Урок "Друзья и дружба в лирике А. C. Пушкина"
план-конспект урока по литературе
Урок "Друзья и дружба в лирике А. C. Пушкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_druzya_i_druzhba_v_lirike_a.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Брылова Наталия Валентиновна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 5 г. Сергиева Посада»
Друзья и дружба в лирике А. С. Пушкина
Форма урока – устное сочинение на тему «Друзья и дружба в лирике А. С. Пушкина».
I. 1) У каждого сочинения есть эпиграф
-Каковы ваши предложения? (Пословицы о дружбе, строчки из стихотворений Пушкина, высказывания о дружбе других авторов).
Например: 1) Что составляет содержание мелких пьес Пушкина?
Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни.
В. Г. Белинский
2) Друзья мои, прекрасен наш союз…
А. С. Пушкин «19 октября 1825 года»
2) У каждого сочинения есть вступление.
- Каковы ваши варианты?
Дружба начинается со школы. Вспоминаются строки Пушкина: «В начале жизни школу помню я». Пушкин научился дружить в Лицее, там он обрел верных друзей. Дружьба была важна для поэта как для человека и художника. Своих героев он проверял дружбой и любовью.
- Почему?
Интерес к творчеству Пушкина не иссякает по сей день. Это объясняется не только тем, что он наше национальное достояние, но и тем, что Пушкин интересен как человек своей искренностью , правдивостью, честностью.
Интересно одно сравнение поэзии Пушкина с ручьем с прозрачной водой, на дне которого находятся камни. Кажется, опустишь руку в воду и достанешь камни, но рука опускается все глубже и глубже, а дна не видать.
- В чем смысл, по вашему мнению, такого сравнения?
( Эти слова о простоте и глубине пушкинской поэзии одновременно, поэтому она интересна всем возрастам )
II.Основная часть
Чтение и комментирование стихотворений.
1) Что вы знаете о лучших друзьях Пушкина. Кто они? (Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер)
- О ком следующие слова Пушкина?
*Мой первый друг, мой друг бесценный (о Пущине)
*Парнасский брат, муз возвышенных пророк (о Дельвиге)
*Брат родной по музе (о Кюхельбекере)
Дельвиг называл Пушкина «Ваше Парнасское величество» или «Великий Пушкин, малое дитя»
(Словарная работа: Парнасс – гора, где обитали музы)
2) «Пущину» 1815 г.
Чтение стихотворения (наизусть)
- Как вы определите жанр произведения? (дружеское послание)
- Какие черты жанра вы видите в стихотворении? (масса обращений)
Читая стихотворение мы попадаем на дружеский пир.
- Найдите в стихотворении его приметы (кубок, пивная кружка и др.)
- Для чего в стихотворении нарисована дружеская пирушка? Какое настроение передается нам? (настроение радости, молодости, беспечности)
1815 г. – Пушкину 16 лет. В ранней лирике поэта слышны анакреонтические молитвы.
Анакреонт – древнегреческий поэт, воспевавший вино, любовь, веселье, радости жизни.
Эти же молитвы слышны в стихотворении «Пирующие студенты»
3) «Дельвигу» 1817 г.
Чтение наизусть.
Дружба представлялась Пушкину как «сладостный союз» близких по духу поэтов.
- Как в данном стихотворении отразилось представление Пушкина о дружбе как «сладостном союзе»?
4) «Пущину» 1826 г.
Пушкин – зрелый поэт
- Как меняется его отношение к дружбе? ( Это стихотворение Пушкин отправил Пущину в Сибирь. В стихотворении появляется глубина, философский мотив судьбы)
Это стихотворение о дружеском участии и поддержке
- Как звучит голос лирического героя? (с радостью сквозь печаль)
- Найдите эпитеты в первой части стихотворения (печальный снег, двор уединенный)
- Почему произведение начинается и заканчивается восклицательными предложениями?
III. Заключение.
Творческие работы учащихся по группам
1 группа – круговая ассоциограмма к слову «дружба»
2 группа – побуквенная ассоциограмма
3 группа – напишите послание к другу (можно в стихах)
4 группа – подготовьте устное высказывание на тему урока, используя опорную запись на доске:
Жанр дружеского послания
Анакреонтические мотивы ранней лирики Пушкина
Дружба как «сладостный союз» близких по духу
Философский мотив судьбы в поздней лирике Пушкина
Художественный мир Сергея Есенина
Тип урока – урок-практикум
Цели урока –
1. Образовательные:
-усвоение материала по теме урока;
-развитие умения применять теоретический материал на практике.
2. Развивающие:
-развитие образного и логического мышления , речи;
-овладение приемами анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
-развитие понимания связей, лежащих в основе курса литературы.
3. Воспитательные:
-воспитание любви к поэтическому слову;
-воспитание эстетического отношения к слову;
-развитие школьника как личности, развитие самостоятельности его мышления;
-формирование умений работать в группе, команде.
Задачи урока –
1. Развить практическое умение работы с поэтическим текстом.
2. Развить умения выбирать из текста нужное и значимое.
Ход урока
I. Дома вы познакомились с лирикой С. Есенина. Попробуйте определить основные темы его творчества.
Учащиеся обращают внимание на следующие темы творчества поэта:
- любовь к Родине
- гармония человека и природы
II. Все творчество поэта - лирический роман, в центре которого – поэт.
Лирический герой Есенина слит с природой. Он странник, всегда в пути. Художественный мир Есенина отличают метафоризм, исповедальность.
III.Образы – главное составляющее художественного мира поэта.
Знакомство с опорной схемой
Центральные образы
Земля Небо
Деревенская избенка с
ее нехитрыми атрибутами
реальная изба изба-храм (мифолог. образ)
Образы природы
Солнце деревья (более 20 видов пород)
Цветы Птицы
Луна (160 лунных образов)
Звери
IV. Работа в группах.
1 группа получает задание: составить палитру красок С. Есенина, не зря его называли «маляром из народа», сделать вывод об основных цветах, палитре поэта.
2 группа составляет карту животного и птичьего мира (по стихотворениям С. Есенина).
3 группа составляет карту растительного мира (по стихотворениям С. Есенина).
4 группа ищет образы деревенской избенки и ее атрибутов лирике Есенина.
5 группа выписывает строки, отражающие основные темы творчества поэта.
6 группа (сильные, способные учащиеся) выполняет сопоставительный анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» и стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…».
Обращает внимание на следующие вопросы:
- Что объединяет и отличает эти произведения?
- Как сквозь «магию» блоковского слова «» самобытные есенинские образы?
V. Выступление групп. Оценивание выступлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
Урок литературы в 6 классе по творчеству А. С. Пушкина...
Реферат "Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина"
Презентация...
Методическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Тип урока: урок "открытия" нового знания.Используемые образовательные технологии:1) Проблемное обучение;2) Развивающее обучение;3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")На уроке используетс...
Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина
Урок по литературе для 6 класса. Анализ стихотворения "И.И. Пушину"....
конспект урока "Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина".
урок-исследование по теме...
Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...
Презентация " Дружба в лирике А.С.Пушкина"
Презентация "Дружба в лирике А.С.Пушкина"...