Цели урока:
1. Обучающие:
расширить знания учащихся о А.А. Фете, Ф.И. Тютчеве;
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.
2. Развивающие:
развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
развивать навыки защиты проекта.
3. Воспитательная:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.
Оформление и оборудование урока
- компьютер;
- видеопроектор
1. На доске: (в слайдах)
- тема урока, эпиграф:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса … (А.С. Пушкин)
- высказывание об осени К. Г. Паустовского:
Каждый любит природу по-своему и как может … Осень я изучал долго и упорно. Для того чтобы увидеть ее по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни.
(К. Г. Паустовский)
2. Репродукции картин И. Левитана “ Осень” (1890) “Золотая осень” (1894-1898), В. Поленова “Золотая осень” (1893).
3. Выставка рисунков учащихся к стихотворениям Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали свое отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.
Пушкина очаровывало каждое время года, но осень вызывала у него прилив сил и поэтического вдохновения, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки бессмертного творения великого поэта.
(чтение эпиграфа)
Учитель. Неравнодушным к осени был и писатель К.Г. Паустовский. “ Каждый любит природу по-своему и как может … Осень я изучал долго и упорно, - однажды признался он. – Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”.
Прислушаемся же мудрому совету писателя и попробуем научиться по-настоящему видеть, слышать, понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны.
Весь класс делится на 3 группы.
В каждой группе выбирается:
биограф – подготовка и рассказ мини-реферата о биографии и творчестве поэта;
иллюстратор – организация работы по подготовке иллюстраций к стихотворению;
чтец – выразительное исполнение стихотворения;
литературовед – анализ стихотворения по плану.
1 группа рассматривает творчество Тютчева, 2 группа рассматривает творчество Фета, 3 группа – исследователи, они готовят материал по творчеству обоих поэтов по дополнительному материалу и дополняют ответы 1 и 2 группы. В конце урока в сотрудничестве с исследователями учитель оценивает ответы учеников.
Название.
Тема, основная мысль.
Художественные выразительные средства.
Стихотворный размер.
Под руководством учителя каждая группа готовит свои сообщения с портретами обсуждаемых поэтов, собственными иллюстрациями к разбираемым стихотворениям, текстом стихотворения, его анализом. По подготовленным заранее материалам отвечают члены каждой группы, начиная с творчества Ф. И. Тютчева.В конце выступлений ученики защищают свои рисунки.
Ребята из 3 группы дополняют их ответы.
- Давайте обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева “ Листья”. Что вы увидели, услышали в нем? (Устное рисование)
- Каким настроением проникнуто это произведение? (Грустным. Листья жалуются, что лето быстро прошло, и хотят улететь вместе с ветром).
- Присутствуют ли в стихотворении изобразительно-выразительные средства, какова их роль?
( эпитеты – “легкое племя”, “красное лето”, “буйные ветры” - помогают создать точные образы; сравнение – “как иглы ежа”- подчеркивает отношение автора к изображаемому; олицетворение – “закутавшись, спят”, “ луга побледнели” - помогают создать психологический пейзаж, оживляют художественное пространство)
- Природа у Ф.И. Тютчева живая, одухотворенная. Мы слышим веселый лепет листьев, смену настроений в их говоре, резкие порывы ветра. Поэт стремится к вечной гармонии в природе, и порой трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинаются раздумья о человеке.
Учитель. Как пишет об осени А.А. Фет? (чтение стихотворения “ Ель рукавом…”)
- Какой образ увидели вы в этом стихотворении? (осенний безжизненный лес, опавшие на землю листья)
- Каково настроение лирического героя? ( Настроение изменчиво. Природа не только манит героя, но и пугает. Ему “ и шумно, и жутко, и грустно, и весело”).
- Уловили ли вы разницу в описании осени в стихах Тютчева и Фета? ( Картина осеннего листопада у Фета похожа на тютчевскую. Кругом ветер, листья кружатся, шелестят. Но у Фета листья “ мертвые”, а у Тютчева живые, говорящие, чувствующие)
- Как использует изобразительно-выразительные средства А.А. Фет в своем стихотворении? (метафоры – “ ель рукавом мне тропинку завесила”, “листья кружатся у ног” - помогают понять душу природы; эпитеты – “ глашатай медный”, “тонко взывающий рог”, “ странник бедный” - делают текст выразительным, мелодичным).
А сейчас в тетрадях запишите тему урока и коллективно ответьте на несколько вопросов.
Практическая работа в тетрадях (работают коллективно, обсуждая вопросы)
(на доске все вопросы или на слайдах)
- К какому лирическому жанру относятся эти стихи? ( Пейзажная лирика)
- Что такое пейзаж? ( Картины природы)
- Что объединяет эти стихотворения? ( Перед нами картины осени, осеннего листопада)
- А какой осень увидели вы, сделав иллюстрации к стихам Тютчева и Фета?
- Теперь обратимся к репродукциям русского художника Левитана. Какой видит осень он? (она ближе к картине, созданной Пушкиным в стихотворении “Осень”)
Рассказ ученика о художнике (3 группа)
Левитана можно назвать открывателем красот русской земли. Родился Исаак Ильич Левитан в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в московском Училище живописи у выдающихся художников А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан создал замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы. Он почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до самого утра. Что бы художник ни изображал – деревенский мостик, Саввинскую слободку, одиноко стоящие у берега баржи, или шумящие в веселом хороводе березки, мы чувствуем его настроение, которым проникнуто каждое полотно. Среди лучших его пейзажей – пейзажи об осени.
Учитель. Попробуйте поделиться впечатлениями о картине В. Поленова.
(словесное рисование)
- Кто же он этот замечательный мастер кисти?
Рассказ ученика о художнике (3 группа)
Василий Дмитриевич Поленов – выдающийся русский живописец. Родился в семье археолога и библиографа в Петербурге. В раннем возрасте у него проявились способности к рисованию. В 1863 году Поленов поступает в Академию художеств. В это время он берет частные уроки у художника И. Крамского. Уже в юности он проявляет живой интерес к старине, рисует соборы Московского Кремля. Но наиболее ярко его дарование раскрывается в пейзажных работах. Они отличаются поэтичностью восприятия русской природы, тонкой передачей света и воздуха, продуманностью композиции. Больших успехов достиг он в создании пейзажей – картин (“Осень в Абрамцеве” и “Золотая осень”).
Похожа ли осень, изображенная художниками, с осенью в стихотворениях Тютчева и Фета?
Какие стихотворения об осени вам известны? (чтение стихотворений)
Учитель. Великие Тютчев и Фет, Левитан и Поленов не создали своих шедевров, если бы не любили родную природу, не стремились бы через ее образы выразить свои чувства и настроение.
- Итак, состоялась еще одна встреча с прекрасным временем года – осенью. А помогли нам в этом поэзия, живопись и, конечно, сама природа.
Домашнее задание.
Попробуйте рассказать о своем любимом времени года так же проникновенно, как Тютчев или Фет. Но при этом помните замечательные слова Пришвина о том, что “рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину”.
|
Комментарии
Урок литературы в 6 классе Тема: «Какова осень в изображении поэ
В ходе данного урока, работая по группам, ученики сравнивают литературное творчество двух мастеров слова Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Красоту осенней природы раскрывают и использованные на уроке репродукции полотен Поленова и Левитана.