Учебный проект «Одежды каждого времени года или языковые метафоры в творчестве В.А. Захаровой»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Программа: Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
Учебник: Русский родной язык 5 класс под ред. О.М.Александровой.2020
Резюме: проект направлен на формирование системы знаний учащихся по теме «Образность русской речи», обучение навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала), развитие коммуникативных навыков, повышение познавательной активности через использование технологии проектного обучения.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, изобразительное искусство, литературное краеведение
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_pasport_uchebnogo_proekta.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнеилимский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Коршуновская средняя школа»
Баранникова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы
Методический паспорт учебного проекта
Название учебного проекта: «Одежды каждого времени года или языковые метафоры в творчестве В.А. Захаровой»
Предмет: русский родной язык
Класс: 5
Руководитель: Баранникова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы
Название образовательного учреждения и номер: МКОУ «Коршуновская СОШ»
Год разработки учебного проекта: 2020-2021 учебный год
Место урока:7-10 уроки
Программа: Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
Учебник: Русский родной язык 5 класс под ред. О.М.Александровой.2020
Резюме: проект направлен на формирование системы знаний учащихся по теме «Образность русской речи», обучение навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала), развитие коммуникативных навыков, повышение познавательной активности через использование технологии проектного обучения.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература, изобразительное искусство, литературное краеведение
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Форма организации деятельности детей: индивидуальная, групповая.
Ведущая деятельность: исследовательская, творческая.
Сфера применения результатов: учебная.
Используемые технологии: проектная деятельность
Фома продукта проектной деятельности: лэпбук
Актуальность проблемы: Программа предмета «Родной язык» ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература». В соответствии с этим курс русского родного языка в 5 классе направлен на достижение следующих целей:
-формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
-совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
-совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Учебный проект : «Одежды каждого времени года или языковые метафоры в творчестве В.А. Захаровой» в 5 классе полностью направлен на достижение данных целей. Кроме этого, считаю необходимым подготовку к ОГЭ начинать уже сейчас. Изучив тему: «Образность русской речи» в 5 классе на уроке родного языка, познакомившись с художественной метафорой, закрепив знания, работая с текстом художественной литературы, учащиеся смогут выполнять задание на ОГЭ, которое предполагает работу со средствами художественной выразительности. Приобретая данные знания, ребята познакомятся с творчеством удивительного человека, который проживает в нашем посёлке- В.А. Захаровой.
Цель проекта: вовлечь каждого участника в активный познавательный творческий процесс при работе над проектом; учить представлять свой труд в виде продукта своей деятельности, выбирая средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов; формировать специальные знания (подготовка к ОГЭ), умения, навыки, относящиеся к выступлению; воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Задачи проекта:
- расширить знания об образности русской речи (языковые метафоры); начать подготовку к ОГЭ
- познакомиться с творчеством В.А.Захаровой- жительницы нашего посёлка; подобрать текстовые материалы по данной теме.
- узнать, что такое художественная метафора;
- сделать выводы, участвовать в научно-практической конференции школы
Объект исследования: рассказы и стихотворения В.А.Захаровой
Методы исследования:
- изучение литературы;
- поиск информации в произведениях УНТ, словарях; в произведениях В.А.Захаровой
- собственные наблюдения;
- анализ полученных результатов.
Основополагающий вопрос:
«Какие образы создаёт В.А Захарова с помощью художественной метафоры?»?
Цели:
Образовательные:
обобщающее повторение по теме «Образность русской речи», закрепление полученных теоретических знаний;
Развивающие:
активизация исследовательского и логического мышления; развитие информационной культуры, коммуникативных навыков; повышение мотивации к изучению темы, предмета, творчества поэта- земляка В.А. Захаровой;
Воспитательные:
формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков командной работы; воспитание бережного отношения к русскому языку.
Количество часов: 3
Структура проекта:
Проблемный вопрос | Темы исследования | Формы работы |
1.Как загадки «засекречивают» задуманный предмет? | Скрытый смысл загадки | «Загадка- отгадка»: соотнести загадку с отгадкой Изготовление книжки- малышки |
2.Прямое или переносное значение слова? | Какой признак положен в основу переносного значения? | «Конструктор» «Найди замену» |
3. Что такое языковая метафора? | Языковая метафора | Работа с толковым словарём. Портал «Словари.ру» |
4.Употребляет ли человек языковые метафоры в своей речи? | Наща речь | «Почему мы так говорим» |
5. Действительно ли неживые предметы обладают такими свойствами, которые им приписывают люди? | Метафора, олицетворение | Сообщение на тему:«Переносные наименования животных и растений и особенности их употребления в речи» |
6. Как художественная метафора создаётся Захаровой В.А | Творчество В.А. Захаровой | Исследовательская работа. |
7. «Одежды каждого времени года или языковые метафоры в творчестве В.А. Захаровой» | Защита исследовательских работ |
Этапы реализации проекта:
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Сроки реализации |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, аргументация актуальности работы | Урок |
Планирование | Формулирование проблем, предмета и объекта исследования и распределение задач между членами команд | |
Исследование | Определение методов исследования и источников информации. Выдвижение гипотез решения проблем, разработка путей ее решения | |
Результаты, выводы | Анализ информации, формулирование выводов и оформление результатов исследований | Урок |
Представление (отчет) | Презентация творческих работ | Урок |
Оценка результатов и процесса | Коллективное обсуждение и самоанализ | |
Коррекция | Исправление ошибок и недочетов | Домашнее задание |
Ожидаемые результаты:
1) Практический внешний результат - лэпбук;
2) Интеллектуальный внутренний результат- обобщение, закрепление и присвоение теоретических знаний по теме учебного материала (подготовка к ОГЭ в 9 классе).
3) Повышение мотивации к обучению, улучшение успеваемости, снижение уровня тревожности;
4) Повышение уровня социальных (надпредметных) навыков учащихся;
5) Разработанные творческими группами учащихся под руководством учителя учебные материалы готовы к использованию в учебной деятельности.
Стартовый уровень обученности и сформированности УУД: определять цель деятельности при решении проблемы, составлять план решения проблемы (под контролем учителя), отбирать знания, необходимые для решения проблемы определять последовательность действий для решения проблемы с помощью взрослого; осуществлять рефлексию по итогам своей и коллективной деятельности, оценку и самооценку (с помощью взрослого); проводить наблюдения и анализ, делать выводы;
Режим работы: урочный, внеурочный, внешкольный.
Материально-техническое оснащение: доступ к книжному фонду; оборудование для трудовой, изобразительной деятельности; компьютерное обеспечение, мультимедийная установка
Учебно-методическое оснащение: книжный фонд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года». Педагог- психолог: Токарева Инна Александровна
Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года».Педагог- психолог: Токарева ...
Презентация к уроку по учебному предмету «Английский язык» в 5 классе по теме «Одежда для разного времени года»
Презентация к уроку по учебному предмету «Английский язык» в 5 классе по теме«Одежда для разного времени года» помогает учащимся при изучении лексического и грамматического материла по теме "Pre...
«Метафора в творчестве О. Мандельштама»
В данной научно- исследовательской работе представлен анализ творчества О. Мандельштама....
Сценарий праздника окончания учебного года 23.05.16 «Путешествие по временам года» Зима
Веселый праздник окончания учебного года, в ходе которого учащиеся закрепляют и обобщают представления о временах года....
"Одежды каждого времени или языковые метафоры в творчестве В.А.Захаровой"
Работа представлена на конкурс профессионального мастерства "Лучшая методическая разработка", реализуемая в рамках проектной деятельности...
Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6
Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное искусство по теме: Основные пропорции головы чел...
положение о Всероссийской выставке Оригами "Четыре времени года" в рамках 18-го Городского фестиваля "Оригами-творчество и мастерство" в 2022-2023 году
1. Общие положения Всероссийская выставка Оригами «Четыре времени года» проводится в рамках 18-го Городского Фестиваля детского творчества «Оригами – творчество и мастерство&ra...