Открытое занятие "Поэтический мир Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Два имени, две судьбы ..."
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)

Конспект и презентация открытого занятия по литературе "Особенности лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Два имени, две судьбы ...". 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

-Два гениальных поэта середины XIX века -Певцы Природы и Любви -Певцы-философы -Поэты школы «чистого искусства» -«Русские второстепенные поэты» б

Слайд 2

В статье «А.А.Фет» известный критик Л .А. Озеров писал: «Обычным стало сочетание этих двух имён – Тютчева и Фета: одни сближают их, другие противопоставляют». У А.А. Бл ока есть с л ова: «Всё торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вмести л Фет».

Слайд 3

Федор Иванович Тютчев - русский поэт середины XIX века Родился в 1803 году в Орловской губернии, умер в 1873 году в Петербурге (70 лет)

Слайд 4

«Весенние воды» Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят— Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет! Мы молодой Весны гонцы, Она нас выслала вперед!» Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой - И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой... Твой милый образ, незабвенный, Он передо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда...

Слайд 4

Любовь, любовь — гласит преданье - Союз души с душой родной - Их соединенье, сочетанье, И роковое их слиянье. И... поединок роковой... И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец...

Слайд 5

Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять. А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей.- Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей! Очей тех нет - и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

-Два гениальных поэта середины 19 века -Певцы Природы и Любви -Певцы-философы -Поэты школы «чистого искусства» -«Русские второстепенные поэты» б

Слайд 2

Афанасий Афанасьевич Фет - русский поэт середины XIX в. Родился в 1820 году в Орловской губернии, умер в 1892 году в Москве (72 года)

Слайд 3

«Первый ландыш» О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем — неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

Слайд 4

Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю Искать того, чего нельзя понять. А был рассвет! Я помню, вспоминаю Язык любви, цветов, ночных лучей.- Как не цвести всевидящему маю При отблеске родном таких очей! Очей тех нет - и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие !

Слайд 5

Это был брак по расчету, но А. Фет очень уважал свою супругу, она была для него другом, помощником и соратником. А Музой навсегда осталась погибшая Мария л азич. Мария Петровна Боткина – супруга Афанасия Афанасьевича Фета Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет. И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной... я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.



Предварительный просмотр:

Образ весны и зимы в творчестве Ф.И. Тютчева

"Весенние воды"
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Еще земли печален вид,
А воздух уж
весною дышит,
И
мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.


Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно
улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...


Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает, и целует,
И золотит твои мечты?..


Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или
весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну
ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В
прекрасное дитя
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь
румяней стала
Наперекор врагу.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Образ весны и зимы в творчестве А.А. Фета.

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит
красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

«Первый ландыш»

 О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем — неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.

Глубь небес опять ясна, Пахнет в воздухе весна, Каждый час и каждый миг Приближается жених.

Спит во гробе ледяном Очарованная сном,

Спит, нема и холодна, Вся во власти чар она. 

Но крылами вешних птиц Он свевает снег с ресниц,

И из стужи мертвых грез Проступают капли слез.

Ветер злой, ветер крутой в поле
Заливается.
А
сугроб на степной воле
Завивается.

При луне на версте мороз —
Огонечками.
Про живых ветер весть пронес
С позвоночками.

Под дубовым крестом свистит,
Раздувается.
Серый заяц степной хрустит,
Не пугается.

Образ любви в творчестве Ф.И. Тютчева

Сей день, я помню, для меня
Был утром жизненного дня:
Стояла молча предо мною,
Вздымалась грудь ее волною,
Алели щеки, как заря,
Всё жарче рдея и горя!
И вдруг, как солнце молодое,
Любви признанье золотое
Исторглось из груди ея...
И новый мир увидел я!..

Есть близнецы — для земнородных
Два божества,- то Смерть и Сон, Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он…

Но есть других два близнеца —И в мире нет четы прекрасней, И обаянья нет ужасней Ей предающего сердца…

Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Она изноет наконец…

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись,
очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет
нежность
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

Образ любви в творчестве А.А. Фета

Не отходи от меня,
Друг мой, останься со мной.
Не отходи от меня:
Мне так
отрадно с тобой...

Ближе друг к другу, чем мы, -
Ближе нельзя нам и быть;
Чище, живее, сильней
Мы не умеем любить.

Если же ты - предо мной,
Грустно головку склоня, -
Мне так
отрадно с тобой:
Не отходи от меня!

Ты отстрадала, я ещё страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. —
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твоё,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твоё небытиё! 

Если ты любишь, как я, бесконечно,

Если живешь ты любовью и дышишь,

Руку на грудь положи мне беспечно:

Сердца биенья под нею услышишь.

 

О, не считай их! в них, силой волшебной,

Каждый порыв переполнен тобою;

Так в роднике за струею целебной

Прядает влага горячей струею.

 

Пей, отдавайся минутам счастливым, –

Трепет блаженства всю душу обнимет;

Пей – и не спрашивай взором пытливым,

Скоро ли сердце иссякнет, остынет.  

Дул север. Плакала трава

И ветви о недавнем зное,

И роз, проснувшихся едва,

Сжималось сердце молодое.

 

Стоял угрюм тенистый сад,

Забыв о пенье голосистом;

Лишь соловьихи робких чад

Хрипливым подзывали свистом.

 

Прошла пора влюбленных грез,

Зачем еще томиться тщетно?

Но вдруг один любовник роз

Запел так ярко, беззаветно.

 

Прощай, соловушко!— И я

Готов на миг воскреснуть тоже,

И песнь последняя твоя

Всех вешних песен мне дороже.

Философская лирика Ф.И. Тютчева (образ дня и ночи)

На мир таинственный духов,
Над этой
бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги, –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духо́в...

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Святая ночь на небосклон взошла,
И
день отрадный, день любезный,
Как
золотой покров, она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь
и немощен и гол,
Лицом к лицу пред
пропастию темной.

На самого себя покинут он –
Упра́зднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь всё светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном ночном
Он узнает наследье родовое.

Философская лирика А.А. Фета (образ дня и ночи)

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

Встает мой день, как труженик убогой
И светит мне без силы и огня,

 И я бреду с заботой и тревогой.
  
Мы думой врозь, — тебе не до меня.
Но вот луна прокралася из саду,
И гасит ночь
в руке дрожащей дня
  
Своим дыханьем яркую лампаду.
Таинственным окружена огнем,
Сама идешь ты мне принесть
отраду.
  
Забыто все, что угнетало днем;

И, полные слезами умиленья,
Мы об руку,
блаженные, идем,
И тени нет тяжелого сомненья.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-эссе по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Цели урока:систематизировать знания по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета;научить ребят находить общее в творчестве поэтов;прививать любовь к русской поэзии.Оборудование:репродукции “Зимний пейзаж”, “Гроза...

Конспект урока по литературе в 10 классе на тему "Мой обожаемый поэт"(сопоставительный анализ лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета),

Данный урок учит учащихся анализировать и сопоставлять лирику двух поэтов, определяемых критиками как поэты-близнецы.Обучающиеся находят общие черты и различия в биографии и поэтическом наследии поэто...

Конспект урока по литературе в 10 классе «Поэзия Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в музыке»

Урок ставит своей целью расширить и обогатить представления учащихся о творчестве Ф.И.Тютчева и А.А.Фета....

Сопоставительный анализ стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Данный материал позволяет  экономить  время на уроке. Возможно использование в качестве домашнего задания....

: «Какова осень в изображении поэтов XIX века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?»

Цели урока:1. Обучающие:расширить знания учащихся о А.А. Фете, Ф.И. Тютчеве;закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.2. Развивающие:раз...

План-конспект урока "Картина мира в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета"

Открытый урок "Картина мира ..." проводился в рамках районного этапа конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012. Ученики добросовестно подготовились к уроку, и их презентации сос...

Удивительные страницы любовной лирики трёх поэтов (Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета). Презентация.

Материал презентации - три тайны, три истории любви. Это рассказ о гениальной интимной лирике, о музах поэтов,  сподвигших их на создание великолепных стихотворений, большинство из которых стали ...