Урок по литературе 5 класс "Сказка из собачьей жизни"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Иванова Оксана Анатольевна

Урок по рассказу А.П.Чехова "Каштанка", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе. 5 класс

«Сказка из собачьей жизни»

А.П.Чехов

Цели: -Формирование личностного отношения к прочитанному

-Знакомство с понятием «интерпретация»

-Развитие связной речи, аналитических навыков

-Воспитание гуманного отношения к животным

Ход урока:

  1. Орг. момент
  2. Вступительная беседа.

-Начинаем урок литературы. ( Стук в дверь, входят герои)

-Вы узнали наших гостей?

(Первый ученик- Шерлок Холмс

Второй ученик – капитан Григорьев

Третий ученик – Д, Артаньян

Четвёртый ученик –Паганель)

Д,Артаньян : Мы узнали, что вы сегодня начинаете изучать одну из любимейших наших тем в литературе – тему о животных.

Шерлок Холмс: Трудно представить себе нашу жизнь без животных, которые живут рядом с нами, которые любят нас и преданы нам. Вы согласны, господа?

Григорьев: Конечно, когда я служил в Заполярье, я видел, как помогают жителям Севера собаки, сам сколько раз ездил на собачьих упряжках. А олени? Да что говорить! Без помощи животных: лошадей, слонов, верблюдов – люди и сейчас во многих случаях не могут обойтись. А как замечательно путешествовать, например, на лошадях.

Д,Артяньян: Да, друзья, я не забуду никогда ту замечательную лошадь, что подарил мне отец. Вы помните, конечно, первую главу «Три мушкетёра» На этой лошади я въехал в город Менга, и тут началось такое……

Паганель: Позвольте, друзья. Я думаю, это не самое главное..

-Ребята, у кого дома есть животные?

-А кто мечтает о том, чтобы они были?

-Почему же люди нуждаются в животных? Как вы думаете? (ответы учащихся)

-Я считаю, что сегодня животные рядом с человеком не столько потому, что они полезны, сколько потому что это необходимо самому человеку. Это, если хотите, потребность души… Может быть, поэтому трудно найти писателя, который бы не написал о животных. А есть писатели-анималисты, для которых животные – это главная тема. Друзья, я полагаю, вы читали произведения этих писателей. (ответы учащихся)

-Прекрасно. Я бы мог ещё очень вам рекомендовать почитать Джека Лондона, например, «Белый клык», а ещё Сетон-Томпсон, и , конечно, Джеральд Дарелл…

Д,Артаньян: Удивительный рассказ есть у А.П.Чехова «Каштанка»

-Поднимите руку, кто уже читал это произведение?

-А вы знаете, что Чехов любил животных и наблюдал за ними? У него дома почти постоянно жили собаки, а одно время – даже ручной журавль.

Григорьев: Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов слышал множество рассказов о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными Чехов написал свой знаменитый рассказ «Каштанка»

Паганель: Почему знаменитый , и какое литературное открытие удалось сделать Чехову, вы расскажите после наших уроков.

  1. Сообщение темы урока.

-Спасибо за интересное выступление. Немного об истории создания этого произведения:

Этот рассказ появился в газете «Новое время» (25 декабря 1887 года) под названием «В учёном обществе»

В 1892 году рассказ вышел отдельным изданием уже под названием «Каштанка»

Впоследствии в своей книге «Мои звери» дрессировщик В.Л.Дуров утверждал, что рассказ Чехова – это история рыжей собаки Дурова Каштанки. Более того, в жизни история имела подтверждение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов собака осталась у дрессировщика. Другой герой рассказа , гусь Иван Иванович, тоже имел свой прототип.

«Учёный гусь выступал в Москве, в цирке.

Сам Чехов писал «То, что у меня по-видимому, подходит для детей, -это две сказки из собачьей жизни…»

Имелись в виду «Каштанка» и «Белолобый»

Тема нашего урока «Сказка из собачьей жизни» (Доска)

  1. Выборочное чтение

Давайте вспомним этот рассказ и прочитаем отрывки, которые вам наиболее запомнились. (чтение отрывков из текста)

  1. Первичное восприятие.

Какие чувства, эмоции вызвал этот рассказ?

-Какие мысли возникли после прочтения?

-Что влияет на восприятие художественного произведения?

Попробуйте ответить на этот вопрос в тетради.

Подчеркните слово, с которого начнёте ответ

(на восприятие художественного произведения влияет)

  1. Работа в группах.

-Каждый читатель по-своему интерпретирует художественное произведение.

-Какое слово не совсем знакомо?

(доска: «интерпретация»)

-Кто знает значение этого слова?

-Давайте поиграем с этим словом. (задание на карточках. Работа в группах)

А) Образуйте из букв и слогов этого слова новые слова. Можете добавлять одну – две буквы, которых нет в слове «интерпретация», если они вам необходимы для образования новых слов.

Б) Прочитайте друг другу в группе получившиеся слова. Дополните свой ряд слов словами ваших товарищей. Запишите их.

В) Используя слова, образованные из букв и слогов слова «интерпретация», дайте усилиями всей группы коллективное определение, что такое «интерпретация»

Интерпретация (словарь) – 1. Истолкование, разъяснение, смысла чего-либо.

2.В искусстве актёра, режиссёра, музыканта – творческое раскрытие какого-либо художественного произведения.

-Подберите слова-синонимы к этому слову. (Зная значение этого слова, вы сможете выполнить задание)

  1. Постановка проблемы вопроса.

Переходим ко второму заданию в тетради (ответы)

–О чём , по-твоему этот рассказ?

-Кого из героев тебе в результате больше всего жаль? Почему?

-Почему по-твоему , Каштанка всё-таки вернулась к прежнему хозяину?

-Кто из детей прав? У всех разное мнение. Почему?

-Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.

  1. Работа в группах (запись на доске)

-Прочитайте, как интерпретировали смысл рассказа разные исследователи:

_история о собаке, её жизни и о чувстве привязанности к хозяину.

-размышления об одиночестве, о бесповоротном уходе тех,  к кому привязался.

-взгляд на мир через видение собаки.

-история «очеловечивания» собаки под влиянием нового хозяина.

-С каким вы согласны, почему?

Вернёмся к вопросу: Кто прав?

-Можно на него ответить?

-Давайте узнаем, какое мнение у наших героев?

  1. Итог урока

-Каждый человек по-разному интерпретирует смысл художественного произведения. Восприятие зависит от жизненного опыта, духовного мира, интересов и личностного отношения к произведению.

  1. Домашнее задание.

На уроке вы высказывались на основе своих чувств, эмоций. А дома вам нужно будет доказать , на сколько ваша интерпретация обоснована, опираясь на само произведение.

  1. Рефлексия(карточка)»Закончи предложение….»

- мне было интересно на уроке потому, что……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....

Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".

Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".Цели: -  развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на...

Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...

Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».

изучение связи древнерусского языка с природными символами...

План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс

План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс...

Урок по литературе в 8 классе. Жизнь и творчество И. А. Крылова.

Басня «Лягушки, просящие Царя».Тип урока: Изучение нового материала.Вид урока: комбинированный (беседа, презентация)Цель урока – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и пу...