Вернуться в Россию стихами
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Сабанцева Ольга Анатольевна

Открытый урок по поэзии  русской эмиграции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vernutsya_v_rossiyu_stihami.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Вернуться в Россию стихами»

(урок по поэзии русской эмиграции в 11 классе)

Целеполагание: формировать у учащихся патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, к родной речи, литературе, к  месту, где родился и вырос; чувство гордости за свою страну; позитивное отношение к традициям народа.

Прогнозируемые результаты: формирование у обучающихся  умения правильно слышать и слушать, оценивать и делать выводы; ответственного отношения к себе, к своему народу, к родной речи.

Оформление: портреты М. Цветаевой,  И. Бунина, И. Северянина, ; музыкальное сопровождение  - концерт №3 С. Рахманинова, «Грезы любви Ф. Листа».

 Ход урока

(Слайд 1)

Нас раскидало, как в море льдины,

Расколошматило, но не разбив,

Культура русских всегда едина,

А лишь испытывается на разрыв.

Е.Евтушенко

Полдень. Березовый отсвет покоя

В небе российские купола

И облака, будто белые кони,

Мчатся над Сен-Женевьев-де-Буа.

Р.Рождественский.

Учитель:

-О чем написал Е.Евтушенко?

-О чем написал Р.Рождественский?

-Почему, ребята, к нам возвращаются поэты начала и середины 20века?

(ответы учащихся)

Начало 20 века было для русской литературы блистательным, щедрым. За короткий срок просияло много замечательных, поэтических имен.

-Назовите , каких поэтов начала 20 века вы знаете ?( Блок, Белый, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам…)

Однако события октября1917 и Гражданской войны в России  привели к тому, что сотни наших соотечественников, опасаясь  диктатуры пролетариата, власти большевиков и красного террора, покинули Родину через Новороссийск, Одессу, Севастополь, Прибалтику, основав русские гнезда в Константинополе, Париже, Харбине, Берлине, Софии.

В эмиграции оказалось немало поэтов и писателей, представляющих различные направления и течения русской литературы 20 века: А. Аверченко, М. Алданов, Д. Мережковский, З.Гиппиус, Г. Иванов, И. Шмелев, И. Северянин, В. Ходасевич, И. Бунин, А. Куприн и многие другие.

В европейских столицах организуются литературные центры, издательства, выходят многочисленные газеты и журналы: «Возрождение», «Грядущая Россия»,  «Слово», «Русская мысль». Проходят поэтические вечера, встречи. Но, несмотря на бурную литературную жизнь, русские эмигранты чувствуют себя неуютно. Поэт Г. Иванов говорил: «Все мы, поэты и писатели эмиграции, обречены. Нас убивает отсутствие воздуха. И любви. Невнимание и безразличие».

М. Цветаева говорила, что из страны, в которой стихи ее были нужны, как хлеб , она попала в страну, где ни ее, ни чьи-либо стихи не нужны. Даже русские люди в эмиграции перестали в них нуждаться. И это делало поэтов, пишущих на русском языке , несчастными.»

Учитель: Поэтому так много у поэтов-эмигрантов стихов о России, которые мы сегодня и будем слушать, обратившись к части духовного наследия, оставленного нам этими людьми, не получивши в награду за это даже клочка земли.

(звучит песня Ж. Бичевской «Все теперь против нас»)

Ученик читает стихотворение  И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав-

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленам припав.

Ученик: Это стихотворение – одно из многочисленных признаний в любви к родной земле И. Бунина, которое поэт написал еще на Родине , а в 1920 году покинул ее навсегда. Поэт не принимает революцию 1917 года, правительство, существующий строй, и в разные годы поэт отрицательно высказывался о новом строе. Это стало причиной того, что И. Бунина печатали мало, притом с искажениями и сокращениями, а настоящее знакомство читателя с его творчеством произошло в конце 20 века.

Учитель:

-Ребята, какие средства образной выразительности говорят о любви писателя к России?

-Как вы думаете, какие чувства переживает лирический герой в стихотворении?

Незаурядный талант Бунина был признан в России, и в эмиграции он создавал шедевры. Ему суждено было узнать славу лауреата Нобелевской премии в 1933 году, но он будет одновременно испытывать нужду и голод в оккупации, тяжелую болезнь и угасание в бедности.

Ученик читает стихотворение «Бедные селенья»

Моя отчизна; я вернулся к ней,

Усталый от скитаний одиноких,

И понял красоту в ее печали

И счастие в печальной красоте.

Они глумятся над тобою,

Они, о, Родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат…

Так, сын спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей-

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, что сотни верст брела

И для него ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

Учитель:

-Ребята, о чем прочитанное стихотворение?

-Какую мысль автор хотел донести до нас?

-Какие эпитеты составляют описание России?

Но Россия для И. Бунина не только в убогости, но и в красоте степей, вечерних пейзажах.

Ученик читает стихотворение «От праздности и лжи, от суетных забав»

От праздности и лжи, от суетных забав

Я одинок бежал в поля родные,

Я странником вернулся под сень моих дубрав,

Под их навесы вековые.

И, зноем истомлен ,я на пути стою

И пью лесных ветров живительную влагу…

О, возврати ,мой край, мне молодость мою,

О, юных блеск очей, и юную отвагу!

Ты видишь, я красы твоей не позабыл

И сердцем чист, твой мир благославляю

Обетованному отеческому краю

Я приношу остаток гордых сил.

Учитель:

-Ребята, а это стихотворение о чем?

-Каким предстает лирический герой?

Ученик: «Страшное чувство России» не покидало Бунина. В дневниках он писал: «Плакал о России», «Очень хочу домой», Его стихи пронизаны чувством бездомности, одиночества.

Чтение стихотворения «У птицы есть гнездо..»

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора

Сказать «ПРОСТИ» РОДНОМУ ДОМУ!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Учитель:

-Что хотел донести до читателя И.А.Бунин?

34 года прожил Бунин за границей, так и не вернувшись домой. Возвратилось то, что он написал. Во всех его произведениях чувствуется дыхание России

Ученик: В 1913 году произошло важное событие в русской поэзии – вышел в свет сборник стихов Игоря Северянина «Громокипящий кубок». Публике предстал новый поэт с необычным стихом. Он исполнял сам свои стихи, дав более 400 концертов на родине и за рубежом. Его боготворили, книги шли нарасхват. В 1918 году он был признан Королем поэтов на вечере в Политехническом музее в Москве.

Ученик: чтение стихотворения «Рескрипт короля»

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета, бархат в серебре,

Я избран королем поэтов

На зависть нудной мошкаре.

Меня не любят корифеи –

Им неудобен мой талант:

Им изменили лесофеи

И больше не плетут гирлянд.

Лишь мне восторг и поклоненье

И славы пряный фимиам.

Моим – любовь и песнопенья!-

Недосягаемым стихам

…….

В душе порывистых приветов

Неисчислимое число.

Я избран королем поэтов-

Да будет подданным  светло!

Учитель:

-Ребята, о чем это стихотворение?

-Чем оно необычно?

Зимой 1918 года И. Северянин эмигрировал в Эстонию, вскоре ставшей самостоятельным государством. На чужбине он выступал с поэзоконцертами.  Много выстрадал в эти годы, заблуждался и постиг истину: хлеб чужбины горек.

Ученик читает стихотворение

Была у тебя страна,

И был у тебя свой дом,

Где ты со своей семьей

Лелеял побеги роз…

Но, родины не ценя,

Свой дом не сумев сберечь

И мало любя семью,

 Ты все потерял – был день.

Зачем же теперь видна

Во взоре тоска твоем

И в чуждом краю зимой

Ты бродишь и наг, и бос?

Ученик читает стих

Еще одна весна. Быть может,

Уж последняя. Ну что ж,

Она постичь душе поможет,

Чем дом покинутый хорош.

Имея свой, не строй другого

Всегда довольствуйся одним

Чужить освоить бестолково:

Чужой останется чужим.

От гордого чувства, чуть странного,

Бывает так горько подчас:

Россия построена заново

 Другими, не нами, без нас.

Учитель:

-О чем стихотворение

-Чем пронизаны чувства лирического героя?

Мечтам поэта не суждено было сбыться. Болезнь, война… смерть в декабре 1941 года.

Учитель:

В мае 1922 года, в Берлин, центр русского зарубежья, приехала Марина Цветаева. Решение приехать за границу приняла мгновенно, получив первое за 4 года разлуки письмо от мужа С.Эфрона, оказавшегося за границей после разгрома белой армии. Это были годы бедности, тяжкой жизни внешней и внутренней. Осенью 1925 года Цветаева с детьми приезжает в Париж, где ее семью приютили знакомые. Там она прожила 13,5 лет. Она громко заявила о себе, ее не любили. Она чувствовала себя ненужной, чужой. Нехватка денег, пишет прозу, живет на благотворительные средства. С. Эфрон начинает работать на советскую разведку. Хочет вернуться на Родину. «Здесь я не нужна, там я невозможна»,- пишет Цветаева. «Нас Родина не позовет»,- пишет она в «Стихах к сыну»

Ученик читает стихотворение «Стихи к сыну»

С фонарем обшарьте

Ведь подлунный свет.

Той страны на карте –

Нет, в пространстве – нет.

Выпита, как с блюдца:

Донышко блестит!

Можно ли вернуться

в дом, который – срыт?

Заново родися!

В новую страну!

Ну-ка, воротися

На спину коню

Сбросившемуся! ( Кости

Целы-то – хотя?)

Эдакому  гостю

Булочник – ломтя

Ломаного,  плотник-

Гроба не продаст!

Той ее - несчетных, верст, небесных царств,

Той, где на монетах-

Молодость моя,

Той России – нету.

Как и той меня.

Учитель:

-Ребята, что хотела сказать этим стихотворением поэтесса?

-Чем необычно стихотворение?

-Каков лирический герой в стихотворении?

Ученик: В 1937 году дочь М. Цветаевой Ариадна уехала в Москву, исполненная радостных надежд. Вскоре и уезжает С. Эфрон. Цветаева тоже готовится к отъезду. Состояние ее тяжелое: больше полугода она ничего не писала. 12 июня Цветаева уехала в СССР

(звучит концерт С. Рахманинова №3)

Но и с  калужского холма

Мне открывалася она –

Даль тридевтая земля!

Чужбина, Родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько Родина и столь

Рок, что повсюду через всю

Даль – всю ее с собой несу!

Даль , отдалившая мне близь,

Даль, говорящая : «Вернись

Домой!» со всех до горних звезд-

Меня снимающихся мест!

Недаром голубей воды

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,-

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь  моих земля-

Гордыня, Родина моя!

Учитель:

_Каким было отношение М.Цветаевой к Родине?

-В чем смысл этого стихотворения?

Рефлексия урока

-Ребята, что вы узнали нового на уроке

-Каково ваше отношение к поэзии эммиграции?

История ломает человеческие судьбы. И это знали русские эмигранты: их жизнь сломалась еще раньше, в годы революции и гражданской войны. Окончание войны заставило одних качнуться влево, получить советское подданство, вернуться на родину. Другие оставались верными своему неприятию советской власти.

Домашнее задание: выучить и проанализировать одно из понравившихся стихотворений, услышанных на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На конкурс "Недаром помнит вся Россия" исторический вечер "России верные сыны"

Сценарий  исторического вечера для учащихся основной и старшей школы составлен такм образом, что может быть использован как для проведения общешкольного мероприятия в актовом зале, так и классног...

опыт работы.деятельность отряда"России верные сыны"

Программа детской организации "России верные сыны"Презентация деятельности отряда "РВС"....

Сценарий интегрированного проекта "Вернуться в Россию стихами", посвящённый творчеству русских поэтов в эмиграции.

"Вы вернётесь в Россию стихами,И о вас будут сложены песни.Знали вас и Париж, и Варшава,Мир ведь этот прекрасен и тесен.Но, в кривых переулках Харбина,И вдоль берега Сены печальной, Вам всегда вспомин...

Интегрированный театрализованный проект "Вернуться в Россию - стихами" (поэзия русской эмиграции)

Проект посвящён творчеству поэтов, покинувших Россию и навеки сохранивших в своей душе любовь к Родине. Как жили они в далёких от Родины странах, вернулись ли они на Родину? Об этом проект.Цель проект...

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Урок на тему: «Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок рассказывает о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны,  показывает, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями....

Сценарий линейки «России верные сыны, кадетской службе мы верны »

Торжественная линейка, посвященная Дню знаний, прошла в кадетском корпусе...