Урок литературы. "Раннее творчество М.Горького. "Старуха Изергиль". 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок предназначен для учащихся 7 класса. Рассматривается раннее творчество М.Горького. Работа с текстом, анализ произведения "Старуха Изергиль".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Класс: 7

Тема: Раннее творчество М.Горького. «Старуха Изергиль».

Учитель: Величко Татьяна Николаевна, г. Санкт-Петербург

Цели:       1. знакомство с жизнью и ранним творчеством М.Горького;

      2. обучение работы с текстом, со словом, умение составлять сравнительную    характеристику;

          3. воспитание в детях чувства к прекрасному; умение разграничить «высокое» и «низкое» в поведении человека.

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и ранним творчеством М.Горького.

            На доске записан эпиграф к уроку: «В жизни всегда есть место подвигам».

            Эти слова сказал один из героев Горького. В ходе урока мы должны с вами подумать и ответить на вопросы: «Всегда ли в жизни есть место подвигам?», «Как каждый человек понимает слово «подвиг», что для него это слово значит?».

  1. Ученик подготовил презентацию о жизни М.Горького.

            Перед показом презентации учитель ставит перед классом вопросы:

  • Назвать отличительные черты характера М. Горького;
  • Что было главным в жизни писателя.

III. Слово учителя.

       Горький вошёл в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. В свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его вера в человека, в его душевное благородство, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному – тут он был достойным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

      Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) можно назвать программным для молодого Горького. Здесь сходятся все любимые и дорогие темы и мысли молодого писателя. В рассказе отразились впечатления Горького от его скитаний по Южной Бессарабии  ранней осенью 1891г. Под Аккерманом он нанялся в артель молдован – работать на уборке винограда. По вечерам он внимательно слушал их песни и сказки. Тогда-то он и услышал легенду о герое Данко.

        М.Горький был исключительно требователен к себе и, как правило, всегда выражал недовольство своими произведениями. «Старуха Изергиль» в этом отношении является одним из немногих исключений. Он так писал А.П.Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

IV. Вопросы на восприятие.

  • Что вы испытали, когда прочитали этот рассказ?
  • Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
  • Какой эпизод вызвал чувство жалости?
  • Есть ли в этом рассказе эпизоды, которые вызывают чувство удовлетворения, восторга?

V. Дома должны были подумать над вопросом: «В чём своеобразие жанра этого произведения?»

     Художественные образы, мысли и чувства близки духу народного творчества, и рассказ воспринимается как народная легенда. «Старуха Изергиль» – это не сказка, а рассказ.

  • В чём разница между сказкой и рассказом?
  • Докажите, что это рассказ, опираясь на текст.

     Автор даёт ряд реалистических подробностей: – точно указывает, где происходит его встреча со старухой Изергиль и что он делает в Бессарабии; – реалистично дан облик самой старухи Изергиль: «сухой голос», «дрожала рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы»; – легенды передаются и слушаются реалистическими персонажами в реальной обстановке.

VI. Горький даёт образ прекрасной природы, которая не только составляет фон рассказа, но  поогает раскрыть идейное содержание произведения.

  • Какая идея этого произведения?

     Природа блещет красотой и радостью жизни. С образом прекрасной природы сливается образ народа – красивых, сильных, жизнерадостных людей, умеющих не только трудиться, но  наслаждаться жизнью, петь и любить, создавать красоту и любоваться ею.

  • Кого напоминают эти люди?

        Горький использует большое количество эпитетов, которые как бы одушевляют природу. Природа даётся в движении.

  • Что такое эпитет? Привести примеры эпитетов из произведения.

VII. Рассмотрим композицию произведения.

        Рассказ состоит из трёх самостоятельных эпизодов.

  • Кто объединяет эти эпизоды?
  • Что вы можете рассказать о старухе Изергиль?

         В её жизни переплеталось добро и зло. Это образ женщины одарённой, смелой, мужественной, жаждущей счастья и радости. Она прожила мятежную жизнь, н а её жизни не было цели.

        Но всё же в Изергиль есть то, что объединяет её с Данко.

  • Что объединяет Изергиль и Данко? (прочитать в произведении).

VIII. В этом рассказе есть ещё два персонажа.

  • Назовите эти персонажи.
  • Как вы считаете, кто является истинным героем? Почему?

       Давайте посмотрим, как Горький описывает этих героев.

  • На какую деталь во внешнем облике Горький обращает внимание?

       (В тетради записывают разными цветами):

    Ларра: с холодными и гордыми глазами; ловок, сильный, хищный, жестокий, у которого не было ни племени , ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

    Данко: в очах много силы и живого огня; кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо; любил людей больше себя.

  • Почему вы выбрали такие цвета?
  • Какой образ сопутствует образу Данко?

     Образ огня, горящего сердца, солнечного блеска. Его любовь к людям и желание послужить им, его высокие стремления сливаются с его красотой,силой и молодостью. «Данко молодой красавец. Красивые – всегда смелые».

IX. Мы с вами рассмотрели два противоположных образа:

      Образ Ларры: присущ индивидуализм, презрение к людям; он уверен, что свобода – это независимость от людей.

      Образ Данко: ради людей пожертвовал собою. Жить во имя других.

  • Помимо чтения, что ещё помогло вам представить образ героя? (рисунки)

X. -  Кто может совершить подвиг?

       Смерть Данко – это его бессмертие. «Что я сделаю для людей?» Не задав себе такого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя сознательно действовать в жизни.

       Этот урок закончу словами Гёте:

       «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой».

XI. Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: «Что я сделаю для людей?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок -проект по творчеству Ф. Карима в 7 классе

“Татарстан Республикасы Буа шәһәре  М.М. Вахитов исемендәге гимназия”гомуми белем муниципаль учреждениесе   Фатих Кәрим – шагыйрь һәм солдат.( Фатих Кәримнең тормышы һәм иҗаты буен...

Урок литературы по творчеству А. Фета в 10 классе

Урок- литературный салон в 10 классе "А.Фет. Поэт- художник.Поэт-музыкант"...

Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе

Урок литературы  по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...

Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс

Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс...

Урок-квест по творчеству А.С. Пушкина, 7 класс

Урок проводится в школьной библиотеке. В материале представлены конспект урока, раздаточные материалы и лве презентации с заданиями для команд...

Урок-викторина по творчеству А.С.Пушкина, 9 класс (у/о)

Заключительный урок в системе изучения творчества А.С.Пушкина в 9 классе школы (у/о)...

Урок литературы. Ранние романтические произведения Максима Горького.

Урок обучающий,  повторительно-обобщающий.Цели:Обучающие:1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.2. Повторить  понятие романтизма.3.Повторить  понятие аллегории.4.Вы...