Шедевр лирики М.Ю.Лермонтова стихотворение Тучи
план-конспект урока по литературе
Знакомство со стихотворением «Тучи» - размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника, о смысле человеческой жизни вообще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shedevr_liriki_m.yu_.lermontova_tuchi.docx | 27.15 КБ |
shedevr_liriki_m.yu_.lermontova_stihotvorenie_tuchi.ppt | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Автор и название стихотворения | |
Тема стихотворения (о чем стихотворение?) | Тема стихотворения -… |
Идея стихотворения (какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?)
| В стихотворении автор выражает мысль о… |
Жанр произведения | Пейзажно-философское |
Композиция (как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?) | Стихотворение можно разделить на... части… |
Настроение стихотворения | В стихотворении царит … настроение |
Приемы художественной выразительности ( метафора, эпитет, олицетворение, риторические вопросы, антитеза....) | Для создания настроения автор использует…
|
Образы: ТУЧИ
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ | |
Личные впечатления от стихотворения. | Читая стихотворение, я … |
Тема: Шедевр лирики М.Ю. Лермонтова – стихотворение «Тучи».
Цель урока: познакомить со стихотворением «Тучи» - размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника, о смысле человеческой жизни вообще.
Тип урока: урок исследование
Планируемые результаты:
Предметные:
- различать образ лирического героя и автора в лирике;
- выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка;
- делать устный и письменный анализ стихотворения;
- владеть навыками выразительного чтения.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные: уметь видеть идею картины
Познавательные: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: развивать способность понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.
Анализ III строфы
В III строфе даются ответы на вопросы лирического героя, которые он задает во II строфе.
- Что гонит тучи?
- Что обозначает эпитет бесплодные?
- Что чуждо тучам? Могут они переживать как человек?
- Какие эпитеты используются для описания туч в 3 строчке.
- Чего нет у туч? А значит, могут ли они быть изгнанниками?
Анализ III строфы
В III строфе даются ответы на вопросы лирического героя, которые он задает во II строфе.
- Что гонит тучи?
- Что обозначает эпитет бесплодные?
- Что чуждо тучам? Могут они переживать как человек?
- Какие эпитеты используются для описания туч в 3 строчке.
- Чего нет у туч? А значит, могут ли они быть изгнанниками?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стихи не пишутся - случаются, Как чувства или же закат. Душа - слепая соучастница. Не написал - случилось так. А.А. Вознесенского Шедевр М.Ю. Лермонтов Стихотворение «Тучи»
Тема урока: Шедевр лирики М.Ю. Лермонтова – стихотворение «Тучи»
ж а н р л и р и к а и д е я П е й з а ж р и ф м а т е м а
ЦЕЛЬ: проанализировать стихотворение и ответить на вопросы: - Что хотел сказать своим стихотворением автор? - Как удалось донести мысль? С помощью каких художественных средств? - Как выразительно читать?
Автор и название стихотворения Тема стихотворения (о чем стихотворение?) Тема стихотворения -… Идея стихотворения (какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя? В стихотворении автор выражает мысль о… Жанр произведения Композиция (как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?) Стихотворение можно разделить на... части… Настроение стихотворения В стихотворении… царит … настроение… Приемы художественной выразительности ( метафора, эпитет, олицетворение, риторические вопросы, антитеза....) Для создания настроения автор использует Образы: ТУЧИ ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Личные впечатления от стихотворения Читая стихотворение, я …
Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
«Над вечным покоем» Исаак Левитан «Облако» Архип Иванович Куинджи
Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Лексическая работа * Лазурь – светло-синий цвет. * Странник – странствующий человек (обычно голодный или бездомный). * Жемчуг – драгоценное украшение. * Изгнанник – человек, который изгнан откуда-нибудь. * Клевета – порочащая кого-нибудь или что-нибудь ложь. * Тяготить – быть в тягость кому-нибудь, обременять. * Нивы - большое поле, возделанное и засеянное, обработанное человеком.
Тучи Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Т - У – Ч – И – тоска уныние чувства искания
сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно… узнать, что… меня удивило…
Д/з. Выразительное чтение стихотворения ИЛИ выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по чтению к стихотворению «Тучи» М. Ю. Лермонтова для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида .
Дидактический материал к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Тучи» для 9 класса коррекционных школ 8 вида может использоваться непосредственно на уроке при изучении данной темы, а также для разработки теста...
Конспект и презентация урока "Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Мотив одиночества в стихотворении "Тучи"
Данная разработка поможет при проведении первого урока в блоке "Творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация состоит из двух частей: первая посвящена биографии Лермонтоав М. Ю., вторая анализу стихотворен...
Урок литературы в 9 классе на тему "Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова". Анализ стихотворения "Родина"
Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...
Пейзажная лирика М.Ю.Лермонтова. Психология лирического героя в стихотворении "Парус".
В презентации даётся полный анализ лирического произведения....
АЛЛЕГОРИЯ. СИМВОЛ. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. ФУНКЦИИ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА (на примере стихотворения «Пленный рыцарь»)
Урок представляет собой комлексный разбор стихотворения М.Ю.Лермонтова "Пленный рыцарь" в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе. Рассчитан на два академических ча...
УРОК литературы в 7 классе по теме « Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»»
Обобщить знания учащихся о творчестве великого русского поэта и писателя, продолжать обучать учащихся анализировать лирические произведения, определять тему и основную мысль произведения. Пополнять св...
Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворения «Утёс» и «Листок»)
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Утёс" и "Листок"....