Статья "Использование межпредметных связей"
статья по литературе (10 класс)
Статья "Использование межпредметных связей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_mezhpredmetnyh_svyazei.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Брылова Наталия Валентиновна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»
Использование межпредметных связей при формировании понятия «стиль писателя» в 10 классе профильной школы.
В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у учащихся при изучении литературы. Широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов. Использование межпредметных связей облегчает весь ход обучения, вызывает интерес детей, они быстро идут вперед, усваивают много различных сведений, которые они никогда не запомнили бы, если бы изучали их без взаимосвязей предметов.
Межпредметные связи не только средство достижения общих социальных целей обучения - всестороннего развития школьника, но и один из необходимых факторов формирования конкретных педагогических задач. В частности, наиболее сложными для понимания и усвоения учащимися в курсе преподавания литературы являются литературоведческие понятия. Как показать, что теория литературы не свод сухих умозрительных терминов, а искусство чтения, искусство понимания произведения? Один из способов решения данной проблемы - соотнесение литературы с другими видами искусства, прежде всего с живописью. Использование произведений живописи на уроках литературы приучает учеников видеть своеобразие каждого вида искусства, понимать его язык. Произведения живописи являются не только помощниками, пробуждающими воображение учеников, но и инструментом анализа художественного произведения, обогащающим его восприятие.
Понятие «стиль писателя» - одно их наиболее сложных теоретических понятий. Посредством художественного слова писатель создает в образной форме новую реальность, выражающую авторское отношение к миру. Неповторимость художественного мышления автора выражается во всех элементах содержательной формы (композиции, языке, жанре). Наиболее целесообразным видится изучение данного понятия в 10 классе, так как именно в этом возрасте для учащихся характерен личностный характер восприятия и оценки прочитанного. Проникая в стиль, учащиеся познают образное содержание творчества писателя, обогащающее их духовный мир. Стиль писателя помогает им увидеть роль и место писателя в культуре его времени, в историко-литературном процессе. К сожалению, в программах по изучению литературы в старшей школе не отводится специальных часов на изучение этого понятия, да и учебные пособия дают довольно скудный материал по данной теме. Один из путей решения этой проблемы – создание тематического элективного курса. Хочу поделиться своими наработками в этой области.
Мною была разработана программа элективного курса по литературе для учащихся 10 гуманитарного класса по теме: «Стиль писателя». Данный курс призван реализовать идеи профильного обучения. Он нацелен на совершенствование умений глубокого целостного литературоведческого анализа текста художественного произведения с использованием знаний по теории литературы, культурологии. Рассчитан курс на 12 часов. Своеобразие его состоит в том, что изучение понятия «стиль писателя» проводится в несколько этапов, на занятиях курса широко используются межпредметные связи (литература + мировая художественная культура). Главный подход – поэтапность: индивидуальный стиль – стиль художника – стиль писателя – стиль Ф. М. Достоевского.
I этап. Индивидуальный стиль.
На данном этапе происходит первоначальное знакомство с понятием «стиль», определяются особенности «стиля» в широком смысле и «индивидуального стиля». Тема второго занятия данного этапа – «Стиль художника». Оно построено на материале живописи. Работа над изобразительными произведениями наглядна, это «мостик» к пониманию «стиля писателя». Учащиеся знакомятся с творчеством Питера Брейгеля, Франсиско Гойи. Этих художников объединяет трагическое ощущение времени, образ «горящего мира», который они пронесли через свои полотна.
II этап. Стиль писателя (на материале творчества Ф. М. Достоевского).
На данном этапе происходит знакомство учащихся с понятием «стиль писателя». Занятия 1, 2 данного блока строятся по принципу сравнительного анализа текстов разных авторов. Сравнительный анализ дает возможность учащимся ярче увидеть особенности манеры письма Ф. М. Достоевского. Учащиеся выявляют стилевые черты писателя на разных уровнях: герой, портрет, пейзаж, язык. Принцип межпредметности использован и на занятиях данного этапа, в частности, при знакомстве с колористикой писателя. Учащиеся размышляют над вопросами: почему пейзажи Достоевского называют «рембрантовскими»? что роднит писателя Достоевского и художника Ван Гога в использовании желтого цвета?
III этап. Мировоззрение и особенности творческого метода Ф. М. Достоевского.
Цель данного этапа – показать связь между мировоззрением писателя и стилевыми особенностями его произведений.
Предлагаю учебный план данного элективного курса.
№ п/п | Блок | Тема | Кол-во часов | Формы проведения занятий |
I | Индивидуальный стиль | Вводное занятие. Исторический комментарий к слову «стиль». Современное понимание стиля. «Стиль» в широком смысле – «индивидуальный стиль». | 1 | Беседа |
Стиль художника (на материале картин П. Брейгеля и Ф. Гойи). | 1 | Исследование на основе сопоставительного анализа. | ||
II | Стиль писателя (на материале романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») | Сопоставительный анализ отрывков (пейзажных зарисовок) из произведений Ф. М. Достоевского, И. А. Бунина, Б. Л. Пастернака. | 1 | Исследование на основе сопоставления прозаических текстов. |
Сравнительный анализ V главы романа «Преступление и наказание» и стихотворения Н. А. Некрасова «О погоде». | 1 | Исследование на основе сопоставления прозаического и поэтического текстов. | ||
Понятие «стиль писателя». | 1 | Лекция. | ||
III | Мировоззрение и особенности творческого метода Ф. М. Достоевского. | Мировоззренческая основа творчества Ф. Д. Достоевского. | 1 | Лекция. |
Образность в романе «Преступление и наказание». Символика имен. | 2 | Занятие с элементами проектной деятельности. | ||
Деталь и символ в художественном мире романа «Преступление и наказание». | 2 | Работа с литературными текстами. | ||
Колористика как функциональное явление в стиле Ф. М. Достоевского. | 1 | Исследовательская деятельность на основе текста романа «Преступление и наказание». | ||
Зачетное занятие. Защита творческих работ. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии"
Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии Что же представляют из себя межпредметные связи? Межпредметные связи –...
Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей
Тема "Организация учебного процесса с использованием межпредметных связей" представлена в виде сообщения и презентации к данному сообщению....
Межпредметные связи на уроках математики (введение)
ВВЕДЕНИЕ «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества» Ф. Бекон ...
Использование межпредметных связей в обучении физике
Предлагаю Вашему вниманию разработку темы "Тепловые явления" для 8 класса. Тема рассчитана на 24 часа. Уроки построены на использовании межпредметных связей. Материал содержит концепцию отбора содержа...
Использование межпредметной связи в преподавании математики и информатики с географией.
Статьи из опыта работы...
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интегра...