: «Какова осень в изображении поэтов XIX века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Балакина Наталья Михайловна

 

Цели урока:

1. Обучающие:

  • расширить знания учащихся о А.А. Фете, Ф.И. Тютчеве;
  • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.

2. Развивающие:

  • развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;
  • развивать навыки защиты проекта.

3. Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Какова осень в изображении поэтов XIX века

Ф. И. Тютчева и А. А. Фета?»


Учитель: Н. М. Балакина


Цели урока:

1. Обучающие:

расширить знания учащихся о А.А. Фете, Ф.И. Тютчеве;

закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.

2. Развивающие:

развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

развивать навыки защиты проекта.

3. Воспитательная:

воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах.

Оформление и оборудование урока

- компьютер;

- видеопроектор

1. На доске: (в слайдах)

- тема урока, эпиграф:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса …
(А.С. Пушкин)

- высказывание об осени К. Г. Паустовского:

Каждый любит природу по-своему и как может … Осень я изучал долго и упорно. Для того чтобы увидеть ее по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни.

(К. Г. Паустовский)

2. Репродукции картин И. Левитана “ Осень” (1890) “Золотая осень” (1894-1898), В. Поленова “Золотая осень” (1893).

3. Выставка рисунков учащихся к стихотворениям  Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.


Ход урока

Вступительное слово учителя.

Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали свое отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.

Пушкина очаровывало каждое время года, но осень вызывала у него прилив сил и поэтического вдохновения, поэтому эпиграфом к уроку я взяла строки бессмертного творения великого поэта.

(чтение эпиграфа)

Учитель. Неравнодушным к осени был и писатель К.Г. Паустовский. “ Каждый любит природу по-своему и как может … Осень я изучал долго и упорно, - однажды признался он. – Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”.

Прислушаемся же мудрому совету писателя и попробуем научиться по-настоящему видеть, слышать, понимать то, что происходит вокруг нас, и тогда природа откроет нам свои тайны.

Весь класс делится на 3 группы.

В каждой группе выбирается:

биограф – подготовка и рассказ мини-реферата о биографии и творчестве поэта;

иллюстратор – организация работы по подготовке иллюстраций к стихотворению;

чтец – выразительное исполнение стихотворения;

литературовед – анализ стихотворения по плану.

1 группа рассматривает творчество Тютчева, 2 группа рассматривает творчество Фета, 3 группа – исследователи,  они готовят материал по творчеству обоих поэтов по дополнительному материалу и дополняют ответы 1 и 2 группы. В конце урока в сотрудничестве с исследователями учитель оценивает ответы учеников.

Название.

Тема, основная мысль.

Художественные выразительные средства.

Стихотворный размер.

Под руководством учителя каждая группа готовит свои сообщения с портретами обсуждаемых поэтов, собственными иллюстрациями к разбираемым стихотворениям, текстом стихотворения, его анализом. По подготовленным заранее материалам отвечают члены каждой группы, начиная с творчества Ф. И. Тютчева.В конце выступлений ученики защищают свои рисунки.

Ребята из 3 группы дополняют их ответы.

- Давайте обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева “ Листья”. Что вы увидели, услышали в нем? (Устное рисование)

- Каким настроением проникнуто это произведение? (Грустным. Листья жалуются, что лето быстро прошло, и хотят улететь вместе с ветром).

- Присутствуют ли в стихотворении изобразительно-выразительные средства, какова их роль?

( эпитеты – “легкое племя”, “красное лето”, “буйные ветры” - помогают создать точные образы; сравнение – “как иглы ежа”- подчеркивает отношение автора к изображаемому; олицетворение – “закутавшись, спят”, “ луга побледнели” - помогают создать психологический пейзаж, оживляют художественное пространство)

 - Природа у Ф.И. Тютчева живая, одухотворенная. Мы слышим веселый лепет листьев, смену настроений в их говоре, резкие порывы ветра. Поэт стремится к вечной гармонии в природе, и порой трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинаются раздумья о человеке.

Учитель. Как пишет об осени А.А. Фет? (чтение стихотворения “ Ель рукавом…”)

- Какой образ увидели вы в этом стихотворении? (осенний безжизненный лес, опавшие на землю листья)

- Каково настроение лирического героя? ( Настроение изменчиво. Природа не только манит героя, но и пугает. Ему “ и шумно, и жутко, и грустно, и весело”).

- Уловили ли вы разницу в описании осени в стихах Тютчева и Фета? ( Картина осеннего листопада у Фета похожа на тютчевскую. Кругом ветер, листья кружатся, шелестят. Но у Фета листья “ мертвые”, а у Тютчева живые, говорящие, чувствующие)

- Как использует изобразительно-выразительные средства А.А. Фет в своем стихотворении? (метафоры – “ ель рукавом мне тропинку завесила”, “листья кружатся у ног” - помогают понять душу природы; эпитеты – “ глашатай медный”, “тонко взывающий рог”, “ странник бедный” - делают текст выразительным, мелодичным).

А сейчас в тетрадях запишите тему урока и коллективно ответьте на несколько вопросов.

Практическая работа в тетрадях (работают коллективно, обсуждая вопросы)

 (на доске все вопросы или на слайдах)

- К какому лирическому жанру относятся эти стихи? ( Пейзажная лирика)

- Что такое пейзаж? ( Картины природы)

- Что объединяет эти стихотворения? ( Перед нами картины осени, осеннего листопада)

- А какой осень увидели вы, сделав иллюстрации к стихам Тютчева и Фета?

- Теперь обратимся к репродукциям русского художника Левитана. Какой видит осень он?
(она ближе к картине, созданной Пушкиным в стихотворении “Осень”)

Рассказ ученика о художнике (3 группа)

Левитана можно назвать открывателем красот русской земли. Родился Исаак Ильич Левитан в местечке Кибарты в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в московском Училище живописи у выдающихся художников А.К. Саврасова и В.Д. Поленова. Левитан создал замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы. Он почти никогда не расставался с карандашом, мог рисовать ночами до самого утра. Что бы художник ни изображал – деревенский мостик, Саввинскую слободку, одиноко стоящие у берега баржи, или шумящие в веселом хороводе березки, мы чувствуем его настроение, которым проникнуто каждое полотно. Среди лучших его пейзажей – пейзажи об осени.

Учитель. Попробуйте поделиться впечатлениями о картине В. Поленова.

(словесное рисование)

- Кто же он этот замечательный мастер кисти?

Рассказ ученика о художнике (3 группа)

Василий Дмитриевич Поленов – выдающийся русский живописец. Родился в семье археолога и библиографа в Петербурге. В раннем возрасте у него проявились способности к рисованию. В 1863 году Поленов поступает в Академию художеств. В это время он берет частные уроки у художника И. Крамского. Уже в юности он проявляет живой интерес к старине, рисует соборы Московского Кремля. Но наиболее ярко его дарование раскрывается в пейзажных работах. Они отличаются поэтичностью восприятия русской природы, тонкой передачей света и воздуха, продуманностью композиции. Больших успехов достиг он в создании пейзажей – картин (“Осень в Абрамцеве” и “Золотая осень”).

Похожа ли осень, изображенная художниками, с осенью в стихотворениях Тютчева и Фета?

Какие стихотворения об осени вам известны? (чтение стихотворений)

Учитель. Великие Тютчев и Фет, Левитан и Поленов не создали своих шедевров, если бы не любили родную природу, не стремились бы через ее образы выразить свои чувства и настроение.

- Итак, состоялась еще одна встреча с прекрасным временем года – осенью. А помогли нам в этом поэзия, живопись и, конечно, сама природа.

Домашнее задание.

Попробуйте рассказать о своем любимом времени года так же проникновенно, как Тютчев или Фет. Но при этом помните замечательные слова Пришвина о том, что “рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значит охранять Родину”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь в жизни поэта Тютчева

Презентация о любимых женщинах Ф. Тютчева. Может использоваться как на уроках литературы, так и во внеклассной работе. Составлена учителем истории Бердниковой В.А. и учителем литературы Емельяненко Л....

Тема природы в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина).

Урок по теме «Тема природа в лирике поэтов-орловцев (Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Апухтина)» не только познакомит учащихся с фактами биографии и лирикой Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, с творчеством ко...

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...

Какие цвета осени подметили русские поэты?

Буклет к уроку развития речи...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе Природа в изображении поэтов-земляков

Урок литературы в 6 классе с использованием краеведческого материала...


 

Комментарии

Балакина Наталья Михайловна

В ходе данного урока, работая по группам, ученики сравнивают литературное творчество двух мастеров слова Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Красоту осенней природы раскрывают и использованные на уроке репродукции полотен Поленова и Левитана.