к культурной экзотике, древним культурам. Все предшественники – «предсимволисты» Интерес к «лицу» предшествующей культуры, ее особенностям, традициям, формам. Разрыв с предшест-вующей традицией, революционное новаторство в поэзии, разрушение старых норм Революционное новаторство в поэзии, разрушение старых форм Взгляд на исторический процесс «эволюционный целенаправленный процесс» Популярна идея золотого века. Отрицание прошло-го во имя настоя-щего и настоящего – во имя будущего Неразрывная связь человека с миром живой природы, неприятие индустри-ализации Близкий род искусств музыка архитектура живопись живопись Особенность произведения Символизация образа, постижение мира с помощью интуиции. Символ – основа стихотв-ия Метафоричность душевного состоя-ния героя. Точность, конкретность значе-ния слова. Метафоризация действительности через визуальный, звуковой показ. Отдельное слово-образ – основа произведения, опора на внутреннюю форму слова.

Слайд 11

Символизм. Старшие символисты Младшие символисты теоретики Д. Мережковский В. Брюсов В. Соловьев статьи Д.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной рус. лит-ры». В.Брюсов «Ключи тайн». К.Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» А.Белый «О религиозных переживаниях» журналы «Северный вестник», «Весы», «Аполлон» Сборники стихотворений представители Д. Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, В. Брюсов, К.Бальмонт, И.Анненский А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, Эллис (Л.Кобылинский)

Слайд 12

Акмеизм («Цех поэтов») теоретики Л.Гумилев, С.Городецкий статьи Л.Гумилев «Наследие символизма и акмеизм». М. Кузьмин «О прекрасной ясности». О.Мандельштам «Утро акмеизма». С.Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии» журналы Ежемесячник «Гиперборей» представители Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, ВА Нарбут, М.Лозинский, Георгий Иванов, Г.В. Адамович

Слайд 13

Футуризм. Гилея («кубофутуристы») Эгофутуристы «Центрифуга» представители В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский, А.Крученых И.Северянин, И.Игнатьев, Г.Иванов, В.Гнедов, П.Широков, К.Олимпов Б.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов, С.Бобров статьи «Пощечина общественному вкусу». «Садок судей» сборники «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас» «Златолира» «Руконг», «Лирень», «Второй сборник «Центрифуги»

Слайд 14

Имажинизм. «Мезонин поэзии» С.Есенин, А.Мариенгоф, В.Шершеневич, И.Грузинов, Рюрик Ивнев.

Слайд 15

Принципы. символизм акмеизм футуризм 1.Параллелизм двух миров: за миром реальным – мир духовных ценностей. 2. Символ – средство связи между мирами, способ постижения тайн бытия. 3. Художник – неординарная личность: его идеи, воззрения, цели возвышаются над сознанием масс. 4.Главное – музыкальность стиха: звукопись, ритмико-интонационная расстановка слов, музыкальная стихия речи 1. Интерес к различным историческим эпохам. 2. Эстетизация мелочей быта, повышенное внимание к художественной детали. 3.Четкость, острота и динамизм лирического сюжета. 4.Предметный мир – метафора душевных состояний л/ героя. 5.Точность, конкретность значения слова. 6. Зрительная определенность образа, живописность вместо символической музыкальности 1.Отказ от традиционной культуры. 2.Анархическое бунтарство 3.Абсолютная свобода творчества. 4.Отказ от литературных и языковых норм. 5. Устремленность в будущее. 6. Неприятие буржуазной морали. 7. Эпатаж как средство воздействия на публику.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блок Александр Александрович

Слайд 2

БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург — 7 августа 1921, Петроград], русский поэт. Начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме»), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик». Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций, осмысление «страшного мира», осознание трагедии современного человека, пришел к идее неизбежности «возмездия». Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина». Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать». Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.

Слайд 3

Семья, детство и образование. Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений — ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово . В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem . После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1901 на историко-филологический факультет. Среди профессоров, у которых учился Блок, — Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт , Б. В. Варнеке . В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне.

Слайд 4

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме» . Творческий дебют

Слайд 5

В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме». Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.). Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость « соловьевской » жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений в собственной « призванности » и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром.

Слайд 6

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. После неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема «народа и интеллигенции», ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом», соединяют образы родины и любимой.

Слайд 7

Кризис символизма Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной и летом 1909. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, «обожгло» его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства», но и в докладе «О современном состоянии русского символизма». Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость «духовной диеты», «мужественного ученичества» и «самоуглубления».

Слайд 8

В 1910 Блок начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не была завершена). В 1912-13 пишет пьесу «Роза и Крест». После выхода в 1911 сборника «Ночные часы» Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений. С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-21. В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том.

Слайд 9

Тема России в творчестве Александра Блока . Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь . А.Блок «Русь» - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году и вошло во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я под­хожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...»,- писал поэт. Русь пред­ставлялась для него, как нечто священное, святое. Именно Русь, а не Россия - древняя, дикая, языческая, заколдованная.

Слайд 10

В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина». Блок признается России в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви !

Слайд 11

В цикле «На поле Куликовом» поэт видит весь исторический путь страны - от "поля Ку­ликова" до современных ему событий. Лирический герой - и древний русич-воин , и современник поэта. Здесь Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева). В этом цикле образ Вечной Женственности трансформирован в образ Родины, и теперь Блок признается в любви к ней как к жене . Блок создал неповторимый лирический образ России-жены. Родина для него - надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы родины и народа.

Слайд 12

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель . Блок в 1908 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Маяковский (1893-1930) «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу» Владимир Маяковский

Слайд 2

Маяковский родился в селе Багдады в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим в Эриванской губернии. Мать поэта, Александра Алексеевна, из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. После смерти отца в 1906 г. Маяковский с матерью и сестрами переехали в Москву. В 1906 г. в Москве он поступил в пятую гимназию, где учился в одном классе с братом Пастернака Шурой. Прервал обучение в 1908 году и занялся революционной деятельностью. Биография

Слайд 3

Стихи начал писать в 1909 году в одиночной камере Бутырской тюрьмы. Начало творчества Познакомившись с Давидом Бурлюком , вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам . В 1908 году вступил в РСДРП, трижды арестовывался. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».

Слайд 4

Творчество В 1914—1915 гг. работает над поэмой «Облако в штанах». Написал поэму «Флейта-позвоночник». Летом 1915 г. знакомство семьей Бриков. Обращение к сатире. Цикл «Гимны» для журнала «Новый Сатирикон ». Антивоенная лирика: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон» 1917 г. «Революция. Поэтохроника ». Снимался в фильмах по собственным сценариям. В 1918 г. «Мистерия Буфф» поставлена к годовщине революции. В 1918 - 19гг. Газета « Искуство коммуны» . Пропоганда мировой революции. Переезд из Петрограда в Москву.

Слайд 5

В 1919-21 гг. организовал выпуск «Окон РОСТА». Годы гражданской войны будет считать лучшим временем в жизни. В 1922-23 гг. в ряде произведений продолжает настаивать на необходимости мировой революции и революции духа — «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на генуэзской конференции» и др. Творчество и жизнь

Слайд 6

Эпоха путешествий В 1925 отправляется в самое длительное свое путешествие — за океан: посетил Гавану и Мехико. В течение трех месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник «Испания. — Океан. — Гавана. — Мексика. — Америка».) и очерк «Мое открытие Америки». Владимир Маяковский и Максим Горький в Финляндии

Слайд 7

Творчество и жизнь В 1922-26 гг. активно сотрудничал в «Известиях», В 1926-29 гг. — в «Комсомольской правде». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Б.Пастернака, В.Катаева, М.Светлова. В 1923 году организовал группу Леф (Левый фронт).

Слайд 8

Смерть поэта 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский выстрелил себе в сердце из револьвера. Очевидно, это было самоубийство. Однако, вопреки посмертной просьбе самого поэта «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.», продолжаются спекуляции вокруг его смерти. Часто высказывается версия об убийстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по культуре Серебряного века

Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)...

Сценарий урока: лирика поэтов серебряного века

Урок внеклассного чтения: лирика поэтов серебряного века...

Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии

Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии.  ...

План-конспект урока литературы "Поэзия Серебряного века" (11 класс)

Тема урока: «НАПРАВЛЕНЧЕСКИЙ»АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.Цели урока:nактуализация знаний и приёмов, полученных ранее;nовладение новыми приёмами анализа поэтиче...

конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века"

данный конспект урока будет полезен учителям работающих в 9 классе...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...