Урок литературы. "Раннее творчество М.Горького. "Старуха Изергиль". 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок предназначен для учащихся 7 класса. Рассматривается раннее творчество М.Горького. Работа с текстом, анализ произведения "Старуха Изергиль".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
Класс: 7
Тема: Раннее творчество М.Горького. «Старуха Изергиль».
Учитель: Величко Татьяна Николаевна, г. Санкт-Петербург
Цели: 1. знакомство с жизнью и ранним творчеством М.Горького;
2. обучение работы с текстом, со словом, умение составлять сравнительную характеристику;
3. воспитание в детях чувства к прекрасному; умение разграничить «высокое» и «низкое» в поведении человека.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и ранним творчеством М.Горького.
На доске записан эпиграф к уроку: «В жизни всегда есть место подвигам».
Эти слова сказал один из героев Горького. В ходе урока мы должны с вами подумать и ответить на вопросы: «Всегда ли в жизни есть место подвигам?», «Как каждый человек понимает слово «подвиг», что для него это слово значит?».
- Ученик подготовил презентацию о жизни М.Горького.
Перед показом презентации учитель ставит перед классом вопросы:
- Назвать отличительные черты характера М. Горького;
- Что было главным в жизни писателя.
III. Слово учителя.
Горький вошёл в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. В свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его вера в человека, в его душевное благородство, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному – тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.
Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) можно назвать программным для молодого Горького. Здесь сходятся все любимые и дорогие темы и мысли молодого писателя. В рассказе отразились впечатления Горького от его скитаний по Южной Бессарабии ранней осенью 1891г. Под Аккерманом он нанялся в артель молдован – работать на уборке винограда. По вечерам он внимательно слушал их песни и сказки. Тогда-то он и услышал легенду о герое Данко.
М.Горький был исключительно требователен к себе и, как правило, всегда выражал недовольство своими произведениями. «Старуха Изергиль» в этом отношении является одним из немногих исключений. Он так писал А.П.Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».
IV. Вопросы на восприятие.
- Что вы испытали, когда прочитали этот рассказ?
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Какой эпизод вызвал чувство жалости?
- Есть ли в этом рассказе эпизоды, которые вызывают чувство удовлетворения, восторга?
V. Дома должны были подумать над вопросом: «В чём своеобразие жанра этого произведения?»
Художественные образы, мысли и чувства близки духу народного творчества, и рассказ воспринимается как народная легенда. «Старуха Изергиль» – это не сказка, а рассказ.
- В чём разница между сказкой и рассказом?
- Докажите, что это рассказ, опираясь на текст.
Автор даёт ряд реалистических подробностей: – точно указывает, где происходит его встреча со старухой Изергиль и что он делает в Бессарабии; – реалистично дан облик самой старухи Изергиль: «сухой голос», «дрожала рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы»; – легенды передаются и слушаются реалистическими персонажами в реальной обстановке.
VI. Горький даёт образ прекрасной природы, которая не только составляет фон рассказа, но поогает раскрыть идейное содержание произведения.
- Какая идея этого произведения?
Природа блещет красотой и радостью жизни. С образом прекрасной природы сливается образ народа – красивых, сильных, жизнерадостных людей, умеющих не только трудиться, но наслаждаться жизнью, петь и любить, создавать красоту и любоваться ею.
- Кого напоминают эти люди?
Горький использует большое количество эпитетов, которые как бы одушевляют природу. Природа даётся в движении.
- Что такое эпитет? Привести примеры эпитетов из произведения.
VII. Рассмотрим композицию произведения.
Рассказ состоит из трёх самостоятельных эпизодов.
- Кто объединяет эти эпизоды?
- Что вы можете рассказать о старухе Изергиль?
В её жизни переплеталось добро и зло. Это образ женщины одарённой, смелой, мужественной, жаждущей счастья и радости. Она прожила мятежную жизнь, н а её жизни не было цели.
Но всё же в Изергиль есть то, что объединяет её с Данко.
- Что объединяет Изергиль и Данко? (прочитать в произведении).
VIII. В этом рассказе есть ещё два персонажа.
- Назовите эти персонажи.
- Как вы считаете, кто является истинным героем? Почему?
Давайте посмотрим, как Горький описывает этих героев.
- На какую деталь во внешнем облике Горький обращает внимание?
(В тетради записывают разными цветами):
Ларра: с холодными и гордыми глазами; ловок, сильный, хищный, жестокий, у которого не было ни племени , ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.
Данко: в очах много силы и живого огня; кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо; любил людей больше себя.
- Почему вы выбрали такие цвета?
- Какой образ сопутствует образу Данко?
Образ огня, горящего сердца, солнечного блеска. Его любовь к людям и желание послужить им, его высокие стремления сливаются с его красотой,силой и молодостью. «Данко молодой красавец. Красивые – всегда смелые».
IX. Мы с вами рассмотрели два противоположных образа:
Образ Ларры: присущ индивидуализм, презрение к людям; он уверен, что свобода – это независимость от людей.
Образ Данко: ради людей пожертвовал собою. Жить во имя других.
- Помимо чтения, что ещё помогло вам представить образ героя? (рисунки)
X. - Кто может совершить подвиг?
Смерть Данко – это его бессмертие. «Что я сделаю для людей?» Не задав себе такого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя сознательно действовать в жизни.
Этот урок закончу словами Гёте:
«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой».
XI. Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: «Что я сделаю для людей?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок -проект по творчеству Ф. Карима в 7 классе
“Татарстан Республикасы Буа шәһәре М.М. Вахитов исемендәге гимназия”гомуми белем муниципаль учреждениесе Фатих Кәрим – шагыйрь һәм солдат.( Фатих Кәримнең тормышы һәм иҗаты буен...
Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе
Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант"...
Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе
Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...
Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс
Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс...
Урок-квест по творчеству А.С. Пушкина, 7 класс
Урок проводится в школьной библиотеке. В материале представлены конспект урока, раздаточные материалы и лве презентации с заданиями для команд...
Урок-викторина по творчеству А.С.Пушкина, 9 класс (у/о)
Заключительный урок в системе изучения творчества А.С.Пушкина в 9 классе школы (у/о)...
Урок литературы. Ранние романтические произведения Максима Горького.
Урок обучающий, повторительно-обобщающий.Цели:Обучающие:1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.2. Повторить понятие романтизма.3.Повторить понятие аллегории.4.Вы...