Урок по литературе 5 класс "Сказка из собачьей жизни"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок по рассказу А.П.Чехова "Каштанка", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе. 5 класс
«Сказка из собачьей жизни»
А.П.Чехов
Цели: -Формирование личностного отношения к прочитанному
-Знакомство с понятием «интерпретация»
-Развитие связной речи, аналитических навыков
-Воспитание гуманного отношения к животным
Ход урока:
- Орг. момент
- Вступительная беседа.
-Начинаем урок литературы. ( Стук в дверь, входят герои)
-Вы узнали наших гостей?
(Первый ученик- Шерлок Холмс
Второй ученик – капитан Григорьев
Третий ученик – Д, Артаньян
Четвёртый ученик –Паганель)
Д,Артаньян : Мы узнали, что вы сегодня начинаете изучать одну из любимейших наших тем в литературе – тему о животных.
Шерлок Холмс: Трудно представить себе нашу жизнь без животных, которые живут рядом с нами, которые любят нас и преданы нам. Вы согласны, господа?
Григорьев: Конечно, когда я служил в Заполярье, я видел, как помогают жителям Севера собаки, сам сколько раз ездил на собачьих упряжках. А олени? Да что говорить! Без помощи животных: лошадей, слонов, верблюдов – люди и сейчас во многих случаях не могут обойтись. А как замечательно путешествовать, например, на лошадях.
Д,Артяньян: Да, друзья, я не забуду никогда ту замечательную лошадь, что подарил мне отец. Вы помните, конечно, первую главу «Три мушкетёра» На этой лошади я въехал в город Менга, и тут началось такое……
Паганель: Позвольте, друзья. Я думаю, это не самое главное..
-Ребята, у кого дома есть животные?
-А кто мечтает о том, чтобы они были?
-Почему же люди нуждаются в животных? Как вы думаете? (ответы учащихся)
-Я считаю, что сегодня животные рядом с человеком не столько потому, что они полезны, сколько потому что это необходимо самому человеку. Это, если хотите, потребность души… Может быть, поэтому трудно найти писателя, который бы не написал о животных. А есть писатели-анималисты, для которых животные – это главная тема. Друзья, я полагаю, вы читали произведения этих писателей. (ответы учащихся)
-Прекрасно. Я бы мог ещё очень вам рекомендовать почитать Джека Лондона, например, «Белый клык», а ещё Сетон-Томпсон, и , конечно, Джеральд Дарелл…
Д,Артаньян: Удивительный рассказ есть у А.П.Чехова «Каштанка»
-Поднимите руку, кто уже читал это произведение?
-А вы знаете, что Чехов любил животных и наблюдал за ними? У него дома почти постоянно жили собаки, а одно время – даже ручной журавль.
Григорьев: Среди друзей писателя был знаменитый дрессировщик Владимир Дуров, от него Чехов слышал множество рассказов о повадках зверей. Благодаря этим рассказам и своим собственным наблюдениям за животными Чехов написал свой знаменитый рассказ «Каштанка»
Паганель: Почему знаменитый , и какое литературное открытие удалось сделать Чехову, вы расскажите после наших уроков.
- Сообщение темы урока.
-Спасибо за интересное выступление. Немного об истории создания этого произведения:
Этот рассказ появился в газете «Новое время» (25 декабря 1887 года) под названием «В учёном обществе»
В 1892 году рассказ вышел отдельным изданием уже под названием «Каштанка»
Впоследствии в своей книге «Мои звери» дрессировщик В.Л.Дуров утверждал, что рассказ Чехова – это история рыжей собаки Дурова Каштанки. Более того, в жизни история имела подтверждение: Дуров судился со столяром из-за собаки, и в конце концов собака осталась у дрессировщика. Другой герой рассказа , гусь Иван Иванович, тоже имел свой прототип.
«Учёный гусь выступал в Москве, в цирке.
Сам Чехов писал «То, что у меня по-видимому, подходит для детей, -это две сказки из собачьей жизни…»
Имелись в виду «Каштанка» и «Белолобый»
Тема нашего урока «Сказка из собачьей жизни» (Доска)
- Выборочное чтение
Давайте вспомним этот рассказ и прочитаем отрывки, которые вам наиболее запомнились. (чтение отрывков из текста)
- Первичное восприятие.
Какие чувства, эмоции вызвал этот рассказ?
-Какие мысли возникли после прочтения?
-Что влияет на восприятие художественного произведения?
Попробуйте ответить на этот вопрос в тетради.
Подчеркните слово, с которого начнёте ответ
(на восприятие художественного произведения влияет)
- Работа в группах.
-Каждый читатель по-своему интерпретирует художественное произведение.
-Какое слово не совсем знакомо?
(доска: «интерпретация»)
-Кто знает значение этого слова?
-Давайте поиграем с этим словом. (задание на карточках. Работа в группах)
А) Образуйте из букв и слогов этого слова новые слова. Можете добавлять одну – две буквы, которых нет в слове «интерпретация», если они вам необходимы для образования новых слов.
Б) Прочитайте друг другу в группе получившиеся слова. Дополните свой ряд слов словами ваших товарищей. Запишите их.
В) Используя слова, образованные из букв и слогов слова «интерпретация», дайте усилиями всей группы коллективное определение, что такое «интерпретация»
Интерпретация (словарь) – 1. Истолкование, разъяснение, смысла чего-либо.
2.В искусстве актёра, режиссёра, музыканта – творческое раскрытие какого-либо художественного произведения.
-Подберите слова-синонимы к этому слову. (Зная значение этого слова, вы сможете выполнить задание)
- Постановка проблемы вопроса.
Переходим ко второму заданию в тетради (ответы)
–О чём , по-твоему этот рассказ?
-Кого из героев тебе в результате больше всего жаль? Почему?
-Почему по-твоему , Каштанка всё-таки вернулась к прежнему хозяину?
-Кто из детей прав? У всех разное мнение. Почему?
-Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос.
- Работа в группах (запись на доске)
-Прочитайте, как интерпретировали смысл рассказа разные исследователи:
_история о собаке, её жизни и о чувстве привязанности к хозяину.
-размышления об одиночестве, о бесповоротном уходе тех, к кому привязался.
-взгляд на мир через видение собаки.
-история «очеловечивания» собаки под влиянием нового хозяина.
-С каким вы согласны, почему?
Вернёмся к вопросу: Кто прав?
-Можно на него ответить?
-Давайте узнаем, какое мнение у наших героев?
- Итог урока
-Каждый человек по-разному интерпретирует смысл художественного произведения. Восприятие зависит от жизненного опыта, духовного мира, интересов и личностного отношения к произведению.
- Домашнее задание.
На уроке вы высказывались на основе своих чувств, эмоций. А дома вам нужно будет доказать , на сколько ваша интерпретация обоснована, опираясь на само произведение.
- Рефлексия(карточка)»Закончи предложение….»
- мне было интересно на уроке потому, что……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....
Конспект урока по литературе. Тема : «Любовь в жизни Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения в романе».
Урок литературы в 10 классе....
Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".
Урок по литературе. Тема: "Дружба в жизни и лирике А.С. Пушкина".Цели: - развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на...
Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...
Интегрированный урок биологии-литературы «Природные символы в жизни древних славян».
изучение связи древнерусского языка с природными символами...
План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс
План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс...
Урок по литературе в 8 классе. Жизнь и творчество И. А. Крылова.
Басня «Лягушки, просящие Царя».Тип урока: Изучение нового материала.Вид урока: комбинированный (беседа, презентация)Цель урока – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и пу...