Урок на тему: «Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

 

Урок рассказывает о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны,  показывает, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vov_5_kl.doc364 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: «Героическое прошлое России. Стихи и песни

о Великой Отечественной войне»

Цели и задачи урока:

- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

- показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени

соединялись с глубоко личными переживаниями;

- продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст;

- помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;

- развивать навыки выразительного чтения;

- воспитывать  уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, чувство патриотизма.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

        Ход урока

1. Слово учителя.

                      Война и поэзия… Казалось бы, нет более противоречивых  понятий. Но вопреки старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы испытаний музы не молчали, они вели бой, становились оружием. Слово на войне иногда стоило жизни, зато и звучало как никогда весомо.

Фронтовые поэты,

С напором свинцового шквала

Ваши жизни судьба,

Ваши жизни война  рифмовала.

И едва затихало сраженье –

Атаке не вечно же длиться.

Как оно оживало

На ваших горящих страницах.

Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась.

А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, они полны надежд...

Тогда ещё не знали вы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны…

Выпускники 1941 года

2. Запись  голоса Левитана о начале войны

Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое время?

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском

музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали

народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают

перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма.

Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши

сердца величием подвига.

      3.  Звучит песня «Священная война»

- Какие  чувства  охватывают   вас, когда  вы  слышали эту песню?

Почему война названа «священной»?

(Это война за правое дело, за свою родину. Война против захватчиков оправдана.)

Сообщение  учащихся  о памятнике песне «Священная война»

  Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи

В. Лебедева-Кумача «Священная война». Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны: боль, горе, тревогу, надежду.

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров, позднее  писал: «ВНЕЗАПНОЕ НАПАДЕНИЕ ВЕРОЛОМНОГО ВРАГА НА НАШУ РОДИНУ ВЫЗВАЛО У  МЕНЯ, КАК И У ВСЕХ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, ЧУВСТВО ВОЗМУЩЕНИЯ, ГНЕВА… С ПЕРВЫХ ЖЕ ДНЕЙ ПРИНЯЛСЯ СО СВЯТЫМ ИСКРЕННИМ ЧУВСТВОМ ЗА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ОРУЖИЯ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО ВЛАДЕЮ – ПЕСНИ…»

    Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

  – Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

     С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Учитель: На здании Белорусского вокзала был воздвигнут барельеф, посвященный первому исполнению 26 июня 1941 г. песни А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война».  

Барельеф на здании Белорусского вокзала, посвященный первому исполнению (26 июня 1941 г.) песни А. Александрова и В. Лебедева-Кумача "Вставай страна огромная".

http://otvet.imgsmail.ru/download/3e6c33b69e4b28762b9a2ff8a63a9a4b_i-2993.jpg

4.  Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи.

Сообщение учащегся о творческой судьбе песни

В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов, в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:
«Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!
И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название “Соловьев”. С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова. Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах»

Однажды, когда Василий Павлович Соловьев-Седой работал в Москве над опереттой «Верный друг», дверь номера гостиницы распахнулась и на пороге вырос Алексей Фатьянов. Поэт приехал с фронта, ему дали отпуск специально, чтобы он написал с Соловьевым-Седым две песни. Тексты песен готовы, их Фатьянов сложил под грохот канонады,— «Ничего не говорила» и «Соловьи». Василий Павлович сел за пианино, музыка родилась быстро, а потом композитор и поэт позвали к себе соседей по гостинице и спели им новые песни. Одобрение было полным, а генерал из соседнего номера даже стал их «соавтором», предложив заменить в «Соловьях» одно слово: «Пусть солдаты (а не «ребята», как было сначала) немного поспят».

В. Соловьев-Седой, С. Лемешев, А. Фатьянов. Песня «Соловьи»

В. Соловьев-Седой проигрывает вновь сочиненную песню «Соловьи» 
С. Лемешеву и А. Фатьянову

  • Чтение  стихотворения  «Соловьи»   (с. 137)
  • О чем это стихотворение?

оэт изображает нам портрет природы во время войны. Солдаты после тяжелого боя хотят отдохнуть чтобы дальше отправиться с новыми силами, а соловьи поют, и поэтому заснуть очень трудно.)

- К кому обращается автор?

(Автор обращается к соловьям, просит их не петь: "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат. Пусть солдаты немного поспят…")

- Почему автор называет соловьев «шальными»?

- Найдите строки, в которых описывается душевное состояние солдат.

("Не спит солдат, припомнив дом. И сад зелёный над прудом, где соловьи всю ночь поют, а в доме том солдата ждут.")

- Как вы понимаете смысл последней строфы?

(Солдаты понимают, что чем быстрее к победе, тем ближе к родным и близким, к дому, вокруг которого "соловьи всю ночь поют").

Учитель: Алексей Иванович Фатьянов написал стих-е «Соловьи» в 1942г.  Это год отступлений, поражений, сколько было безнадежности, горя, а в песне уже звенит предвестие победы, потому что в словах есть душа, мы победим душой, у нас души более!

Прослушивание песни «Соловьи»

5. История создания песни «Землянка» (ученик)

             

Алексей Сурков – автор этой тихой, проникновенной песни, которую часто называют по первой строке «Бьется в тесной печурке огонь…» Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку композитором Константином Листовым,  выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941г. под Москвой в землянке.

Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, где он сейчас находится, и какая обстановка…

Прослушивание песни «Землянка»

 Работа с карточками (в парах)

- Перед  вами  текст песни   и  табличка. Найдите в тексте песни различные языковые средства и запишите примеры.

Языковые средства в стихотворении А. Суркова «Землянка»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега…

До тебя мне дойти нелегко.

А до смерти четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Языковые средства

Примеры

Эпитеты

Олицетворения

Сравнение

Лексические повторы

          Коллективная проверка работы

    6. История создания песни «Журавли» (учащиеся)

 «Журавли» — песня-реквием (реквием – это многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.), это песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная, о ней стоит рассказать.

Девочка с журавлем Япония

В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.

Расул Гамзатов

Расул Гамзатов

Поэта поразила эта история и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время уже был безнадежно болен и он почувствовал, что эта песня может стать его прощанием. Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился у своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку.

Марк Бернес

Марк Бернес

8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Он уже знал, что дни его сочтены в буквальном смысле слова, поэтому очень торопился записать песню, ставшую последней песней в его жизни.  Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы.

Через месяц 16 августа 1969 года Марк Бернес ушел из жизни. По его завещанию, на похоронах звучали его любимые песни, среди них и «Журавли». Друзья прощались с ним, слушая его голос.

Через много лет «Журавли» в исполнении ансамбля им. А. В. Александрова прозвучали в Японии.  Так белые журавли из древней легенды возвратились в страну, где Расул Гамзатов увидел памятник маленькой девочки с журавлем в руках, ставшей жертвой самого страшного в мире оружия.

Ян Френкель

Ян Френкель

Сегодня «Журавли» - песня, близкая нам всем, песня, которая берет за душу и которую всегда слушают стоя. Образ летящих журавлей одинаково близок  тем, кто вспоминает бои под Сталинградом  и тем, кто шел на штурм Грозного.

За прошедшие годы Журавли исполняли многие артисты, но все же лучшим исполнением остается исполнение Марка Бернеса.

7. Заключительное слово. Выводы.

        Итак, мы убедились, что  на великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

- Стихотворения  и песни  о войне – это  тревоги, горечь, сожаление,  сострадание; они  рассказывают  о  войне, о  подвигах  солдат, о потерях, об ожиданиях  встреч,  о  тяжести   разлук и  утрат.

- Что  сближает  фронтовые  песни  с  народными?

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте....

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"....

План-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему: Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...

Открыты урок по теме«Стихи и песни о Великой Отечественной войне» 8 класс

Урок расссчитан на воспитание без заветной любви к родене , гордости за свою страну....

Урок литературы на тему: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Урок литературы в 8 классе на тему:«Стихи и песнио Великой Отечественной войне»                              ...

Тест по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Проверка знаний по разделу "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"...

Тема урока «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Краткое описание идеи занятия:  Данная тема включена в раздел «Русская литература XX века». В этом году  эта тема актуальна, так как урок проходит в преддверии 70- лети...