М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Идейно-художественное своеобразие поэмы.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Власова Лариса Викторовна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Идейно-художественное своеобразие поэмы.

Цели:

образовательная:

- продолжить знакомство учащихся с произведением М.Ю.Лермонтова;

- развивать способность полноценно воспринимать произведение;

- обеспечивать глубокое понимание содержания произведения;

- формировать навык работы с текстом литературного произведения и проблемного анализа художественного образа;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

коррекционно-развивающая: развивать навыки осознанного беглого чтения, наблюдательность и внимание, умение слушать учителя и ответы своих одноклассников, работать над развитием речи учащихся, пополнять словарный запас новыми терминами;

воспитательная: воспитывать нравственность учащихся, понятия о долге и чести,  на примере содержания произведения воспитывать интерес к своему историческому прошлому.

Знать: текст поэмы, понимать поступки главных героев, их эмоциональное состояние, средства художественной выразительности.

Уметь: работать с текстом, находить эпитеты, сравнения, олицетворения, коллективно заполнять таблицу (характеристика главных героев)

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к произведению, презентация, словарная работа.

Современная образовательная технология: кейс-технология.


Ход урока.

  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Мы продолжим с вами знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

  1. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Разминка на знание поэмы.

  1. В каком году была написана «Песня…».
  2. Почему цензура не разрешила печатать это произведение.
  3. От чьего лица ведется изложение поэмы.
  4. О ком идет речь «Словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого».
  5. Как звали жену Калашникова.
  6. Кому и кто говорит: «Не боюсь я смерти лютой, не боюсь я людской молвы».

  - Сейчас мы вспомним об историческом прошлом Руси и правлении царя Ивана Грозного.

(слайды №1, №2, №  )

   (консультанты читают:

  - об эпохе Ивана Грозного;

 - об опричниках;

 - о Малюте Скуратове.

  1. Основная часть.

Постановка целей и задач.

- Сегодня мы познакомимся с 3 частью «Песни…» и постараемся ответить на главные вопросы:

- С какой целью обратился автор к эпохе Ивана Грозного?

- Каково идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова?

  1. Вводная беседа (о развлечениях царя).

(слайд №3 о кулачных боях)

  1. Слушание 3 части «Песни…»

  1. Анализ поэмы с точки зрения идейно-художественного своеобразия.

Работа с учебником.

  1. Анализ сцены боя на Москва-реке.

- Найдите сравнения, эпитеты, метафоры, которыми поэт пользуется для описания утра.

- Выделите две последние строчки этой строфы.

- Какой смысл скрывается за этими вопросами, о чем они предупреждают?

(читайте эту строфу медленно, торжественно; обратите внимание на красоту стиха, напевность речи)

(слайды №4, №5, №6, сравнения, метафоры, эпитеты).

 - Как готовится поле к кулачному бою? («Оцепили место двадцать пять сажень…» Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестьем, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием).

 - Прочтите строчки, где выходит Кирибеевич на бой.

- Кому поклонился Кирибеевич? (Только царю. Он хочет потешить царя-батюшку).

 - А как выходит Калашников на бой? (Калашников кланяется царю, Кремлю, да святым церквам, а потом «народу русскому».)

(дети зачитывают отрывки, отвечают на вопросы, работают с текстом, находят примеры)

 - В бой вступили два человека, какими они предстают перед вами?

(дети зачитывают отрывки, отвечают на вопросы, работают с текстом, находят примеры

- Вслушайтесь в слова:

«К тебе вышел теперь, бусурманский сын,

Вышел я на страшный бой, на последний бой».

- Знал ли Калашников, что при любом исходе ему не выжить?

- Как характеризует его тот факт, что он пошел на смерть ради сохранения чистоты имени

- Что он защищает?

- Почему купец не сказал правды царю?

(дети отвечают на вопросы. Ученики, обращаясь к тексту  (диалог Калашникова с царем), осмысливают под руководством учителя важнейшую черту характера героя – он не признает царского суда в делах совести, он живет по «закону христианскому»).

- На чьей стороне симпатии автора?

- Каким чувством проникнуты строки о смерти героев?

- Почему гусляры, зная, что перед ними «лукавый раб», все говорят о нем как об «удалом бойце», «буйном молодце»?

(учащиеся рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы., подтверждают ответы строчками поэмы).

- Для чего автор использовал фольклорные традиции в написании поэмы?

(Поэма написана в фольклорной традиции, народным языком. Фольклорные художественно-выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лиричным, похожим на русскую песню).

          - Почему именно царь – главное действующее лицо, какова его роль в конфликте?

(Иван Грозный – покровитель и защитник опричника, виновника драмы. Царь в поэме и велик, и жесток. Калашников не просто мстит опричнику, а выступает против произвола и несправедливости, насаждаемых самодержавием)

 - Именно поэтому царь – главное действующее лицо.

 - Кому симпатизирует народ? («Схоронили…споют песенку»

Героический поступок купца Калашникова вызывает восхищение, одобрение народа. Гусляры дают народную оценку событиям и героям.)

- Почему же в народе называют поэму «Песней про купца Калашникова…»?

(Потому что в памяти народной сохранился его поступок, поэтому он  настоящий герой.)

  1. Заключительная часть.

1.Выводы.

  Теперь мы подошли к проблемному вопросу.

 - Почему Лермонтов использовал именно это историческое время?

(Чем страшнее время, правление, чем преступнее власть, тем героичнее, честнее, достойнее, ярче выглядит образ Калашникова. Это прославление героя, дерзнувшего в такое время защитить честь и достоинство свое и своей семьи.)

Лексическая работа.

Слайды:

Честь – нравственные и этические принципы, незапятнанная репутация, доброе имя.

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, уважение их в самом себе.

 - В каком году написана поэма?

(1837 год)

- Что вы знаете об этой дате?

(гибель на дуэли Пушкина).

А в чём же позиция автора в поэме? Какую роль играет сам автор? В выборе темы, в постановке проблемы. В 1837 году, защищая честь своей жены, на дуэли погиб А.С.Пушкин от руки любимца царского двора Дантесом.

Случайным ли является такое совпадение?  Нет. Проблема, которую выдвигает автор-это проблема власти и народа. Мы видим на примере событий поэмы, что власть, выходя за рамки закона, заставляет простых людей тоже преступать закон.

- Значит поэма Лермонтова – это проекция реального конфликта на историю, это прославление поэта, дерзнувшего защитить честь и достоинство.

Подведение итогов.  

«Песня…» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы людей. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности.

  1. Рефлексия.

  1. Домашнее задание.

Написать отзыв о прочитанном произведении. Выразительно читать 3часть.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...

Опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Описан опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"...

Статья "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Нравственный поединок двух антиподов."

Цели:- дать понятие о том, как Лермонтов смог показать историзм и своеобразие характера героя через знакомство с историческим материалом о правлении Ивана Грозного;- обучать умению давать характеристи...