Рабочая программа по литературе. 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс)
Рабочая программа по литературе. Автор учебника - Коровина. 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_literatura_8_klass.docx | 75.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе:
1)Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
2)Примерной программы основного общего образования и Программы по литературе В.Я.Коровиной
Предметная линия учебников В.Я.Коровиной 5-9 классы – М.: Просвещение), 2020г
Учебный план МАОУ СОШ № 48 на 2022-2023 учебный год предполагает изучение предмета в количестве 102ч, 3 урока в неделю.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Место учебного предмета «Литература».
Курс рассчитан на 102 часа, 3 часа в неделю. Рабочая программа предусматривает 8 часов на развитие речи, 10 часов на внеклассное чтение, 5 часов на контрольные работы.
Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект:
Программа: Программа по литературе. 5-11классы. Базовый уровень. / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина г. Москва. «Просвещение» 2020г.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 8 кл. ч.1,2., г. Москва, «Просвещение», 2020 г.
Требования к результатам изучения предмета «Литература» в 8 классе:
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты изучения курса литературы
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты освоения литературы:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
- определять тему и основную мысль произведения;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Ученик получит возможность научиться:
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи | Внеклассное чтение | Контрольные работы |
Русская литература и история | 1 | - | - | - |
Устное народное творчество | 2 | - | - | - |
Из древнерусской литературы | 2 | - | - | - |
Из литературы XVIII века | 3 | 1 | - | - |
Из литературы XIX века | 62 | 4 | 5 | 2 |
Из литературы XX века | 23 | 3 | 2 | 2 |
Из зарубежной литературы | 9 | - | 3 | 1 |
ИТОГО: | 102 | 8 | 10 | 5 |
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Название темы | Необходимое количество часов для ее изучения | Основные изучаемые вопросы |
1 | Введение | 1 | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. |
2 | Устное народное творчество | 2 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка, предание (развитие представлений). |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления). |
4 | Из русской литературы ХVIII века | 3 | Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Сотая и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. |
5 | Из русской литературы ХIХ века | 62 | Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянность, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва». «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. Теория литературы. Историзм художественной литературы; роман; реализм (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой; романтическая поэма (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Отношение писателя к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма гния авторской поэзии (начальные представления). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Ася». Образ «тургеневской девушки». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-поэтическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия). Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ; художественная деталь (развитие представлений). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза; композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А. Фет. «Первый ландыш»', А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Антон Павлович Чехов. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления). |
6 | Из русской литературы ХХ века | 23 | Иван Алексеевич Бунин. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя. Александр Иванович Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула. Александр Александрович Блок. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления). Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). Писатели улыбаются: журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования, иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни», Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах. Михаил Андреевич Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Александр Трифонович Твардовский. «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание крестьянина и убеждений гражданина, защитника род- страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь юра и литературы. Композиция поэмы. Восприятие читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления). Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1945 -1945 годов (обзор) Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату…»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», JI. Ошанин. «Дороги» Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер, отражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие явлений). Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) И. Анненский. «Снег», Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях, поэтов Русского зарубежья о Родине. |
7 | Из зарубежной литературы | 9 | Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением, отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий). Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений). |
Календарно-тематическое планирование по литературе 2022-2023 учебный год
№ | Тема урока | Основные элементы содержания | Формы работы и контроля | Домашнее задание | Дата урока план. | Дата факт. | |
Введение 1 час | |||||||
1 | Вводный урок. Литература и история. | Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя. Беседа по статье учебника. Фронтальный опрос. | Что такое историзм русской классической литературы? (устно) | |||
Устное народное творчество 2 часа | |||||||
2 | Русские народные песни. | Русские народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…»; «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Обрядовые и внеобрядовые песни. Частушки. Отражение жизни народа в народной песне. Частушка как малый песенный жанр. | Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни Составление таблицы «Виды русских народных песен». Составление текста частушки на школьную тему. | Таблица, словарик Отзыв на одну из иллюстраций учебника к теме «Русские народные песни». Частушка на школьную тему. | |||
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы: «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | Историческая народная песня, как средство приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа. | Сообщение подготовленного ученика, беседа, анализ песен. Составление таблицы «Сходство и различие преданий и народных сказок». | Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» | |||
Из древнерусской литературы 2 часа | |||||||
4 | Древнерусская литература. «Повесть о жизни и храбрости Невского» | Древнерусская литература. Особенности содержания и формы жития. Знать причины возникновения патриотической темы в древнерусской литературе; уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие. | Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа. Фронтальный опрос. Сочинение-миниатюра. | Сочинение-размышление «Сын земли Русской…» или характеристика. | |||
5 | «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | Идейно-художественное содержание повести; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. | Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа. Ответы на вопросы. | Письменный ответ на вопрос «Как в русский язык пришла поговорка «шемякин суд»?». | |||
Из литературы XVIII века 3 часа | |||||||
6 | Русская литература ХVIII века и ее традиции. Классицизм. Д.И. Фонвизин и его время. «Недоросль». Социальная и нравственная проблематика. | Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Понятие о классицизме Создание комедии. Панорама действующих лиц. «Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Сатира. | Комментированное чтение повести, словарная работа. Ответы на вопросы | Составление таблицы «Основные правила классицизма в драме». | |||
7 | Образ Митрофана. Обучение характеристике литературного героя. | Образ Митрофана. Характеристика героев повести. Особенности характеров, их обусловленность средой. Особенности анализа эпизода драматического произведения | Выразительное чтение эпизодов, аналитическая беседа, словарная работа. | Письменный анализ эпизодов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по группам). | |||
8 | Р/р. Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов | Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме. | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Какие черты поэтики классицизма проявились в комедии «Недоросль»? 2. Почему в комедии «Недоросль» так актуальна тема воспитания? 3. Против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль»? | Сочинение | |||
Из литературы XIX века 62 часа | |||||||
9 | И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. | Краткая информация о жизни и творчестве И.А. Крылова. Расширение имеющихся знаний о баснях. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны. | Викторина, сообщение учителя, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию. | 1) Подготовка выразительного чтения басни наизусть. 2) К.Ф. Рылеев. Читать по учебнику. | |||
10 | К.Ф. Рылеев. Историческая основа произведения. Дума «Смерть Ермака». | Краткая информация о жизни и творчестве автора. Расширение литературных знаний: понятие о думе. Историческая тема думы «Смерть Ермака». Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке. | Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с произведением. | Чтение романа «Капитанская дочка» и краткий пересказ его сюжета. | |||
11 | А.С. Пушкин – историк. "История Пугачёва" (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Урок внеклассного чтения | Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Их смысловое различие. История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин) | Выразительное чтение. Аналитическая беседа. | Перечитать главы 1-5. Подготовка сообщения об истории создания романа. Письменный ответ на вопрос «Почему А. С. Пушкин посчитал заглавие царя Николая I к своему историческому труду о Пугачёве более точным?». Проект. Составление маршрута заочной экскурсии «Пушкин в Оренбурге». | |||
12 | Формирование характера Петра Гринёва. «Я рос недорослем». Анализ 1-2 глав. | Формирование характера Петра Гринева. Нравственная оценка личности героя. Гринёв и Савельич. Гринёв и Швабрин. Знать содержание произведения, этапы формирования героя; выделять смысловые части текста. | Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ. Анализ эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым». Ответы на вопросы учебника. | Перечитать главы 3-5. Выборочный пересказ эпизодов, связанных со Швабриным и Савельичем. | |||
13 | Гринёв в Белогорской крепости. «Русское семейство Мироновых». Анализ 3-5 глав. | Знать систему художественных образов повести; уметь давать характеристику героям. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем. | Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа | Письменный ответ на вопрос: «Как и почему изменилось отношение Гринёва к своему пребыванию в крепости?» | |||
14 | Гринёв и Швабрин. Проблема чести и достоинства, нравственности поступка. Сравнительная характеристика. | Уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать своё отношение к поступкам героев, выявлять авторскую позицию. Путь духовного становления главного героя. Влияние на него извне. | Составление таблицы, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа. | 1) Составление цитатной таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина». 2) Сообщения: - Роль пейзажа и интерьера в художественном тексте; -Роль эпиграфа в повести. | |||
15 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Главы 4-7. | Нравственная красота героини. Роль Маши Мироновой в судьбе Гринева. | Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы. Анализ эпизодов «Гибель капитана Миронова», «В императорском саду». | 1) Сравнительная характеристика женских образов романа. 2) Выборочный пересказ эпизодов, связанных с образом Пугачёва. | |||
16 | Изображение народной войны и ее вождя Емельяна Пугачева. Взаимоотношения Гринёва и Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачевскому восстанию. Главы 8-9. | Отношение народа к бунтовщику в повести. Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Главы «Незваный гость» - Гринев на военном совете Пугачева, «Мятежная слобода» - Гринев у Пугачева в его «дворце» в Бердской слободе, «Сирота» - спасение Марьи Ивановны. Народная война глазами автора и рассказчика. | Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа. | Письменный ответ на вопрос: «Почему сложились особые отношения у Гринева и Пугачева?». Проблема милосердия. Тема русского бунта. | |||
17 | Подготовка к написанию сочинение по повести «Капитанская дочка» | Нравственный облик героев повести. Знать содержание и проблематику романа; уметь глубоко анализировать художественный текст. | Составление плана сочинения. | План ответа на один из проблемных вопросов: 1. Что повлияло на формирование характера Петра Гринёва? 2. Почему Машу Миронову можно считать нравственным идеалом Пушкина? 3. Какова авторская позиция в оценке Пугачёва и народного восстания? 4. Почему Пугачёв не расправился с Петром Гринёвым? 5. Как анализ композиции романа «Капитанская дочка» помогает понять его идею? 6. Какие вечные вопросы поднимает Пушкин в романе? | |||
18 | Р/р. Написание сочинения по повести «Капитанская дочка». Урок контроля | Знать особенности композиции сочинения. Оформлять устное высказывание в письменной форме, используя текст изученного произведения. Уметь при написании сочинения составить план, соблюдать композицию, использовать цитаты. | Контрольная работа (сочинение). | Прочитать повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» | |||
19 | Обобщающий урок-игра. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина | Обобщение знаний по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Участие в блиц-опросе, игра в команде. | Работа над ошибками в сочинении. | |||
20 | «Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Урок внеклассного чтения | Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Германн как художественное открытие Пушкина. Композиция повести. Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст. | Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа. | Прочитать стихотворение А.С. Пушкина «19 октября». Инд. задания: подготовка сообщений «Пушкин и лицеисты», «Пушкин и декабристы». | |||
21 | А.С. Пушкин. Основные темы лирики. | Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября». «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», уметь анализировать поэтические произведения. | Сообщение учеников, запись основных положений лекции, Беседа. Анализ лирического стихотворения. | Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. | |||
22 | Жизнь и судьба М.Ю. Лермонтова Кавказ в жизни и творчестве поэта | Краткие сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Лермонтов и Кавказ. Понятие о романтической поэме. | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений. | Подготовка выразительного чтения фрагментов поэмы наизусть. Чтение статьи учебника «Начальное представление о романтизме» и письменный ответ на вопрос: «Какие принципы романтизма отразились в поэме „Мцыри“?» | |||
23 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Смысл финала поэмы. | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа, анализ эпизодов, план, характеристика героя. | Анализ эпизодов поэмы: «Бой с барсом», «Встреча с грузинкой» и др. Составление плана характеристики образа Мцыри. Отзыв на одну из иллюстраций к поэме. | |||
24 | Образ Мцыри в поэме | Романтический герой. Нравственный облик. Эпизод «Бой с барсом». Единство содержания и стиля, анализ изобразительно-выразительных средств. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения к нему. | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах. | Письменная характеристика Мцыри как романтического героя. | |||
25 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Уметь выделять смысловые части худож. произведения, хар-ть особенности сюжета. | Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой. | Выучить наизусть отрывок. | |||
26 | Р/р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Знать особенности композиции сочинения. Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя текст изученного произведения. Уметь при написании сочинения составить план, соблюдать композицию, использовать цитаты. | Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения. | Темы сочинения: 1.Какова роль эпизода «Бой с барсом» («Встреча с грузинкой» и др.) в поэме «Мцыри»? 2. Какие черты романтических героев присущи Мцыри? 3. Какова композиционная роль картин кавказской природы в поэме «Мцыри»? 4. Зачем историю Мцыри автор излагает в форме исповеди героя? 5. Какой смысл имеет в финале поэмы смерть Мцыри? Прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор». | |||
27 | Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». | Краткие сведения о жизни и творчестве автора. Место произведения в творчестве Н.В. Гоголя. Особенности драматического произведения, литературного жанра, определение «комедия». Завязка комедии. | Запись основных положений лекционного материала. Чтение по ролям. Словарная работа. | Пересказ эпизодов, связанных с образами чиновников. «Какую общественную задачу ставил перед собой Гоголь в комедии „Ревизор“?» (письменно). | |||
28 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Позиция автора по отношению к каждому из героев, способ её передачи. | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | 1) Составление плана характеристики чиновников города. Характеристика героев и средств создания их образов. 2) Пересказ эпизодов, связанных с образом Хлестакова. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Каков образ провинциально-чиновничьего города в пьесе «Ревизор»? 2. Как влияет страх встречи с ревизором на каждого из чиновников города? | |||
29 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. | Знать позицию автора по отношению к каждому из персонажей. Образ Хлестакова. Хлестаков и Осип. Хлестаков и Городничий. Хлестаков, Анна Андреевна и Марья Антоновна. Понятие о хлестаковщине. Анализ эпизодов «Первая встреча Хлестакова с городничим», «Сцена вранья», их роль в комедии. | Чтение по ролям. Аналитическая беседа. Составление таблицы | Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. В чём сущность хлестаковщины как общественного явления? 2. Почему Гоголь огорчался, когда зрителям на спектакле «Ревизор» было лишь смешно? | |||
30 | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | Комическое в пьесе. Комедия характеров и комедия положений. Образ города и тема чиновничества в комедии. | Чтение по ролям. Аналитическая беседа | Анализ эпизода «Последний монолог городничего» и немой сцены. | |||
31 | Урок контроля по комедии «Ревизор» | Обобщение и систематизация материала. Особенности авторской идеи. Знать пути и приемы раскрытия образов комедии, уметь выражать своё отношение к прочитанному. | Ответы на предложенные вопросы и задания: 1.В чём социальная опасность хлестаковщины? 2. Каковы авторские способы разоблачения пороков чиновничества? 3. Почему комедию «Ревизор» включают в репертуар современных театров? | Чтение повести Н. В. Гоголя «Шинель». | |||
32 | Н.В. Гоголь. "Шинель". Образ "маленького человека" в литературе. Образ города. | Гуманистический смысл повести «Шинель». Изображение чиновничества и «маленького человека». Авторское отношение к герою и событиям. Знать содержание повести, тему, идею. Уметь понимать, в чем состоит новаторство Гоголя в развитии темы «маленького человека». Роль фантастики в художественном произведении. | Выразительное чтение. Аналитическая беседа. Анализ эпизода «Башмачкин заказывает шинель». | 1) Ответ на вопрос «Против чего направлена повесть „Шинель“ и как в ней раскрывается тема возмездия?». 2) Прочитать повесть И.С. Тургенева «Ася». | |||
33 | И.С. Тургенев. Характеристика героев повести «Ася». Урок внеклассного чтения. | Знать содержание повести, тему, идею. Уметь давать характеристику героя. | Беседа, работа над содержанием понятия «герой-повествтель», план повести. | Составить план 16 главы повести. | |||
34 | Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести «Ася». Урок внекл.чтения. | Совершенствовать навыки анализа текста. Дать понятие о «тургеневской девушке». | Анализ 16 главы. Беседа. Работа с критической лит-ой. | Письменный ответ: «Почему повесть называется «Ася»? | |||
35 | М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города" (отрывок). | Характер и судьба Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста». Коллективный портрет глуповских «людишек». Народ и власть в романе. Исторические события и реальные персонажи истории, на которых намекает Щедрин. «Историческая сатира» и «сатира на современность». | Выступление учащихся, запись основных положений лекции учителя. Выразительное чтение текста. | План сообщения о средствах создания комического в романе. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сатира», «гипербола», «гротеск», «эзопов язык», «пародия». Чтение рассказа Н.С. Лескова «Старый гений». | |||
36 | Н.С. Лесков. "Старый гений". Нравственные проблемы рассказа. | Тематика произведений и герои Н. С. Лескова: странники, праведники, талантливые люди. Добро и зло в рассказе «Старый гений». Восстановление справедливости. Понятие художественной детали в произведении. | Выразительное чтение текста. Беседа по содержанию произведения. Составление таблицы, плана. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия «художественная деталь», «рассказ». Обсуждение иллюстраций к рассказу. | Составление цитатной таблицы «Две России в рассказе» и плана сообщения о нравственных проблемах рассказа. | |||
37 | Л.Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала»: проблемы и герои. | Слово о писателе. Л.Н. Толстой как поборник суровой правды жизни. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа. | Плана ответа на вопрос: «Какие истор. взгляды Толстого отразились в рассказе «После бала»?». | |||
38 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | Особенности композиции рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Автор и рассказчик. Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа. | Беседа с элементами диспута. Составление цитатной таблицы «Контраст как основной композиционный приём в рассказе». | Письменный ответ на вопрос: «Как контрастное построение рассказа помогает в понимании его идеи?». | |||
39 | Р/р. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". | Сочинение в жанре монолога от лица одного из героев пьесы. Разные точки зрения на одни события. Идейный замысел и его воплощение. | Сочинение. Темы: «Письмо Ивана Васильевича Вареньке»; «Страничка из дневника Ивана Васильевича»; «Утро, изменившее мою жизнь»». | Чтение рассказа А.П. Чехова «О любви». Подготовка устного рассказа об А. П. Чехове и истории создания рассказа. | |||
40 | Р/р. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века. | Уметь выразительно читать стихотворение, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. | Составление партитуры и плана анализа стихотворения, выразительное чтение, Участие в диалоге. | Выучить стихотворение наизусть (по выбору). | |||
41 | А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Характеры и судьбы главных героев, причины невозможности их счастья. | Слушание рассказа, выступления по материалу д.з. Составление таблицы «Психологизм рассказа Чехова «О любви». | Письменный ответ на вопрос «Почему любовь не принесла Алёхину счастья?». Чтение рассказов «Человек в футляре» и «Тоска». | |||
42 | Урок внеклассного чтение по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре». «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях. | Знать содержание трилогии, уметь указывать главную проблему трилогии; анализировать художественное произведение. | Пересказ сюжетов, сопоставительный анализ рассказов. | Письменный ответ на вопрос «Почему героев рассказов Чехова „Человек в футляре“ и „О любви“ можно назвать „футлярными“ людьми?». Подготовка сообщения об И. А. Бунине и рассказе «Кавказ». | |||
Из русской литературы XX века 23 часа | |||||||
43 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ». | Информация о жизни и творческом пути поэта. Особенности лирики Бунина. Рассказ «Кавказ»: проблема счастья и его недолговечности. Любовь и смерть. Психологизм прозы писателя. | Запись основных положений лекции, работа с учебником. Устная и письменная характеристика героев рассказа. Аналитическая беседа. | Письменный ответ на вопрос «Почему несчастливы в любви герои рассказа „Кавказ“?». Прочитать рассказ А.И. Куприна «Куст сирени». | |||
44 | А.И. Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Образы главных героев, их взаимоотношения. Знать содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет» и «фабула». | Чтение текста произведения. Работа в группах, дискуссия. Устная характеристика героев рассказа. | Подготовка к контрольной работе по творчеству русских писателей второй половины XIX – начала XX века. | |||
45 | Р/р. Сочинение по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. Урок контроля | Знать особенности композиции сочинения. Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя текст изученных произведений. Составление плана сочинения, отбор материала для аргументации суждений. | Сочинение на тему «Нравственный смысл историй о любви в рассказах русских писателей». | Не задано | |||
46 | А.А. Блок. Историческая тема в его творчестве. «На поле Куликовом». | Основные факты биографии и творческого пути поэта. Образ России в творчестве Блока. Уметь определять род и жанр литературного произведения; формулировать идею, тему, проблематику. | Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом». | Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть. | |||
47 | Образ Родины в поэзии А.А. Блока. | Анализ стихотворения «Россия». Уметь выразительно читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. | Чтение стихотворений наизусть. Аналитическая беседа. Анализ стихотворения. | Письменный ответ на вопрос «В чём современное звучание стихов Блока об истории России?» Инд. задание: Подготовка устного рассказа о С. А. Есенине и об истории создания поэмы «Пугачёв». | |||
48 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. | Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление). | Запись основных положений лекции учителя. Выразительное чтение. Аналитическое чтение. Составление таблицы «Образ Пугачёва в фольклоре и литературе». | Подготовка плана ответа на проблемный вопрос «В чём общность и различия образа Пугачёва в фольклоре и произведениях Пушкина и Есенина?». | |||
49 | Р/р. Сочинение на тему «Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина». | Восприятие Пугачева как батюшки-защитника в произведениях фольклора. Неоднозначный образ бунтовщика в романе Пушкина. Есенинский образ Пугачева. | Сочинение | Не задано | |||
50 | И.С. Шмелёв "Как я стал писателем". Рассказ о пути к творчеству. | Личная и творческая биография писателя. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники). | Работа со статьёй учебника. Ответы на вопросы. Составление плана. | Написание отзыва на рассказ Шмелёва. | |||
51 | Урок внеклассного чтения по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» | Знать содержание рассказа, уметь формулировать тему, идею, проблему произведения. | Аналитическое чтение. Участие в коллективном диалоге. | Прочитать рассказ М.А. Осоргина «Пенсне» | |||
52 | М.А. Осоргин. Жизнь. Творчество. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | Уметь находить при анализе текста изобразительно- выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге. | Чтение повести Гоголя «Нос» и поиск оснований для сопоставления повести с рассказом Осоргина «Пенсне» - аналитическое чтение. | Подготовка сообщения о журнале «Сатирикон». Чтение фрагментов «Всеобщей истории, обработанной „Сатириконом“». | |||
53 | Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий. | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника. Составление таблицы «Приёмы и способы создания комического в историческом повествовании». | I. Задание по выбору учащегося: 1) письменный ответ на вопрос «Почему сатириконцы пишут об истории иронически?». 2) Написание отзыва на один из сюжетов «Всеобщей истории…». II.Чтение рассказов Тэффи и М. Зощенко. | |||
54 | Урок внеклассного чтения М. М. Зощенко. "История болезни". Тэффи. "Жизнь и воротник". | Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н. Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни». Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа. | Выразительное чтение. Аналитическая беседа. Пересказ. | Написание отзыва на один из рассказов. | |||
55 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война. | Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне. | Коллективная работа по статье учебника. Подбор примеров на тему «Картины войны в поэме». | Подготовка выразительного чтения наизусть фрагментов поэмы. Письменный ответ на вопрос «Какая правда о войне отразилась в поэме „Василий Тёркин“?» | |||
56 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя. | Новаторский характер Василия Тёркина: сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. | Словарная работа, анализ, сопоставление, чтение наизусть отрывка, беседа. | Письменная характеристика Василия Тёркина. | |||
57 | А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы. | Композиция и язык поэмы. Юмор. Развитие понятия о фольклоризме литературы. Теоретические понятия «композиция», «юмор», «фольклоризм», «авторские отступления». | Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом. | Подготовка рефератов на темы: 1. Василий Тёркин – «лицо обобщённое». 2. «Василий Тёркин» как поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. 3. Способы создания комического в поэме «Василий Тёркин». 4. Особенности композиции поэмы «Василий Тёркин». 5. Поэма «Василий Тёркин» и фольклор. | |||
58 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Знать поэтов военного времени и их творчество, уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. | Чтение стихотворений наизусть. Аналитическая беседа. | Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть. Составление письменного отзыва о военной песне. Чтение рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | |||
59 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. | Знать содержание рассказа. Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение, владеть различными видами пересказа. | Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Составление сообщения о герое-повествователе. Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | План к письменному ответу на один из проблемных вопросов: 1. Какие испытания пережил человек в военное время? (По 1—2 произведениям о Великой Отечественной войне.) 2. Как стихи и песни о войне приближали Победу, предостерегали от новых войн? 3. Почему В. П. Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью нашего народа, настенной его историей»? | |||
60 | Р/р. Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей». | Знать особенности композиции сочинения. Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя художественный текст. Уметь при написании сочинения составить план, соблюдать композицию, использовать цитаты. | Контрольная работа (сочинение). | Не задано | |||
61 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского Зарубежья об оставленной Родине. | Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге. | Сопоставительный анализ образа родины в творчестве русских поэтов. Участие в коллективном диалоге. | Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть. Письменный анализ стихотворений (в том числе сопоставительный). | |||
62 | Урок контроля. Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА | Знать содержание изученных произведений 20 века. Уметь давать краткий и развёрнутый письменный ответ-рассуждение. | Контрольная работа в формате ГИА по произведениям, входящим в перечень элементов содержания, проверяемых на ГИА (по вариантам). | Не задано | |||
Из зарубежной литературы 9 часов | |||||||
63 | У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». | Слово о драматурге. Тема семейной чести. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - образы-символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагедия: основные признаки жанра. Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии. Уметь выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта), строить устные и письменные ответы. | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа. | Письменный ответ на вопрос «Какие вечные проблемы поднимает Шекспир в трагедии „Ромео и Джульетта“?». | |||
64 | У. Шекспир. Сонет как форма лирической поэзии. | Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии. | Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать сонеты, участвовать в диалоге. | Выразительное чтение сонетов наизусть. | |||
65 | Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве". Урок внеклассного чтения | Ж.-Б. Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве». Признаки классицизма в драме. Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. Герои пьесы и особенности их изображения. Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Сатирический образ господина Журдена. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И. Фонвизина. | Выразительное чтение, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа, анализ эпизодов. | Чтение романа Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». | |||
66 | Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера" (главы). Сатира в романе. Гротеск. Урок внеклассного чтения | Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения. | Выразительное чтение. Аналитическая беседа. | Чтение романа В. Скотта «Айвенго». | |||
67 | В. Скотт. "Айвенго". Жанр исторического романа. Урок внеклассного чтения | Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. | Запись основных положений лекции учителя. Выразительное чтение. | Составление тезисов статьи учебника «Старые нравы». | |||
68 | Обобщение изученного в 8 классе. Урок контроля. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Беседа, задания с кратким ответом | Рекомендации по чтению на лето |
Произведения для заучивания наизусть.
И.А. Крылов «Обоз»
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок). 1 лирическое стихотворение по выбору учащегося.
М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).
У. Шекспир. Сонет (на выбор).
Нормы оценивания учебного предмета «Литература.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно - художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами
языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка выразительного чтения художественных произведений
Отметка «5» ставится, если:
- текст литературного произведения воспроизведен без ошибок;
- выполнены следующие требования к технике речи: ученик читает четко, внятно, соблюдает нормы орфоэпии, умело использует паузы для добора (пополнения запаса) воздуха;
- соблюдаются следующие требования к логике чтения: ученик владеет умением «читать знаки препинания», верно расставляет логические ударения, определяет место и характер пауз в тексте, владеет «шестью рычагами» выразительного чтения (громче - тише, выше - ниже, быстрее - медленнее);
- чтение отличается эмоционально-образной выразительностью: ученик воссоздает чувства в чтении - «рисует интонацией», соблюдает паузы психологические, начальные, финальные.
Отметка «4» ставится, если
- текст произведения воспроизведен без ошибок или с 1-2 ошибками, которые ученик исправляет сам, без подсказки,
- в основном выполняются требования к технике речи, к логике чтения и к эмоционально-образной выразительности исполнения литературного произведения.
Отметка «3» ставится, если:
- текст произведения воспроизводится с ошибками (не более 3 -5 в зависимости от размера исполняемого произведения), ученику требуется подсказка учителя, при этом требования к технике речи, к логике чтения в основном выполняются.
- текст произведения воспроизводится без ошибок, ученик читает четко, внятно, но не владеет умением «читать знаки препинания», расставлять логические ударения, паузы, читает монотонно, неэмоционально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....