Урок "Друзья и дружба в лирике А. C. Пушкина"
план-конспект урока по литературе

Брылова Наталия Валентиновна

Урок "Друзья и дружба в лирике А. C. Пушкина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_druzya_i_druzhba_v_lirike_a.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Брылова Наталия Валентиновна 
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 5 г. Сергиева Посада»

Друзья и дружба в лирике А. С. Пушкина

Форма урока – устное сочинение на тему «Друзья и дружба в лирике А. С. Пушкина».

I. 1) У каждого сочинения есть эпиграф

-Каковы ваши предложения? (Пословицы о дружбе, строчки из стихотворений Пушкина, высказывания о дружбе других авторов).

Например:  1) Что составляет содержание мелких пьес Пушкина?

Почти всегда любовь и дружба как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни.

                                                                                                                            В. Г. Белинский

                        2) Друзья мои, прекрасен наш союз…

                                                                                             А. С. Пушкин «19 октября 1825 года»

2) У каждого сочинения есть вступление.

- Каковы ваши варианты?

Дружба начинается со школы. Вспоминаются строки Пушкина: «В начале жизни школу помню я». Пушкин научился дружить в Лицее, там он обрел верных друзей. Дружьба была важна для поэта как для человека и художника. Своих героев он проверял дружбой и любовью.

- Почему?

Интерес к творчеству Пушкина не иссякает по сей день. Это объясняется не только тем, что он наше национальное достояние, но и тем, что Пушкин интересен как человек своей искренностью , правдивостью, честностью.

Интересно одно сравнение поэзии Пушкина с ручьем с прозрачной водой, на дне которого находятся камни. Кажется, опустишь руку в воду и достанешь камни, но рука опускается все глубже и глубже, а дна не видать.

- В чем смысл, по вашему мнению, такого сравнения?

( Эти слова о простоте и глубине пушкинской поэзии одновременно, поэтому она интересна всем возрастам )

II.Основная часть

Чтение и комментирование стихотворений.

1) Что вы знаете о лучших друзьях Пушкина. Кто они? (Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер)

- О ком следующие слова Пушкина?

*Мой первый друг, мой друг бесценный (о Пущине)

*Парнасский брат, муз возвышенных пророк (о Дельвиге)

*Брат родной по музе (о Кюхельбекере)

Дельвиг называл Пушкина «Ваше Парнасское величество» или «Великий Пушкин, малое дитя»

(Словарная работа: Парнасс – гора, где обитали музы)

2) «Пущину» 1815 г.

Чтение стихотворения (наизусть)

- Как вы определите жанр произведения? (дружеское послание)

- Какие черты жанра вы видите в стихотворении? (масса обращений)

Читая стихотворение мы попадаем на дружеский пир.

- Найдите в стихотворении его приметы (кубок, пивная кружка и др.)

- Для чего в стихотворении нарисована дружеская пирушка? Какое настроение передается нам? (настроение радости, молодости, беспечности)

1815 г. – Пушкину 16 лет. В ранней лирике поэта слышны анакреонтические молитвы.

Анакреонт – древнегреческий поэт, воспевавший вино, любовь, веселье, радости жизни.

Эти же молитвы слышны в стихотворении «Пирующие студенты»

3) «Дельвигу» 1817 г.

Чтение наизусть.

Дружба представлялась Пушкину как «сладостный союз» близких по духу поэтов.

- Как в данном стихотворении отразилось представление Пушкина о дружбе как «сладостном союзе»?

4) «Пущину» 1826 г.

Пушкин – зрелый поэт

- Как меняется его отношение к дружбе? ( Это стихотворение Пушкин отправил Пущину в Сибирь. В стихотворении появляется глубина, философский мотив судьбы)

Это стихотворение о дружеском участии и поддержке

 - Как звучит голос лирического героя? (с радостью сквозь печаль)

- Найдите эпитеты в первой части стихотворения (печальный снег, двор уединенный)

 - Почему произведение начинается и заканчивается восклицательными предложениями?

III. Заключение.

Творческие работы учащихся по группам

1 группа – круговая ассоциограмма к слову «дружба»

2 группа – побуквенная ассоциограмма

3 группа – напишите послание к другу (можно в стихах)

4 группа – подготовьте устное высказывание на тему урока, используя опорную запись на доске:

Жанр дружеского послания

Анакреонтические мотивы ранней лирики Пушкина

Дружба как «сладостный союз» близких по духу

Философский мотив судьбы в поздней лирике Пушкина

Художественный мир Сергея Есенина

Тип урока – урок-практикум

Цели урока –

1. Образовательные:

-усвоение материала по теме урока;

-развитие умения применять теоретический материал на практике.

2. Развивающие:

-развитие образного и логического мышления , речи;

-овладение приемами анализа и синтеза, сравнения и обобщения;

-развитие понимания связей, лежащих в основе курса литературы.

3. Воспитательные:

-воспитание любви к поэтическому слову;

-воспитание эстетического отношения к слову;

-развитие школьника как личности, развитие самостоятельности его мышления;

-формирование умений работать в группе, команде.

Задачи урока –

1. Развить практическое умение работы с поэтическим текстом.

2. Развить умения выбирать из текста нужное и значимое.

Ход урока

I. Дома вы познакомились с лирикой С. Есенина. Попробуйте определить основные темы его творчества.

Учащиеся обращают внимание на следующие темы творчества поэта:

- любовь к Родине

- гармония человека и природы

II. Все творчество поэта  - лирический роман, в центре которого – поэт.

Лирический герой Есенина слит с природой. Он странник, всегда в пути. Художественный мир Есенина отличают метафоризм, исповедальность.

III.Образы – главное составляющее художественного мира поэта.

Знакомство с опорной схемой

Центральные образы

                                                                  Земля        Небо

                                                                          Деревенская избенка с

                                                                         ее нехитрыми атрибутами

                                                    реальная изба                             изба-храм (мифолог. образ)

Образы природы

                              Солнце                                                                                  деревья (более 20 видов пород)

                                                                 Цветы                           Птицы

                                                                   Луна (160 лунных образов)

                                                                     

                                                                                       Звери

IV. Работа в группах.

1 группа получает задание: составить палитру красок С. Есенина, не зря его называли «маляром из народа», сделать вывод об основных цветах, палитре поэта.

2 группа составляет карту животного и птичьего мира (по стихотворениям С. Есенина).

3 группа составляет карту растительного мира (по стихотворениям С. Есенина).

4 группа ищет образы деревенской избенки и ее атрибутов лирике Есенина.

5 группа выписывает строки, отражающие основные  темы творчества поэта.

6 группа (сильные, способные учащиеся) выполняет сопоставительный анализ стихотворения С. Есенина «Не бродить,  не мять в кустах багряных…» и стихотворения А. Блока «Вхожу я в темные храмы…».

Обращает внимание на следующие вопросы:

- Что объединяет и отличает эти произведения?

- Как сквозь «магию» блоковского слова «» самобытные есенинские образы?

V. Выступление групп. Оценивание выступлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Урок литературы в 6 классе по творчеству А. С. Пушкина...

Методическая разработка урока литературы в 9 класса "Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Тип урока: урок "открытия" нового знания.Используемые образовательные технологии:1) Проблемное обучение;2) Развивающее обучение;3) Технология сотрудничества ("межгрупповой диалог")На уроке используетс...

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Урок по литературе для 6 класса. Анализ стихотворения "И.И. Пушину"....

Конспект урока "Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина"

Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; познакомить с адресатами любовной лирики поэта; организовать деятельность учащихся по обобщени...

Презентация " Дружба в лирике А.С.Пушкина"

Презентация  "Дружба в лирике А.С.Пушкина"...