М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Идейно-художественное своеобразие поэмы.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока по литературному чтению
Скачать:
Предварительный просмотр:
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Идейно-художественное своеобразие поэмы.
Цели:
образовательная:
- продолжить знакомство учащихся с произведением М.Ю.Лермонтова;
- развивать способность полноценно воспринимать произведение;
- обеспечивать глубокое понимание содержания произведения;
- формировать навык работы с текстом литературного произведения и проблемного анализа художественного образа;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
коррекционно-развивающая: развивать навыки осознанного беглого чтения, наблюдательность и внимание, умение слушать учителя и ответы своих одноклассников, работать над развитием речи учащихся, пополнять словарный запас новыми терминами;
воспитательная: воспитывать нравственность учащихся, понятия о долге и чести, на примере содержания произведения воспитывать интерес к своему историческому прошлому.
Знать: текст поэмы, понимать поступки главных героев, их эмоциональное состояние, средства художественной выразительности.
Уметь: работать с текстом, находить эпитеты, сравнения, олицетворения, коллективно заполнять таблицу (характеристика главных героев)
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к произведению, презентация, словарная работа.
Современная образовательная технология: кейс-технология.
Ход урока.
- Организационный момент
- Добрый день, ребята! Мы продолжим с вами знакомство с поэмой М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
- Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Разминка на знание поэмы.
- В каком году была написана «Песня…».
- Почему цензура не разрешила печатать это произведение.
- От чьего лица ведется изложение поэмы.
- О ком идет речь «Словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого».
- Как звали жену Калашникова.
- Кому и кто говорит: «Не боюсь я смерти лютой, не боюсь я людской молвы».
- Сейчас мы вспомним об историческом прошлом Руси и правлении царя Ивана Грозного.
(слайды №1, №2, № )
(консультанты читают:
- об эпохе Ивана Грозного;
- об опричниках;
- о Малюте Скуратове.
- Основная часть.
Постановка целей и задач.
- Сегодня мы познакомимся с 3 частью «Песни…» и постараемся ответить на главные вопросы:
- С какой целью обратился автор к эпохе Ивана Грозного?
- Каково идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова?
- Вводная беседа (о развлечениях царя).
(слайд №3 о кулачных боях)
- Слушание 3 части «Песни…»
- Анализ поэмы с точки зрения идейно-художественного своеобразия.
Работа с учебником.
- Анализ сцены боя на Москва-реке.
- Найдите сравнения, эпитеты, метафоры, которыми поэт пользуется для описания утра.
- Выделите две последние строчки этой строфы.
- Какой смысл скрывается за этими вопросами, о чем они предупреждают?
(читайте эту строфу медленно, торжественно; обратите внимание на красоту стиха, напевность речи)
(слайды №4, №5, №6, сравнения, метафоры, эпитеты).
- Как готовится поле к кулачному бою? («Оцепили место двадцать пять сажень…» Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестьем, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием).
- Прочтите строчки, где выходит Кирибеевич на бой.
- Кому поклонился Кирибеевич? (Только царю. Он хочет потешить царя-батюшку).
- А как выходит Калашников на бой? (Калашников кланяется царю, Кремлю, да святым церквам, а потом «народу русскому».)
(дети зачитывают отрывки, отвечают на вопросы, работают с текстом, находят примеры)
- В бой вступили два человека, какими они предстают перед вами?
(дети зачитывают отрывки, отвечают на вопросы, работают с текстом, находят примеры
- Вслушайтесь в слова:
«К тебе вышел теперь, бусурманский сын,
Вышел я на страшный бой, на последний бой».
- Знал ли Калашников, что при любом исходе ему не выжить?
- Как характеризует его тот факт, что он пошел на смерть ради сохранения чистоты имени
- Что он защищает?
- Почему купец не сказал правды царю?
(дети отвечают на вопросы. Ученики, обращаясь к тексту (диалог Калашникова с царем), осмысливают под руководством учителя важнейшую черту характера героя – он не признает царского суда в делах совести, он живет по «закону христианскому»).
- На чьей стороне симпатии автора?
- Каким чувством проникнуты строки о смерти героев?
- Почему гусляры, зная, что перед ними «лукавый раб», все говорят о нем как об «удалом бойце», «буйном молодце»?
(учащиеся рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы., подтверждают ответы строчками поэмы).
- Для чего автор использовал фольклорные традиции в написании поэмы?
(Поэма написана в фольклорной традиции, народным языком. Фольклорные художественно-выразительные средства помогают создать яркую картину прошлого, делают повествование лиричным, похожим на русскую песню).
- Почему именно царь – главное действующее лицо, какова его роль в конфликте?
(Иван Грозный – покровитель и защитник опричника, виновника драмы. Царь в поэме и велик, и жесток. Калашников не просто мстит опричнику, а выступает против произвола и несправедливости, насаждаемых самодержавием)
- Именно поэтому царь – главное действующее лицо.
- Кому симпатизирует народ? («Схоронили…споют песенку»
Героический поступок купца Калашникова вызывает восхищение, одобрение народа. Гусляры дают народную оценку событиям и героям.)
- Почему же в народе называют поэму «Песней про купца Калашникова…»?
(Потому что в памяти народной сохранился его поступок, поэтому он настоящий герой.)
- Заключительная часть.
1.Выводы.
Теперь мы подошли к проблемному вопросу.
- Почему Лермонтов использовал именно это историческое время?
(Чем страшнее время, правление, чем преступнее власть, тем героичнее, честнее, достойнее, ярче выглядит образ Калашникова. Это прославление героя, дерзнувшего в такое время защитить честь и достоинство свое и своей семьи.)
Лексическая работа.
Слайды:
Честь – нравственные и этические принципы, незапятнанная репутация, доброе имя.
Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, уважение их в самом себе.
- В каком году написана поэма?
(1837 год)
- Что вы знаете об этой дате?
(гибель на дуэли Пушкина).
А в чём же позиция автора в поэме? Какую роль играет сам автор? В выборе темы, в постановке проблемы. В 1837 году, защищая честь своей жены, на дуэли погиб А.С.Пушкин от руки любимца царского двора Дантесом.
Случайным ли является такое совпадение? Нет. Проблема, которую выдвигает автор-это проблема власти и народа. Мы видим на примере событий поэмы, что власть, выходя за рамки закона, заставляет простых людей тоже преступать закон.
- Значит поэма Лермонтова – это проекция реального конфликта на историю, это прославление поэта, дерзнувшего защитить честь и достоинство.
Подведение итогов.
«Песня…» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы людей. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Написать отзыв о прочитанном произведении. Выразительно читать 3часть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
В презентации к уроку предложена сравнительная характеристика героев произведения....
Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.
Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича.
Урок литературы в 7 классе...
Опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Описан опыт проведения мастерской по поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"...
Статья "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Нравственный поединок двух антиподов."
Цели:- дать понятие о том, как Лермонтов смог показать историзм и своеобразие характера героя через знакомство с историческим материалом о правлении Ивана Грозного;- обучать умению давать характеристи...