Героизм и предательство в произведениях русской литературы
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
Урок внеклассного чтения проведен в 7 классе по следующим произведениям: по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", по рассказу В.Астафьева "Солдат и мать", по рассказу М.Горького "Мать изменника" и повести Вл. Железникова "Чучело".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroizm_i_predatelstvo_v_proizvedeniyah_russkoy_literatury.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Героизм и предательство в произведениях русской литературы
(по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», рассказу В.Астафьева «Солдат и мать», рассказу М.Горького «Мать изменника», повести Вл. Железникова «Чучело»)
Цель урока: развитие у учащихся умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков, поведения людей.
Задачи урока: 1. Образовательные: научить анализировать произведение, опираясь на жизненный и читательский опыт;
2. Развивающие: развитие творческого мышления; развитие умений сравнивать, обобщать; научить школьников понимать мир, поступки посредством художественного произведения; развитие умений видеть достоинства и недостатки в характере человека, их диалектическую взаимосвязь, определить мотивы поведения; развитие умений аргументировать свою точку зрения.
3. Воспитательные: формирование нравственных качеств: ответственности за поступок, воспитание силы воли; обсуждение сложных жизненных ситуаций; пробуждение способности к самооценке.
4. Общедидактические: создать условия для раскрытия индивидуальности ребенка.
Тип урока урок комплексного применения знаний и умений.
Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный.
Средства обучения: • художественный текст, • презентация.
Эпиграф: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...» М.Горький
Ход урока
Актуализация знаний. Мотивация к уроку.
Сила и слабость человека, честь и бесчестие, предательство и подвиг. Этих проблем мы неоднократно касались на уроках литературы.
Давайте вспомним, в каких произведениях русской литературы поднимаются эти вопросы. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», рассказ В.Астафьева «Солдат и мать», рассказ М.Горького «Мать изменника», повесть Владимира Железникова «Чучело»).
Тему сегодняшнего урока я обозначила так: «Героизм и предательство в произведениях русской литературы»
Цели и задачи урока:
? Как вы думаете, чем мы с вами сегодня на уроке будем заниматься?
- Анализировать текст;
-Отвечать на вопросы;
- Разбирать литературные характеры;
- Делать выводы, умозаключения, на которые будем опираться в жизни.
Поставьте главный вопрос урока, на который мы должны дать ответ в конце урока.
Что лежит в основе героизма и предательства? Какие качества человека ведут к способности совершить подвиг?
Эпиграф: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...» М.Горький
Прежде всего вспомним повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Какие герои рисуются перед вашими глазами, когда вы слышите слово «герой».
- Тараса Бульбы и Остапа.
? Какой подвиг совершил Тарас Бульба? Остап?
Одни и те же родители родили и воспитали двух сыновей. Один из них становится героем, а второй – предателем. Почему?
| Остап | Андрий |
1 | Любовь к Отечеству, к дому, к матери | На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное. |
2 | Преодолевает нежелание учиться, лень Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности | Учится без напряжения, легко Не преодолевает трудности |
3 | Никогда не выдаёт товарищей | Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей |
4 | Прямодушие | Скрытность |
5 | Считался одним из лучших товарищей | Отдаляется от товарищей |
6 | Хладнокровие | Безрассудство. Горячность, запальчивость, вспыльчивость. |
Что явилось результатом этих нравственных ценностей?
Остап – герой, это слово означает «СЫН ЗЕМЛИ», он умеет любить Родину, свой народ, высоко несет в себе чувство собственного достоинства, чести, при жизни страдание, муки, вечная память после смерти, память несет гордость за Остапа, родителям за сына.
Андрий – предатель - бесчестье для родителей, неуважение, осуждение со стороны земляков, товарищей не только предателя, но и родителей, позор, память приносит страдание живым.
? Вспомним мать в рассказе В.Астафьева. Назовите элементы её портрета.
- «Женщина с высцветшими глазами, в глубине которых еще угадывался васильковый цвет», это женщина, «которую тяжелое железное колесо войны переехало по самому сердцу». «На вид ей можно было дать под 50…Казалось, будто она что-то потеряла и все время силилась припомнить что и когда». «… лампа осветила далеко упрятанное, затвердевшее, как алмазное зернышко, горе. Этакое не вянущее, но и не прорастающее зернышко»
? Когда видим мать впервые в рассказе М.Горького «Мать изменника?»
- В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в чѐрный плащ. Люди, увидав еѐ, спрашивали друг друга: Это она? Она! – и прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо неѐ, а начальники патрулей сурово предупреждали еѐ: “Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом...”. Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на неѐ; вооружѐнные люди обходили еѐ, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, из улицы в улицу, немая и чѐрная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя еѐ, жалобно ползли печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на по- беду.
- Как относились соседи к матери предателя в рассказе Астафьева?
- «У меня ночевать не останавливаются. Не то место»…
«Навстречу моей хозяйке ковыляла старуха. Она остановилась, приложила к глазам руку козырьком, затем неожиданно плюнула и перешла на другую сторону улицы»…
«Она заученным движением человека, которому никто ничего не подает, нащупала на столе кружку, отпила глоток и продолжала почти неслышно».
- Эта женщина тоже как труп, как тень.
? Есть ли вина матери в том, что сын стал предателем?
- Мир понапрасну не судит! Говорят. Гадюка, когда родит, то пожирает гадят, если они не расползутся. А я вот вроде бы не змея, но тоже…
Одно дитя – свет в оконце…
«Нашкодит - под крыло;
Школу бросил - под крыло;
Пить взялся - под крыло;
Девушку-невесту обидел - шито-крыто сделала;
Все считала - шалости ребячьи.
Только уж когда он товарищей в черные дни спокинул, когда он чужеземцу в услужение нанялся,
я очнулась и вижу:
ничего-то он не любит – ни родную деревню, ни мать… Э-эх, кабы прежние годы вернуть, кабы сызнова все начать…»
«будь он проклят, будь проклято чрево, носившее его!..» ( из рассказа М.Горького «Мать изменника»). ?
В чем вина матери?
Как укор матери - светлеющее пятно на стене от когда-то висевшего портрета сына. Это позор матери.
А в рассказе М.Горького «Мать изменника» мать со словами «Человек, я сделала для Родины всё, что могла». - убивает собственного сына-предателя.
На слайде вы видите картину Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды». Как вы думаете, почему перед вами эта картина? Кто такой Иуда? Что он сделал?
- Предал Иисуса Христа, сына Божьего.
? Так почему Иисус Христос подпустил к себе предателя? Ведь он все видит, все знает?
Давайте немного остановимся на повести Владимира Железникова «Чучело».
Дед, Николай Николаевич Бессольцев, слушая рассказ внучки, Ленки Бессольцевой, о жестокости её одноклассников, говорит: «До чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке замечать мгновение его величия...» ( стр. 286) «Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие» (стр. 305)
Кто такая Ленка Бессольцева?
- Это главная героиня рассказа Вл. Железникова «Чучело».
Какое отношение имеет это произведение к сегодняшней нашей теме?
- В этой повести также автор затрагивает тему героизма и предательства.
? Кого вы можете назвать героем? Почему?
Ленка Бессольцева «обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них».
Она отличается не только бесстрашием в критическую минуту, чем приводит в изумление Шмакову и Попова, не только тем, что может пожалеть человека и помочь ему, но и тем, что подвергает анализу беспощадному свое поведение и всю сложившуюся ситуацию. В нравственном отношении она старше своих одноклассников.
Кого предал Димка Сомов?
Будучи слабым человеком, он предает и Маргариту Ивановну, рассказав все, одноклассников, не признаваясь в своем доносе, Ленку, молчаливо принимая ее жертву и отворачиваясь в минуту опасности.
В Интернете я нашла письмо семьи Свинкиных, которое было написано после семейного прочтения повести. Послушайте.
В начале урока мы поставили вопрос:
Что лежит в основе героизма и предательства? Какие качества человека ведут к способности совершить подвиг?
Воспитание силы воли, характера.
А как воспитать характер?
Не быть, как все, присушиваться к голосу совести.
Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Именем совести»
Эдуард Асадов
Именем совести
Какие б ни грозили горести
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью
Ни днем, ни ночью, никогда!
И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами —
Взгляни на все глазами ясными
И через совесть пропусти.
Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды
С укором совести своей.
В любви для ласкового взгляда
Порой так хочется солгать,
А совесть морщится: — Не надо!
— А совесть требует молчать.
А что сказать, когда ты видишь,
Как губят друга твоего?!
Ты все последствия предвидишь,
Но не предпримешь ничего.
Ты ищешь втайне оправданья,
Причины, веские слова,
А совесть злится до отчаянья:
— Не трусь, покуда я жива!
Живет она и в час, когда ты,
Решив познать иную новь,
Бездумно или виновато,
Как пса бездомного куда-то,
За двери выставишь любовь.
Никто тебе не помешает,
И всех уверишь, убедишь,
А совесть глаз не опускает,
Она упрямо уличает
И шепчет: — Подлое творишь!
Стоит она перед тобою
И в час, когда, войдя во вкус,
Ты вдруг задумаешь порою
Урвать не самый честный кус.
Вперед! Бери и не робей!
Ведь нет свидетельского взгляда!
А совесть сердится: — Не надо!
— А совесть требует: — Не смей!
Мы вправе жить не по приказу
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, товарищи, идти!
Нельзя ни в радости, ни к горести,
и в зной и ни в колючий снег. \
Ведь человек с погибшей совестью
Уже никто. Не человек!
Рефлексия урока.
? Понравился вам урок? Чем? Нужно ли говорить о подвиге, о предательстве?
Актуально ли это сегодня? Как ты оцениваешь работу класса? Товарища? Свою работу?
Оценки за урок.
Домашнее задание:
Написать сочинение на одну из тем:
Героизм и предательство в произведениях русской литературы;
В чём корень зла?
Как воспитать характер?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»
Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...
интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"
Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...
Бинарный урок литературы и истории «Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы»
Конспект бинарного урока литературы и истории...
КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе
Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит урок проблемного анализа произведений русской литературы 19 века .Данная презе...