Разработка урока по литературе в 8 классе по теме «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Тема: Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель: обобщить и систематизировать знания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" .
Задачи:
- Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
- Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
- Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
Тип урока: урок-обобщение
Применяемые на уроке технологии:
1) технология критического мышления;
2) технология применения ИКТ.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести "Капитанская дочка", компьютер, проектор, интерактивная доска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_8_klass.docx | 54.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе
в 8 классе по теме
«Береги честь смолоду»
по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
(с применением технологии критического мышления)
Подготовила и провела
Казьмина Елена Петровна
Тема: Обобщающий урок «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель: обобщить и систематизировать знания по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" .
Задачи:
- Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
- Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
- Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
Тип урока: урок-обобщение
Применяемые на уроке технологии:
1) технология критического мышления;
2) технология применения ИКТ.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести "Капитанская дочка", компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока
"Береги платье снову,
а честь смолоду".
Пословица
I. Орг. момент. (приветствие)
II. Стадия "вызова".
Учитель обращает внимание на эпиграф к уроку (на экране)
- Откуда взяты эти слова? (из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
- Мы завершаем изучение произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Как, по-вашему, может быть сформулирована тема сегодняшнего урока? (обобщающий урок по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка", урок-обобщение)
- Итак, запишите в тетрадях тему урока (высвечивает тему урока на экране).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (учащиеся формулируют цели и задачи урока)
Открываем «шторку» на интерактивной доске, читаем цели и задачи урока.
III. Работа по теме урока. Стадия "осмысления".
1. Приём "Верные - неверные утверждения"
Работая над произведением, мы уже много говорили об исторической основе повести, об истории создания повести. Давайте, подытожим наши знания.
У вас у каждого на парте лежит распечатанный листок с утверждениями. Напротив верных утверждений ставьте знак "+", напротив неверных утверждений - знак "-".
1) Время написания повести:
- Повесть "Капитанская дочка" написана сразу после окончания Царскосельского лицея.
- Повесть "Капитанская дочка" написана сразу после окончания Отечественной войны 1812 года.
- Повесть "Капитанская дочка" написана в последние годы жизни писателя.
2) Прототипом Петра Гринёва в повести стал:
- Офицер Шванвич, перешедший на сторону Пугачёва.
- офицер Башарин, побывал в плену у Пугачёва, но бежал из него.
- Офицер, подозреваемый в "сообщениях со злодеями", но по следствию оказался невинным и был освобождён.
3) В повести рассказывается о событиях, произошедших в период правления:
- Екатерины II;
- Пётр III.
2. Приём "Тонкие-толстые вопросы" (работа в парах)
- "Тонкие" и "Толстые" вопросы помогут нам проверить. насколько вы хорошо знаете содержание повести. Работая в парах, попробуйте составить и задать вопросы друг другу (На экране таблица).
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Верно ли ...? Мог ли…? | Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? |
Озвучить несколько вопросов для класса.
3. Приём "Кластер" (работа в группах)
Задание:
- Составить "Кластер" к названию произведения. Записать свои ассоциации к словам "Капитанская" и "дочка"
Капитанская дочка
честь долг отчизна служба дом семья любовь
офицер присяга верность уважение
Учащиеся зачитывают свои варианты. Условие - не повторяться.
4. Приём "Синквейн" (работа в группах)
- Как вы думаете, кто является главным героем повести "Капитанская дочка"?
- Да, одним из главных героев является Пётр Гринёв. Охарактеризуйте Петра Гринёва, используя приём "Синквейн".
На экране высветить схему.
Приблизительный ответ учащихся:
Пётр Гринёв
Честный, благородный
Не предаст, не струсит, любит
Пётр Гринёв - человек чести и долга
Честь
5. Приём "Корзина идей" (работа в группах)
- В центре внимания в повести Пётр Гринёв. Почему же автор, А.С.Пушкин, назвал своё произведение "Капитанская дочка"?
Учащиеся совещаются, записывают свои предположения в тетрадях. Затем один человек от группы зачитывает ответ.
IV. Стадия рефлексии.
1. Беседа по вопросам:
- Было ли интересно читать повесть?
- Что для вас осталось не понятым?
- Чему вас учит повесть?
V. Домашнее задание: «Капитанская дочка» - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом?
Написать сочинение – эссе «Послание Пушкина А.С. потомкам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум в 8 классе по теме "Емельян Пугачёв.Злодей или благодетель?" (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")
Урок стороится на групповой работе по построению слайдов к общей итоговой работе- презентации по теме "Емельян Пугачев.Злодей или благодетель?"...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...
открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/ Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, ми...
презентация к уроку литературы в 8 классе "«Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
презентация к уроку литературы по теме «Истоки формирования личности Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»...