Героизм и предательство в произведениях русской литературы
учебно-методический материал по литературе (7 класс)

Урок внеклассного чтения проведен в 7 классе по следующим произведениям: по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", по рассказу В.Астафьева "Солдат и мать", по рассказу М.Горького "Мать изменника" и повести Вл. Железникова "Чучело".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Героизм и предательство в произведениях русской литературы

 (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», рассказу В.Астафьева «Солдат и мать», рассказу М.Горького «Мать изменника», повести Вл. Железникова «Чучело»)

Цель урока: развитие у учащихся умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков, поведения людей.

Задачи урока: 1. Образовательные: научить анализировать произведение, опираясь на жизненный и читательский опыт;

2. Развивающие: развитие творческого мышления; развитие умений сравнивать, обобщать; научить школьников понимать мир, поступки посредством художественного произведения; развитие умений видеть достоинства и недостатки в характере человека, их диалектическую взаимосвязь, определить мотивы поведения; развитие умений аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитательные: формирование нравственных качеств: ответственности за поступок, воспитание силы воли; обсуждение сложных жизненных ситуаций; пробуждение способности к самооценке.

4. Общедидактические: создать условия для раскрытия индивидуальности ребенка.

Тип урока урок комплексного применения знаний и умений.

Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный.

Средства обучения: • художественный текст,  • презентация.

Эпиграф: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...» М.Горький

Ход урока 

Актуализация знаний. Мотивация к уроку.

Сила и слабость человека, честь и бесчестие, предательство и подвиг. Этих проблем мы неоднократно касались на уроках литературы.

Давайте вспомним, в каких произведениях русской литературы поднимаются эти вопросы. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», рассказ В.Астафьева «Солдат и мать», рассказ М.Горького «Мать изменника», повесть Владимира Железникова «Чучело»).

Тему сегодняшнего урока я обозначила так: «Героизм и предательство в произведениях русской литературы»

Цели и задачи урока:

? Как вы думаете, чем мы с вами сегодня на уроке будем заниматься?

- Анализировать текст;

-Отвечать на вопросы;

- Разбирать литературные характеры;

- Делать выводы, умозаключения, на которые будем опираться в жизни.

Поставьте главный вопрос урока, на который мы должны дать ответ в конце урока.

Что лежит в основе героизма и предательства? Какие качества человека ведут к способности совершить подвиг?

Эпиграф: «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть...» М.Горький

Прежде всего вспомним повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Какие герои рисуются перед вашими глазами, когда вы слышите слово «герой».

 - Тараса Бульбы и Остапа.

? Какой подвиг совершил Тарас Бульба? Остап?

Одни и те же родители родили и воспитали двух сыновей. Один из них становится героем, а второй – предателем. Почему?

 

Остап

Андрий

1

Любовь к Отечеству, к дому, к матери

На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное.

2

Преодолевает нежелание учиться, лень

Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности

Учится без напряжения, легко

Не преодолевает трудности

3

Никогда не выдаёт товарищей

Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей

4

Прямодушие

Скрытность

5

Считался одним из лучших товарищей

Отдаляется от товарищей

6

Хладнокровие

Безрассудство. Горячность, запальчивость, вспыльчивость.

Что явилось результатом этих нравственных ценностей?

Остап – герой, это слово означает «СЫН ЗЕМЛИ», он умеет любить Родину, свой народ, высоко несет в себе чувство собственного достоинства, чести, при жизни страдание, муки, вечная память после смерти, память несет гордость за Остапа, родителям за сына.

Андрий – предатель -  бесчестье для родителей, неуважение, осуждение со стороны земляков, товарищей не только предателя, но и родителей, позор, память приносит страдание живым.

? Вспомним мать в рассказе В.Астафьева. Назовите элементы её портрета.

- «Женщина с высцветшими глазами, в глубине которых еще угадывался васильковый цвет», это женщина, «которую тяжелое железное колесо войны переехало по самому сердцу». «На вид ей можно было дать под 50…Казалось, будто она что-то потеряла и все время силилась припомнить что и когда». «… лампа осветила далеко упрятанное, затвердевшее, как алмазное зернышко, горе. Этакое не вянущее, но и не прорастающее зернышко»

? Когда видим мать впервые в рассказе М.Горького «Мать изменника?»

- В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в чѐрный плащ. Люди, увидав еѐ, спрашивали друг друга: Это она? Она! – и прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо неѐ, а начальники патрулей сурово предупреждали еѐ: “Вы снова на улице, монна Марианна? Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом...”. Она выпрямлялась, ждала, но патруль проходил мимо, не решаясь или брезгуя поднять руку на неѐ; вооружѐнные люди обходили еѐ, как труп, а она оставалась во тьме и снова тихо, одиноко шла куда-то, из улицы в улицу, немая и чѐрная, точно воплощение несчастий города, а вокруг, преследуя еѐ, жалобно ползли печальные звуки: стоны, плач, молитвы и угрюмый говор солдат, потерявших надежду на по- беду.

- Как относились соседи к матери предателя в рассказе Астафьева?

- «У меня ночевать не останавливаются. Не то место»…

«Навстречу моей хозяйке ковыляла старуха. Она остановилась, приложила к глазам руку козырьком, затем неожиданно плюнула и перешла на другую сторону улицы»…

«Она заученным движением человека, которому никто ничего не подает, нащупала на столе кружку, отпила глоток и продолжала почти неслышно».

- Эта женщина тоже как труп, как тень.

? Есть ли вина матери в том, что сын стал предателем?

- Мир понапрасну не судит! Говорят. Гадюка, когда родит, то пожирает гадят, если они не расползутся. А я вот вроде бы не змея, но тоже…

Одно дитя – свет в оконце…

«Нашкодит - под крыло;

Школу бросил - под крыло;

Пить взялся - под крыло;

Девушку-невесту обидел - шито-крыто сделала;

Все считала - шалости ребячьи.

Только уж когда он товарищей в черные дни спокинул, когда он чужеземцу в услужение нанялся,

я очнулась и вижу:

ничего-то он не любит – ни родную деревню, ни мать… Э-эх, кабы прежние годы вернуть, кабы сызнова все начать…»

«будь он проклят, будь проклято чрево, носившее его!..» ( из рассказа М.Горького «Мать изменника»). ?

В чем вина матери?

Как укор матери - светлеющее пятно на стене от когда-то висевшего портрета сына. Это позор матери.

А в рассказе М.Горького «Мать изменника» мать со словами «Человек, я сделала для Родины всё, что могла». - убивает собственного сына-предателя.

 На слайде вы видите картину Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды». Как вы думаете, почему перед вами эта картина? Кто такой Иуда? Что он сделал?

- Предал Иисуса Христа, сына Божьего.

? Так почему Иисус Христос подпустил к себе предателя? Ведь он все видит, все знает?

Давайте немного остановимся на повести Владимира Железникова «Чучело».

Дед, Николай Николаевич Бессольцев, слушая рассказ внучки, Ленки Бессольцевой, о жестокости её одноклассников, говорит: «До чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке замечать мгновение его величия...» ( стр. 286) «Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие» (стр. 305)

Кто такая Ленка Бессольцева?

- Это главная героиня рассказа Вл. Железникова «Чучело».

Какое отношение имеет это произведение к сегодняшней нашей теме?

- В этой повести также автор затрагивает тему героизма и предательства.

? Кого вы можете назвать героем? Почему?

Ленка Бессольцева «обладала теми чудными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них».

Она отличается не только бесстрашием в критическую минуту, чем приводит в изумление Шмакову и Попова, не только тем, что может пожалеть человека и помочь ему, но и тем, что подвергает анализу беспощадному свое поведение и всю сложившуюся ситуацию. В нравственном отношении она старше своих одноклассников.

Кого предал Димка Сомов?

Будучи слабым человеком, он предает и Маргариту Ивановну, рассказав все, одноклассников, не признаваясь в своем доносе, Ленку, молчаливо принимая ее жертву и отворачиваясь в минуту опасности.

В Интернете я нашла письмо семьи Свинкиных, которое было написано после семейного прочтения повести. Послушайте.

 

В начале урока мы поставили вопрос:

Что лежит в основе героизма и предательства? Какие качества человека ведут к способности совершить подвиг?

Воспитание силы воли, характера.

А как воспитать характер?

Не быть, как все, присушиваться к голосу совести.

Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Именем совести»

Эдуард Асадов

Именем совести

Какие б ни грозили горести

И где бы ни ждала беда,

Не поступайся только совестью

Ни днем, ни ночью, никогда!

И сколько б ни манила праздными

Судьба тропинками в пути,

Как ни дарила бы соблазнами —

Взгляни на все глазами ясными

И через совесть пропусти.

Ведь каждый, ну буквально каждый,

Коль жить пытался похитрей,

Встречался в жизни не однажды

С укором совести своей.

В любви для ласкового взгляда

Порой так хочется солгать,

А совесть морщится: — Не надо!

— А совесть требует молчать.

А что сказать, когда ты видишь,

Как губят друга твоего?!

Ты все последствия предвидишь,

Но не предпримешь ничего.

Ты ищешь втайне оправданья,

Причины, веские слова,

 А совесть злится до отчаянья:

— Не трусь, покуда я жива!

Живет она и в час, когда ты,

Решив познать иную новь,

Бездумно или виновато,

Как пса бездомного куда-то,

За двери выставишь любовь.

Никто тебе не помешает,

И всех уверишь, убедишь,

А совесть глаз не опускает,

Она упрямо уличает

И шепчет: — Подлое творишь!

Стоит она перед тобою

И в час, когда, войдя во вкус,

Ты вдруг задумаешь порою

Урвать не самый честный кус.

Вперед! Бери и не робей!

Ведь нет свидетельского взгляда!

А совесть сердится: — Не надо!

— А совесть требует: — Не смей!

Мы вправе жить не по приказу

И выбирать свои пути.

Но против совести ни разу,

Вот тут хоть режьте, скажем сразу,

Нельзя, товарищи, идти!

Нельзя ни в радости, ни к горести,

и в зной и ни в колючий снег. \

Ведь человек с погибшей совестью

Уже никто. Не человек!

Рефлексия урока.

? Понравился вам урок? Чем? Нужно ли говорить о подвиге, о предательстве?

Актуально ли это сегодня? Как ты оцениваешь работу класса? Товарища? Свою работу?

Оценки за урок.

Домашнее задание:

Написать сочинение на одну из тем:

Героизм и предательство в произведениях русской литературы;

В чём корень зла?

Как воспитать характер?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...

КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе

Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит  урок  проблемного анализа  произведений русской литературы 19 века .Данная презе...